(1)
Тексты Писания: 1 Кор. 1:10-13
В первом сообщении этого Жизнеизучения мы отмечали, что, после того как Павел представил в Послании к римлянам замечательный эскиз христианской жизни, церковной жизни и жизни Тела, он показывает в Первом послании к коринфянам иллюстрацию фактической христианской жизни, церковной жизни и жизни Тела. Однако мы не должны понимать это в том смысле, что в Первом послании к коринфянам показана иллюстрация надлежащей или нормальной христианской жизни, церковной жизни и жизни Тела. В отношении этих трёх видов жизни это Послание иллюстрирует то, что является фактическим или типичным, а не нормальным или надлежащим. Поэтому ни в коем случае не следует ошибочно утверждать, что в Первом послании к коринфянам мы видим надлежащую церковную жизнь. То, что мы видим в отношении практики церковной жизни в этом Послании, не является ни надлежащим, ни нормальным; напротив, это нечто обычное или типичное.
В 1:1-9 Павел убедительно представляет нам тот факт, что в Божьем домостроительстве Христос является единственным центром. Бог намерен сделать Христа, Своего Сына, центром Своего домостроительства, а также сделать Его всем для всех верующих. Именно поэтому Павел говорит в стихе 9, что мы были призваны в общение Сына, Иисуса Христа, нашего Господа. И именно по этой причине он отмечает в стихе 2, что Христос — их и наш. Намерение Бога в Его домостроительстве состоит в том, чтобы сделать Христа всем, дать нам Христа как нашу долю, а также внедрить Христа в нас.
В стихе 10 Павел начинает рассматривать проблему разделений среди коринфян. Прежде всего он умоляет их именем нашего Господа, то есть именем, которое выше всех имён (Флп. 2:9) и которое должно быть единственным именем среди всех Его верующих. Однако разделявшиеся коринфяне ставили имена Павла, Аполлоса и Кифы в один ряд с именем Христа, совершая ту же ошибку, которую совершил Пётр на горе Преображения, когда поставил в один ряд с Христом Моисея и Илию (Мф. 17:1-8). Чтобы сохранить единство в Господе и избежать разделений, нам нужно возвышать и превозносить только одно имя, имя нашего Господа, отказываясь от всех имён помимо этого высочайшего имени.
Когда коринфяне поверили в Христа, они ничего не получили от Павла, Аполлоса или какого-нибудь другого служителя Божьего. Павел и Аполлос, несомненно, оказали большую помощь верующим в Коринфе. Но получили они Христа. В 1:13 Павел спрашивает их: «Разве Павел был распят за вас? Или в имя Павла вы были крещены?» Нет, не Павел был распят за них, и не в имя Павла они были крещены. Распят за них был Христос, и крещены были эти верующие в имя Христа. Здесь Павел как бы говорит: «Фактически вы ничего не получили от Павла, Аполлоса или Кифы. Более того, вы не должны ограничиваться неким узким Христом. Вы должны сосредоточить всё своё внимание на единственном Христе. Этот Христос — не только ваш и наш; Он принадлежит всем. Он — их и наш, так как Он является долей святых во всяком месте. Бог дал нам этого Христа, и Он призвал нас в Его общение».
Дать достаточно полное определение общению Сына Божьего нелегко. Это нечто в высшей степени замечательное. Это общение включает в себя не только единство между нами и Триединым Богом, но и единство среди всех верующих. Кроме того, оно подразумевает наслаждение — наше наслаждение Триединым Богом, наслаждение Триединого Бога нами, а также наслаждение, которое верующие получают друг от друга. В этом общении мы наслаждаемся Триединым Богом, а Триединый Бог наслаждается нами. Более того, мы наслаждаемся всеми верующими, а все верующие наслаждаются нами. Какое это замечательное, всеобщее, взаимное общение! Мы были призваны в нечто такое, что называется общением Божьего Сына. Это общение является всеобщим и взаимным. Взаимность этого общения — это взаимность не только между верующими и Триединым Богом, но и среди самих верующих.
Поскольку мы были призваны в такое общение, мы не должны говорить, что мы Павловы, Кифины, Аполлосовы или чьи-то ещё. И мы не должны говорить, что мы принадлежим той или иной доктрине или определённой практике. Бог не призывал нас в общение личностей, доктрин или практик. Мы не призваны в общение Павла или кого-нибудь ещё, и мы не призваны в общение, связанное с какой-нибудь доктриной или практикой. Мы призваны исключительно в общение Божьего Сына. Это значит, что мы призваны в действительность, воплощение, Триединого Бога. В этом общении мы наслаждаемся Триединым Богом — Отцом, Сыном и Духом. В этом общении мы также наслаждаемся всеми верующими, а верующие наслаждаются нами. Кроме того, Триединый Бог наслаждается нами и всеми остальными верующими во всяком месте.
Если бы все сегодняшние христиане осознали, что они были призваны в это общение, разве это не было бы чудесно? Если бы это произошло, мир стал бы подобен Эдемскому саду. Тогда не нужно было бы тысячелетие, потому что тысячелетие уже наступило бы. Однако на самом деле ситуация среди сегодняшних христиан совсем иная. Появилось множество вещей, которые заменили Христа как единственную долю верующих. Появилось даже нечто бесовское и сатанинское. Тем не менее Бог твёрдо решил, что в Его домостроительстве одна Личность — Его Сын, Господь Иисус Христос — должна быть всем. Он Отец, Сын и Дух, и Он должен быть внедрён в наш состав, чтобы стать нами. Как мы отмечали в «Жизнеизучении Послания к колоссянам», в церкви как новом человеке Христос должен быть всем и всеми. Христос должен быть действительностью церкви. Он также должен быть действительностью каждой доктрины и практики. Действительность нашего крещения — это Христос, и сущность нашего общения — тоже Христос. Если бы это было переживанием сегодняшних христиан, какой превосходной была бы ситуация среди всех нас!
Фактическая ситуация среди верующих является очень печальной и даже трагичной. Можно сказать, что христиане имеют множество разных вещей, но им недостаёт действительности Христа, живой Личности. В сегодняшнем христианстве есть тысячи и даже миллионы тех или иных вещей. Но где вы найдёте действительность Христа, живой Личности? Ситуация среди верующих в Коринфе была примером этого ужасного недостатка. По этой причине в Первом послании к коринфянам Павел показывает им, что они неправы, когда говорят, что они Павловы, Аполлосовы, Кифины или даже Христовы в узком смысле. Это в корне противоречит Божьему домостроительству. В Божьем домостроительстве есть место только для Христа.
Я ценю сказанное Павлом в стихе 2: «Со всеми, кто призывает имя нашего Господа Иисуса Христа, во всяком месте — который их и наш». Здесь Павел говорит обо всех, кто призывает имя Господа, и о всяком месте. Потом он говорит, что Христос — их и наш. Что касается верующих и мест, здесь нет различий. Где бы вы ни находились, когда вы призываете имя Господа Иисуса, Христос ваш и Он также является долей всех святых. Во всяком месте Христос — их и наш.
Бог не обращает внимания на что-либо помимо Христа. Почему же мы обращаем внимание на такое множество других вещей и даже других личностей вместо Христа? Некоторые из верующих в Коринфе направляли своё внимание на Павла. Павел мог бы сказать им: «Почему вы обращаете внимание на меня? Я не достоин вашего внимания. И почему некоторые из вас предпочитают Кифу или Аполлоса? Они тоже не должны быть объектом вашего внимания. И вы также не должны сосредотачиваться на практиках или доктринах. Ни одна личность, практика или доктрина не достойна вашего внимания. Ваше внимание должно быть сосредоточено исключительно, полностью и в абсолютной степени на Христе — на Том, в чьё общение мы были призваны Богом».
Может быть, у вас возникает вопрос, как мы можем наслаждаться этим общением. Мы можем наслаждаться им, просто призывая имя Господа Иисуса. Однако если мы говорим, что мы Павловы, мы фактически призываем имя Павла. Если мы говорим, что мы принадлежим определённому человеку, это означает, что мы призываем имя этого человека. Все имена, кроме имени Христа, должны быть отложены в сторону, и мы должны возвышать только одно имя — имя нашего Господа Иисуса Христа, имя чудесной Личности, Того, в чьё общение нас призвал Бог. Чтобы наслаждаться этим общением, нужно призывать имя Господа. Чем больше мы призываем имя Господа, тем больше мы наслаждаемся общением, в которое мы были призваны. Повторим один момент, на котором мы уже делали акцент ранее: мы были призваны Богом, чтобы призывать имя Господа Иисуса. Призывая Его имя, мы наслаждаемся Его общением и участвуем в нём. Как это чудесно! Я настоятельно рекомендую всем святым научиться призывать имя Господа Иисуса.
Очень важно, чтобы святые в Господнем восстановлении научились не иметь предпочтений. Святые в той или иной церкви не должны предпочитать одного старейшину другому. Все подобные предпочтения необходимо осуждать. Я также хочу предельно ясно дать вам понять, что вы не должны предпочитать Уитнесса Ли и предпочитать находиться в том городе, где располагается служение. Некоторые спрашивали меня, не собираюсь ли я переехать в другое место. Те, кто спрашивал меня об этом, потом говорили, что они тоже собираются переехать туда. Это — личное предпочтение, и такое предпочтение нужно осудить. Ни у кого не должно быть предпочтения в пользу Уитнесса Ли или в пользу служения. Нашим единственным предпочтением должен быть Христос. Все мы должны быть способны сказать, что нашим предпочтением является всеобъемлющий и обширный Христос.
Некоторые говорят: «Вы, может быть, предпочитаете какого-то определённого брата или даже предпочитаете служение, а я предпочитаю Христа». Даже такое предпочтение является неправильным, потому что фактически это предпочтение в пользу очень узкого Христа, а не всеобъемлющего Христа, раскрытого в писаниях Павла. Может быть, такой узкий Христос — это ваш Христос, но это не Христос Павла. Христос Павла далеко не узкий — Он вселенски обширный.
У нас также не должно быть никакого предпочтения в отношении церквей. Мы не должны предпочитать свою поместную церковь другим церквям и не должны предпочитать какие-то другие поместные церкви той церкви, которая в нашем городе. Мы должны довольствоваться тем, чтобы просто быть в церкви в том месте, куда нас поместил Бог согласно Своему всевластному устроению. Да, в 1:2 говорится о церкви Божьей, которая в Коринфе. Но далее в этом стихе Павел упоминает всякое место. Мы должны быть готовы находиться в церкви Божьей в любом месте. Если ветер Духа принесёт вас в тот или иной город, вы должны просто быть в церкви в этом городе без каких-либо предпочтений. Если спустя некоторое время духовный ветер перенесёт вас в другой город, вы должны в равной мере довольствоваться тем, чтобы быть в церкви в этом городе. В отношении церквей у нас не должно быть никакого предпочтения. Мы ни в коем случае не должны говорить, что мы предпочитаем церковь в нашем городе или в каком-то другом городе. Напротив, мы должны быть способны сказать: «Моё предпочтение только в Христе. Я готов к тому, чтобы ветер понёс меня в любом направлении, потому что во всяком месте Христос один и тот же».
У нас не должно быть такого представления, что в определённом городе мы можем наслаждаться Христом больше, чем где-нибудь ещё. Например, мы не должны думать, что мы можем наслаждаться Христом в большей степени в том городе, где располагается служение. На самом деле, если Господь пошлёт вас в какой-нибудь город, например, для того чтобы начать там церковную жизнь, у вас, возможно, будет больше наслаждения Христом в этом городе, чем если вы будете находиться в городе, где располагается служение. Однако если вы едете в этот город из-за того, что вы предпочитаете это место, вы неправы. Не нужно ехать куда-либо из-за своих предпочтений. Вместо этого просто позвольте Господу вести вас в любых ваших шагах.
Если бы все христиане предпочитали только всеобъемлющего Христа, весь мир был бы покорён. Даже такой регион, как Южная Калифорния, который люди считают центром развлечений, был бы покорён нами. А заодно и Новая Англия, которую иногда считают религиозным кладбищем, была бы оживлена благодаря тому, что святые наслаждались бы Христом.
У меня есть бремя в отношении того, чтобы все мы поняли, что́ на самом деле представляет собой Господне восстановление. Намерение Бога в Его восстановлении — восстановить Христа как всё. Его намерение — восстановить Христа как единственный центр Божьего домостроительства и как всё для нас в качестве нашей доли для нашего наслаждения.
Рассматривая Первое послание к коринфянам, мы видим, что здесь Павел показывает нам некую иллюстрацию. Однако это не означает, что мы должны следовать за коринфянами в том, какая у них была христианская жизнь, церковная жизнь и жизнь Тела. Напротив, это означает, что мы не должны жаловаться на церковь в нашем городе. Мы не должны думать, что поместная церковь в том месте, где мы находимся, несовершенна и что в соответствии с нашим предпочтением мы должны переехать в какое-нибудь место, где, как нам представляется, церковная жизнь лучше. Нам нужно увидеть, что, где бы мы ни находились, фактическая церковная жизнь подобна той, которая описана в Первом послании к коринфянам. Поскольку все мы находимся в такой ситуации, что нам делать? Прежде всего, мы должны отказаться от всех других имён помимо имени Христа. Мы должны отказаться от имён каких-либо людей или служителей Божьих, которых мы предпочитаем, и мы также должны отложить все деноминационные названия. Кроме того, мы должны отвернуться от любых доктрин и практик и принять Христа, единственный центр Божьего домостроительства, как всё для нас.
В первых девяти стихах Павел закладывает в качестве основания Христа — единственный центр. В этом единственном центре у нас есть единственное и всеобъемлющее общение и наслаждение — общение Христа. В 1:10 Павел начинает рассматривать одиннадцать проблем, о которых говорится в Первом послании к коринфянам. Рассматривая все эти проблемы, Павел очень ясно даёт понять, что единственным решением всех проблем в церкви являются Христос и Его крест. Единственный ответ — это Христос, и притом Христос распятый. Указывая на такое единственное решение проблем в церкви в Коринфе, а также проблем в любой поместной церкви, Павел возвышал Христа и превозносил Его. Павел с кристальной ясностью понимал, что единственным решением наших проблем являются Христос и крест. Поэтому, имея в качестве хорошего основания сказанное в 1:1-9, мы можем начать познавать ценность Христа и креста как единственного решения всех проблем в церкви.