Тексты Писания: 1 Тим. 6:11-21
В 1 Тим. 1:4 мы читаем о Божьем домостроительстве, а в 6:11 Павел использует выражение «человек Божий». Таким образом, эта книга начинается с Божьего домостроительства и заканчивается повелением человеку Божьему. Бог желает произвести людей Божьих путём раздаяния Самого Себя в тех, кто верит во Христа. Человек Божий — это тот, кто причащается Божьей жизни и природы (Ин. 1:13; 2 Пет. 1:4) и благодаря этому един с Богом в Его жизни и природе (1 Кор. 6:17), что позволяет ему выражать Бога. С этим перекликается тайна благочестия, то есть Бог, явленный во плоти (1 Тим. 3:16).
В 1 Тим. 6:11 говорится: «Но ты, о человек Божий, убегай от этого и стремись к праведности, благочестию, вере, любви, терпению, кротости». Павел, с одной стороны, велел Тимофею убегать от определённых вещей, а с другой стороны, он велел ему стремиться за определёнными вещами. Тимофей должен был убегать от всего отрицательного, упомянутого в этом Послании. Он должен стремиться к праведности, благочестию, вере, любви, терпению и кротости. Примечательно, что Павел не велит Тимофею стремиться к силе, дарам, чудесам и богословскому образованию. Более того, позднее мы увидим, что в стихе 12 Павел не велел ему сражаться за его богословие или овладевать накопленными им догматическими знаниями. Но сегодня многие христиане стремятся к силе, сражаются за доктрины, овладевают богословскими знаниями и призывают молодое поколение делать то же самое. Они также превозносят природные дары, таланты и способности. Но в Первом послании к Тимофею о способностях человека сказано совсем немного. В отношении старейшинства Павел говорит, что старейшина должен уметь учить. Здесь речь идёт о способности наставлять других подобно тому, как родители помогают детям выполнять домашнюю работу. Совершенно очевидно, что в Первом послании к Тимофею Павла интересуют не сила, дары или природные способности.
Павел велит Тимофею стремиться к праведности, благочестию, вере, любви, терпению и кротости. Быть праведным — значит быть правым по отношению к людям перед Богом согласно Его праведным и строгим требованиям. Чтобы осуществлять Божье домостроительство для созидания поместных церквей как выражения Христа, мы должны стремиться к праведности. Мы должны стараться быть правыми по отношению к Богу и человеку.
Далее, нам следует стремиться к благочестию, выражению Бога. В 4:7 Павел призывал Тимофея упражнять себя к благочестию. Человек Божий должен стремиться не к силе или чудодейственным дарам, а к праведности и благочестию; он должен стремиться быть правым по отношению к Богу и человеку, чтобы во всем быть живым выражением Бога. Вот что значит жить такой повседневной жизнью, которая являет Бога.
В стихе 11 Павел ставит веру после благочестия. Иметь веру — значит верить в Бога и Его слово и полагаться на Него и Его слово. Как мы указывали, вера подразумевает органический союз посредством соприкосновения с Богом через Слово и в Духе. Таким образом, вера обозначает живой союз. Нам следует стремиться не к великим делам, а к органическому союзу с Триединым Богом.
В 6:11 Павел далее упоминает любовь. Мы должны быть людьми, которые любят других Божьей любовью (1 Ин. 4:7-8, 9-21).
Также Павел говорит о терпении и кротости. Мы должны стремиться к терпению, то есть к способности терпеливо сносить страдания и гонения, и к кротости, то есть к правильному отношению к нападкам. Если мы будем вести благочестивую жизнь, мы, несомненно, будем страдать. Мир противостоит Богу. Если мы будем жить Бога и также являть Бога своей жизнью, выражать Его, безбожный мир будет противостоять нам и нападать на нас. Поэтому нам следует стремиться к терпению и кротости.
Сражается добрым сражением веры
В стихе 12 Павел продолжает своё повеление: «Сражайся добрым сражением веры». Сражаться за веру — значит сражаться за Божье новозаветное домостроительство. В особенности это значит сражаться за Христа как воплощение Бога и за церковь как Тело Христово.
В стихе 12 Павел также говорит: «Овладей вечной жизнью, к которой ты был призван и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями». Вечная жизнь в этом стихе — это божественная жизнь, несотворённая жизнь Бога, которая является вечной. Слово «вечная» связано не столько с фактором времени, сколько с природой божественной жизни. Чтобы сражаться добрым сражением веры в христианской жизни, особенно в христианском служении, нам нужно овладеть этой божественной жизнью, не полагаясь на нашу человеческую жизнь. Поэтому в Первом и Втором посланиях к Тимофею и Послании к Титу снова и снова подчёркивается вечная жизнь (1 Тим. 1:16; 6:19; 2 Тим. 1:1, 10; Тит. 1:2; 3:7). Чтобы осуществлять Божье домостроительство в отношении церкви, как показано в Первом послании к Тимофею, чтобы противостоять отрицательному течению упадка в церкви, как показано во Втором послании к Тимофею, и чтобы поддерживать в церкви хороший порядок, как показано в Послании к Титу, необходима эта жизнь.
Мы призваны в вечную жизнь Божью. Мы родились от человеческой природной жизни, но возродились от божественной вечной жизни, когда были призваны Богом во Христе.
Слова «исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями» могут указывать на исповедание веры, которое Тимофей сделал при своём крещении. В тот момент Тимофей, вероятно, исповедовал доброе исповедание вечной жизни перед многими свидетелями, веря и будучи уверен, что получил жизнь Божью. Мы все должны исповедовать такое доброе исповедание.
Стихи 11 и 12 представляют собой чудесное краткое изложение почти всего Нового Завета. Человек Божий должен стремиться к праведности, благочестию, вере, любви, терпению и кротости; он должен сражаться за Божье новозаветное домостроительство и овладевать вечной жизнью. Все это важнейшие положения Нового Завета. В отличие от них звери в Отк. 13 и огненное озеро в Отк. 20 такими положениями не являются. Сегодня нам следует сражаться добрым сражением веры. Это значит, что мы должны сражаться за Христа как воплощение Бога и за церковь как Тело Христово. Причём сражаться нам нужно не только объективно, но и субъективно, овладевая вечной жизнью. Без этой жизни нельзя делать ничего. Говорить с супругами или детьми следует не природной жизнью, а вечной жизнью. Даже покупая обувь, мы должны жить согласно вечной жизни, к которой мы были призваны. Как сегодняшние Тимофеи, мы должны овладевать вечной жизнью.
В стихе 12 Павел особенно отмечает, что мы были призваны к вечной жизни. Ни в одной другой книге Нового Завета не говорится о «вечной жизни, к которой ты был призван». Это отличительная черта Первого послания к Тимофею. Осознаете ли вы, что вы были призваны к вечной жизни? Под этой вечной жизнью имеются в виду не благословения в будущем. Быть призванным к вечной жизни — не значит быть призванным к наслаждению благословениями в небесах. Вечная жизнь должна быть нашей сегодняшней повседневной жизнью. Посредством нашего первого, физического, рождения мы получили адамову жизнь. Но поскольку мы были призваны к вечной жизни, нам нельзя больше жить адамовой жизнью, природной жизнью. Да, мы должны быть подлинно человечными, даже человечными, как Иисус, но не в своей природной жизни. Напротив, нам надо жить человеческой жизнью посредством божественной жизни. Мы были призваны к этой жизни, и теперь нам следует жить ей.
У меня есть глубокая забота об этом вопросе — призвании к вечной жизни. Особенно я волнуюсь о дорогих святых, отвлёкшихся от этой вечной жизни, к которой мы были призваны, и увлёкшихся другими вещами. Мы были призваны исключительно к вечной жизни. Этой жизнью, божественной жизнью, в действительности является Сам Триединый Бог. Мы были призваны к вечной жизни и теперь нам нужно овладевать этой жизнью, жить ей и всем своим существом соответствовать ей.
В стихе 13 Павел продолжает: «Повелеваю тебе перед Богом, который все сохраняет в жизни [или: даёт всему жизнь — греч.], и перед Христом Иисусом, который засвидетельствовал перед Понтием Пилатом доброе исповедание». Здесь Павел описывает Бога как Того, кто даёт всему жизнь. Отсюда видно, что мы должны сосредоточиваться на жизни. Каждый аспект нашей христианской жизни должен быть чем-то, чему Бог может дать жизнь.
В стихе 13 Павел имеет в виду, что Бог даёт жизнь и что, когда Христос был на земле, Он жил вечной жизнью. Он жил Самим Богом, который даёт жизнь всему. Затем, в конце Своего странствия на земле, Он предстал перед Понтием Пилатом и засвидетельствовал доброе исповедание. Господне исповедание перед Пилатом было связано с тем, что Он жил божественной жизнью. Теперь мы понимаем, почему Павел даёт Тимофею повеление перед Богом и перед Христом Иисусом. Он даёт Тимофею повеление перед Богом, так как Бог даёт жизнь всему; он даёт ему повеление перед Христом Иисусом, так как Он жил вечной жизнью и исповедал это перед Понтием Пилатом. Следовательно, Павел показывает, что Тимофей должен быть таким человеком, другими словами он должен быть человеком Божьим. Христос действительно был человеком Божьим: Он жил праведность, благочестие, веру, любовь, терпение и кротость. Здесь Павел даёт повеление Тимофею быть таким же человеком, человеком Божьим, который живёт божественной жизнью.
В стихе 14 Павел продолжает: «Соблюдать эту заповедь безупречно и безукоризненно до явления нашего Господа Иисуса Христа». Заповедью, очевидно, названо повеление в стихах 11 и 12. Слово «явление» относится ко второму пришествию Господа. Павел повелевает Тимофею жить жизнью человека Божьего до пришествия Господа Иисуса. Тогда Господь сможет сказать что-то хорошее о Тимофее как о человеке, который жил на земле, будучи Его продолжением. Я надеюсь, во время Своего явления Господь сможет сказать нам: «Верное чадо, ты был частью Моего продолжения. Я жил на земле как человек Божий. Ты был Моим продолжением, так как ты тоже жил жизнью человека Божьего. Ты жил не природной, но вечной жизнью».
В стихах 15 и 16 Павел продолжает: «Которое в свои времена покажет блаженный и единый Владыка, Царь царствующих и Господь господствующих, кто единственный имеет бессмертие, обитая в неприступном свете, кого не видел никто из людей и увидеть не может, кому честь и вечное могущество. Аминь». Судя по Деян. 1:7, в стихе 15 речь идёт о Боге Отце. Хотя Отец обитает в неприступном свете, во Христе мы можем не только приступать к Нему, но даже общаться с Ним. Мы можем приступать к Отцу, потому что мы уже не во тьме. Он во свете, и мы тоже во свете (1 Ин. 1:5, 7).
Можно без преувеличения сказать, что Первое послание к Тимофею заканчивается в 6:16. Однако в стихах с 17 по 19 Павел даёт дополнительное повеление богатым. В стихе 17 сказано: «Богатым в нынешнем веке повелевай не быть высокомерными и возлагать надежду не на непрочность богатства, а на Бога, который подаёт нам все богато для наслаждения». Это слово можно рассматривать как дополнение к 6:7-10.
Богатые часто становятся источником неприятностей в церкви. Несмотря на это многие христианские руководители радуются, когда у них в конгрегациях появляются богатые. У нас, однако, не должно быть никаких предпочтений. Может быть, бедные несколько обременяют церковь, но они не повреждают и не разрушают её. Богатые приносят намного больше вреда Божьему домостроительству, чем бедные. Новый Завет даже говорит, что бедные, нищие, будь то духовно или материально, блаженны (Мф. 5:3; Лк. 6:20). Павел, рассматривая Божье домостроительство в отношении церкви, не может не сказать о проблеме богатых. Он повелевает им не быть высокомерными и не возлагать надежду на непрочность богатства.
Занимаясь сбором средств, многие христианские руководители хвалят тех богатых людей, которые жертвуют большие суммы денег. Но теми, кто даёт мало, они пренебрегают. Ведущие братья в церквях и соработники не должны столь превозносить богатых. У брата Ни даже был обычай не проводить время с богатыми. Он охотнее принимал приглашения бедных братьев. Позиция брата Ни в этом вопросе была, без сомнения, правильной.
В стихах 18 и 19 Павел продолжает: «Делать добро, быть богатыми добрыми делами, быть готовыми раздавать, быть теми, кто охотно делится с другими, откладывая для себя доброе основание как сокровище на будущее, чтобы они овладели тем, что действительно есть жизнь». Здесь речь идёт о том, чтобы с готовностью раздавать материальные блага нуждающимся и охотно делиться с ними богатством. Быть богатым добрыми делами — значит быть богатым в том, что угодно Богу (Эф. 2:10), а не просто материальными благами. Выражение «доброе основание... на будущее» относится к следующему веку (в противоположность нынешнему веку в стихе 17), веку царства, когда побеждающие святые будут наслаждаться Господней наградой. Для этого мы все должны откладывать доброе основание в нынешнем веке как сокровище, которым мы будем наслаждаться в будущем. Богатые в этом веке должны использовать своё богатство так, чтобы отложить для себя доброе основание в нынешнем веке как сокровище на будущее.
В стихе 19 Павел повелевает Тимофею воодушевлять богатых овладевать «тем, что действительно есть жизнь». Этой жизнью является вечная жизнь в стихе 12. Материальное богатство пригодно для человеческой природной жизни в этом веке — для жизни, которая временна, а потому не является действительной, истинной. Если мы будем делать добро, используя материальные блага, то мы будем совершать нечто для истинной жизни, откладывая сокровище для нашего наслаждения в вечной жизни в следующем веке. Для этого необходимо овладеть Божьей вечной жизнью, то есть истинной жизнью. В противном случае мы будем овладевать нашей человеческой природной жизнью, откладывая сокровище материального богатства в этом веке для жизни, которая не является истинной. Для нас должна иметь значение вечная, а не природная жизнь.
И в стихе 12, и в этом стихе подчёркивается вечная жизнь Бога. Отсюда видно, что божественная жизнь — это важнейший, жизненный фактор в нашей христианской жизни.
В стихах 20 и 21 говорится: «О Тимофей, сбереги вложение, отворачиваясь от скверного пустословия и противодействия со стороны того, что ложно называется знанием, проповедуя которое, некоторые совершили промах в отношении веры». Вложением было то, что было поручено и вверено Тимофею: здоровые слова, которые он получил от Павла — получил не только для себя, но и для других. Под «тем, что ложно называется знанием» Павел имеет в виду учение лжеучителей, которое они называли знанием (вероятно, это связано со знанием гностиков). Такое учение подменяло собой вверенное Тимофею подлинное знание Божьего здорового слова. Проповедовавшие то, что ложно называется знанием, совершили промах в отношении веры. Что касается объективного содержания нашей веры, они промахнулись, как при стрельбе. Они совершили промах в отношении Божьего новозаветного домостроительства. Сказав это, Павел завершает своё Послание словами: «Благодать да будет с вами».