(4)
Тексты Писания: 1 Кор. 15:45-58
В этом сообщении мы продолжим рассматривать определение воскресения, а затем перейдём к рассмотрению победы воскресения.
В стихе 45 говорится: «Так и написано: „Первый человек, Адам, стал живой душой“; последний Адам стал животворящим Духом». Посредством творения Адам стал живой душой, имеющей душевное тело. Посредством воскресения Христос стал животворящим Духом, имеющим духовное тело. Адам, будучи живой душой, является природным; Христос, будучи животворящим Духом, является воскрешённым. Сначала при воплощении Он стал плотью для искупления (Ин. 1:14, 29); затем при воскресении Он стал животворящим Духом для наделения жизнью (Ин. 10:10). В результате воплощения у Него было душевное тело, как у Адама; в результате воскресения у Него есть духовное тело. Его душевное тело стало духовным посредством воскресения. Теперь Он является животворящим Духом в воскресении, имеющим духовное тело и готовым к тому, чтобы Его верующие приняли Его. При нашем уверовании в Него Он входит в наш дух и мы соединяемся с Ним как с животворящим Духом. Тем самым мы становимся одним духом с Ним (1 Кор. 6:17). Наш дух оживотворяется и воскрешается вместе с Ним. В конечном итоге наше нынешнее душевное тело станет духовным телом в воскресении, точно таким же, как Его тело (ст. 52-54; Флп. 3:21).
В стихе 45 подразумевается как старое, так и новое творение. Адам, первый человек, был главой старого творения. Когда Бог сотворил Адама, он стал живой душой. Это значит, что он стал личностью, человеком. В еврейском языке слово «Адам» означает «человек». Поскольку Бог сотворил Адама живой душой, его главной частью была душа, которая предназначена для старого творения. В принципе, если сегодня мы живём в душе, посредством души или для души, мы находимся в старом творении. Душа — это центр и «жизненная линия» старого творения. Человек может быть нравственным, но, если он живёт в душе, он всё равно принадлежит к старому творению.
То, что Христос — это последний Адам, подразумевает окончание и завершение старого творения. Старое творение заканчивается человеком, последним Адамом. Этот человек, положивший конец старому творению, стал в воскресении животворящим Духом. Теперь этот Дух является центром и «жизненной линией» нового творения.
Старое творение было сотворено Богом. Однако новое творение возникает не посредством сотворения, а посредством воскресения. Следовательно, в стихе 45 подразумеваются два творения: старое творение, центром и «жизненной линией» которого является человек как живая душа, и новое творение в воскресении, центром и «жизненной линией» которого является животворящий Дух.
Многим сегодняшним христианам недостаёт откровения, надлежащего духовного видения, и они противостоят нам, когда мы говорим, что Христос как последний Адам стал животворящим Духом. Но отрицать, что Христос является животворящим Духом, — это то же самое, что отрицать действительность воскресения. Животворящий Дух — это «жизненный пульс» воскресения Христа. Если бы Христос был воскрешён только с телом и не стал животворящим Духом, Его воскресение имело бы для нас гораздо меньшее значение. Оно было бы просто объективным фактом, не имеющим отношения к жизни. В этом случае его можно было бы сравнить с воскресением Лазаря. Воскресение Лазаря было всего лишь актом воскресения; оно не произвело, не породило, ничего связанного с жизнью. Но воскресение Христа — это нечто целиком связанное с жизнью, так как в воскресении Он стал животворящим Духом.
Большинство христиан верят в воскресение лишь в объективном смысле. Для них воскресение Христа — это не более чем некое объективное действие, которое не связано с членами Тела Христова. Те, кто так понимает воскресение Христа, рассматривают также и Его вознесение строго в объективном смысле. Они не осознаю́т, что вознесение каким-то образом связано с нами субъективно. С точки зрения некоторых христиан, как воскресение, так и вознесение Христа никак не связаны с нами в том, что касается жизни. Напротив, и то и другое — объективные факты, совершённые Христом. Они держатся за эти факты как часть своего фундаментального вероисповедания.
Воскресение не было лишь объективным действием, которое совершил Христос. Оно очень тесно связано с нами в субъективном смысле. Посредством воплощения Христос стал человеком; Он стал нами. Следовательно, воплощение было чем-то гораздо большим, чем объективный факт. Оно было процессом, который принёс Бога в человечество. Этот же принцип применим к процессу воскресения. Воскресение было не просто самостоятельным действием; оно было процессом, цель которого — произвести животворящего Духа. Посредством процесса воскресения человек, окончивший старое творение, стал животворящим Духом — зарождающим элементом нового творения.
Очень немногие христиане увидели, что Христос в воскресении — это животворящий Дух. Но некоторое понимание относительно этого было у Эндрю Мюррея. Он написал об этом в своём шедевре «Дух Христа», в главе под названием «Дух прославленного Иисуса». Дух прославленного Иисуса — это фактически Сам Господь Иисус в воскресении и в славе. Когда Он вошёл в воскресение, Он стал Духом, который животворит. Этот животворящий Дух является сущностью, зарождающей новое творение. Зарождающим элементом нового творения является воскрешённый Христос как животворящий Дух.
Традиционное христианское богословие противостоит истине о том, что Христос стал животворящим Духом. По мнению многих, это — ересь. Но на самом деле это — истина, лежащая в глубинах Слова Божьего. В конечном итоге истина восторжествует.
Стих 45 в 15-й главе Первого послания к коринфянам — это великий стих. Повторю: в этом стихе подразумевается старое творение, центром которого является душа, и новое творение, центром которого является Дух. Этот Дух есть не кто иной, как Христос, Триединый Бог. Фактически животворящий Дух — это приготовленный Триединый Бог. Бог прошёл процесс воплощения, распятия и воскресения. Теперь в воскресении Он является жизненной сущностью для зарождения нового творения. Мы стали новым творением, которое зарождено Триединым Богом как животворящим Духом. В книге «Домостроительство Божье» мы делаем акцент на человеческом духе и на том, что Христос стал животворящим Духом. Наивысшее определение воскресения таково: воскресение — это процесс, посредством которого Христос, последний Адам, стал животворящим Духом.
В 1964 году, когда мы работали над нашим сборником гимнов, один брат посоветовал нам не публиковать гимны о Христе как Духе. Он признавал, что в Библии показано, что Христос — это Дух. Но он говорил, что, поскольку большинство христиан не примут это учение, мы не должны включать в наш сборник гимны на эту тему. Я сказал ему, что я ни в коем случае никого не принуждаю следовать моему учению, но при этом хотел бы свободно преподносить истину из Библии. Затем я указал на то, что наша цель — это, во-первых, спасать грешников посредством благовествования; во-вторых, назидать святых и созидать их посредством надлежащего учения, чтобы они росли в жизни; в-третьих, занять уникальную почву церкви, чтобы основывать поместные церкви; и, в-четвёртых, иметь общение всех церквей в качестве единого Тела. Я сказал, что если в нашей работе есть эти четыре аспекта, то у нас одна и та же цель и задача. Кроме того, я сказал ему, что на мне лежит тяжёлое бремя в отношении того, что Христос — это Дух, и что у меня нет другого выбора, кроме как осуществлять моё служение в соответствии с этим бременем. Я сказал ему, что я должен провозглашать, что сегодня Христос — это животворящий Дух. Примут другие люди это учение или отвергнут его — решать не мне. Во времена Мартина Лютера не все принимали истину об оправдании верой. Если бы Лютер проявил нерешительность в этом вопросе, как могла бы появиться Реформация? Я решительно сказал ему, что я не боюсь противостояния.
Я не хочу, чтобы кто-нибудь следовал за мной слепо. Павел говорит: «Будьте подражателями мне, как и я — Христу» (11:1). Если я следую за Христом, если я следую за Библией, если я следую за истиной, то вы должны следовать за мной. Точно так же, если вы следуете за Христом, Библией и истиной, я должен следовать за вами. Так мы должны следовать друг за другом. Именно это мы стараемся делать в Господнем восстановлении.
Некоторые из тех, кто противостоит утверждению о том, что сегодня Христос — животворящий Дух, пытаются спорить на основании того факта, что в 15:45 нет определённого артикля, то есть говорится о «некоем» животворящем Духе, а не об «определённом» животворящем Духе. Но суть здесь не в том, какой употреблён артикль — определённый или неопределённый; суть в том, что здесь ясно упоминается животворящий Дух. Неужели наши противники верят в то, что есть два Духа, которые животворят, — Святой Дух и животворящий Дух? Учить тому, что есть два животворящих Духа, два Духа, которые животворят, — это ересь. Чем больше я говорю о том, что Христос стал животворящим Духом, тем больше у меня смелости, уверенности и воодушевления. То, что Христос, последний Адам, стал животворящим Духом, поистине соответствует божественному откровению.
Утверждение о том, что последний Адам стал животворящим Духом, подобно утверждению о том, что, согласно Ин. 1:14, Слово стало плотью. При этом здесь перед словом «плоть» вообще нет артикля. Неужели что-нибудь изменилось бы, если бы в этом стихе перед словом «плоть» стоял определённый артикль? В любом случае, идёт ли речь об «определённой» плоти или вообще о плоти, смысл один и тот же. В соответствии с этим же принципом, отсутствие определённого артикля в 15:45 не имеет существенного значения. Повторю: жизненно важный момент — это животворящий Дух.
Иногда христиане признают, что те или иные моменты содержатся в Слове, но, боясь человека, они не находят смелости стоять за истину. Из-за влияния традиции они не стоят за истину полностью. Некоторые из тех, кто противостоит нам, признавали, что в Ис. 9:6 Сын назван Отцом, но не говорили этого из-за традиции. Другие могут следовать традиции, но для нас важна только Библия, чистое Слово Божье.
В стихе 46 Павел говорит: «Но не духовное первое, а душевное, потом — духовное». Слово «духовное» здесь обозначает Христа, второго человека; слово «душевное» обозначает Адама, первого человека (ст. 47). Согласно человеческому пониманию, традиции и практике, мы должны следовать за первым, а не за вторым. Именно поэтому Павел намеренно говорит в этом стихе, что первое — это не духовное, а душевное. Духовное — второе. Если мы идём путём Библии, мы должны следовать не за первым, а за вторым. Например, за кем вам следовать: за Каином или за Авелем? Мы, разумеется, не должны следовать за Каином, то есть за первым; мы должны следовать за Авелем, за вторым. Кроме того, во время Пасхи были умерщвлены первородные. Это показывает, что Бог подвергает суду первородных. Этот же принцип применим к первому творению и новому творению. Богу не нужно первое; Ему нужно второе.
В стихе 47 Павел продолжает: «Первый человек — из земли, состоящий из праха; второй человек — из неба». Выражение «из земли» говорит о происхождении первого человека, Адама, а выражение «состоящий из праха» — о его природе. Христос — это не только последний Адам, но и второй человек. Первый Адам — это начало человеческого рода; последний Адам — его окончание. Адам, будучи первым человеком, является главой старого творения, представляющей его в творении. Христос, будучи вторым человеком, является Главой нового творения, представляющей его в воскресении. Во всей вселенной существует только два человека: первый человек, Адам, включающий в себя всех своих потомков, и второй человек, Христос, заключающий в Себе всех Своих верующих. В результате рождения мы, верующие, были включены в первого человека, а в результате возрождения — стали частью второго человека. Наше уверование перенесло нас из первого человека во второго. Если рассматривать нас как часть первого человека, то мы происходим из земли и по своей природе мы люди, состоящие из праха. Если же рассматривать нас как часть второго человека, то мы происходим от Бога и наша природа небесная. Выражение «из неба» говорит и о божественном происхождении, и о небесной природе второго человека, Христа.
В стихе 48 говорится: «Каков тот, что из праха, таковы и те, кто из праха; и каков небесный, таковы и небесные». «Тот, что из праха» — это первый человек, Адам, который состоит из праха. «Те, кто из праха» — это все потомки Адама, которые, подобно Адаму, состоят из праха. «Небесный» — это второй человек, Христос, который является небесным. Подобно тому, «небесные» — это все верующие в Христа, которые, подобно Христу, являются небесными. Когда-то мы были теми, кто из праха, но теперь мы небесные.
В стихе 49 Павел провозглашает: «И так же, как мы носили образ того, кто из праха, мы будем носить и образ небесного». Будучи частью Адама, мы в результате рождения носили образ человека, состоящего из праха; будучи частью Христа, мы в воскресении будем носить образ небесного человека. Это означает, что как в Адаме мы были рождены состоящими из праха, так в Христе мы будем воскрешены небесными. Такое воскресение является нашей судьбой. Оно так же несомненно, как наше рождение, и никогда не должно подвергаться сомнению.
Сегодня мы носим два образа: образ того, кто из праха, и образ небесного. В качестве иллюстрации нашего положения можно привести гусеницу, которая находится в процессе становления красивой бабочкой. Иногда в нас видна гусеница, а иногда в какой-то мере проявляется бабочка. В конечном итоге благодаря воскресению мы полностью «вылезем из кокона», став «бабочками». Мы уже не будем безобразными «гусеницами»; мы будем красивыми «бабочками», носящими образ Христа. Согласно сказанному в Флп. 3:21, тело нашего унижения будет преображено в тело славы и будет подобно телу Христа. Это произойдёт благодаря воскресению и в воскресении.
В последнем разделе 15-й главы, в стихах с 50 по 58, мы видим победу воскресения. В стихе 50 Павел говорит: «Вот что говорю, братья: что плоть и кровь царства Божьего унаследовать не может и тление не наследует нетления». Плоть и кровь — это составляющие душевного тела, которое является тленным и не имеет права унаследовать царство Божье, являющееся нетленным. Тление не может унаследовать нетление. Наше тленное тело должно быть воскрешено и стать нетленным, чтобы мы в воскресении могли унаследовать нетленное царство Божье. Даже сегодня, если мы живём не духом, а плотью и кровью, мы не можем практиковать церковную жизнь, которая является сегодняшним царством Божьим. И тогда в тысячелетии мы не сможем унаследовать царство Божье. Для этого нам нужно быть духовными.
В стихе 50 Павел говорит, что тление не наследует нетления. Старое творение не только является растленным; оно представляет собой тление. А царство Божье — это нетление. Тление не может унаследовать это нетление.
В стихе 51 говорится: «Вот, говорю вам тайну: не все мы уснём, но все изменимся». Под «тайной» здесь понимается преображение нашего тленного тела в нетленное (Флп. 3:21), что включает в себя воскресение. Для человеческого понимания это таинственно и непостижимо.
Слово «уснём» в стихе 51 означает «умрём» (1 Кор. 11:30; Ин. 11:11-13; 1 Фес. 4:13-16). Слово «изменимся» означает «преобразимся, сменив тление, бесчестие и слабость на нетление, славу и силу» (ст. 42-43). Тем самым тело нашего унижения будет сообразовано с телом Христовой славы.
В стихе 52 говорится: «Сразу, в мгновение ока, при последней трубе; ибо она протрубит — и мёртвые будут воскрешены нетленными, а мы изменимся». Последняя труба — это седьмая труба (Отк. 11:15), труба Божья (1 Фес. 4:16). Это означает, что последняя труба здесь — это то же самое, что седьмая труба в Откровении. Разумеется, после семи труб в Откровении больше не будет звучания труб. Следовательно, верно утверждение о том, что седьмая труба в Откровении — это последняя труба в стихе 52.
При последней трубе мёртвые в Христе, мёртвые верующие, будут воскрешены нетленными (1 Фес. 4:16). Мы, верующие, которые будут живы к моменту Господнего возвращения, изменимся. Первыми воскреснут мёртвые святые; затем при восхищении изменятся, то есть преобразятся, живые (1 Фес. 4:15-17). В стихе 53 Павел продолжает: «Ибо это тленное должно облечься в нетление и это смертное — облечься в бессмертие». Под «этим тленным» понимается наше тленное и смертное тело, которое должно облечься в нетление и бессмертие либо посредством воскресения в случае с умершими святыми, либо посредством преображения в случае с живыми. И тогда это смертное тело облечётся в бессмертие. Какими бы здоровыми и сильными мы ни были сегодня, наше тело является тленным и смертным. Но в воскресении это тело облечётся в то, что в Библии называется нетлением и бессмертием.
В стихе 54 Павел продолжает: «И когда это тленное облечётся в нетление и это смертное облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово, которое написано: „Смерть поглощена к победе“». Слово «когда» указывает на то время, когда наше тленное и смертное тело будет воскрешено или преображено и на смену тлению и смерти придут слава и жизнь. Тогда смерть будет поглощена к победе жизни воскресения. Это завершение того воскресения, которое мы разделяем в Божьем домостроительстве посредством искупления и спасения в Христе. Это воскресение начинается с оживления нашего мёртвого духа и завершается преображением нашего тленного тела. Между этими двумя событиями происходит процесс, в котором нашу падшую душу метаболически преобразовывает животворящий Дух, который является действительностью воскресения (2 Кор. 3:18).
Смерть является для человека поражением. Посредством Христова спасения в жизни воскресения смерть будет поглощена к победе для нас, унаследовавших Христову жизнь воскресения. В этом стихе победа — это синоним воскресения. Воскресение — это победа жизни над смертью.
В стихе 55 Павел спрашивает: «Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?» Это торжествующее восклицание апостола, знаменующее победу жизни воскресения над смертью.
В стихе 56 говорится: «Жало смерти — грех, а сила греха — закон». Смерть исходит от дьявола (Евр. 2:14), и через грех она смертельно жалит нас (Рим. 5:12). В Божьем искуплении Христос был сделан грехом за нас (2 Кор. 5:21), чтобы Бог через смерть Христа мог осудить грех (Рим. 8:3), упразднив тем самым жало смерти. Затем через воскресение Христа смерть поглощается жизнью воскресения.
Грех приносит нам проклятие и осуждение — и в нашей совести, и перед Богом — через закон (Рим. 4:15; 5:13, 20; 7:7-8). Поэтому закон становится силой греха, убивающей нас (Рим. 7:10-11). Поскольку смерть Христа исполнила те требования, которые закон предъявлял нам (1 Пет. 3:18; 2:24), сила греха упразднена. Через смерть Христа грех был осуждён, а закон — упразднён; через Его воскресение была поглощена смерть. Поэтому мы должны благодарить Бога, дающего нам такую победу над грехом и смертью через смерть и воскресение нашего Господа Иисуса Христа (ст. 57).
В стихе 57 Павел восклицает: «Но благодарение Богу, который даёт нам победу через нашего Господа Иисуса Христа». Эта победа над грехом и смертью через смерть и воскресение Христа не должна быть просто свершившимся фактом, который мы принимаем, — она должна стать нашим повседневным переживанием в жизни посредством воскрешённого Христа как животворящего Духа, который един с нашим духом (6:17). Поэтому мы должны жить этим слитым духом и ходить согласно ему. Тем самым будет постоянно воздаваться благодарение Богу, который даёт нам победу через нашего Господа Иисуса Христа. Именно сила воскресения освобождает нас от закона греха, силы греха. А в будущем именно воскресение поглотит смерть.
В стихе 58 Павел заключает: «Итак, братья мои возлюбленные, будьте твёрды, непоколебимы, всегда изобилуя в работе Господней, зная, что ваш труд не тщетен в Господе». Подвергнуть сомнению истину о воскресении — значит поколебаться. Быть уверенным в воскресении и пребывать в его действительности — значит быть твёрдыми, непоколебимыми.
Если мы не верим в истину о воскресении, это приводит к тому, что мы разочаровываемся в отношении нашего будущего и в результате охладеваем в Господней работе. Вера даёт нам сильное стремление изобиловать в Господней работе в надежде угодить Господу в воскресении при Его возвращении.
Павел говорит, что наш труд не тщетен в Господе. Имеется в виду труд не посредством своей природной жизни и природных способностей, а посредством жизни и силы Господнего воскресения. Наш труд для Господа в Его жизни воскресения с Его силой воскресения никогда не будет тщетен — его результатом будет исполнение Божьего вечного замысла путём проповеди Христа грешникам, преподнесения жизни святым и созидания церкви при помощи своих переживаний приготовленного Триединого Бога, которые являются золотом, серебром и драгоценными камнями (3:12). Возвращающийся Господь вознаградит нас за этот труд в день воскресения (3:14; Мф. 25:21, 23).
Вскоре после моего спасения моя сестра, учившаяся в семинарии, написала мне письмо, в котором она использовала сказанное в 15:58, чтобы побудить меня работать для Господа. В то время я не понимал, что в этом стихе говорится о том, что происходит в воскресении, и что этот стих тесно связан с воскресением. Если мы находимся в воскресении, этот стих применим к нам. Но если мы не в воскресении, у нас может возникнуть неверная мысль о том, что этот стих побуждает нас прилагать усилия и быть энергичными. Христиане цитируют этот стих на протяжении многих лет. Однако я думаю, что не очень многие понимают, что этот стих связан с воскресением. Это видно из слова «итак» в начале стиха: это слово указывает на всё, что Павел говорил в этой главе. Основываясь на том, что он написал здесь, Павел побуждает возлюбленных братьев быть твёрдыми, непоколебимыми и всегда изобиловать в работе Господней. С точки зрения природной жизни их могла поколебать даже какая-нибудь мелочь. Как же они могли быть твёрдыми? Мы можем быть твёрдыми только благодаря жизни воскресения внутри нас. Воскресение делает нас твёрдыми, непоколебимыми и всегда изобилующими в работе Господней. Кроме того, оно позволяет нам узнать, что наш труд в Господе не тщетен. Без воскресения всё, что мы делаем, тщетно. Но в воскресении наш труд в Господе не тщетен. Таким образом, воскресение — это не только побуждение; оно также воодушевляет нас для работы Господней.