Рассмотрение вопроса о рабах и сребролюбивых
Тексты Писания: 1 Тим. 6:1-10
В 6:1-10 Павел рассматривает вопрос о рабах и сребролюбивых. В стихах 1 и 2 он говорит о рабах. Затем в стихе 3 он неожиданно переходит к вопросу об иных учениях и несогласии со здоровыми словами. После этого, в стихе 7, он начинает говорить о сребролюбивых. На первый взгляд, вопрос о рабах никак не связан с иными учениями, а иные учения никак не связаны со сребролюбием. Тем не менее в 6:1-10 Павел ставит их в один ряд. На это указывает слово «если» в начале стиха 3 и слово «ибо» в начале стиха 7. Употребление данных слов в начале этих стихов показывает, что эти стихи являются продолжением предыдущих.
При изучении Библии нельзя быть небрежными. Даже такие маленькие слова, как «если» и «ибо», заслуживают нашего внимания. Если обращать на них внимание, можно получить свет. Они не только помогают нам увидеть продолжение мысли; свет часто приходит именно с их помощью. Так как по милости Господней мы получили столько света из Слова, мы можем сказать, что в восстановлении мы знаем Библию путём жизни, света и духа.
Сегодня в Соединённых Штатах много разных видов богословия. В некоторых семинариях преподают модернистское богословие, которое отрицает авторитет Библии и учит, что Иисус был только человеком, что Он умер на кресте не для нашего искупления, а просто как мученик, и что Он не воскрес из мёртвых. На богословских факультетах некоторых светских институтов и университетов религия и богословие рассматриваются всего лишь как часть человеческой культуры. Однако в других семинариях преподают фундаментальное богословие. Но в том, что касается истины, их уровень очень невысок. Богословие высочайшего уровня в сегодняшнем американском христианстве основывается на учениях Братиев, особенно в их популярном изложении д-ра Ч. Скоуфилда и его знаменитых Библии с примечаниями и материалах для заочного обучения Библии. Хотя Скоуфилд перенял все учения Братиев, он отверг то, как они вели церковную жизнь. Ведущим учителем среди Братиев был Дж. Н. Дарби. Человек, который называет себя богословом, но при этом незнаком с трудами Дарби, безусловно, не является богословом высшего калибра.
В 1925 году я написал письмо брату Ни, в котором спросил его, какая книга может оказать наибольшую на его взгляд помощь в изучении Библии стих за стихом. Будучи молодым верующим, я жаждал получить доскональные знания о Слове Божьем. Я хотел понимать каждый стих в Библии, от первого стиха Бытия до последнего стиха Откровения. Брат Ни ответил, что наиболее полезной книгой в этом отношении является «Синопсис книг Библии» Дарби. Восемь лет спустя он подарил мне экземпляр этой пятитомной работы.
Дж. Н. Дарби и его современники были великими толкователями Библии. История свидетельствует, что им Библия была открыта как никому другому. Эти толкователи знали Слово не только в соответствии с традицией и напечатанному тексту; они знали её в соответствии со свежим светом, который приходил к ним непосредственно от Господа. Господь озарял их, и они получали видение и откровение о многих истинах в Слове.
Сегодня христиане часто говорят о Библии согласно мертвой букве. Некоторые хорошо разбираются в библейской географии и истории, они знакомы с простейшими учениями. Однако они не имеют никакого света или откровения.
Как мы указывали, христиане часто говорят о некоторых библейских доктринах, будто это всего лишь старушечьи мифы. Для некоторых даже доктрина об оправдании по вере — это просто миф. Например, пятьдесят лет тому назад в Китае был один лютеранский пастор, который учил оправданию по вере. Сам он при этом занимался контрабандой опиума. Что касается лично его, оправдание по вере было просто «мифом». В отношении этого вопроса у него не было никакого света или откровения. Однажды после собрания его остановила пожилая норвежская благовестница, которая с большой силой проповедовала возрождение. Она спросила, возрождён ли он. Он уверил её, что он возрождён, но она возразила, что, посмотрев ему в лицо, она видит, что это не так. Лютеранский пастор настолько оскорбился, что возненавидел эту благовестницу и задумал убить её. Но той ночью Святой Дух озарил и упрекнул его, так что он покаялся и возопил к Господу. На следующее утро благовестница, увидев его, сказала: «Слава Господу! Теперь ты возрождён!» После этого на собрании пастор дал сильное свидетельство о происшедшем. Оно оказало такое воздействие на слушателей, что несколько сотен молодых людей приняли спасение. Случай с этим лютеранским пастором иллюстрирует разницу между знанием Библии согласно напечатанному тексту и знанием Слова согласно сиянию божественного света.
Сегодня среди христиан много старушечьих мифов. Существуют не только мифы о доктринах, но и мифы, связанные с так называемыми чудесами. Один пятидесятнический пастор рассказывал мне, что у них на собрании произошло чудо: зубы одного человека были запломбированы золотом. Другой пятидесятнический служитель рассказывал о другом чуде: у них на собрании один человек заговорил на китайском. Оба случая — это просто мифы.
Учение апостола в Первом послании к Тимофею намного превосходит любые старушечьи мифы. Более того, в этом Послании не упоминается ничего чудодейственного. Напротив, в 5:23 Павел советует Тимофею: «Больше не пей одну воду, а употребляй немного вина ради желудка и твоих частых болезней». Павел не прибегает к какому-нибудь чудесному дару, чтобы исцелить своего соработника. Он вместо этого призывает Тимофея быть человечным, не религиозным, и заботиться о своём здоровье человеческими методами.
Многие из тех, кто сегодня учит людей Библии, не имеют ни света, ни откровения. Они просто учат Слову согласно напечатанному тексту, вероятно, снабжая слушателей географическими и историческими сведениями. Где вы можете услышать сообщение о Божьем домостроительстве в Новом Завете на основе 1 Тим. 1:4? Господь по Своей милости пролил на нас Свой свет и раскрыл нам Свою истину. Поэтому я надеюсь, что пользующиеся уважением богословы и профессора будут изучать Восстановительный перевод и сообщения Жизнеизучения, причём изучать их серьёзно. Я верю, что, если они изучат наши работы, они получат свет.
Теперь давайте рассмотрим логическую связь между 1 Тим. 6:2-3 и между 1 Тим. 6:6-7. В 1 Тим. 6:1-2 Павел повелевает тем, кто является рабами под ярмом, считать собственных господ достойными всякого почёта, чтобы «не хулилось имя Божье и наше учение». Слово «хулилось» значит «подвергалось злословию, поношению». Более того, Павел велит рабам, которые имеют верующих господ, служить им как следует. Павел заканчивает стих 2 словами: «Этому учи и увещевай».
Затем, в стихах 3 и 4, Павел говорит: «Если кто-нибудь учит иному и не соглашается со здоровыми словами, которые исходят от нашего Господа Иисуса Христа, и с учением, которое по благочестию, он ослеплён гордостью». Учить иному — значит учить отличному от учения апостолов, которое было сосредоточено на Христе и церкви. «Здоровые слова» связаны со здоровьем жизни. Уча здраво, апостолы преподносят людям здоровое учение как снабжение жизни. Слова нашего Господа Иисуса Христа — это слова жизни (Ин. 6:63); следовательно, это здоровые слова. Здоровые слова Господа — это источник учения, которое по благочестию. Когда мы учим Господним словам жизни, особенно в некоторых аспектах, они становятся учением, которое по благочестию. Живые слова Господа всегда порождают благочестие — жизнь, которая живёт Христа и выражает Бога во Христе.
Слово Павла в 6:3 о тех, кто учит иному, показывает, что даже его учение о рабах соответствовало здоровым словам Господа Иисуса. Учение Павла было учением по благочестию. Но некоторые, не соглашаясь со здоровыми словами, учили иному. Они не учили по благочестию. Таким образом, связь между стихами 2 и 3, несомненно, существует.
Все наши учения должны соответствовать здоровым словам о Божьем домостроительстве. В принципе даже те, кто заботится о детях на детских собраниях, должны учить детей в соответствии со здоровыми словами Господа Иисуса. Из этого следует, что детям необходимо получать учение, которое по благочестию.
В 6:4 и 5 Павел говорит, что тот, кто учит иному и не соглашается со здоровыми словами, «ослеплён гордостью, ничего не понимая, но страдает недугом споров и словесных состязаний, от которых происходят зависть, распри, клевета, злые подозрения, постоянные пререкания людей, растленных в разуме и лишённых истины, думающих, что благочестие — это средство получения выгоды». Источником иных учений, отличных от здоровых слов Господа, всегда являются гордость и самомнение, которые ослепляют людей. Павел и его соработники учили определённым образом. Но ослеплённые гордостью люди стали специально учить иному. Если бы им пришлось учить тому же, что и другие, это было бы для них унижением. Я могу засвидетельствовать, что, когда я был в Китае, я с радостью учил тому же, что и брат Ни. Я даже изо всех сил старался использовать те же термины, что и он, поскольку я осознавал, что таким образом я осуществлял Господне служение.
В стихе 4 Павел использует выражение «страдает недугом споров». Спорить и состязаться из-за слов — значит страдать недугом. Выражение «страдать недугом» здесь противопоставляется слову «здоровые» в стихе 3.
Слово «клевета» в стихе 4 буквально означает «хулы». Здесь, как и в Кол. 3:8, имеются в виду клеветнические и ругательные высказывания в отношении человека, а не хула в отношении Бога.
Как мы увидели, в стихе 5 Павел говорит о «постоянных пререканиях людей, растленных в разуме и лишённых истины, думающих, что благочестие — это средство получения выгоды». Греческое выражение, переведённое как «постоянные пререкания», также можно передать как «непрекращающиеся ссоры». Эти пререкания ведутся людьми растленными, развращёнными в разуме и лишёнными истины, потерявшими, утратившими истину. Греческий текст здесь подразумевает, что когда-то они обладали истиной, но теперь она отнята у них. Таким образом, они утратили истину.
В стихе 5 Павел говорит о «думающих, что благочестие — это средство получения выгоды». Такие люди превращают благочестие в возможность извлечь выгоду (материальную прибыль), выгодное ремесло. Жажда материальной прибыли — это ещё одна причина, по которой некоторые учат иному. Итак, некоторые люди учат сегодня иному из-за гордости и жажды материальной выгоды, богатства. Гордость связана с желанием получить имя и хорошую репутацию, а выгода связана с деньгами и материальной прибылью.
В стихе 6 Павел говорит: «Но благочестие с довольством — великая выгода». М. Винсент пишет о слове «довольство» следующее: «Внутренняя самодостаточность как противоположность нехватки или желания чего-то внешнего. Это было любимое слово стоиков». Выражение «великая выгода» обозначает наилучшую возможность извлечь выгоду. Слово «выгода» обозначает здесь, главным образом, благословения в этом веке — благочестие с самодостаточностью и способность избавиться от жадности и забот этого века.
Заговорив о выгоде в стихах 5 и 6, Павел переходит в стихах с 7 по 10 к рассмотрению вопроса о сребролюбивых. По этой причине он соединяет стихи 6 и 7 союзом «ибо».
Я хочу ещё раз подчеркнуть, что мы узнали Библию путём жизни, света и духа благодаря тому, что обращали внимание на эти подробности. Что касается географии и истории, мы не утверждаем, что мы знаем Библию лучше других. Также мы не утверждаем, что запомнили наизусть самое большое число стихов. Но мы можем засвидетельствовать, что милостью Господней и с помощью наших предшественников — великих толкователей Библии — мы получили много света от Господа. Он дал нам свет, жизнь и дух через Слово. Псалмопевец однажды провозгласил: «Откровение слов Твоих просвещает» (Пс. 118:130). Более того, Господь Иисус сказал: «Слова, которые Я сказал вам, — это дух и жизнь» (Ин. 6:63). Мы славим Господа за то, что Он дал нам свет, жизнь и дух!
Господь Иисус вырос в доме плотника в Назарете. Его считали необразованным человеком. Однако не может быть сомнений в том, что Он обладал огромным светом, жизнью и духом. Наличие света, жизни и духа не зависит от учёности и научных степеней. Напротив, если мы полагаемся на своё образование, это может помешать нам получить свет, жизнь и дух через Слово.
В 6:7 Павел продолжает: «Ибо мы ничего не принесли в мир, потому что и вынести ничего не можем». Так мудро постановил Бог, чтобы мы, полагаясь на Него в отношении наших нужд и живя Им, выражали Его, не будучи чем-либо поглощены или отвлечены.
В стихе 8 далее говорится: «Но имея пропитание и покров, мы будем довольствоваться этим». Хотя под «покровом» имеется в виду одежда, это может включать в себя кров. Довольствоваться — значит быть в достаточной степени обеспеченным.
В стихе 9 Павел говорит: «А те, кто намерен быть богатым, впадают в искушение, и ловушку, и многие неразумные и вредные желания, которые погружают людей в уничтожение и разрушение». Намерение в этом стихе — это сильное желание быть богатым. Имеется в виду не обладание богатством, а любовь к богатству, которая вводит корыстолюбцев в искушение. Некоторые в самом деле богаты, некоторые желают быть богатыми. Это порочное желание уничтожает и разрушает людей. Разрушение подразумевает уничтожение, а уничтожение подразумевает временную и вечную гибель. Те, кто намерен быть богатым, впадают в ловушку, в сеть, и во многие неразумные и вредные похотливые желания, которые погружают людей в уничтожение и разрушение.
В стихе 10 Павел подводит итог: «Ибо корень всех зол — сребролюбие, из-за которого некоторые, устремляясь за деньгами, были уведены от веры и пронзили себя многими мучениями». Павел говорит, что корень всех зол — сребролюбие. Отсутствие артикля перед греческим словом «корень» указывает на то, что это один из корней, а не единственный корень. Греческое слово, переведённое как «устремляясь», означает «испытывая страстное желание, неудержимое стремление». Люди с подобным страстным желанием были уведены от веры; они отклонились от содержания нашей веры, от истины Божьего новозаветного домостроительства.