Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 114

Секрет освобождения и возвышения Иосифа

  В этом сообщении в качестве отступления мы рассмотрим секрет освобождения и возвышения Иосифа.

I. Претерпев страдание в течение ещё двух лет, Иосиф достиг требуемого возраста

  Читая 40-ю главу, кто-то, возможно, захочет от лица Иосифа спросить Господа, почему Он так долго держал его в тюрьме. Иосифу было семнадцать-восемнадцать лет, когда он был брошен в тюрьму, и ему было около двадцати восьми лет, когда он истолковал сны своих двух товарищей в тюрьме. К тому моменту, когда были освобождены товарищи Иосифа, он провёл в темнице по крайней мере десять лет и при этом его собственные сны ещё не исполнились. Вы бы сказали: «Господь, это слишком долго. Ты уже десять лет испытываешь Иосифа. Почему Ты не освободил его вместе с его двумя товарищами? Когда Иосиф истолковал сон виночерпия, он попросил виночерпия вспомнить о нём. Но тот забыл Иосифа, и ничего не произошло. Господь, человеку легко забыть, но Ты Бог, и Ты ничего не забываешь. Почему Ты оставил Иосифа в тюрьме ещё на два года?» Однажды я был озарён и увидел, что Иосиф остался в тюрьме ещё на два полных года (Быт. 41:1), потому что ему нужно было достичь тридцати лет (Быт. 41:46).

  Сегодня многие молодые люди надеются, что их выпустят из клетки, как только им исполнится восемнадцать лет. Но согласно Библии, нам нужно достичь не восемнадцати и даже не двадцати восьми, а тридцати лет. Те, кто служил Богу священниками, в полной мере приступали к служению в возрасте тридцати лет (Числ. 4:3). Те, кому не исполнилось тридцати лет, были учениками, а не полноценно функционирующими священниками (Числ. 8:24). Когда Господь Иисус начал служить, Ему тоже было тридцать лет (Лк. 3:23). Поэтому если бы Иосиф взошёл на престол в возрасте двадцати восьми лет, то в этом аспекте он уже не смог бы быть прообразом Христа. Ему должно было исполниться тридцать лет. Когда я увидел это, я убедился, что эти два года были необходимы для того, чтобы Иосиф соответствовал всем требованиям. Если бы он не остался там ещё на два дополнительных года, то его возраст был бы меньше требуемого.

  Молодые люди, каким бы долгим ни было ваше испытание, не разочаровывайтесь. Вам нужно признать, что ваши испытания — от Бога. Никто не может взойти на престол, если не будет испытан и проверен. Мы хотим взойти на престол немедленно, но Бог говорит: «Ещё не время. Не говори со Мной о престоле. Тебя нужно поместить в темницу». Если вы ищете Господа, то Господь поместит вас в темницу. Возможно, все окружающие: жена, дети, старейшины и остальные братья и сёстры — собираются относиться к вам с уважением, но всё, что они делают, служит лишь тому, чтобы поместить вас в темницу. Нам нечего сказать на это. Если не будет темницы, мы не сможем взойти на престол. Не покидайте её раньше срока; оставайтесь в темнице до тех пор, пока не закончится ваш срок и вы не получите венец. Вам нужно по крайней мере два года.

  Хотя у меня нет никакого намерения помещать вас в темницу и у вас нет никакого намерения помещать меня в темницу, фактически мы именно это и делаем: мы помещаем друг друга в темницу. Когда вы женились, разве у вас было намерение помещать свою жену в темницу? Разумеется, у вас не было такого намерения. Но именно это вы и сделали. Мы помещаем других в темницу ненамеренно и неосознанно. Мои дети делали это со мной. Иногда они говорили мне, как сильно они любят меня, но про себя я думал: «Ваша любовь помещает меня в темницу». Тем не менее нам нужно сказать: «Аллилуйя за темницу! Хотя я провёл в ней уже десять лет, мне нужно остаться ещё на два года!» Я повторяю: не покидайте темницу раньше срока. Оставайтесь в ней и пусть ваше пребывание будет славным, и вы будете не скрежетать зубами, а возносить хвалы Господу.

  Жанна Гюйон могла славить Господа в своей темнице. Она даже написала стихотворение, в котором она уподобила себя птице в клетке. В первой строфе говорится:

  Как птица заперт я
Вдали от всех полей
И Богу, кто меня пленил,
Пою в тюрьме моей;
Мне пленником приятно быть,
Тебе, мой Бог, чтоб угодить.

  Жанна Гюйон полюбила свою клетку, свою темницу.

  Если бы Иосиф не пробыл в темнице двенадцать лет, он не был бы пригоден для того, чтобы править Египетской землёй. Для этого ему должно было исполниться тридцать лет. Эти двенадцать лет в темнице проделали над ним большую работу, причём не путём объективного образования, а путём субъективных страданий и воздействий. Наберитесь терпения, и в конце концов вы будете пригодны для того, чтобы править. Но для этого вам нужно достичь требуемого возраста; вам нужно провести в темнице ещё некоторое время.

II. Иосиф освобождён из тюрьмы косвенным образом благодаря тому, что истолковал сон виночерпия

  Теперь мы переходим к моему бремени в этом сообщении. Моё бремя в том, чтобы показать, что Иосиф был освобождён из тюрьмы благодаря тому, что он говорил верой. Иосифу приснилось, что он поднимающийся сноп и что его братья склонились перед ним. Прошло десять лет, но его сон так и не исполнился. Если бы это произошло с нами, то мы были бы в высшей степени разочарованы и сказали бы: «Этот сон пора забыть. Я больше не хочу видеть сны или слышать что-либо о снах». Если бы всё так и произошло, то Иосиф никогда не освободился бы из тюрьмы. Он был освобождён из темницы благодаря своему говорению. Однако Иосиф был освобождён не тогда, когда он истолковал сны своих двух товарищей. Он истолковал их сны, говоря верой. Если бы мне пришлось толковать сны других, я бы опасался, что меня спросят о моих собственных снах, поскольку я увидел видение, но у меня не было ни его переживания, ни его исполнения. Поэтому я бы не осмелился ничего рассказывать из страха, что мне скажут: «О чём ты говоришь? Не говори о снах, пока твои собственные сны не исполнятся. Я тебе не верю». Но хотя сны Иосифа не исполнились, он смело говорил верой. Если бы кто-то начал задавать ему вопросы, он бы ответил: «Да, мне приснились два сна. Хотя они ещё не исполнились, я верю в них. Возможно, они исполнятся завтра». В итоге, благодаря своему говорению, Иосиф был освобождён из тюрьмы. Если бы он не говорил виночерпию, то никто не рассказал бы фараону об Иосифе. Именно виночерпий сообщил фараону о том, что в тюрьме есть человек, умеющий толковать сны (41:9-13). Таким образом, Иосиф был освобождён из тюрьмы косвенным образом благодаря тому, что он истолковал сон виночерпия.

  У меня тоже было подобное переживание. В 1957 году я был обеспокоен одной проблемой, возникшей в церквях на Тайване. Но однажды Господь показал мне, что я должен забыть об этой проблеме и начать говорить о царстве и Новом Иерусалиме, говорить людям о том, что сегодняшняя церковная жизнь является миниатюрой Нового Иерусалима. Поэтому я начал смело говорить об этом сначала в Тайбэе, а затем в Маниле. Один пожилой британский миссионер побывал на собраниях в Маниле и услышал мои сообщения. После одного из собраний он подошёл ко мне и спросил: «Брат Ли, вы имеете в виду, что всё это будет в настоящем или в будущем?» Я ответил, что имею в виду и то и другое; тогда он сказал: «Новый Иерусалим, несомненно, будет в будущем, но я не вижу его здесь и сейчас. Почему вы говорите, что он и в настоящем, и в будущем?» Тем не менее я продолжал утверждать это. Он не мог поверить, но я верил. В итоге он оставил церковную жизнь. Это показывает, что чем больше вы будете отвергать видение, тем больше вы будете вне церковной жизни. Вы скажете: «Церковной жизни не существует. Это просто сон брата Ли. Давайте забудем об этом». Но чем больше вы будете так говорить, тем больше вы будете отдаляться от сегодняшней церковной жизни. Нам нужно говорить: «Аллилуйя! Слава Господу! Я верю, что церковная жизнь находится здесь и сейчас». Чем больше вы будете так говорить, тем больше вы будете находиться в ней. Таково видение того, кто видит сны.

  Все мы должны говорить как те, кто видит сны. Чтобы начинать говорить, не нужно ждать, пока появятся переживания. Сначала говорите. Говорите, как только вы увидите видение, и тогда у вас будет переживание. Эндрю Мюррей однажды сказал, что хороший служитель всегда говорит больше, чем он переживал. В каком-то смысле хороший служитель должен быть «хвастуном». Все те годы, что я живу в Америке, я смело говорю о церковной жизни, поэтому некоторые могут решить, что я хвастаюсь. В связи с церковной жизнью меня спрашивали: «Брат Ли, неужели это осуществимо?» На что я отвечал: «А почему нет?» Для тех, кто говорит, что церковную жизнь иметь невозможно, это действительно невозможно. В 1962 году мы провели первую конференцию в Соединённых Штатах. Сразу после конференции меня пригласили погостить у одного брата в городе Уиттиер. Однажды хозяин дома спросил меня: «Брат Ли, вы действительно хотите сказать, что то, о чём вы говорите в своём служении, осуществимо?» Я ответил: «Уверяю вас, это действительно так. Я могу даже дать вам письменную гарантию». Осуществимо ли это видение, зависит от ваших уст. Если вы говорите: «Нет», то для вас оно неосуществимо. Но если вы говорите: «Да», оно осуществимо для вас, даже если оно неосуществимо для других. Всё зависит от того, что вы говорите: «Да» или «Нет». Если вы говорите: «Нет», то будет «нет», но если вы говорите: «Да», то будет «да». Что касается сна, видения, очень важно, что мы говорим: «Да» или «Нет», поскольку исполнится либо наше «да», либо наше «нет».

III. Иосиф получил власть непосредственно благодаря тому, что истолковал сны фараона

  Благодаря своему говорению Иосиф не только был освобождён из тюрьмы, но и взошёл на престол. Своим говорением он проложил себе путь к престолу. Он получил власть непосредственно благодаря тому, что истолковал сны фараона (Быт. 41:25-44). Если бы мне предстояло истолковать сны фараона, то я был бы очень осторожен, опасаясь, что фараон спросит меня о моих снах. Я боялся бы, что фараон скажет: «У тебя нет никаких переживаний. Для чего мне слушать твоё истолкование? Твои собственные сны не исполнились. Как могут исполниться мои сны? Прочь от меня». Однако Иосиф, толкуя сны фараона, говорил смело, и благодаря своему говорению он получил власть. Вы хотите освободиться? Вы хотите получить власть? Тогда вам нужно говорить. Чем больше вы будете говорить, тем в большей степени вы будете освобождены. Не говорите, что вы не готовы говорить, потому что чем больше вы говорите, что вы не готовы и что вы в темнице, тем дольше вы пробудете в этой темнице. Чем больше вы будете говорить, тем в большей степени вы будете освобождены. Освобождение придёт благодаря вашему говорению. В нашем переживании мы обнаружили, что чем больше мы говорим, тем в большей степени мы освобождаемся. Я не могу высказать, насколько меня освобождает моё говорение. Когда я возвращаюсь домой после говорения на собрании, я чувствую радость и освежение. Моё говорение освобождает меня от любого заключения. Многие вещи не беспокоят меня, потому что своим говорением я прокладываю себе путь из темницы. Учитесь своим говорением выводить себя из темницы. Лучший способ освободиться — это говорить.

  Если вы хотите получить власть, вам нужно говорить. Иосиф получил власть благодаря говорению. Благодаря говорению он не только взошёл на престол, но и получил власть над всей землёй. Чем больше вы будете говорить, тем больше у вас будет власти. И освобождение, и власть приходят благодаря говорению. Где бы вы ни находились: дома, в учебном заведении или на работе, вам нужно говорить. Когда вы приходите на собрание, вам нужно говорить. Мы должны говорить всегда. Чем больше мы будем говорить, тем бо́льшим освобождением мы будем наслаждаться и тем больше власти мы получим.

IV. Иосиф преподносит пищу людям благодаря своему толкованию снов

  Благодаря своему говорению Иосиф также стал снабжать других пищей. Он преподносил людям пищу благодаря своему толкованию снов. Вы можете сказать, что у вас ничего нет. У вас ничего нет, потому что вы молчите. Почему вы молчите там, где вы учитесь, где вы живёте и куда вы приходите на собрания? Почему вы не говорите? Вы скажете: «У меня недостаточно переживаний, чтобы я мог что-то сказать. Я нахожусь в церковной жизни уже многие годы. В начале мне говорили, что церковная жизнь будет славной. Но сейчас она не кажется мне славной. Поэтому я не могу говорить с уверенностью о славной церковной жизни». Но чем меньше вы будете говорить о славной церковной жизни, тем меньше вы будете находиться в такой церковной жизни. Вам нужно говорить вопреки тому, что вы чувствуете. Скажите что-то не согласно вашему чувству, а согласно вашему видению. Если вы провозгласите, что церковная жизнь славная, вы окажетесь в славной церковной жизни, которая возникнет благодаря вашему говорению. Если вы скажете: «У меня этого нет», то у вас этого не будет. Но если вы будете говорить с положительным настроем, вы будете снабжать других пищей. Благодаря своему говорению вы получите освобождение, власть и пищу. Аллилуйя, всё это приходит благодаря говорению!

  Все эти годы меня время от времени спрашивали: «Брат Ли, откуда у вас столько жизни? Всякий раз, когда я вас вижу, вы такой свежий и полный жизни». Я отвечаю, что я освежаюсь и получаю жизнь благодаря говорению. Если бы я поехал в какое-то место и при этом мне не пришлось бы там говорить, то меня можно было бы хоронить. Но когда я говорю, я получаю освобождение и власть и у меня есть пища для снабжения людей. Я могу засвидетельствовать перед всеми, что, поскольку мне приходится говорить больше всех, я в большей степени освобождён, у меня больше власти и больше пищи. О, все мы должны научиться говорить! Говорите не согласно своему переживанию, а согласно своему видению.

V. Жизнь Иосифа была жизнью снов

  Иосиф был настоящим сновидцем, и его жизнь была жизнью снов. Победоносный и побеждающий христианин обязательно является сновидцем. Вам должны сниться сны, и вам нужно толковать чужие сны. Изо дня в день нам нужно говорить согласно нашему видению, согласно нашим снам. Кроме того, нам нужно толковать видения других, а также жить согласно нашему видению. Мы должны говорить не согласно своим чувствам, а согласно нашему видению. Все мы провидцы. Поскольку мы провидцы, мы всё делаем согласно видению. Хотя то или иное событие ещё не произошло, мы говорим согласно увиденному о нём, и мы обнаруживаем, что наше видение осуществляется.

  Сравнивая Иосифа с другими выдающимися людьми в Бытии, мы видим, что ему нет равного в том, что касается снов и страданий. Ни у кого из остальных семи великих людей не было столько снов, сколько было у Иосифа; Иосиф постоянно имел дело со снами. Кроме того, его жизнь не имела себе равных в том, что касалось страданий.

  Сны требуют толкования, а толкование связано с говорением. Поэтому Иосиф постоянно говорил. Благодаря его говорению все эти сны исполнились. Сначала своим говорением Иосиф навлёк на себя неприятности. Если бы он не говорил о своих снах, его не постигли бы неприятности. Его братья возненавидели его и продали его в рабство только потому, что он говорил о своих снах. Если бы Иосиф промолчал о том, что ему приснилось, у него не было бы никаких проблем. Его страдания были вызваны его говорением.

  После ихэтуаньского («боксёрского») восстания многие святые в Англии отчаянно молились за обширную территорию Китая. Господь ответил на их молитвы — Он вошёл и начал осуществлять замечательную работу в университетах по всей стране. Тысячи студентов, в том числе блестящих учеников, были пленены Господом, и многие из них увидели видение. Я был одним из этих студентов, и я хорошо знаю, что тогда происходило. Брат Ни был не единственным, кто получил видение в отношении церкви. Многие другие тоже что-то увидели. Однако они боялись говорить о своём сне о церкви. Эти студенты боялись миссионеров, чьей целью было продвижение их миссионерской деятельности, их миссионерской церкви. Они боялись, что, говоря о чём-то отличавшемся от деятельности миссионеров, они навлекут на себя неприятности. Из-за своего смелого говорения брат Ни был предан. В середине двадцатых годов он опубликовал двадцать выпусков газеты «Христианин». В статьях, публикуемых в этой газете, брат Ни говорил согласно своему сну. В результате он был осмеян и навлёк на себя неприятности. Миссионеры, учителя и богословы (все они были старше его) пренебрегали им и противостояли ему. Брат Ни увидел видение о поместных церквях в каждом городе по всему Китаю. Четверть века спустя его сон исполнился. К 1948 году в разных провинциях Китая насчитывалось около пятисот поместных церквей.

  Но прежде чем сон брата Ни исполнился, он пережил много страданий, причинённых не только посторонними, но и своими, которые подняли смуту. Из-за этой смуты его служение было на несколько лет отложено в сторону. Брат Ни как-то сказал одному брату, что он уже никогда не сможет возобновить своё служение. Это показывает, как тяжело страдал брат Ни. Он страдал так сильно, что ему казалось невозможным когда-либо возобновить своё служение. Но, к его большому удивлению, в 1948 году Господь что-то сделал, чтобы восстановить его служение. Всё это будет ясно описано в биографии брата Ни, которая сейчас готовится к изданию. В результате возобновления служения брата Ни были воздвигнуты сотни церквей в городах Китая. Всё это произошло благодаря говорению брата Ни, благодаря тому, что он трубил в трубу вместе с несколькими соработниками, которые остались верны ему.

  Позвольте привести свидетельство о нашем переживании на Тайване. Когда мы впервые приехали на Тайвань, мы обнаружили, что это отсталый и неразвитый остров. Тем не менее мы начали говорить в соответствии с нашим видением. Там было много миссионеров, особенно из деноминации Южных баптистов. Когда был потерян материковый Китай, они вложили много денег в работу на Тайване. Хотя нас было очень мало, мы говорили в соответствии с нашим видением. Такое говорение согласно видению привело к неприятностям, поскольку оно возбудило противостояние. Некоторые говорили: «Разве только вы являетесь церковью? Что вы имеете в виду, говоря, что у вас есть церковная жизнь, а у нас её нет?» Мы говорили с большой решимостью. Мы издавали книги и небольшой журнал «Служение Слова», у которого было более трёхсот выпусков. Сегодня мы продолжаем трубить в трубу, используя этот журнал. За последние двадцать восемь лет мы говорили очень много. Наше говорение вызывало неприятности, и в результате нам приходилось терпеть сильное противостояние.

  Но независимо от того, соглашались с нами миссионеры или нет, они в конце концов были покорены и были вынуждены признать, что наша работа была лучшей на Тайване. В одной только церкви в Тайбэе более двадцати трёх тысяч членов. До того как наш сон начал исполняться на Тайване, мы много страдали. Хотя мы страдали от критики и клеветы, мы не переставали говорить. Чем больше другие пытались остановить наше говорение, тем больше мы говорили. Мы продолжали говорить, навлекая на себя неприятности.

  Как мы увидели, сначала говорение Иосифа навлекло на него неприятности. Но позже его говорение избавило его от неприятностей и привело его к исполнению его снов. Всё это произошло благодаря его говорению. И неприятности, и исполнение пришли благодаря говорению. То же самое происходит с нами сегодня. Когда мы говорим о славной церковной жизни, некоторые в неверии качают головой и недоумевают, каким образом это можно осуществить в Соединённых Штатах. Кто-то даже утверждал, что это невозможно. Но это оказалось осуществимо. В течение последних пятнадцати лет этот сон исполняется в Соединённых Штатах.

  Впервые я увидел это видение пятьдесят лет тому назад, и, где бы я ни был, будь то в Китае, на Тайване или в Соединённых Штатах, я всегда говорил согласно этому видению. Для того, кто говорил «нет» этому видению, оно было неосуществимо. Но если кто-то говорил: «Да, это возможно», для них это было возможно. Чем больше мы говорим, что церковь славная, тем более славной она является. Я убеждён, что церковь в Анахайме будет славной, потому что мы приведём себя в эту славу своим говорением. Будьте готовы к тому, что сначала своим говорением вы навлечёте на себя неприятности, а затем своим говорением вы выведете себя из неприятностей и приведёте в исполнение своих снов. Эти три вещи произойдут со всеми нами.

  Некоторые из вас слышали о клеветнической книге «Богочеловеки». Предисловие к этой книге написал Дэвид Эдни. Я познакомился с этим человеком более двадцати лет тому назад; в то время он занимался работой среди студентов на Дальнем Востоке. Ему нравились наши собрания, и иногда он приходил на собрание Господней трапезы в Гонконге. В какой-то момент он приехал на Тайвань для работы в студенческих городках. Он увидел, что наша работа в Государственном Тайваньском университете лучше, чем у других. Наше благовествование было очень эффективным, и он восхищался им. Однажды он пришёл ко мне и сказал, что мы проводим очень хорошую работу в студенческих городках и что он хотел бы работать вместе с нами. Я ответил, что я уважаю его благовестническую работу и что в том, что касается благовестия, мы можем работать вместе. Но я отметил, что его цель отличается от нашей. Целью нашей благовестнической работы было созидание поместной церкви, но его благовествование в конечном итоге помогало деноминациям. Я разговаривал с ним очень откровенно; я сказал: «Брат, тебе нужно ясно увидеть, где находимся мы и где находишься ты. У нас разные цели. Наша цель — созидать поместную церковь в Господнем восстановлении, но итогом твоей работы будет лишь помощь деноминациям». Когда мы так беседовали, я, исходя из его собственных слов, сказал ему, что он вышел из Вавилона, но всё ещё находится на полпути к Иерусалиму. Недавно из письма одного молодого брата я узнал, что брат Эдни рассказал ему о нашем разговоре в Тайбэе и о том, что я сказал ему, что он вышел из Вавилона, но ещё не пришёл в Иерусалим. Я был рад, что он до сих пор помнит мои слова.

  Мне трудно поверить, что этот брат, который был так любезен со мной, мог написать предисловие к этой клеветнической книге, «Богочеловеки». Если бы я мог поговорить с ним лицом к лицу, я бы спросил его: «Брат Эдни, разве ты не веришь, что мы действительно Богочеловеки? Как ты мог написать предисловие к книге, которая так клевещет на нас?» Его предисловие создаёт у людей очень неоднозначное, двусмысленное и отрицательное впечатление обо мне. Мне очень жаль, что этот брат оказался вовлечён в такую клеветническую работу.

  Все эти неприятности были вызваны моим говорением. Противостояние со стороны христианского центра «Мелодилэнд» и человека, известного как «Знаток Библии», было результатом моего говорения. Сегодня я продолжаю навлекать на себя неприятности своим говорением. Чем больше противостояние, тем больше я говорю. Я продолжаю говорить, и я намерен говорить ещё больше. Возможно, моё говорение приведёт к неприятностям, но те, кто противостоит этому говорению, из-за своего противостояния потерпят утрату.

  Предположим, у Иосифа не хватило бы веры или смелости, чтобы истолковать сны виночерпия и пекаря, которые они рассказали ему. Иосиф сказал бы: «Друзья, больше двенадцати лет тому назад мне приснились два сна. Я истолковал эти сны, но они до сих пор не исполнились. Теперь я не знаю, были ли эти сны настоящими или нет. Я боюсь что-либо говорить». Многие из тех, кто за последние пятьдесят лет увидел видение церкви, имели похожий настрой. Некоторые говорили: «Брат Ли, мы не осмеливаемся сказать, что то, что вы делаете, неправильно. Мы также увидели нечто подобное, но мы не уверены в этом. Время покажет». Если бы у Иосифа был подобный настрой в разговоре со своими товарищами в тюрьме, то ничего не произошло бы.

  Как вы полагаете, что случилось бы, если бы Иосиф колебался перед фараоном? Представьте, Иосиф сказал бы: «Фараон, мне тоже снились сны, но они не исполнились. Моё толкование сна начальника виночерпиев исполнилось, но я не знаю, исполнятся ли когда-нибудь мои собственные сны. Но если ты хочешь, я истолкую для тебя твои сны». Если бы у Иосифа был подобный настрой, фараон отослал бы его обратно в тюрьму. Он не стал бы тратить своё время на Иосифа. Но несмотря на то что сны Иосифа не исполнились, он смело сказал фараону, что Бог даст ответ ему во благо (Быт. 41:16). Всем нам нужно усвоить этот урок. Поскольку я увидел это видение, я не могу молчать. Когда я говорю, я спокоен, я радуюсь и я доволен. Чем больше я говорю, тем больше освобождения я получаю.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках