Созревает — царствующий аспект зрелого Израиля
(7)
Как мы уже не раз отмечали, в Бытии содержатся семена практически всех истин в Писаниях. Если мы хотим вникнуть в глубины повествования о жизни Иосифа, мы должны найти посеянные в нём семена и увидеть, что это — повествование о царствующей жизни. Прежде чем мы рассмотрим эти семена и царствующую жизнь в главах с 45-й по 47-ю, нам нужно рассмотреть ещё два положения, связанные с Иосифом как прообразом Христа.
(с) Христос откроет Своё возвышение и славу покаявшемуся Израилю
Когда все испытания закончились и наступило подходящее время, Иосиф открыл себя и своё возвышение и славу своим братьям (Быт. 45:8, 13). Это прообраз того, как однажды Христос откроется остатку Израиля. У Христа, возвышенной Личности на небесах, есть Свой характер. Он знает, что Ему нужно сделать, чтобы испытать Израиля, и Он знает, сколько времени должно продолжаться это испытание. В нужное время испытание Израиля закончится. После того как все святые будут восхищены и после того как будет завершён суд у судного престола Христа, Христос с побеждающими святыми откроется с небес и остаток Израиля увидит Его. Тогда они поймут, кто такой Иисус из Назарета, и скажут: «Иисус из Назарета — наш Мессия. Он был возвышен и посажен на престол как Господь всех».
Когда Иосиф открылся своим братьям, они, несомненно, были потрясены, увидев его и вспомнив, как они поступили с ним. Однако то, как Иосиф открылся им, было целиком и полностью связано с благодатью. Подобным образом то, как Христос откроется остатку Израиля, будет связано с благодатью. Точно в нужное время Христос откроет, что Он возвышен и что во вселенной нет никого выше Его. Когда Иосиф открылся своим братьям, он сказал, что Бог сделал его отцом фараону, господином во всём его доме и правителем над всей Египетской землёй (Быт. 45:8). Иосиф наставлял даже фараона. Когда Христос откроется в Своей славе остатку Израиля, евреи осознают, что Он намного больше, чем они могли ожидать от Мессии.
(т) Израиль будет участвовать в наслаждении Христовым царствованием
После того как Христос откроется остатку Израиля, Он приступит к Своему тысячелетнему царствованию. Во время тысячелетия евреи будут участвовать в наслаждении Христовым царствованием подобно тому, как братья Иосифа участвовали в наслаждении его царствованием (Быт. 45:18; 47:4-6). Братья Иосифа наслаждались лучшей долей земли в Египте. Это прообраз тысячелетия, в котором евреи будут наслаждаться лучшими произведениями земли. Согласно Зах. 14:16-19, египтяне и представители других народов должны будут приносить приношения Господу в Иерусалим. Если народ откажется пойти в Иерусалим с приношениями для Господа, то в его земле не будет дождя. Поскольку евреи будут едины с Богом, то все приношения Богу будут их долей и наслаждением. Согласно Ветхому Завету, то, что приносилось Богу, становилось долей священников. Точно так же то, что будут приносить Богу в течение тысячи лет, станет долей евреев, которые будут священниками и будут обучать людей на земле, особенно египтян, поклоняться Богу. Я уверен, что во время тысячелетия многие египтяне покаются в том, как они обращались с Израилем в этом веке. Возможно, египтяне скажут евреям: «Мы каемся. Мы не знали, что вы за народ. Возьмите у нас всё, что хотите». Это произойдёт согласно пророчеству и прообразу в Ветхом Завете.
Теперь мы сделаем ещё одно отступление, связанное с вопросом жизни. Не забывайте, что почти всё в Бытии является семенем. Первая книга Нового Завета, Евангелие от Матфея, показывает, с одной стороны, Христа, а с другой — Божье царство. Кроме того, Евангелие от Матфея ясно показывает, что Божье царство становится действительным для нас, когда мы отрекаемся от себя. В 16-й главе показаны и Христос, и церковь, и царство. В этой главе Господь Иисус сказал Своим ученикам, что, если кто-нибудь хочет следовать за Ним, он должен отречься от себя. В конце Бытия мы видим семя истины о самоотречении. В заключительных главах Бытия прообразом Христа является Иосиф, а предызображением царства — дом Израиля. Поскольку Иосиф отрекался от себя, Божье царство стало действительным на практике. Вся вселенная принадлежит Богу, и Бог хочет обрести царство. Хотя Египтом правил фараон, благодаря правлению Иосифа там появилась действительность Божьего царства. Царствование Иосифа было Божьим царством, которое предназначено для исполнения Божьего замысла. Согласно Исходу, Божий замысел состоит в том, чтобы обрести на земле жилище. Но в конце Бытия мы видим Божье царство в миниатюре.
Во всей истории нет никого подобного Иосифу. Братья глубоко обидели его, но он не стремился отомстить им. Иосиф не думал об отмщении. Напротив, он отрёкся от себя и воспитывал своих братьев надлежащим образом и в соответствии с их нуждой. Иосиф воспитывал своих братьев не ради себя, а ради них. Он не думал об отмщении; он заботился о том, чтобы его братья были усовершенствованы и сплочены, чтобы они жили вместе как один совокупный народ. То, что Иосиф велел им не ссориться на пути домой, показывает его беспокойство о них (Быт. 45:24). Иосиф хотел, чтобы его братья были народом, который живёт совокупно как Божье свидетельство на земле. Иосиф как бы говорил им: «Я всё совершил для вас, и у вас есть всё, что вам нужно. Теперь возвращайтесь, благодаря Бога, к моему отцу и приведите его ко мне. Однако я беспокоюсь, что на пути домой вы будете ссориться друг с другом». То, что Иосиф велел братьям не ссориться, также показывает, что он воспитывал своих братьев. Девятерых братьев он воспитывал в общем смысле, а Симеона он воспитывал особо. Отсюда мы видим, что, воспитывая их, он поступал трезво и не был движим своим гневом.
Иосиф был человеком, который отрекался от себя. Всё, что он делал, основывалось на принципе самоотречения. Я не знаю ни одного человека, которому нанесли бы обиду, подобную той, что нанесли Иосифу, и который не имел бы ни малейшего желания отмстить за себя. Когда он открылся своим братьям, они были взволнованы и напуганы (45:3). Однако Иосиф не только простил их, но и принял и утешил их. Он сказал: «И теперь не печальтесь и не гневайтесь на себя за то, что вы продали меня сюда, ибо Бог послал меня перед вами для сохранения жизни» (Быт. 45:5). Здесь мы видим, что тот, кто был обижен, утешал своих обидчиков.
Часто христиане, прощая кого-то, говорят: «Хорошо, я прощаю тебя, но не забывай, что ты совершил серьёзный проступок». Такого рода прощение ничего не значит, поскольку это и прощением нельзя назвать. Когда Иосиф простил своих братьев, он утешил их и велел им не гневаться на себя и забыть, что они сделали ему. Он сказал, что, хотя они продали его в рабство, это было совершено Богом для сохранения жизни. Иосиф не хотел винить своих братьев за то, что они сделали; напротив, он считал их Божьими помощниками. Они помогли Богу отправить его в Египет.
В стихе 7 Иосиф сказал: «Бог послал меня перед вами, чтобы сберечь для вас остаток на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением». Для Божьего замысла требовался остаток. Намерение Бога состояло в том, чтобы потомки Авраама, Исаака и Иакова построили Ему скинию, чтобы Он установил на земле Своё царство. Если бы остаток был отсечён, Божий замысел было бы невозможно исполнить. Тогда Бытие было бы последней книгой Библии. Зная, что голод уничтожит всё живое в Ханаанской земле, Бог приготовил путь, чтобы остаток избранного и призванного рода продолжил своё существование.
Иосиф мог утешать своих братьев, потому что он осознавал, что не они, а Бог послал его в Египет. Он мог сказать: «Спасибо за то, что вы продали меня. Если бы вы не сделали этого, как бы я оказался здесь сегодня?» Прощаем мы других или нет, зависит от нашего видения и осознания. Если мы знаем, что мы живём для Господнего восстановления, нам будет неважно, как сильно другие обижают нас. Мы осознаем, что чем больше нас обижают, тем больше блага это принесёт. Если бы братья Иосифа не продали его в рабство, разве исполнились бы его сны? Его сны исполнились благодаря тем, кто ненавидел его. Иосиф всецело осознавал это, и поэтому он мог простить своим братьям то, что они так плохо поступили с ним.
Сегодня нам нужно так же вести себя в церковной жизни. Если мы будем понимать, что мы живём ради Господнего замысла, ради Господнего восстановления, то мы будем знать, что всё, что происходит с нами, предназначено для Божьего замысла. В Рим. 8:28 говорится: «И мы знаем, что всё вместе работает на благо тем, кто любит Бога, тем, кто призван согласно Его замыслу». Иосиф любил Бога, поэтому всё, что случилось с ним, послужило на благо. Если вы не хотите простить тех, кто обидел вас, значит вы близоруки. Но если вы увидите всю глубину сделанного Богом, у вас никогда не возникнет желания отомстить. Вместо этого вы будете готовы простить тех, кто обидел вас. Вы скажете: «Слава Господу! То, что случилось со мной, послужило на благо не только мне, но и Божьему народу. То, что происходит со мной, работает на благо ради царства Божьего».
То, что Иосиф понимал, что именно Бог послал его в Египет, — это семя истины, содержащейся в Рим. 8:28. Жизнь Иосифа служит иллюстрацией этого стиха и примером того, что всё работает на благо тем, кто любит Бога. Семя, посеянное в Бытии, вырастает в Рим. 8:28 и пожинается в 15-й главе Откровения, где мы видим победителей, которые стоят на стеклянистом море, обозначающем испытания, проверки и страдания. Братья Иосифа помогли ему взойти на престол. Если бы они не продали его в рабство, он не оказался бы в Египте. Таким образом, продав его в рабство, они привели его к престолу. Не жалуйтесь на то, что делают с вами жена, или муж, или святые в церкви. Для тех, кто любит Бога, всё вместе работает на благо. Ключевой вопрос состоит в том, любим мы Бога или нет. Если вы любите Его, то даже несчастный случай будет работать вам на благо. Но если вы не любите Его, то даже окончание университета с учёной степенью не будет работать вам на благо. Я много страдал в своей жизни, но меня утешало то, что всё работает мне на благо. Всякий раз, когда я страдал, я вспоминал Рим. 8:28 и сразу же утешался.
Когда Иосиф был молодым семнадцатилетним человеком, ему нужно было пройти испытания и проверки. Поскольку Иосиф был любимым сыном своего отца Иакова, он жил в приятной обстановке и любые страдания были исключены. Он постоянно находился под защитой отца. Но однажды по всевластию Господа Иаков послал Иосифа к его братьям и они продали его в рабство. Благодаря страданиям, которые в результате этого постигли Иосифа, он был обучен, чтобы стать правителем. В этом мы видим Божью мудрость.
Сначала Иосифу приснились сны, в которых он увидел, что братья склоняются перед ним. Но для того чтобы это видение исполнилось, Иосифу пришлось претерпеть многие страдания, особенно со стороны самых близких ему людей. С семнадцати до тридцати лет Иосиф постоянно страдал. Ему нужно было претерпеть все эти страдания, чтобы он был усовершенствован и обрёл определённые качества. Бог послал Иосифа в Египет для сохранения жизни, чтобы сберечь остаток, предназначенный для исполнения Его замысла.
Не пугайтесь этого слова о страданиях Иосифа. Возможно, вы просили Господа сделать вас сегодняшним Иосифом. Господь ответит на молитву тем, что проведёт вас через определённые страдания. Когда наступят страдания, вы скажете: «Сколько это ещё будет продолжаться, Господь? Сны других людей уже исполнились, но где исполнение моего сна?» В конце концов вы будете освобождены. Иосиф проявлял терпение и отрекался от себя. Он не делал ничего ради собственного наслаждения; он всё делал ради воспитания и совершенствования своих братьев.
Чтобы укрепить своих братьев, Иосиф показал им своё возвышение и славу и сказал им, что Бог сделал его отцом фараону. В Быт. 45:13 он сказал: «Расскажите же моему отцу обо всей моей славе в Египте». Братья Иосифа считали его равным фараону. Но Иосиф как бы говорил: «Я отец фараону. Я даже больше, чем вы предполагаете, потому что Бог сделал меня отцом фараону. Вы видели всю мою славу. Возвращайтесь и расскажите моему отцу обо всём, что вы видели». Здесь Иосиф не выставляет себя напоказ. Он укрепляет своих братьев, чтобы они привели к нему отца.
После тринадцати лет страданий Иосиф был возведён на престол и стал правителем земли. Разумеется, он очень хотел увидеть своего отца. Мы, возможно, недоумеваем, почему, взойдя на престол, он ничего не сделал, чтобы осуществить своё желание. Он мог бы послать из Египта колесницы и привезти отца к себе. Однако Иаков был привезён к нему только через девять лет. У Иосифа были и власть, и положение, позволявшие ему что-то сделать, но он не стал предпринимать никаких действий. На месте Иосифа я бы обязательно что-то предпринял. Я бы взял множество колесниц и поехал к своему отцу. Если бы я узнал, что он умер, я отправился бы на его могилу. Если бы Иосиф поступил таким образом, это было бы совершенно нормально. Но то, что за эти девять лет Иосиф не предпринял никаких действий, не означает, что он не думал о своём отце. Иосиф не был ни куском камня, ни куском дерева; он был живым человеком, полным чувств, и он очень любил своего отца. Разлучившись со своим отцом на многие годы, он, должно быть, часто думал о нём. Он, скорее всего, понимал, что Египет находится очень близко от дома его отца в Ханаанской земле. Он знал, что путь туда займёт всего несколько дней. Тем не менее он подчинился Божьему всевластию и не стал ничего делать.
Иосиф предпочёл подчиниться Божьей всевластной руке и не предпринимать никаких действий. Возможно, он молился: «Господь, Ты Сам послал меня сюда, провёл меня через все страдания и возвёл меня на престол. По Твоей воле, Господь, я нахожусь вдали от своего отца. Я понимаю, Господь, что всё это исходит от Тебя. Поэтому я не осмеливаюсь ничего делать. Я буду ждать времени, определённого Твоим всевластием». Я уверен, что Иосиф молился таким образом. Это показывает, что он был человеком, который отрекался от себя. Хотя он взошёл на престол и стал правителем земли, он ничего не делал ради себя и своего наслаждения. Он был полностью предан Божьим интересам. Жизнь Иосифа была жизнью, которая ожидала времени, определённого Божьим всевластием. Вместо того чтобы что-то предпринять самому ради встречи со своим отцом, Иосиф подчинился Божьему всевластию и молился: «Господь, сделай что-то. Если Ты ничего не сделаешь, то и я ничего не буду делать». Молодые братья и сёстры, я надеюсь, что Господь многое сделает с вами ради Своего восстановления. Но вам нужно усвоить один урок: не идите вперёд сами. Не делайте ничего своими усилиями. Оставайтесь под Божьим всевластием и позвольте Богу что-то предпринять. Все необходимые действия должны предприниматься Им.
Как чудесно повествование о жизни Иосифа! Поскольку Иосиф полностью находился под Божьим водительством, ему не приходилось сожалеть о том, что он сделал. Иосиф — это живая иллюстрация откровения, показанного в Новом Завете. Он был человеком, который отрекался от себя, не имел своих интересов, своего наслаждения, своих чувств, своих честолюбивых стремлений и своих целей. Всё предназначалось для Бога и для Божьего народа. Поэтому, когда наступило подходящее время, он сердечно пригласил отца прийти к нему.
Рассматривая жизнь Иосифа, мы можем усвоить много уроков. Иосифу приснились сны, и он истолковал свои сны и сны других людей. Все эти сны исполнились. Иосиф, однако, понимал, что ему не хватало одного — присутствия его отца. С человеческой точки зрения, ничто не могло удовлетворить Иосифа, кроме присутствия его отца. Но Иосиф не делал ничего от себя, чтобы обрести присутствие своего отца. Вместо этого он проявлял терпение, дожидаясь подходящего времени. В течение девяти лет он ничего не предпринимал. Наконец у него появилась возможность что-то сделать. Однако он понимал, что его братья ещё не усовершенствованы, поэтому он не стал ничего делать. Только когда его братья были обучены, он послал своё приглашение. Это приглашение было сделано по инициативе Божьей всевластной руки. Бог всевластно приготовил подходящую обстановку, чтобы показать, что Иосифу пришло время послать за своим отцом.
Когда Иосиф послал за своим отцом, сам он не пошёл за ним. Почему он этого не сделал? Мы не можем сказать, что у него не было времени, поскольку, когда его отец умер, у него было время, чтобы похоронить его. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, о чём в Библии не было сказано. (Это один из способов изучения Библии.) Иосиф не пошёл за своим отцом, потому что он был ограничен. Он не хотел ничего делать согласно своим чувствам. Его чувства были ограничены. Иосиф не покидал Египет, чтобы увидеться со своим отцом, и он не посылал никого разузнать, приближается ли караван. На самом деле Иаков послал Иуду «к Иосифу перед собой, чтобы он показал перед ним дорогу в Гошен» (46:28). Иаков как бы сказал Иуде: «Иуда, отправляйся к Иосифу, скажи, что я иду, и попроси его показать нам путь к нему».
Не думайте, что Иосиф не стремился увидеться с отцом. Он, несомненно, с нетерпением ждал встречи с ним. Но даже в тот день, когда его отец пришёл, Иосиф оставался дома. Он не выехал специально для того, чтобы встретить отца, когда тот был ещё в пути. Я повторяю: Иосиф во всём находился под Божьим ограничением. Но услышав о том, что его отец прибыл в Гошен, Иосиф, «явившись перед ним… бросился ему на шею и долго плакал на его шее» (46:29). Это доказывает, что Иосиф был полон чувств и всем сердцем любил своего отца. Однако он не поступал согласно своим чувствам; напротив, он всегда действовал, находясь под Божьим ограничением. Благодаря этому он мог быть правителем.
Если вы не способны управлять собой, вы не сможете быть хорошим правителем. Предположим, вы даёте выход своему раздражению всякий раз, когда вас что-то раздражает. В этом случае Святой Дух не сможет управлять вами. Но если мы подчиняемся правлению Духа, то каждый раз, когда нас что-то раздражает, мы будем просить Господа быть милостивым к нам. Чтобы управлять другими, мы должны сами находиться под Божьим ограничением. Жизнь под Божьим ограничением является лучшим воспитанием, готовящим нас к царствованию в грядущем веке. Человек, который ведёт себя как ребёнок, человек, для которого не существует ограничений, не сможет быть царём в грядущем царстве. В этом вопросе — житии под ограничением — мы видим зрелость жизни. Пусть это слово поможет всем, кто любит Господа, восстановление и церковную жизнь.
В Господнем восстановлении есть люди с разным прошлым, с разными предрасположенностями и представлениями. По причине всех этих различий нам нужно ограничивать себя. Если мы не будем ограничивать себя и будем свободно выражать свои чувства, мы нанесём другим вред. Впоследствии мы будем раскаиваться в том, что сделали, но будет уже поздно. Вы говорите: «У меня есть право выражать то, что я чувствую». Да, у вас есть такое право, но вы наносите вред другим. Вы хотите, чтобы церковная жизнь была надлежащей? Тогда вам нужно находиться под Божьим ограничением. Посмотрите ещё раз на пример Иосифа. Он сумел принести на землю царство только потому, что отрекался от себя. Если бы он поступал не согласно Божьему водительству, а согласно своим чувствам, то он бы всё испортил. Но Иосиф был человеком, который полностью находился под Божьим ограничением. Поэтому благодаря ему смогло прийти Божье царство. Чтобы царство стало действительным на практике, потребовался человек, который жил под ограничением и отрекался от себя.
То же самое относится сегодня к нам. Вы хотите иметь приятную церковную жизнь? Тогда вам нужно находиться под ограничением и отрекаться от себя. Всем нам нужно научиться этому. Предположим, Иосиф не отрекался бы от себя. Тогда Божье царство не смогло бы прийти и стать действительным на практике. То, что Иосиф отрекался от себя, то, что он подчинился ограничению Божьей всевластной руки, было ключом к практике жизни царства. Мы благодарим Бога за жизнь Иосифа, жизнь самоотречения. Посредством этой жизни Божий замысел был исполнен и царство было принесено, стало действительным и было применено на практике. В результате того что Божий замысел был исполнен, дети Израиля разделили наслаждение царством.
У Иосифа были положение и власть делать всё, что он хочет. Однако он не делал ничего для себя. Более сорока лет тому назад я услышал такую фразу: самый сильный человек — тот, кто способен не делать того, что он может сделать. У вас есть власть, положение и возможность что-то сделать, но при этом вы этого не делаете. Я познакомился с историей Иосифа много лет тому назад. Но раньше я не видел, что, взойдя на престол и став правителем Египта, Иосиф не воспользовался своей властью, чтобы увидеться со своим отцом. Взойдя на престол, Иосиф не сделал ничего, чтобы избавиться от одиночества, хотя он был разлучён со своим отцом уже тринадцать лет. Когда братья пришли к нему в первый раз, он не стал ничего делать. У Иосифа были власть и положение, чтобы изменить свои обстоятельства, но он не сделал того, что он был в силах сделать. Это показывает, что он был самым могущественным человеком, который был способен не делать того, что он мог сделать. Иосиф был таким человеком, потому что он находился под Божьей рукой, под Божьим ограничением.
Первые девять лет своего правления в Египте Иосиф, должно быть, снова и снова соприкасался с Господом. Вероятно, когда он молился Господу и спрашивал Его, можно ли ему навестить своего отца, Господь велел ему ничего не предпринимать. Неделя за неделей Иосиф, наверное, молился: «Господь, не пришло ли время что-то сделать, чтобы привести сюда моего отца?» Я думаю, что Господь отвечал ему: «Нет, время ещё не пришло. Тебе не нужно ничего делать, чтобы исполнить свой сон. Просто жди и позволь Мне это сделать». Возможно, посредством молитвы Иосиф получил подтверждение, что его сны — от Бога и что Бог Сам исполнит их. Поскольку Иосифу не нужно было ничего делать, он продолжал молчать. Он был способен не делать того, что он был в силах сделать. Когда его братья пришли в Египет в первый раз, он не пытался устроить приход своего отца. Даже когда настало время его отцу прийти в Египет, Иосиф не вышел ему навстречу. Я полагаю, что это был результат того, что он находился под Господним ограничением. Иосиф знал, что ему не нужно ничего делать для исполнения своих снов. Это было настоящим отречением от себя и подлинным несением креста.
Нести крест — значит воздерживаться от того, что вы в силах сделать. У вас есть право и сила, чтобы сделать всё необходимое для осуществления вашего желания, но вы воздерживаетесь от этого. На это способен только самый сильный человек. Самый сильный человек не тот, кто способен что-то сделать, а тот, кто способен не делать того, что он в силах сделать. Такое отречение от себя — это единственный путь, посредством которого можно принести Божье царство и осуществить жизнь царства. Как мы увидим в следующем сообщении, жизнь царства пришла благодаря способности Иосифа не делать того, что он был в силах сделать. Сегодня нам нужно быть такими людьми.
Сами по себе мы, несомненно, не можем быть такими людьми. Наша жизнь не обладает силой не делать того, что она способна сделать. Когда у нас появляется возможность что-то сделать, мы просто делаем это. Но жизнь Христа обладает силой не делать того, что она способна сделать. Это — ключ к четырём Евангелиям и к жизни Господа Иисуса. Часто у Него были положение, сила и соответствующая обстановка, позволявшие Ему сделать многое, но у Него также была сила не делать этого. Например, Он мог попросить Отца послать двенадцать легионов ангелов, чтобы избавить Его, но у Него была сила не делать этого (Мф. 26:53). Такая жизнь, которая отрекается от себя, несёт крест, — это жизнь, которая готовит приход царства.