Духовное значение благословения, пророчески сказанного об Иуде, Завулоне и Иссахаре
(2)
Согласно Ветхому Завету, двенадцать сыновей Иакова разделены на четыре группы по три человека в каждой. В своём пророческом слове благословения в Быт. 49 Иаков отталкивается от этих групп. Мы уже рассмотрели первую группу, состоящую из Рувима, Симеона и Левия. В глазах Бога эта группа была чрезвычайно порочной. Рувим осквернился, а Симеон и Левий были жестокими. Повествование о первой группе — это начало повествования о двенадцати сыновьях Иакова. Какое это жалкое начало! Однако это должно стать для нас воодушевлением, потому что наше начало тоже было крайне жалким.
Вторая группа состоит из Иуды, Завулона и Иссахара. Поскольку в этой группе происходит появление Христа, это — группа победы. В этой группе мы видим благовестие, проповедь благовестия и церковную жизнь.
Некоторым покажется, что мы заходим слишком далеко, утверждая, что в 49-й главе Бытия мы видим проповедь благовестия и церковную жизнь как результат этой проповеди. Помните, что первое колено во второй группе — Иуда и что самым значительным аспектом повествования об Иуде является лев. В стихе 9 говорится: «Иуда — молодой лев; с добычи, сын мой, ты взошёл. Он залегает, вытягивается, как лев и как львица». Этот стих следует толковать с помощью Отк. 5:5, где Христос назван Львом из колена Иуды. Без Отк. 5:5 истолковать Быт. 49:9 не просто. Но что касается Отк. 5:5, никто не может отрицать, что Иуда обозначает Христа.
В Новом Завете часто толкуются образы и символы в Ветхом Завете, но в нём не всегда приводятся все подробности этих толкований. В 49-й главе Бытия в связи с Иудой как львом мы видим три аспекта: молодой лев, залёгший лев и львица. В Откровении говорится о Льве из колена Иуды в общем, но ничего не говорится о других, более подробных аспектах. Те, кто подходит к этому законнически, скажут: «Не заходите слишком далеко. Мы можем утверждать только то, о чём сказано в Новом Завете. Больше ничего добавлять нельзя». Это — законничество. В 49-й главе Бытия раскрывается, что Иуда — это лев в трёх аспектах, но в Новом Завете приводится только общее толкование. Почему же нам нельзя сделать ещё один шаг вперёд и дать толкование всех подробностей?
В Новом Завете есть по крайней мере два-три места, где прямо говорится, что в нём сказано не обо всём (Евр. 5:11; 9:5; 11:32). Задумайтесь над Евр. 11:32: «И что ещё скажу? Ибо не хватит мне времени, если буду рассказывать о Гедеоне, Вараке, Самсоне, Иеффае, о Давиде и Самуиле и пророках». Здесь автор Послания к евреям как бы говорит: «У меня нет времени рассказывать вам обо всём. Я затронул только часть того, о чём говорится в Ветхом Завете. Я оставил очень многое незатронутым». Что же нам делать в отношении всего этого? Мы сами должны пойти к Господу и спросить Его. Автор Послания к евреям показал пример толкования Ветхого Завета. У него не было времени истолковать для нас всё. Он оставил кое-что нам, чтобы мы сами сделали это, обратившись непосредственно к Господу. Невозможно не согласиться с этим принципом. Тем не менее некоторые христианские учителя утверждают, что если в Новом Завете не говорится об определённой вещи, то и нам не следует ничего говорить о ней.
Толкование об Иуде в 5-й главе Откровения очень ясное, но что в Новом Завете говорится о Завулоне и Иссахаре? В Мф. 4:15 есть частичное толкование о Завулоне, но нет никакого толкования об Иссахаре. С точки зрения тех, кто настаивает на том, что мы должны молчать, когда молчит Новый Завет, мы не должны ничего говорить об Иссахаре. Но мы не согласны с таким близоруким представлением. То, что колено Иуды имеет духовное значение, полностью подтверждается 5-й главой Откровения. Разве не следует заключить, что колена Завулона и Иссахара тоже имеют духовное значение? Разве может быть так, что Иуда имеет духовное значение, а другие колена в той же группе его не имеют? Утверждать это было бы нелогично; это нелепо.
Как мы отмечали в предыдущем сообщении, в связи с Иудой есть три основных момента: победа Христа, царство Христа и покой в наслаждении Христовым богатством в жизни. Мы видим победу Христа в стихах 8 и 9, царство Христа — в стихе 10, а покой и наслаждение Христовым богатством в жизни — в стихах 11 и 12. Эти три момента не являются произвольным толкованием этих стихов. Если вы считаете моё толкование произвольным, я спрошу вас: «Почему в стихе 9 сначала упоминается молодой лев, а затем упоминаются залёгший лев и львица?» Почему мы видим такую последовательность? Почему первой стоит не львица? Вслед за троекратным упоминанием льва мы видим в стихе 10 скипетр и жезл правителя, обозначающие царствование и царство. Почему царство следует за львом? Почему оно не упоминается первым? После царствования идёт третий аспект: покой в наслаждении Христовым богатством в жизни. Как можно истолковать эти слова, если не придерживаться изложенного в предыдущем сообщении толкования о привязывании осла к виноградной лозе? Что они означают? Кроме того, что значит омывать свои одежды в вине? А что означают глаза, красные от вина, и зубы, белые от молока? Поскольку Новый Завет приводит только толкование стиха 9 в Отк. 5:5, должно быть какое-то толкование для стихов 11 и 12. Что это за толкование? В связи со всеми положениями в стихах с 9 по 12 нам нужно провести много времени в тишине в присутствии Господа, спрашивая: «Господь, что Ты скажешь обо всём этом? Что значит привязать осла к виноградной лозе?» Господь скажет: «Если ты посмотришь в Библии, ты увидишь, что осла использовали для путешествия к определённой цели. Этот путешествующий осёл всегда трудится». Тогда вы скажете: «Несомненно, этот осёл — я. Мне нужно привязать этого осла к виноградной лозе». Виноградная лоза, о которой говорится в стихе 11, — это Христос. В Ин. 15:1 Христос сказал: «Я есть истинная виноградная лоза». Следовательно, привязать осла к виноградной лозе — значит привязать своего осла к Христу. Это только одна иллюстрация правильного понимания этой части Слова.
ІІ. О Завулоне — проповедь благовестия Христа
А. Распространяет богатство Христово
В стихе 13 говорится: «Завулон будет жить у берега моря, и он будет берегом для кораблей». В этом стихе не говорится: «Завулон будет жить у конюшни, полной лошадей и ослов». Также не сказано, что Завулон будет жить на горе. Колено Иуды жило в холмистой местности, в области вокруг горы Сион, где находилась столица страны. Завулон, однако, жил у берега моря. В этом скрыто глубокое значение.
Иуда обозначает победоносного Христа, Того, кто одержал победу для царства, чтобы Его люди покоились в Нём. Разумеется, Иуда должен жить на горе. А Завулон живёт у берега моря, у морского порта. Порт предназначен для отправки товаров, для отправки кораблей. В этой части Слова мы увидели два способа передвижения: на ослах и на кораблях. В Библии часто используются подобные картины. Например, в Ин. 1:29 сказано: «Вот Агнец Божий!» Эта простая картина — Агнец Божий — показывает многое. Подобным образом многое изображено с помощью картины осла и кораблей в 49-й главе. Осёл — это животное, которое перевозит грузы благодаря собственному труду. Но корабли в древности плыли благодаря силе небесного ветра. Несомненно, здесь имеется в виду распространение благовестия Христа. Иуда был предприятием, производившим благовестие, а Завулон был пристанью, распространявшей благовестие, произведённое Иудой.
В Мф. 4:15 показано, что Завулон был частью Галилеи. Господь Иисус начал Своё служение проповеди благовестия царства с Галилеи. После Его воскресения ангел велел женщинам сказать ученикам: «Вот, Он идёт впереди вас в Галилею. Там Его увидите» (Мф. 28:7). Там, в Галилее, воскрешённый Христос встретился с учениками и велел им проповедовать благовестие. Ученики «пошли в Галилею, на гору, куда велел им Иисус», и именно там Он сказал им: «Итак, идите и сделайте учениками все народы» (Мф. 28:16, 19). Завулон был частью области Галилеи. В Деян. 1:11 раскрывается, что первыми проповедниками благовестия были галилеяне. В Деян. 1:8 Господь Иисус сказал этим галилеянам: «Но вы полу́чите силу, когда сойдёт на вас Святой Дух, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до края земли». Из этого мы видим, что Завулон обозначает проповедь благовестия. Иуда обозначает благовестие, состоящее из победоносного Христа, царства Христа и покоя в наслаждении богатством Христа. Это — благовестие, представленное Иудой. Таким образом, Иуда представляет собой колено, которое производит благовестие. После того как благовестие произведено, необходима проповедь благовестия. Поэтому далее следует Завулон, который выполняет эту миссию, то есть высвобождает это бремя, связанное с распространением благовестия.
Надлежащий путь распространения благовестия не связан с использованием ослов, путешествующих благодаря своему труду. Надлежащий путь заключается в том, чтобы распространять благовестие, отправляя «корабли», движимые силой небесного ветра. В Деян. 1:8 Господь велел галилейским проповедникам ждать, пока они не получат силу свыше, а в Деян. 2:2 говорится: «И вдруг с неба раздался шум, как от несущегося сильного ветра». Начиная с того момента началась отправка «кораблей». Одного из этих живых «кораблей» звали Петром. В день Пятидесятницы Пётр был не «ослом», который странствовал и трудился, рассказывая другим, что Иисус — это Спаситель и что они должны уверовать в Него, чтобы не погибнуть. Он был «кораблём», плывущим за счёт силы несущегося сильного ветра. Проповедь благовестия в сегодняшнем христианстве осуществляют главным образом трудящиеся ослы. Но когда вы читаете сообщение Петра во 2-й главе Деяний, вы видите, что в день Пятидесятницы он плыл, как корабль, а не плёлся, как осёл.
Я хотел бы также отметить, что благовестие распространяется посредством парусников, а не посредством пароходов, которые приводятся в движение созданными человеком двигателями. При благовествовании не следует использовать никаких ухищрений. Благовествовать при помощи ухищрений — значит превращать парусник в пароход. История доказывает, что ни ослы, ни пароходы никогда не распространяли благовестие. Согласно истории церкви, всякий раз, когда происходило распространение благовестия, его распространяли парусники — святые, которые плыли, как корабли, под действием силы небесного ветра.
Если вы толкуете стих 13 не так, то как вы его толкуете? Может быть, Завулон был пристанью для кораблей для перевозки картофеля, апельсинов или маслин? Не пренебрегайте контекстом всей Библии. Толкование второй группы из трёх колен тесно связано с Иудой. Значение Иуды определяет всё толкование. Иуда обозначает Христа как благовестие. Согласно духовной истории, за четырьмя Евангелиями следуют Деяния, и Деяния — это книга о галилейских проповедниках. Эти галилейские проповедники представляли собой корабли, которые плыли за счёт силы небесного ветра. Поскольку Иуда производил богатство Христово, Завулон был необходим, чтобы отправлять это богатство народам.
В стихе 13 также говорится: «И его край будет к Сидону». В нём не говорится, что его край будет к Иерусалиму. Сидон был языческим городом за пределами Святой Земли. Он был расположен на море, и из него морские пути шли в самые отдалённые части земли. Поскольку стих 13 написан поэтическим языком, его нужно толковать иносказательно. В этом стихе мы видим пристань для кораблей и границу языческого мира. Этому соответствует история проповеди благовестия в Деяниях. В Деяниях ранние проповедники плыли на кораблях из Святой Земли в Малую Азию и затем через Эгейское море в Грецию, Рим и Испанию. Апостол Павел сел на корабль в Святой Земле и поплыл сначала в Сидон, а в конечном итоге в Рим (Деян. 27:3; 28:14). Таким образом, в истории проповеди благовестия, записанной в Деяниях, исполнилось сказанное в стихе 13.
Однажды я изучал, что говорится о Завулоне в «Синопсисе» Джона Н. Дарби. Он говорит, что граница с Сидоном указывает на смесь с языческим миром. Даже такой великий исследователь Библии, как Дж. Н. Дарби, ошибся в толковании Завулона. Когда он искал толкование значения Завулона, он, вероятно, забыл об Иуде, первом колене в этой группе. Кроме того, он, должно быть, не придал значения тому, как Завулон раскрыт в Новом Завете. В Новом Завете мы видим, что Завулон находился в Галилее языческой, откуда были посланы галилейские проповедники. Таким образом, мы должны быть осмотрительны, принимая мнения других людей. Хотя мы последовали за некоторыми библейскими учителями, мы ни за кем не следуем слепо. Вместо этого мы тщательно и осторожно сверяем каждое положение с Библией. Согласно истории, после того как Иуда произвёл благовестие, Завулон осуществил проповедь благовестия.
В повествовании об Иуде большое значение имеет слово «лев», а в повествовании о Завулоне — слово «корабли». Слово «лев» стоит в единственном числе, а слово «корабли» — во множественном. Есть только один Христос, но много галилейских проповедников. Есть одно благовестие, но много кораблей. Церковь в Анахайме — это «пристань» для «кораблей». Мы — корабли, стоящие в пристани, которые готовы к отплытию с Христом как благовестием. Молодые люди, разве вы не галилейские корабли, готовые к отплытию? Как корабли, вы должны быть готовы к отплытию. Но не нужно выходить в плавание с целью начать какую-то кампанию.
Спустя сотни лет после того, как Иаков произнёс пророческое благословение, записанное в 49-й главе Бытия, Моисей, старый законодатель, сказал: «Радуйся, Завулон, твоему выходу» (Втор. 33:18). Под выходом в этом стихе имеется в виду отплытие. В этом смысле сказанное Моисеем перекликается с тем, что сказал Иаков. Иаков уподобил Завулона кораблям, которые, разумеется, выходят для плавания, а Моисей призвал Завулона радоваться своему выходу. Если мы будем выходить для проповеди благовестия, мы будем радоваться. Самый радостный и счастливый человек — это благовестник. Если вы будете кораблём, плывущим за счёт силы небесного ветра, вы будете полны счастья, веселья и будете вне себя от радости. Вслед за Иудой появляется Завулон в качестве проповеди благовестия. Аллилуйя, у нас есть Иуда в качестве четырёх Евангелий и Завулон в качестве Деяний!
ІІІ. Об Иссахаре — церковной жизни
Теперь мы переходим к Иссахару. Важно отметить, что Иссахар идёт после Завулона, а не до него. Каково духовное значение Иссахара? В стихах 14 и 15 говорится: «Иссахар — крепкий осёл, залёгший между овечьими загонами. И он увидел место покоя, которое хорошо, и землю, которая приятна». За четырьмя Евангелиями и Деяниями следуют Послания, в которых рассматривается церковная жизнь. Следовательно, Иссахар обозначает и олицетворяет церковную жизнь.
Иссахар уподоблен крепкому ослу, залёгшему между овечьими загонами (ст. 14). Упоминание об осле связывает стих 14 со стихом 11, в котором говорится о привязывании ослёнка к виноградной лозе. Таким образом, осёл связывает Иссахара с Иудой. В Иуде, в благовестии, мы видим ослёнка, привязанного к Христу как виноградной лозе. В Иссахаре, в церковной жизни, мы видим крепкого осла, залёгшего между овечьими загонами. В 49-й главе Бытия слово «залегать» означает «покоиться с удовлетворением». После того как Христос, молодой лев, схватил Свою добычу и насладился ей, Он залёг, покоясь в Своём удовлетворении. Здесь, в стихе 14, мы видим крепкого осла, залёгшего между овечьими загонами. В Иуде мы молодые ослы, а здесь, в Иссахаре, мы крепкие ослы. Эти крепкие ослы не трудятся и не путешествуют, а залегают. Когда вы только пришли в церковную жизнь, вы, скорее всего, были ослёнком. Но теперь, спустя несколько лет в церкви, вы, вероятно, являетесь крепким залёгшим ослом.
Обратите внимание на то, что этот залёгший осёл покоится не в овечьих загонах, а между ними. Любая деноминация или религия представляет собой загон. Сегодня мы покоимся не в каком-либо деноминационном загоне, а вне загонов. В 10-й главе Евангелия от Иоанна Господь ясно указал на то, что иудаизм — это загон, удерживающий Божье стадо, и что Он пришёл в этот загон с целью вывести стадо из него. В Ин. 10:16 Господь сказал: «Есть у Меня и другие овцы, которые не из этого загона; Я должен и их повести, и они услышат Мой голос, и будет одно стадо, один Пастырь». Аллилуйя, этот залёгший осёл покоится не в каком-то загоне — он залегает между загонами. Он находится не далеко от загонов, но он не залегает ни в одном из них. Именно такова наша нынешняя ситуация. Мы не так далеко от деноминационных загонов — мы находимся между ними.
У вас может возникнуть вопрос, каким образом осёл мог оказаться между овечьими загонами. В некотором смысле мы все являемся овцами стада. Но согласно своему природному человеку мы все ослы. Часто я был весьма доволен собой перед Господом и восхвалял Его: «О Господь, благодарю Тебя за то, что я в Твоей церкви. Я одна из многих овец в Твоём стаде». Однако в другой раз я смотрел на себя и говорил: «Ты не выглядишь как овца. Вероятно, ты осёл, лошадь или корова. Иногда ты даже выглядишь как дикий бык». Вечером, когда вся ваша работа закончена и вы тихо сидите в присутствии Господа, вы говорите: «Господь, как я хвалю и благодарю Тебя за то, что я в Твоём стаде». Но в то же самое время вы глядите на себя и говорите: «Какой я жалкий! Я выгляжу не как овца, а как лошадь или корова». По своей природе никто из нас не является овцой. Скорее, мы либо ослы, либо лошади, коровы или дикие быки. Но вместе с тем мы пережили преобразование. Хотя я был типичным китайцем, я был преобразован. Я родился китайцем, но через возрождение я стал христианином. По происхождению я был ослом. Но в результате возрождения я стал овцой, которая покоится между деноминациями. Таким образом, мы представляем собой стадо преобразованных ослов, покоящихся между овечьими загонами. Мы признаём, что мы овцы не по рождению. Но сегодня мы стадо, которое залегает между овечьими загонами.
Когда Иссахар залёг между овечьими загонами, «он увидел место покоя, которое хорошо» (ст. 15). Мы все увидели этот хороший покой. Как хорош покой между загонами! Это — покой в церковной жизни, который заключается в том, что мы прекращаем труд и покоимся в Христе (Мф. 11:28). Когда мы залегаем здесь, мы видим, что покой хорош.
Б. Наслаждается приятным Христом
В стихе 15 также говорится, что Иссахар увидел «землю, которая приятна». Когда мы покоимся в церковной жизни между деноминационными загонами, мы наслаждаемся хорошим покоем и богатой приятной землёй. Этой землёй является Христос. Если вы рассмотрите свои переживания, вы поймёте, что это так. Когда мы покоимся в церковной жизни между деноминациями, мы видим хороший покой и приятную землю, которыми является Христос как наше зелёное пастбище. Если вы толкуете эти стихи не так, они не имеют смысла. Но при таком толковании эти стихи полны смысла и они подкрепляют наши переживания.
В. В итоге становится работником, чтобы платить дань Господину
В стихе 15 также говорится: «И склонил своё плечо, чтобы нести, и стал работником, чтобы платить дань». Это соответствует нашим переживаниям. Когда мы покоимся в церковной жизни, залегая между деноминациями, покоясь и наслаждаясь приятной землёй, мы готовы склонить своё плечо, чтобы служить и нести какую-то ответственность. Мы становимся работником. Здесь имеется в виду не та работа, которую мы выбираем себе сами, а та, которую нам поручили. Это работа, которую мы не выбираем, а которую нам поручил Господь. Это задание, работа, которую Глава поручает нам как членам Тела. Всё, что мы выполняем как порученную нам долю служения в Теле, представляет собой такую работу. В итоге такая работа становится данью, которую мы приносим своему Господину. За произведением благовестия следует проповедь благовестия. Итогом проповеди благовестия становится церковная жизнь. В церковной жизни мы все ослы, которые залегают между разделениями, видят хороший покой и наслаждаются Христом как приятной землёй. Пока мы залегаем, мы непроизвольно говорим: «Господь Иисус, я люблю Тебя. Я хочу нести бремя работы, которую Ты поручил мне. Я готов нести такое бремя, работая для Тебя, чтобы у меня было что принести Тебе для Твоего удовлетворения!» Это — дань, которую мы приносим нашему Царю. Как чудесно!
Во Втор. 33:18 говорится: «Радуйся, Завулон, твоему выходу, и Иссахар, твоим шатрам!» Мы увидели, что Моисей призвал Завулона радоваться своему выходу. Теперь мы видим, что Иссахар должен радоваться своим шатрам. Несомненно, под шатрами здесь имеется в виду церковная жизнь. Для проповеди благовестия мы должны радоваться своему выходу. Но для церковной жизни мы должны радоваться, оставаясь в поместных церквях.
А. Народы призваны на Божью гору
После произведения благовестия, проповеди благовестия и результата проповеди благовестия — церковной жизни — мы подходим к завершённости, которая показана во Втор. 33:19. В этом стихе говорится: «Они призовут народы на гору; там они принесут жертвы праведности, потому что будут питаться изобилием морей и скрытыми сокровищами песка». Во-первых, при завершённости народы будут призваны на Божью гору. В сегодняшней церковной жизни мы приглашаем людей взойти на Божью гору, то есть войти в Божье царство. Разумеется, этот призыв полностью исполнится во время тысячелетнего царства. В тысячелетнем царстве все народы через проповедь Божьего царства будут призваны на гору Сион. Но в сегодняшней церковной жизни у нас есть миниатюра этого. Благодаря проповеди и церковной жизни, то есть благодаря Завулону и Иссахару, народы призываются в Божье царство, на Божью гору. Этот стих с призываемыми народами связывает Иссахара с Иудой, которому «будет послушание народов» (ст. 10).
Б. Приносят жертвы праведности Богу
Во-вторых, на горе народы будут приносить жертвы праведности Богу. В царстве Божьем в сегодняшней церковной жизни Ему приносят такие праведные жертвы (1 Пет. 2:5; Евр. 13:15-16; Флп. 4:18). Все жертвы, которые мы приносим Богу в церковной жизни, — это жертвы праведности согласно праведному требованию Бога. То же самое будет происходить в грядущем царстве (Мал. 3:3).
В. Церковь и царство становятся нашим наслаждением
В-третьих, церковь и царство станут нашим наслаждением. На это указывают слова «будут питаться изобилием морей и скрытыми сокровищами песка». Чтобы истолковать эту часть стиха, мы должны рассмотреть притчи о сокровище и жемчужине в Мф. 13:44-46. В 13-й главе Евангелия от Матфея под сокровищем понимается царство, а под жемчужиной — церковь. Я полагаю, что изобилие морей в стихе 19 — это церковь. Несомненно, моря обозначают народы, языческий мир. Из языческого мира производится церковь как изобилие. Все верующие из язычников — это изобилие морей, изобилие народов. Это — церковь. Царство — это сокровище, скрытое в песке, или скрытое в земле. Если мы применим надлежащее толкование этих двух притч в 13-й главе Евангелии от Матфея к Втор. 33:19, мы увидим, что благовестие, проповедь благовестия и церковная жизнь как итог благовестия приводят к наслаждению церковной жизнью и царством. Даже сегодня мы питаемся изобилием морей и скрытыми сокровищами песка. Мы питаемся церковной жизнью и жизнью царства. Церковная жизнь — это изобилие народов, а жизнь царства — это скрытое сокровище земли. Даже сегодня оно всё ещё скрыто. Посторонние не понимают, что мы делаем в церкви. Они говорят: «Я не понимаю этих людей. Такое впечатление, что они ходят на собрания почти каждый вечер. Что они делают?» Мы питаемся изобилием морей и скрытыми сокровищами песка.
Во второй группе сыновей Иакова мы видим благовестие, которое обозначает Иуда и которое полностью записано в четырёх Евангелиях, проповедь благовестия, которую обозначает Завулон и которая полностью записана в Деяниях, и церковную жизнь, которую обозначает Иссахар и которая полностью записана во всех остальных книгах Нового Завета, начиная с Послания к римлянам. Результатом этого является наслаждение церковной жизнью и жизнью царства. Чтобы понять 49-ю главу Бытия, нужна вся Библия. Чтобы истолковать одну только вторую группу, нужен весь Новый Завет. В четырёх Евангелиях мы видим Иуду как благовестие, в Деяниях мы видим Завулона как проповедь благовестия, а в Посланиях и Откровении мы видим Иссахара как церковную жизнь. Завершённостью всего этого является наше наслаждение, питание, богатой церковной жизнью и царством. Аллилуйя, сегодня у нас есть Иуда, Завулон, Иссахар и завершённость! В Иуде мы видим льва, одного Христа и одно благовестие; в Завулоне мы видим много кораблей и много галилеян; а в Иссахаре мы видим шатры, многие поместные церкви. У нас есть Христос как благовестие, проповедь благовестия и церковная жизнь. Теперь мы стадо, которое залегает между овечьими загонами, наслаждаясь церковной жизнью и жизнью царства.
Некоторых сегодняшних христиан интересует только Иуда, только победоносная жизнь в Христе, а других интересует Завулон, проповедь благовестия. Но очень мало тех, кого интересует Иссахар, церковная жизнь. В Господнем восстановлении, однако, нас должны интересовать все трое в этой группе: Иуда — победоносная жизнь, Завулон — проповедь благовестия и Иссахар — церковная жизнь, чтобы у нас было полное наслаждение в Христе.