Полное спасение Триединого Бога и Его следствия
(3)
Тексты Писания: 1 Пет. 1:5-9
В предыдущем сообщении мы рассмотрели стихи 5 и 6 из 1-й главы. Из стиха 5 мы увидели, что мы оберегаемы силой Божьей через веру к спасению и что это спасение готово открыться в последнее время. Божья сила является причиной того, что мы оберегаемы, а вера является средством, благодаря которому оберегающая нас Божья сила становится действенной. Кроме того, мы увидели, что спасение, о котором говорится в этом стихе, обозначает полное спасение Триединого Бога, включающее три этапа: начальный этап, этап возрождения, последующий этап, этап преобразования, и завершающий этап, этап завершения. Это спасение готово открыться в последнее время, время Господнего пришествия. Согласно стиху 6, Пётр говорит, что мы должны ликовать из-за этого последнего времени, хотя ненадолго, если до́лжно, мы опечалены различными испытаниями.
В стихе 7 Пётр продолжает: «…чтобы проверка вашей веры, гораздо более драгоценная, чем золота, гибнущего, хотя и проверяемого огнём, оказалась к хвале, славе и чести при откровении Иисуса Христа». В этом стихе Пётр показывает причину, по которой мы подвергаемся испытаниям. Мы подвергаемся испытаниям, потому что наша вера должна быть испытана, проверена.
Греческое слово, переведённое как «проверка», обозначает испытание в расчёте на одобрение. К хвале должна оказаться не сама вера, а её испытание, её проверка. Это подобно тому, как на экзамене в школе проверяют учёбу ученика: одобренным оказывается экзамен, а не сама учёба ученика. Разумеется, одобрение веры вытекает из надлежащей веры. Акцент здесь делается не на вере, а на проверке веры испытаниями, которые приходят через страдания.
На самом деле, хороший ученик будет рад возможности сдать экзамен. Экзамен покажет, насколько усердно он занимался и насколько хорошо он знает тот материал, по которому его проверяют. Если бы не было экзаменов, то лучший ученик никогда не смог бы проявить свои выдающиеся способности. Ученик, который прилежно занимается, будет ждать экзамена с нетерпением, поскольку экзамен докажет и самому ученику, и всем остальным, что он замечательный ученик. На этом примере мы видим, что́ имеет в виду Пётр, говоря о проверке нашей веры.
В стихе 7 Пётр говорит, что проверка нашей веры «гораздо более драгоценная, чем золота, гибнущего, хотя и проверяемого огнём». Слова «гораздо более драгоценная, чем золота… проверяемого огнём» относятся не к слову «вера», а к слову «проверка». Иначе говоря, проверка нашей веры гораздо более драгоценна, чем проверка золота. Сравнение здесь не между верой и золотом. Многие христиане понимают стих 7 именно так; однако такое понимание неверно. Сравнение здесь между проверкой нашей веры и проверкой золота. Золото проверяется очищающим огнём. Точно так же наша вера проверяется испытанием. Эта проверка, несомненно, более драгоценна, чем проверка золота.
В стихе 7 Пётр употребляет прилагательное «драгоценная». В своих двух Посланиях Пётр представляет нам пять драгоценностей: драгоценный камень, то есть Самого Господа (1 Пет. 2:4, 6-7); драгоценную кровь (1 Пет. 1:19); драгоценные обещания (2 Пет. 1:4); драгоценную веру (2 Пет. 1:1) и драгоценную проверку (1 Пет. 1:7).
В стихе 7 Пётр даёт понять, что проверка нашей веры должна оказаться «к хвале, славе и чести при откровении Иисуса Христа». Различные испытания в стихе 6 постигают нас для того, чтобы проверка нашей веры привела к хвале, славе и чести при откровении Господа.
Пётр употребляет в стихе 7 слово «откровение». В этом заложен глубокий смысл. Сегодня Христос с нами, но Он скрыт. Время Его пришествия будет также временем Его откровения. Некоторые ошибочно считают, что сегодня Господа Иисуса нет с нами. Но Господь, несомненно, с нами. В Мф. 28:20 говорится: «Вот, Я с вами все дни до завершения века». Господь с нами, но Он скрыт покровом. Однако бывает, что в нашем переживании с Господом мы не находимся с Ним под покровом. Но иногда мы находимся с Ним под покровом. Где вы: под покровом с Господом или по другую сторону покрова?
Знаете ли вы, что будет представлять собой возвращение Господа? Возвращение Господа будет Его откровением. Когда Он будет открыт, то мы, те, кто находится с Ним под покровом, тоже будем открыты.
На самом деле, сегодня Господь Иисус с нами. Разве вы не верите, что Господь с нами? Я должен засвидетельствовать, что Господь в моём духе. Но согласно представлению неверующих, Христа нет с нами. Даже некоторые фундаментальные верующие, подчёркивающие объективный аспект веры, говорят, что Христос находится далеко от нас на престоле на третьем небе по правую руку от Бога. Возможно, некоторые из этих фундаментальных христиан не верят, что Христос в нас. Но мы знаем, что Господь, которого мы любим, не только находится на небесах, но и обитает в нас.
Сейчас Господь скрыт, поэтому люди не видят Его. Но Его пришествие будет Его откровением. В стихе 7 Пётр подчёркивает конкретную мысль о том, что возвращение Господа будет снятием покрова, который сейчас скрывает Его. Тогда Его увидят все. Пока это время не пришло, мы можем видеть Его в духе.
В Ин. 14:19-20 Господь Иисус говорит о том, что ученики видят Его: «Ещё немного — и мир Меня уже не видит, а вы видите Меня; поскольку Я живу, и вы будете жить. В тот день вы узнаете, что Я в Моём Отце, и вы во Мне, и Я в вас». Согласно Ин. 14:19, мирские люди не могут видеть Господа Иисуса, а верующие — могут. В Ин. 14:20 Господь Иисус даёт понять, что мы с Ним живём вместе. Как мы можем жить с Господом, если мы не видим Его? На самом деле, в Ин. 14:20 речь идёт не просто о том, что мы живём с Господом; на самом деле, в этом стихе говорится о жизни во взаимоприсутствии с Ним, то есть о такой жизни, когда Господь живёт в нас, а мы живём в Нём. Поскольку мы живём такой жизнью, для нас Он уже открыт.
Когда Господь Иисус будет открыт и мы будем открыты с Ним, наши противники будут удивлены. Сегодня есть люди, которые выступают против нас и злословят нас. Иногда молодые люди сталкиваются с противостоянием со стороны своих родителей. Однако, несмотря на противостояние, молодые люди иногда заставляют своих родителей изумляться. Родители говорят: «Иногда ты совершаешь замечательные поступки. Мы тебя не понимаем. Как ты можешь так поступать?» Возможно, сейчас родители некоторых молодых людей не могут понять их, но они поймут их, когда с Господа Иисуса, а также с нас, будет снят покров. Тогда они узнают Господа и они узнают нас. Когда Господь Иисус будет открыт, мирские люди увидят Его и они увидят нас вместе с Ним. Тогда они узнают Христа и они узнают нас.
Неверующие и мирские люди иногда считают нас необычными и странными. В соответствии с их пониманием, мы ненормальные. Им нравятся всевозможные мирские развлечения, а мы в таких развлечениях не участвуем. Например, кто-то из ваших коллег по работе может пригласить вас принять участие в том или ином мирском развлечении. Если вы откажетесь, вас могут назвать странным или ненормальным. Когда Господь Иисус будет открыт, неверующие увидят всё в ином свете. Когда будет снят этот покров и когда с нас тоже будет снят покров, мирские люди скажут: «Теперь я знаю, что этот человек — один из последователей Иисуса. Когда я видел его на работе, он вёл себя как человек, который любит Господа и ищет Его. Теперь я понимаю, почему я считал его таким странным и ненормальным». Вот что произойдёт, если сегодня мы будем любить Господа и следовать за Ним. Однако если мы не будем любить Господа, следовать за Ним и искать Его, то при Его откровении с нами произойдёт нечто совершенно иное.
Если проверка нашей веры будет иметь положительный результат, то при откровении Иисуса Христа эта проверка приведёт к хвале, славе и чести. В чём разница между хвалой, славой и честью? Пётр не останавливается на слове «хвала», а говорит также о славе и чести. В этом проявляется его отличительная особенность.
Разницу между хвалой, славой и честью можно увидеть на примере церемонии выпуска в школе. Предположим, какой-то ученик получает на выпускном экзамене высший балл. Эта проверка с помощью испытания приводит сначала к хвале, поскольку его, несомненно, похвалят за выдающиеся успехи. Во время церемонии выпуска эта хвала приведёт к славе, когда его отметят как самого выдающегося ученика класса. Это, несомненно, будет для него славой, и эта слава принесёт ему честь, то есть почёт. Таким образом, сначала идёт хвала, затем — слава, а затем — честь.
Слава — это некое состояние, тогда как честь даёт нам определённое положение. Во время церемонии выпуска выдающийся ученик класса находится в состоянии славы, а также занимает положение, дающее ему честь.
Если проверка нашей веры посредством различных испытаний будет иметь положительный результат, то при возвращении Господа Иисуса эта проверка приведёт к хвале, славе и чести. Сначала Господь Иисус похвалит нас. После этой хвалы наступит состояние славы, и мы также получим положение, дающее нам честь.
Прежде чем мы перейдём к стиху 8, я хотел бы заметить, что стихи 3-12 представляют собой одно длинное предложение. В своих писаниях Пётр не заботится о хорошем стиле, грамматике и построении текста. Стиль Петра свидетельствует о том, что его интересует божественное откровение и подлинное духовное переживание. Возможно, некоторые исследователи невысоко оценивают писания Петра, однако в этих стихах он сумел выразить то, что хотел сказать.
В стихе 8 Пётр, говоря о Господе Иисусе, продолжает: «…которого вы, хотя не видели, любите; веря в которого, хотя и не видя Его сейчас, вы ликуете радостью несказанной и полной славы». То, что верующие любят Того, кого не видели, — это чудо и тайна. Мы любим Того, кого не видели, благодаря тому, что верим, благодаря той самой вере, которая перелилась в нас, когда мы услышали живое слово (Гал. 3:2). Поэтому, как сказано в стихе 7, эта вера подвергается проверке, испытанию.
Как сказано в стихе 8, верующие ликуют «радостью несказанной и полной славы». Радость, полная славы, — это радость, погружённая в славу; поэтому она полна славы, полна выраженного Господа.
В нашем сборнике гимнов есть песня, в которой говорится: «Это радость, полная чудесной славы» (Гимны, № 114). На самом деле, Пётр говорит не о том, что мы полны славы, а о том, что радость полна славы. Мы ликуем радостью, погружённой в славу. Эта радость погружена в Господа как славу и благодаря этому полна выражения Господа.
Далее, в стихе 9, говорится: «Получая цель вашей веры — спасение ваших душ». Этот стих является непосредственным продолжением стиха 7. Когда проверка нашей веры оказывается к хвале, славе и чести, это приводит к тому, что мы получаем цель нашей веры, то есть спасение наших душ.
Под спасением в стихе 9 понимается полное спасение, включающее в себя три этапа: начальный этап, последующий этап и завершающий этап. Мы состоим из трёх частей: духа, души и тела. Наш дух был спасён посредством возрождения (Ин. 3:5-6). Наше тело будет спасено, искуплено, посредством грядущего преображения (Рим. 8:23; Флп. 3:21). Наша душа будет спасена от страданий и войдёт в полное наслаждение Господом при Его откровении, то есть при Его возвращении. Для этого мы должны отречься от своей души, от своей душевной жизни, со всеми её удовольствиями в этом веке, чтобы обрести её в наслаждении Господом в грядущем веке (Мф. 10:37-39; 16:24-27; Лк. 17:30-33; Ин. 12:25). При откровении Господа некоторые верующие, пройдя через Его судный престол, войдут в радость Господа (Мф. 25:21, 23; 24:45-46), а некоторые будут страдать в плаче и скрежете зубов (Мф. 25:30; 24:51). Войти в радость Господа — это спасение наших душ (Евр. 10:39). Это спасение более драгоценно, чем спасение тела, получения которого ожидают дети Израиля.
Полное спасение Триединого Бога включает в себя возрождение Отца, освящение, или применение, Духа, и искупление Христа. Это полное спасение показано в 1:3-23. В этих стихах показано полное Божье спасение в трёх аспектах, соответствующих Троице. Возрождение Отца приносит что-то в нас, а также приводит нас во что-то. Знаете ли вы, что приносит в нас возрождение Отца и во что оно приводит нас? Возрождение Отца приносит в нас вечную жизнь. Кроме того, возрождение Отца приводит нас в надежду, то есть в наследие вечной жизни. Таким образом, в нас принесена вечная жизнь, и мы приведены в надежду, то есть в наследие вечной жизни. Теперь у нас есть вечная жизнь и мы также наслаждаемся наследием этой вечной жизни. Вот в чём состоит возрождение Отца и его результаты, то есть его следствие. В результате возрождения Отца в нас принесена вечная жизнь и мы приведены в полное наслаждение Богом как нашим жизненным снабжением. Это жизненное снабжение является живой надеждой, а также нетленным, неосквернённым и неувядающим наследием. Это чудесное наследие хранится для нас на небесах, чтобы мы наслаждались им и участвовали в нём каждый день, каждый час, непрерывно.
Теперь я хотел бы в качестве отступления отметить ценность писаний Петра. Евангелие от Иоанна — это замечательная книга. Однако в некоторых отношениях оно не может сравниться с писаниями Петра. Послания Павла тоже чудесны. Однако, по крайней мере в какой-то степени, превосходный язык писаний Павла затмевает показанные в них духовные вопросы. Как мы уже говорили, писания Петра намного уступают писаниям Павла в объёме, однако включают такой же тематический спектр и охватывают такие же временны́е рамки, что и писания Павла.
Если говорить о содержании, то у Петра есть несколько необыкновенных «бриллиантов», которых нет в Посланиях Павла. Например, Павел не говорит о том, что возрождение Отца привело нас в живую надежду и что этой живой надеждой является небесное наследие, которым мы можем наслаждаться сегодня и вовеки. В Посланиях Петра скрыты «сокровища», которых нет ни в одной другой книге Нового Завета, поэтому мы обязательно должны углубляться в них и тщательно изучать их.
В 1:1 и 2 мы видим действие Триединого Бога: избрание Бога Отца, освящение Духа и кропление крови Иисуса Христа. Далее, в остальной части первой главы, мы видим полное спасение Триединого Бога. Полное спасение состоит из возрождения Отца, применения Духа и искупления Сына. Возрождение Отца принесло в нас Его вечную жизнь, а также привело нас в наслаждение этой вечной жизнью. Сегодня это наслаждение является для нас живой надеждой.
Некоторые, услышав, что мы можем наслаждаться живой надеждой сегодня, возразят: «Как вы можете утверждать, что живая надежда связана с сегодняшним днём? То, что у нас есть сегодня, не может быть надеждой. Надежда описана в Рим. 8. В этой главе говорится, что надежда связана с чем-то невидимым». Те, кто попытается возражать таким образом, должны понять, что живая надежда, наследие, принадлежит нам сегодня, завтра и навеки. Наше сегодняшнее наслаждение даёт нам надежду. Иначе говоря, наше наслаждение божественной жизнью является надеждой. Предположим, сегодня в начале дня вы потерпели неудачу в своей христианской жизни. Однако, даже несмотря на вашу неудачу, у вас всё равно есть надежда. Вы можете сказать про себя: «Я очень слаб, однако у меня всё равно есть надежда. Может быть, мои переживания бедные, но у меня есть надежда. Возможно, уже сегодня через некоторое время мои переживания будут возвышены». Разве в вас нет такой надежды? У всех нас есть эта живая надежда. Изо дня в день мы живём жизнью живой надежды.
У нас есть жизнь надежды, потому что у нас есть небесное наследие. Эта надежда, это наследие, является результатом возрождения Отца. В стихах 3-9 мы видим различные аспекты наследия вечной жизни. Своим наслаждением вечной жизнью и переживанием вечной жизни мы обязаны возрождению Отца.
Чтобы показать, что́ Пётр понимает под живой надеждой, можно использовать мои недавние переживания, связанные с язвой желудка. После того как я обнаружил, что у меня что-то не в порядке со здоровьем, меня ненадолго положили в больницу, чтобы провести обследование и сделать анализы. После того как было проведено обследование и были сделаны анализы, я начал каждый день жить с живой надеждой. Я понял, что у меня в теле есть жизнь, которая может решить проблему моей язвы. Эта жизнь дала мне живую надежду. В конце концов я полностью вылечился и поправился. Я поправился согласно той живой надежде, которую я имел.
Живая надежда основана на жизни. Если бы у нас в теле не было жизни, то у нас не было бы надежды на исцеление от той или иной болезни или раны. Но благодаря жизни в нашем теле у нас есть надежда на исцеление от раны или болезни. Такую надежду нельзя иметь в отношении чего-то неживого. Предположим, сломался деревянный стул. У стула нет надежды на то, что он сможет себя починить. Если никто не займётся починкой стула, то стул останется сломанным на неопределённое время без всякой надежды на починку. Но когда я лежал в больнице, я мог иметь живую надежду, потому что у меня в теле есть жизнь. Я был уверен, что моя физическая жизнь исцелит болезнь в моём теле. Поэтому у меня была живая надежда.
Что такое живая надежда? Живая надежда — это надежда, источником которой является жизнь. Источником этой надежды является находящийся в нас живой, органический элемент.
Кроме физической жизни, у нас есть и божественная жизнь, которую мы получили благодаря возрождению Отца. Это самая сильная, самая богатая и самая высокая жизнь. Эта жизнь обязательно позаботится о нас. У нас могут быть трудности и неприятности, но у нас есть живая надежда благодаря божественной жизни в нас. Мы не мёртвые — мы живые. Поэтому у нас есть живая надежда, надежда на то, что в будущем наше положение изменится к лучшему. У нас есть вечная жизнь, и эта жизнь даёт нам живую надежду. Эта надежда состоит в том, что мы унаследуем все благословения вечной жизни.