Тексты Писания: 1 Кор. 3:10б, 1 Кор. 3:12-13, 15
В предыдущем сообщении мы рассматривали строительную работу из преобразованных материалов. Это — положительная сторона сказанного Павлом о строительной работе. В этом сообщении мы рассмотрим отрицательную сторону — строительную работу из чего-либо природного.
Прежде чем мы рассмотрим, что значит строить из дерева, травы и соломы (ст. 12), необходимо отметить, что на протяжении лет большинство верующих не имели достаточно полного понимания 3-й главы Первого послания к коринфянам. Это обусловлено тем, что эта глава была написана с точки зрения переживания. Поскольку большинству читателей Первого послания к коринфянам не хватает духовных переживаний, они не способны понять эту главу. Во многих случаях они даже не интересуются ей и предпочитают другие части Библии, такие как Притчи, которые соответствуют их природным представлениям.
Третья глава Первого послания к коринфянам глубока и основательна. При написании этой главы Павел использует множество метафор: молоко, твёрдую пищу, посадку, поливку, Божью ниву, Божье строение, основание, золото, серебро, драгоценные камни, дерево, траву, солому, огонь и храм. Не имея переживаний, мы не сможем должным образом истолковать эти метафоры и понять их значение. Многие читатели этой главы обращают внимание только на две метафоры, использованные Павлом: основание и храм. Немногие знают, что значит строить из золота, серебра и драгоценных камней или из дерева, травы и соломы. Поэтому для многих сегодняшних читателей эта глава почти полностью закрыта.
При чтении Библии у многих из нас есть привычка стараться понять её лишь в аспекте доктрины или богословия. Однако, читая любую часть Библии, мы должны стараться понять её не с точки зрения богословия, а с точки зрения переживания. Мы должны стараться узнать, как эта часть Слова связана с переживаниями, которые есть у нас с Господом. Кроме того, когда мы делаем сообщения, мы должны преподносить наше сообщение в аспекте переживания, а не просто в аспекте доктрины.
Мы уже отмечали, что 1-я и 2-я главы Первого послания к коринфянам глубоки и основательны. В этих главах даже раскрываются глубины Божьи (2:10). Третья глава тоже очень основательна. Если бы Павел не написал эту главу с использованием метафор, ему, наверное, потребовалось бы ещё несколько глав, чтобы представить то, что было у него внутри.
Читая эту главу, мы должны не только стараться понять её язык; мы также должны рассмотреть все изображённые в ней картины. Сказанное Павлом о Божьей ниве, возделываемой земле, — это не только метафора, но и картина. Размышляя о значении того, что церковь является Божьей нивой, мы можем зрительно представить себе пахоту, посев, посадку, поливку, рост, принесение урожая и жатву. Размышлять об этом таким образом — значит рассматривать картину, которую передают использованные Павлом метафоры.
При чтении этой главы мы не должны воспринимать её содержание как нечто само собой разумеющееся. Напротив, мы должны спрашивать, что значит положить другое основание. Мы также должны пытаться выяснить, каково значение золота, серебра и драгоценных камней и что означают дерево, трава и солома. Например, когда мы прочитаем сказанное Павлом о том, что нельзя класть другое основание, в свете прошлого коринфян, мы поймём, что Павел имеет в виду, что нельзя класть в качестве основания греческую философию или культуру. Это также подразумевает, что мы не должны делать основанием свои мнения, предпочтения или выбор. Какой-нибудь брат может сказать, что у него есть бремя поехать в то или иное место. Однако это бремя может быть просто личным вкусом или предпочтением этого брата. При чтении этой главы мы должны быть настроены серьёзно и иметь желание понять, что имеет в виду Павел, когда использует все эти различные метафоры. Мы должны найти надлежащее толкование этих образов.
Дерево, трава и солома обозначают знание, понимание и достижения, источником которых является прошлое верующих (такое как иудаизм или другие религии, философия или культура) и природный образ жизни (который сосредоточен главным образом в душе и который представляет собой природную жизнь). Дерево противопоставляется золоту и обозначает природу природного человека; трава противопоставляется серебру и обозначает падшего человека, человека из плоти (1 Пет. 1:24), который не искуплен Христом, а солома противопоставляется драгоценным камням и обозначает работу и жизнь, которые берут своё начало в земном источнике и не преобразованы Святым Духом. Все эти не имеющие никакой ценности материалы являются порождением природного человека верующих в сочетании с тем, что они вынесли из своего прошлого. В Божьем домостроительстве эти материалы годятся только на то, чтобы их сжечь (ст. 13).
В конкретном и практическом смысле дерево здесь обозначает человеческую природу греков. По природе греки очень склонны к философствованию. Я полагаю, что они философствовали даже о Христе. Таким образом, дерево — это их природа, их природный склад. В соответствии с этим же принципом, дерево обозначает то, какие мы по своему природному складу. Например, у китайцев нравственная природа. Это — их «дерево». Мы не должны строить церковь из дерева. Это значит, что мы не должны строить её из нашей природы, из нашего природного склада.
Мы уже отмечали, что трава обозначает человека из плоти, который не искуплен Христом. Дерево обозначает природу греков, а трава обозначает природного человека греков. Строить церковь из травы — значит строить её из того, какие мы в своём природном существе. Например, руководитель общины Братий, которую я посещал в Чифу, был очень медлительным и устойчивым человеком. Он всегда ходил медленно, осторожно и размеренно. Однажды в учении по Библии он сказал, что Бог всегда всё делает медленно. Под влиянием этого руководителя почти все в этой общине научились быть медлительными. Когда они переступали порог зала собраний, они шли очень медленно. Кроме того, все молитвы на собраниях тоже произносились очень медленно. Вся эта община Братий соответствовала природному существу руководителя. Это — иллюстрация того, что значит строить церковь из травы.
Строить из травы — значит строить из того, какие мы и что мы предпочитаем. Допустим, что тот или иной человек выражает сильное предпочтение в пользу говорения на языках. Пытаться распространять говорение на языках — значит строить из травы. Когда мы строим в соответствии с тем, какие мы в своём природном существе, или в соответствии с нашим природным предпочтением, мы строим из травы.
Солома обозначает работу и жизнь, которые берут своё начало в земном источнике. Солома совершенно лишена жизни. Строить из соломы — это ещё хуже, чем строить из дерева и травы. Ревность, соперничество, зависть, сплетни и критика — всё это аспекты соломы. Философствующие люди обычно настроены очень критически. Чем больше они философствуют в своих мыслях, тем больше они критикуют других. Такая критика представляет собой солому.
Среди сегодняшних христиан очень трудно найти надлежащие строительные материалы. Где можно найти золото, серебро и драгоценные камни? Однако дерево, трава и солома присутствуют в изобилии. Повсюду можно увидеть природный склад, природное существо и даже такие вещи, как ревность, зависть, соперничество, ненависть, ропот и жалобы. Почти в любой христианской группе можно найти дерево, траву, солому, то есть строительство в соответствии с природным складом, природным существом и отличительными чертами земного жития. В частности, в 3-й главе Первого послания к коринфянам дерево, трава и солома обозначают греческую природу, греческое существо и порочность греческого образа жизни, особенно в том виде, в каком они были выражены среди верующих в Коринфе.
В 3-й главе Павел повелевает святым не класть в качестве единственного основания ничего и никого, кроме Христа. Это значит, что мы не должны возвышать кого-либо и что-либо вместо Христа. Если мы возвышаем кого-либо или что-либо вместо Христа, мы кладём другое основание. Павел также повелевает нам смотреть, как мы строим на Христе как единственном основании. Коринфяне не должны были строить из своей греческой природы, своего греческого «я» и своих греческих ревности, соперничества и критики. Другими словами, они не должны были строить церковь из чего-либо греческого.
Примерно пятьдесят лет назад среди многих христиан в Китае преобладала тенденция удалять из христианских церквей любые следы западной культуры. Приверженцы этой кампании хотели, чтобы всё в церкви соответствовало их национальной китайской культуре. Они даже хотели, чтобы часовни и церковные здания строились не в западном, а в их национальном стиле. Христиане, участвовавшие в этой кампании, ценили Библию, но отвергали культуру, принесённую миссионерами. Их цель состояла в том, чтобы сделать их церковь во всех отношениях китайской. Однако церковь не должна быть ни западной, ни китайской. Она должна быть просто христианской. Это значит, что церковь должна строиться из Христа во всех отношениях и во всех аспектах. Всем, что связано с церковью, должен быть Христос.
Церковь должна строиться из Христа и только из Христа, однако практически каждая деноминация и христианская группа старается быть «национальной» или природной в том или ином аспекте. Иметь национальную деноминацию или группу — значит строить из своего природного склада и существа, какими бы они ни были. Одни хотят, чтобы церковь соответствовала немецкой природе, другие — французскому складу, а третьи — китайскому составу. В этом случае мы строим церковь в соответствии с тем, какие мы и что мы делаем в своей природной жизни, природном складе и природном существе.
Много лет назад меня пригласили посетить одно место в Англии, которое было знаменито духовностью своих жителей. Я пробыл там один месяц и действительно нашёл некоторую подлинную духовность. Однако в большей мере я увидел то, что они подчёркнуто старались всё делать по-британски. Они неосознанно намеревались сделать других людей британцами и даже осуществляли контроль над далёкими от них местами. Два раза руководитель этой группы приезжал на Тайвань по нашему приглашению, чтобы преподносить нам своё служение. Его первое посещение было замечательным и очень полезным. Однако его второе посещение принесло довольно много вреда, потому что он пытался навязать святым некоторые британские привычки и обычаи. Например, во время одного общения он сказал следующее: «Братья-военнослужащие, почему вы надеваете фуражки, когда вы ещё находитесь в зале собраний? Как только объявляют об окончании собрания, вы сразу надеваете фуражки, не успев выйти из здания». По его мнению, братья были неправы в том, что носили фуражки в помещении. Один брат попытался объяснить, что так принято среди военнослужащих в странах Дальнего Востока: солдату не положено снимать фуражку, где бы он ни находился — в помещении или на улице. Тем не менее братья-военнослужащие всегда снимают фуражки во время собрания. Но как только собрание заканчивается, они опять надевают фуражки, и для них не имеет значения, где они — в зале или вне зала. Однако этот брат очень резко спросил: «Вы следуете человеческим обычаям или вы следуете Библии?» После того как он так отреагировал, я сказал про себя: «Брат, ты несправедлив. Мы конечно же следуем Библии. Согласно Библии, когда брат молится на церковном собрании, его голова не должна быть покрыта чем-либо. Но если кто-то надевает на голову фуражку, когда он ещё находится в зале собраний, в этом нет совершенно ничего неправильного. Утверждать, что солдат должен сначала выйти из зала, — значит следовать вашему западному обычаю. Может быть, так принято у вас в Британии. Но обвинять нас в том, что мы не следуем Библии, из-за того что мы не соблюдаем ваш обычай в этом вопросе, несправедливо».
Осознавая серьёзность использования чего-либо природного для созидания церкви, я по милости Господа усердно старался не приносить что-либо китайское в Господне восстановление в Соединённых Штатах. Более того, я конечно же не хочу, чтобы на построение церкви повлияло что-либо из того, кем я являюсь. Никто из нас не должен строить церковь в соответствии с тем, какие мы в своём природном существе. Мы не должны допускать, чтобы в церковь вкладывалось что-либо от нашего природного существа. В отношении этого всем нам нужно взирать на Господа в ожидании Его милости. Пусть Господь будет милостив к нам, чтобы мы не строили церковь из того, какие мы по природе. Если церковь выражает природный склад или природное существо ведущих братьев, это показывает, что по крайней мере в некоторой степени церковь была построена из травы. В церковь было вложено что-то от природного человека, который не был искуплен. Это элемент, который не был искуплен Христом, которому Христос не положил конец и который не был заменён Христом. Хотя я родился китайцем, я могу засвидетельствовать, что я хочу, чтобы мне был положен конец и я был заменён. Я не хочу строить церковь из травы, то есть из того, какой я в своём природном существе. Никто из нас не должен строить из дерева и травы и тем более из соломы — из ревности, соперничества и критики.
Если мы посмотрим на ситуацию, сложившуюся сегодня среди христиан, мы поймём, что сказанное Павлом о дереве, траве и соломе — это не просто доктрина. Все мы должны упражнять свой дух, взирать на Господа и молиться: «О Господь, будь милостив ко мне, чтобы я не строил Твою церковь из моего природного склада, из моего природного существа и из каких-либо элементов ревности, соперничества и зависти. Господь, я хочу строить Твою церковь из золота — природы Отца, из серебра — креста, который искупает меня, кладёт мне конец и заменяет меня, и из преобразовательной работы Святого Духа. Я хочу строить церковь в слитом духе, где я переживаю природу Отца и искупление Сына и затем получаю преобразование Духа. Господь, я хочу строить церковь именно так».
Теперь мы можем понять мысль Павла о надлежащих материалах, используемых при строительстве церкви. В 3-й главе Павел, по сути, говорил коринфским верующим: «Вы растения на Божьей ниве. Теперь вам нужно выращивать Христа. Чем больше вы будете расти, тем больше вы будете становиться золотом, серебром и драгоценными камнями для Божьего строения. Не нужно класть другое основание помимо Христа. Не нужно возвышать что-либо, кого-либо или какую-либо доктрину или практику. Просто стройте на всеобъемлющем Христе как единственном основании, которое уже положено. Но смотрите — не стройте на этом Христе из чего-либо греческого, а стройте из природы Отца и искупления Сына, результатом чего будет преобразование Духа. Тогда церковь будет золотой и полной серебра и драгоценных камней».
В стихе 15 Павел произносит слово предостережения: «Если чьё-нибудь дело сгорит, то он потерпит утрату; сам же он будет спасён, но так, как сквозь огонь». Дело из дерева, травы и соломы годится только на то, чтобы его сжечь. Это — дело, которое сгорит, будучи сожжено огнём Господнего суда при Его возвращении.
Когда Павел говорит: «Он потерпит утрату», он имеет в виду утрату награды, а не спасения. Потерпеть утрату здесь ни в коем случае не означает погибнуть. Спасение, которое мы получили в Христе, даётся не согласно нашим делам (Тит. 3:5) и является вечным, неизменным по природе (Евр. 5:9; Ин. 10:28-29). Поэтому те верующие, христианские дела которых не будут одобрены Господом на Его суде и которые потерпят утрату награды, всё равно будут спасены. Божье спасение, как дар всем верующим, даётся навеки; Господня награда тем верующим, христианские дела которых будут одобрены Господом, даётся на век царства. Награда — это стимул для них в их христианском деле, и она даётся не всем верующим.
Хотя те верующие, христианские дела которых не будут одобрены Господом при Его возвращении, спасутся, они спасутся так, как сквозь огонь. Выражение «сквозь огонь», разумеется, указывает на наказание. Однако речь ни в коем случае не идёт о чистилище, как утверждает еретическое учение, проповедуемое католичеством, которое суеверно цитирует этот стих. Тем не менее эти слова должны стать для нас сегодня серьёзным предостережением в отношении наших христианских дел.