(7)
Тексты Писания: 1 Кор. 14:26-40
На протяжении лет было много сказано и написано о стихах 26-40 из 14-й главы. Причина этого в том, что в Новом Завете нет ясных слов, описывающих то, как христиане должны проводить собрания и как мы должны функционировать на собраниях церкви. Некоторые считают этот отрывок Первого послания к коринфянам уникальным отрывком в Новом Завете в том смысле, что в нём вроде бы показано, как нужно функционировать на собраниях. Однако чем больше мы изучаем эти стихи, тем больше они нас озадачивают. Но поскольку Павел включил этот раздел в Первое послание к коринфянам, нам нужно внимательно изучить его.
В отдельном английском издании Восстановительного перевода Первого послания к коринфянам подзаголовок к разделу 14:26-40 гласит: «Как функционировать на церковном собрании». На самом деле мне не нравится выражение «как делать что-то». Новый Завет — это слово Духа, а не слово о том, «как делать что-то». Человеческий разум всегда хочет знать, как делать те или иные вещи. Это желание является в некоторой степени природным. Тем не менее иногда нет возможности избежать использования выражения «как делать что-то». Поэтому я использовал его в качестве подзаголовка к этому разделу Первого послания к коринфянам.
В стихе 26 Павел говорит: «Итак, что же, братья? Когда вы сходитесь, каждый имеет псалом, имеет учение, имеет откровение, имеет язык, имеет толкование. Пусть всё будет для созидания». Слово «имеет», встречающееся пять раз в этом стихе, является переводом распространённого греческого слова «э́хо», имеющего много значений, из которых следующие три являются главными: 1) «держать», «обладать», «хранить», 2) «иметь для наслаждения», 3) «иметь средства или силу, чтобы делать что-либо». Первые два значения следует относить к первым трём из пяти вещей, перечисленных в этом стихе: псалму, учению и откровению, а третье — к последним двум: языку и толкованию языка. Отсюда видно, что, когда мы приходим на церковное собрание, мы должны иметь нечто от Господа, чем мы могли бы поделиться с другими, будь то псалом, чтобы восхвалять Господа, или учение (учителя), чтобы преподносить богатство Христово для назидания и питания других, или откровение (пророка, ст. 30), чтобы показывать видения Божьего вечного замысла, связанного с Христом как тайной Божьей и с церковью как тайной Христовой, или язык для знамения неверующим (ст. 22), чтобы они узнали и приняли Христа, или толкование, чтобы сделать понятным язык, на котором говорилось о Христе и Его Теле. Перед тем как прийти на собрание, мы должны подготовиться к нему, приготовив что-то подобное, что получено и исходит от Господа. Приготовить это мы можем либо переживая Его, либо наслаждаясь Его словом и общаясь с Ним в молитве. Придя на собрание, мы не обязаны и не должны ждать вдохновения; мы должны упражнять свой дух и использовать свой обученный разум, чтобы функционировать, представляя то, что мы приготовили, Господу для Его славы и удовлетворения и всем присутствующим для их пользы: для их озарения, питания и созидания.
Это подобно празднику Кущей в древние времена. Дети Израиля приходили на праздник с произведениями доброй земли, которые они пожали после того, как потрудились на земле, и приносили их Господу для Его наслаждения и для своего взаимного участия в общении с Господом и друг с другом. Мы должны трудиться на Христе, нашей доброй земле, чтобы пожать плоды Его богатства, с которыми мы придём на церковное собрание и которые мы принесём Господу. Таким образом, на церковном собрании будет явлен Христос в Его богатстве, и все присутствующие примут участие во взаимном наслаждении Христом перед Богом и вместе с Богом для созидания святых и церкви.
Судя по тому, на чём делается акцент и чему уделяется наибольшее внимание в этом Послании, все пять вещей, перечисленные в этом стихе, должны быть сосредоточены на Христе как Божьем центре, который является нашей долей, и на церкви как Божьей цели, которая является и нашей целью. Псалом должен быть восхвалением Бога за то, что Он дал нам Христа как мудрость и силу для нашей повседневной, а также церковной жизни. Учение, исходящее от учителя, и откровение, исходящее от пророка, должны учить о Христе и о церкви, которая есть Тело Христово, и преподносить Христа и церковь людям. Язык и его толкование также должны иметь в качестве своего центра и содержания Христа и церковь. Если делать акцент на чём-либо помимо Христа и церкви, это принесёт в церковь беспорядок и приведёт к тому, что она отклонится от центральной линии Божьего новозаветного домостроительства, в результате чего она станет подобна церкви в Коринфе.
В стихе 26 Павел говорит, что всё должно быть для созидания. Всё, что мы делаем на церковном собрании, должно служить для созидания святых и церкви. Наше единственное стремление и цель должны состоять в том, чтобы являть Христа и наслаждаться Им на собраниях для созидания Его Тела.
В стихе 26 слово «имеет» является очень важным. По мысли Павла, каждый раз, когда мы все сходимся на собрание, мы должны иметь что-то. Павел не говорит «будет иметь» или «должен иметь»; он говорит в настоящем времени, указывая на факт, и говорит, что мы что-то имеем, каждый из нас что-то имеет. Кроме того, он не говорит, что лишь несколько человек имеют, что многие имеют или что большинство имеют; он говорит, что «каждый имеет» что-то. Затем он упоминает пять вещей в такой последовательности: псалом, учение, откровение, язык, толкование. Этот список не является всеобъемлющим; он даётся в качестве иллюстрации. В первую очередь Павел упоминает псалом, а в последнюю очередь — языки и толкование. Он ставит языки и толкование на последнее место в этом списке, потому что в этой главе его мысль сосредоточена на созидании церкви для Божьего управления.
Тот факт, что Павел в первую очередь упоминает псалом, показывает, что на собрании церкви восхваление Господа должно иметь первостепенное значение. Псалом — это примерно то же самое, что гимн. В сегодняшнем пятидесятническом движении поют стихи из Библии. Однако большинство этих стихов взяты из Ветхого Завета. Я сомневаюсь, чтобы они когда-либо пели о Христе как тайне Божьей или о церкви как тайне Христовой. Вы когда-нибудь слышали, чтобы на собрании пятидесятников пели 1-ю, 3-ю или 4-ю главу Послания к эфесянам? Нам нужно писать музыку, чтобы петь эти главы и другие отрывки из книг, составляющих «сердце» божественного откровения, то есть из Посланий к галатам, к эфесянам, к филиппийцам и к колоссянам. Нам нужно петь о том, что Богу было угодно открыть в нас Своего Сына, о том, что в нас живёт Христос, и о том, что мы распяты с Ним; о том, что мы ходим в Духе и согласно управлению Духа; о том, что нам нужен дух мудрости и откровения, чтобы узнать надежду Божьего призвания, славу Его наследия в святых и величие Его силы, которую Он привёл в действие, воскресив Христа и посадив Его на небесах; о том, что церковь — это полнота Христа, Того, кто наполняет всё во всём; о том, что нам нужно укрепиться силой через Духа Божьего в нашего внутреннего человека, чтобы Христос через веру устроил Себе дом в наших сердцах и чтобы мы постигли со всеми святыми вселенские измерения Христа к полноте Божьей; об одном Теле, одном Духе, одном Господе, одной вере, одном крещении и одном Боге и Отце всех; о том, что мы ходим в действительности Иисуса, чтобы снять с себя старого человека, облечься в нового человека и обновляться в духе нашего разума для действительности нового человека; об обильном снабжении Духа Иисуса Христа; о том, что нам нужно возвеличивать Христа, жить Его, быть найденными в Нём, стремиться за Ним и иметь превосходное знание Его; о Христе, Возлюбленном, как образе невидимого Бога, Первородном творения. Давайте учиться петь стихи из этих четырёх книг, а также из Послания к римлянам, Первого и Второго посланий к коринфянам и Послания к евреям. В нашем пении нам нужно подняться до уровня новозаветного домостроительства.
Наш сборник гимнов содержит более тысячи трёхсот гимнов. При составлении этого сборника мы выбирали гимны, которые Бог давал Своим людям на протяжении столетий. Это подтверждает, что наш подход далеко не сектантский; напротив, наш подход всеобъемлющий. Но теперь нам нужно двигаться дальше и писать новые гимны и песни на основе завершающего служения Павла и латающего служения Иоанна. Нам нужно собрание песен, основанных на Послании к римлянам, Первом и Втором посланиях к коринфянам, Посланиях к галатам, к эфесянам, к филиппийцам, к колоссянам, Первом и Втором посланиях к Тимофею, Посланиях к Титу, к Филимону и к евреям. Нам также нужны песни и гимны, основанные на Евангелии от Иоанна, Первом послании Иоанна и Откровении. Давайте петь гимны, написанные на основе 15-й главы Евангелия от Иоанна о том, что мы пребываем в Христе и Христос пребывает в нас. Давайте также петь о семи светильниках, семи огненных лампадах и текущей реке, о которых говорится в Откровении.
В нашем пении и в использовании нашего сборника гимнов мы не должны держаться за традиции. Наши пение и хвала должны быть сосредоточены в первую очередь не на Боге как Творце и не на Его устроениях в обращении с человечеством, а на Его новозаветном домостроительстве. Например, нам нужно петь о приготовленном Триедином Боге.
Я надеюсь, что в предстоящие годы многое изменится в нашем пении, а также в нашем сборнике гимнов. В наших пении и хвале мы до сих пор в какой-то степени находимся под влиянием традиции. В этом смысле нам нужно оставить традиционный путь и полностью возвратиться к Божьему новозаветному домостроительству.
Во времена Павла верующие, возможно, пели ветхозаветные Псалмы. У авторов Ветхого Завета не было ясного откровения о церкви как тайне Христовой. Поскольку это уже не скрыто, нам нужно писать об этом гимны на основе откровения в Новом Завете. Павел написал четырнадцать Посланий, и нам нужно петь их. Но нас, возможно, сдерживают атмосфера и влияние традиционного христианства. Я ещё раз призываю вас писать гимны о новозаветном домостроительстве. Давайте петь гимны о завершающем служении Павла и латающем служении Иоанна.
Сказав: «Каждый имеет псалом», Павел затем упоминает учение, откровение, язык и толкование. Учения должны соответствовать учениям апостолов, а откровение должно показывать то, что раньше было скрыто, но теперь открыто. На собраниях нам нужно слово учения, а также слово откровения. Мы уже отмечали, что учение, исходящее от учителя, и откровение, исходящее от пророка, должны учить о Христе с церковью как Его Телом и преподносить Христа и церковь. В принципе, то же самое должно относиться к языкам и толкованию языков: их центром и содержанием должны быть Христос и церковь. Это значит, что они должны быть сосредоточены на Христе как тайне Божьей и на церкви как тайне Христовой, а не на других вещах. Надлежащее говорение на языках должно быть говорением о Христе и церкви. Это основано на контексте всего Первого послания к коринфянам, в котором говорится о Христе как мудрости и силе Божьей и глубинах Божьих и о церкви как Теле, которое должно выражать Христа и является средством для осуществления Божьего управления.
То, о чём поют и говорят среди сегодняшних пятидесятников, намного уступает видению Божьего домостроительства в Новом Завете. Им недостаёт небесного откровения, поэтому их пение и говорение находятся в природной сфере. Мы благодарим Господа за то, что Его восстановление находится в другой сфере, духовной сфере, небесной сфере, сфере Христа и церкви. И тем не менее нам необходимо, чтобы наши понимание и постижение были возвышены. Нам нужно молиться, чтобы Господь полностью повернул нас от природной сферы к небесной, духовной сфере, и тогда всё, что мы говорим и делаем на собраниях, будет способствовать осуществлению Божьего новозаветного домостроительства. Я надеюсь, что так будет на всех собраниях во всех церквях и что собрания будут наполнены говорением о Христе и церкви.
Далее, в стихах 27 и 28, Павел говорит о говорении на языках: «Если кто-нибудь говорит на языке, пусть говорят по двое или, самое большее, по трое, и по очереди, а один пусть истолковывает; а если нет истолкователя, пусть он молчит в церкви и говорит себе и Богу». То, что Павел использует в стихе 28 слово «церковь», показывает, что церковное собрание — это сама церковь. В этих стихах мы видим, что Павел не пренебрегал полностью говорением на языках; вместо этого он дал некоторые указания в отношении этого говорения. На языках могут говорить по очереди двое или, самое большее, трое, а один должен истолковывать. Однако сегодня на некоторых христианских собраниях говорить на языках побуждают всех. Тем, кто придерживается такой практики, обязательно нужно обратить внимание на эти стихи и научиться говорить по очереди. Необходимое для этого ожидание будет ограничивать их и станет для них проверкой. Но если нет истолкователя, они должны молчать на собрании и говорить себе и Богу. Рассматривая эти стихи, мы видим, что согласно указаниям, которые даёт Павел, христианское собрание не должно проводиться так, как проводятся некоторые из сегодняшних собраний пятидесятников.
В стихе 29 говорится: «Пророки же пусть говорят двое или трое, а остальные пусть распознаю́т». Согласно этому стиху, на собрании могут говорить двое или трое пророков, а остальные пророки должны распознавать. Слово «остальные» здесь указывает на других пророков. В стихах с 29 по 32 говорится только о пророках, а не обо всех членах церкви. Остальные пророки должны распознавать, судить (букв. «отличать»), то, что говорят эти пророки. Имеется в виду, что остальные должны судить, или распознавать, от Бога ли то, что говорится в пророчестве, отличая правильное от неправильного. Отсюда видно, что иногда пророчествование может быть не от Бога.
В стихе 30 Павел продолжает: «А если другому сидящему что-то откроется, первый пусть молчит». Слово «другой» указывает на другого пророка, а слово «первый» — на первого пророка. Таким образом, стих 30 относится к пророкам, а не ко всем присутствующим на церковном собрании.
В стихе 31 говорится: «Ибо вы все один за другим можете пророчествовать, чтобы все учились и все воодушевлялись». Судя по контексту стихов с 29 по 32, слова «вы» и «все» относятся к пророкам, а не ко всем членам церкви. Греческое слово, переведённое здесь как «воодушевлялись», также означает «утешались». Даже пророкам необходимо учиться и воодушевляться.
В стихе 32 Павел говорит: «И духи пророков подчиняются пророкам». Слово «и» доказывает, что упомянутое в предыдущем стихе касается пророков, а не всех членов церкви. То, что духи пророков подчиняются пророкам, означает, что не пророки находятся во власти своих духов, а их духи находятся под их управлением. Поэтому они могут решать, когда им пророчествовать и когда перестать пророчествовать, чтобы поддерживать надлежащий порядок на церковном собрании. Их дух является для них не господином, а средством, позволяющим им функционировать. Им необходимо научиться упражнять и использовать свой дух по своему усмотрению.
В стихе 32 ясно показано, что не мы должны подчиняться своему духу, а наш дух должен подчиняться нам. Однако некоторые из сегодняшних пятидесятников находят себе оправдание, говоря, что всё, что они делают на собраниях, делается согласно духу. Они утверждают, что их дух уносит их. Например, кто-нибудь громко восклицает, не обращая внимания ни на кого и ни на что. Если кто-нибудь спросит его, почему он так громко восклицает, он ответит: «Это не зависит от меня; меня уносит дух». Это противоречит словам Павла. Он решительно заявляет, что не мы должны подчиняться духу, а дух должен подчиняться нам.
В течение многих лет я отмечал, что нам нужно упражнять дух. Это подразумевает, что наш дух подчиняется нам. Мы упражняем дух; не дух упражняет нас. Вы упражняете дух? Или дух упражняет вас? Выражение «упражнять дух» предназначено для людей с трезвым разумом, особенно для тех, кто склонен молча сидеть на собраниях. Всем таким людям нужно упражнять дух. Но тем, кто, наподобие коринфян, бывает унесён в своём экстазе, Павел сказал бы: «Не подчиняйте себя духу, а пусть ваш дух подчиняется вам. Отвернитесь от вашего экстаза и заставьте свой дух подчиниться вам». Не нужно находить себе оправдание, говоря, что всё, что вы делаете, делается согласно духу. Дары должны применяться упорядоченно, а не бесконтрольно. Наш дух должен подчиняться нам. Это значит, что у нас должен быть трезвый разум, чтобы нам использовать свой дух надлежащим образом.
В стихе 33 говорится: «Ибо Бог есть Бог не беспорядка, а мира». Принцип повелений Павла коринфянам, содержащихся в стихах 26-32 и относящихся главным образом к говорению на языках и пророчествованию, состоит в том, что следует поддерживать мирный и благообразный порядок соответственно тому, каков Сам Бог.
Последняя часть стиха 33 фактически является введением к стиху 34. В ней говорится: «Как во всех церквях святых…» Слово «как» указывает на то, что все поместные церкви должны быть одинаковы в своей практике. В 1 Кор. 1:2 и 10:32 используется выражение «церковь Божья», но здесь мы видим выражение «церкви святых». Выражение «церковь Божья» показывает элемент, из которого состоит церковь: церковь состоит из элемента Бога. Выражение «церкви святых» показывает части, из которых складываются церкви: церкви складываются из святых.
В стихе 34 говорится: «Женщины в церквях пусть молчат, ибо им не разрешается говорить; напротив, пусть подчиняются, как и закон говорит». Словосочетание «в церквях» означает «на церковных собраниях». Согласно 11:5, женщинам можно пророчествовать (что, разумеется, происходит публично), если их голова покрыта, а в Деян. 2:17-18 и 21:9 подтверждается, что женщины действительно пророчествовали. Но в 1 Тим. 2:12 говорится, что женщинам не разрешается учить, то есть учить с позиции власти (об учении там говорится в контексте использования власти), определяя доктрину. Таким образом, согласно новозаветному принципу, когда говорится, что женщинам не разрешается говорить на церковных собраниях, это означает, что женщинам не разрешается учить с властью в отношении определения доктрины. В этом смысле они должны молчать на церковных собраниях. Им не разрешается говорить, потому что они должны подчиняться мужчинам. Это связано с вопросом о власти, установленной Богом в Его правлении. В силу Божьего правительственного установления женщинам не разрешается говорить, властвуя над мужчинами. Им можно молиться и пророчествовать, то есть (в основном) говорить за Господа и изрекать Господа. Но и это они должны делать под покрытием братьев, потому что здесь им дано повеление подчиняться.
Под «законом» в стихе 34 понимаются книги, написанные Моисеем (Мф. 5:17; 7:12; 11:13). В книгах Моисея в Быт. 3:16 содержится повеление женщине подчиняться господству мужчины. Таково Божье установление.
Стих 34 в 14-й главе Первого послания к коринфянам не следует понимать в отрыве от остальной Библии. Напротив, Библию нужно истолковывать посредством Библии и при помощи Библии. Согласно учению всего Нового Завета, сёстрам можно пророчествовать, но у них нет власти определять доктрины. Это должно быть предоставлено братьям. Кроме того, как свидетельствует исторический факт, некоторые из самых серьёзных ересей появились через женщин.
В 1933 году, после того как я оставил работу, чтобы служить Господу на полновременной основе, я посетил брата Ни в Шанхае. Во время моего пребывания там он рассказал мне, что под влиянием практики Братий они не позволяют сёстрам молиться на собраниях и тем более — говорить. Он сказал мне, что они следовали этой практике одиннадцать лет. Однако брат Ни осознавал, что, если сёстры не будут молиться на собраниях, половина церкви будет парализована и не будет функционировать. Это нанесёт собраниям вред и урон. Поэтому брат Ни размышлял о том, как исправить эту ситуацию. Потом он обратился ко мне и спросил, что я думаю об этом. Я сказал, что я думаю, что нужно позволить сёстрам молиться на собраниях. Это пример того, как принимается решение, связанное с доктриной. Такое решение сопряжено с властью.
Именно такие решения с властью подразумевает Павел, когда упоминает говорение в стихе 34. Он не согласен с тем, чтобы сёстры говорили на церковных собраниях, властвуя над братьями. Если мы не понимаем этот стих таким образом, мы не можем примирить его с 11-й главой, в которой Павел говорит о том, что сёстры должны молиться или пророчествовать с покрытой головой. Это убедительно показывает, что сёстры могут говорить на собраниях при условии, что на их голове есть покрывало.
В стихе 35 Павел говорит: «А если хотят что-нибудь узнать, пусть дома спрашивают собственных мужей; ибо стыдно женщине говорить в церкви». Здесь словосочетание «в церкви» тоже означает «на церковных собраниях».
В стихе 36 Павел спрашивает: «Или от вас вышло слово Божье? Или до вас одних оно дошло?» Эти решительные, откровенные слова показывают, что поместная церковь должна в своей практике следовать примеру других церквей. Все поместные церкви должны быть послушны вселенскому порядку Духа согласно слову апостолов, от которых выходит слово Божье.
Далее, в стихе 37, Павел говорит: «Если кто-нибудь думает, что он пророк или духовный, пусть ясно знает то, что я пишу вам, — что это заповедь Господня». Здесь Павел говорит с властью, изрекая заповедь Господнюю.
Сказанное Павлом в стихе 37 показывает, что пророк и духовный человек высоко ценятся в церкви с точки зрения осуществления Божьего новозаветного домостроительства. Пророк занимает второе место после апостола в Божьем управлении в церкви (12:28). Пророк — это тот, кто говорит за Бога, изрекает Бога и получает откровение о тайнах Божьих, связанных с Христом и церковью (Эф. 3:5), которое служит основанием для созидания церкви (Эф. 2:20). Духовный человек — это тот, кто живёт согласно своему духу, слитому с Божьим Духом, и способен распознавать всё духовное (1 Кор. 3:1; 2:15). Такие духовно сведущие люди должны ясно знать, что учения апостола Павла — это заповедь Господня, и то, что они говорят, должно соответствовать его учениям. По отношению к беспорядочным коринфянам дух Павла был силён, а слово — откровенно. Он требовал, чтобы они чётко знали, что его учения представляют собой заповедь Господнюю и имеют подлинную власть от Господа. Поскольку учения апостола соответствуют Божьему установлению, они являются заповедью Господней.
В стихе 38 говорится: «А если кто-нибудь не признаёт этого, пусть не признаёт». Иногда Павел проявляет вежливость, но здесь он высказывается строго и откровенно.
В стихе 39 говорится: «Так что, братья мои, ревностно желайте пророчествования и не запрещайте говорение на языках». Здесь Павел несколько смягчает свой тон, чтобы успокоить возбуждение среди беспорядочных коринфян. Фактически вся эта глава посвящена пророчествованию и говорению на языках. Поскольку пророчествование — наиболее полезный дар для созидания и святых, и церкви путём богатого преподнесения Христа, апостол высоко ценил и поощрял его. Говорение на языках не приносит пользы для созидания, поэтому апостол, будучи верен, отмечает его меньшую ценность. И в положительной, и в отрицательной оценке апостол руководствовался заботой об исполнении Божьего замысла в созидании церкви с помощью богатства Христова. В заключение этой главы он по-прежнему призывает нас ревностно желать пророчествовать для Божьего строительства. Однако чтобы сохранить всеобъятность и единство церкви, он также призывает нас не запрещать говорение на языках.
В стихе 40 Павел говорит в заключение: «Но пусть всё происходит благообразно и в надлежащем порядке». Заботясь о церкви, апостол стремился к неизменному сохранению и осуществлению Христа как Божьего центра и церкви как Божьей цели и к тому, чтобы всё при этом происходило благообразно и в надлежащем порядке перед людьми и ангелами (4:9; 11:10). Для достижения такой высокой цели наша природная жизнь непригодна. Для надлежащей церковной жизни необходимо переживать Христа распятого (1:23; 2:2), чтобы положить конец нашему «я», и переживать Христа в воскресении как наше ежедневное освящение и искупление (1:30).