(2)
Тексты Писания: 1 Кор. 1:9-12, 17-31; 2:1-16
В 2:11 Павел говорит: «Ибо кто из людей знает человеческое, кроме духа человека, который в нём? Так и Божьего никто не узнал, кроме Духа Божьего». Если мы хотим знать человеческое и Божье, нам нужны эти два духа — человеческий дух и божественный Дух. Из-за того что коринфские верующие пренебрегали этими двумя духами, они не могли знать ни человеческое, ни Божье. Поэтому во 2-й главе Павел как бы говорит им: «Коринфяне, вместо того чтобы полагаться на ваш философский разум, упражняйте ваш дух, а не душу и не плоть. Если вы будете упражнять ваш дух и полагаться на Духа Божьего, вы будете знать ваши состояние, ситуацию, положение, нужду и судьбу. Никто не знает этого человеческого, кроме духа человека. Из-за того что вы не упражняете дух и вместо этого используете ваш философский разум, вы упустили главное. Вы не знаете человеческого, и вы не знаете самих себя. Вы не знаете своей ситуации, и вы не осознаёте, каким жалким является ваше состояние. Я настоятельно призываю вас упражнять ваш дух так же, как я упражняю свой. Благодаря тому что я упражняю дух, я знаю то, что касается вас. Я знаю ваши положение, состояние и ситуацию». В обращении с коринфскими верующими Павел, несомненно, был в духе.
Из сказанного Павлом в 4:21 становится очень ясно, что Павел был в духе, когда он писал верующим в Коринфе. В этом стихе Павел спрашивает: «Что вы хотите? С жезлом мне прийти к вам или в любви и духе кротости?» Павел был человеком, который был полностью в духе. Он мог прийти в Коринф либо с жезлом, либо с духом кротости. Поскольку он был в духе, он мог бы сказать: «Мой дух позволяет мне узнать то, что касается вас. Упражняя свой дух, я осознаю́, что вы отступили от вашего положения в Христе, что вы находитесь в неведении относительно вашей судьбы и что вы пренебрегаете благословениями, которые вы имеете в Христе. Вместо того чтобы упражнять ваш дух, вы возвышаете вашу философию и мудрость и делаете выбор в соответствии с вашими предпочтениями. Однако вы не знаете всего этого о себе, потому что вы не упражняете дух. Забудьте о вашем греческом мышлении и используйте ваш возрождённый дух. Тогда вы будете знать человеческое, то есть то, что касается вас самих».
Павел также понимал, что коринфские верующие больше полагаются на свою философскую мудрость, чем на Духа Божьего. Во 2-й главе он как бы говорит им: «Когда я пришёл к вам, я не полагался на свою мудрость. Хотя я получил превосходное образование, когда я был у вас, я решил не знать ничего, кроме Христа, и Его знать распятого. Я упражнял свой дух и полагался на Духа Божьего. Таким образом, когда я был среди вас, я был человеком в слитом духе. Поскольку я в духе, я знаю вашу ситуацию и я знаю Божье. Я знаю Христа — Божью мудрость и Божью силу. Я даже знаю, что Божья слабость сильнее человеческой силы и что Божья неразумность мудрее человеческой мудрости. Я узнал Божье в моём духе, слитом с Духом Божьим. Бог открыл мне даже глубины Божьи. Я знаю не только то, что Бог сделал и делает сейчас; я знаю даже глубины Самого Бога, глубины Божьего существа. Вы не можете делать то, что могу делать я, потому что вы не полагаетесь на эти два духа — на ваш человеческий дух и на Духа Божьего». Многие сегодняшние христиане тоже пренебрегают этими двумя духами.
Большинство верующих придерживаются доктрины о дихотомии — веры в то, что человек состоит из двух основных частей, а именно из души и тела. Согласно этому взгляду, дух человека тождествен человеческой душе. Некоторые из тех, кто учит дихотомии, даже утверждают, что дух, душа, сердце и разум — всё это синонимичные понятия. Они говорят, что дух — это душа, душа — это сердце, а сердце — это разум.
В 1954 году мне довелось разговаривать с одним американским миссионером, который верил в дихотомию. По окончании конференции, которая проводилась в Гонконге, он сказал мне, что эта конференция ему очень понравилась. Однако он не мог согласиться с учением о том, что человеческий дух отличается от человеческой души. Он утверждал, что дух и душа — это тождественные понятия. Я отослал его к словам Павла в 1 Фес. 5:23. В этом стихе Павел говорит о духе, и душе, и теле, намеренно используя два соединительных союза. Я спросил его, как можно на основании этого стиха настаивать на том, что душа и дух — это синонимичные понятия. Тем не менее он всё равно продолжал придерживаться взгляда, согласно которому душа и дух — это одно и то же.
У многих верующих нет достаточного понимания Духа Божьего. Некоторые фундаменталисты делают акцент на доктрине. Во многих случаях они даже боятся говорить о Духе. Они не уделяют должного внимания двум духам в Новом Завете. В частности, они не делают надлежащего акцента на двух духах в Посланиях Павла. Таким образом, фундаменталисты представляют одну крайность в подходе к Духу Божьему.
Некоторые христиане в пятидесятническом или харизматическом движении представляют другую крайность, так как они делают слишком большой акцент на определённых дарах Духа, таких как исцеление и говорение на языках. Ситуация, в которой находятся многие из этих христиан, очень похожа на ситуацию, в которой находились верующие в Коринфе: они делают слишком большой акцент на языках и чудесах. Во многих случаях то, что считается говорением на языках и исцелением, не является подлинным. Согласно 2-й главе Деяний, говорение на языках должно быть говорением на существующем языке или наречии. Подлинное говорение на языках состоит не в том, чтобы просто повторять какие-то звуки. Если бы так называемое «говорение на языках», которое практикуется сегодня во многих харизматических группах, было записано и исследовано лингвистом, этот лингвист сделал бы вывод, что издаваемые звуки не являются звуками какого-либо языка или наречия.
На некоторых харизматических собраниях ни говорение на языках, ни толкование языков не является подлинным. Например, кто-то издаёт те или иные звуки, которым даётся определённое толкование. В другой раз тот же человек издаёт те же звуки, но им даётся совершенно другое толкование. В одном случае толкование может представлять собой призыв смириться перед Господом, а в другом случае толкование может представлять собой слово о землетрясении или о пришествии Господа. Некоторые верующие уделяют большое внимание применению так называемых «духовных даров», не пытаясь при этом отличать подлинное от ложного.
В некоторых христианских группах делается большой акцент на чудесах исцеления. Однажды я специально посетил собрание в рамках кампании по исцелению в Маниле, чтобы посмотреть, есть ли там случаи подлинного исцеления. На собрании, которое я посетил, не было ни одного случая настоящего исцеления. Некоторые утверждали, что они исцелились, но впоследствии оказалось, что это так называемое «исцеление» было всего лишь психологическим явлением. Никто не излечился навсегда. Спустя некоторое время все, кто якобы исцелился на этом собрании, вернулись в прежнее состояние.
В некоторых пятидесятнических группах утверждалось, что на их собраниях в зубах у людей чудесным образом появлялись золотые пломбы. Я совершенно не верю подобным сообщениям. Почему Бог, вместо того чтобы вставлять в зубы золотые пломбы, не восстановил эти зубы? Это в большей степени согласовывалось бы с принципом, показанным в Библии. Кроме того, если бы подобные чудеса произошли на самом деле, о них узнали бы представители прессы, которые бы широко распространили информацию об этих чудесах.
В 1963 году я посетил несколько собраний одной пятидесятнической группы. На одном из этих собраний женщина произнесла несколько слов на языках. Потом молодой человек дал длинное толкование этих слов. Позже руководитель этой группы признался мне, что толкование, которое дал этот молодой человек, не было подлинным. Спустя много времени я встретил этого молодого человека в другом месте и спросил его о том толковании, которое он дал. В частности, я спросил его, считает ли он, что это толкование было подлинным. Он отрицал, что сказанное им следовало рассматривать как толкование слов, сказанных на языках той женщиной. Тогда я напомнил ему, что он ясно дал понять всем присутствовавшим, что он даёт толкование. И потом я сказал: «Нам не нужно делать подобные вещи. Я твёрдо верю в то, что ты любишь Господа. Почему бы тебе просто не проповедовать истину и не преподносить другим богатство Христово?«
Ситуация, в которой находится сегодняшнее христианство, очень похожа на ту, в которой находилась церковь в Коринфе. Человеческим духом пренебрегают, и дух часто отождествляют с душой. Кроме того, мы видим либо пренебрежение Духом Божьим из-за излишнего внимания к доктрине, либо чрезмерное акцентирование духовных даров, как подлинных, так и ложных.
Решая проблему разделения и путаницы в Коринфе, Павел не полагался на доктрину. Вместо этого он принимал за основу переживание Христа. В 2:1 и 2 он говорит: «И я, когда пришёл к вам, братья, пришёл не согласно превосходству речи или мудрости, возвещая вам тайну Божью. Ибо я решил не знать ничего среди вас, кроме Иисуса Христа, и Его знать распятого». Распятый Христос был единственной темой, центром, содержанием и сущностью в служении апостола. Христос распятый — это центр Божьего домостроительства. Павел решил, что среди коринфян он не будет знать ничего, кроме этого распятого Христа.
Если бы у нас не было служения Павла, мы бы не знали ни Божьего вечного замысла, ни Божьего домостроительства. Хотя Пётр был ведущим апостолом, он ничего не говорит о Теле Христовом. Самое высокое слово в писаниях Петра — это слово о причащении божественной природы: «Через которые Он даровал нам драгоценные и величайшие обещания, чтобы через них вы стали причастниками божественной природы» (2 Пет. 1:4). В писаниях Павла используется множество терминов с целью показать, что Христос является всеобъемлющим и обширным, что Он животворящий Дух, что Он является всем в Божьем домостроительстве и всем для нас. В своих Посланиях Павел также раскрывает, что церковь — это Тело Христово, полнота Христа, жилище Христа, невеста Христа и даже новый человек. Кроме того, в своём служении Павел говорит, что мы в Христе, что Христос в нас и что мы соединяемся с Христом как один дух. В служении Павла, завершающем служении, есть центральное видение. Это — видение того, что Христос, окончательное выражение Бога, стал животворящим Духом, чтобы вложить Себя в нас как нашу жизнь с целью сделать нас живыми членами Его Тела, которое будет выражать Его органически. Это — центральное видение завершающего служения Павла. Павел — единственный, кто ясно показал нам этот вопрос огромной важности.
Сегодняшнее Господне восстановление — это восстановление центрального видения завершающего служения Павла. Первостепенная цель Господа сегодня — это не восстановление доктринальных истин. За прошедшие столетия Господь восстановил многие истины. Например, была восстановлена истина о крещении погружением. Согласно Библии, крещение должно совершаться посредством погружения. Однако это не является центральной целью Божьего домостроительства, и это также не является одним из аспектов завершающего служения Павла. Действительно, в 1:17 Павел провозглашает: «Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать — не в мудрости речи, чтобы не сделался пустым крест Христов». Павел был послан не крестить людей формально, а благовествовать, преподнося другим Христа для произведения церкви как выражения Христа. Тем не менее некоторые верующие дорожат истиной о крещении погружением и даже принимают её в качестве основы, на которой образована баптистская деноминация.
Были восстановлены и другие доктринальные моменты, которые тоже не являются элементами центрального видения служения Павла. Например, истины о пресвитерии, о божественном исцелении и о святости соответствуют Писаниям, но они не являются средоточием сегодняшнего Господнего восстановления. В Своём восстановлении Господь стремится восстановить всеобъемлющего Христа как животворящего Духа, который вкладывает Себя в верующих и делает их Своим живым Телом. Другими словами, центр сегодняшнего Господнего восстановления — это Христос и церковь.
Когда люди приходят ко мне с намерением поспорить о доктрине или практиках, мне не хочется много говорить. Некоторые пытались спорить с нами о крещении и о покрытии головы. В отношении головного покрывала сестёр некоторые спрашивали: «Почему на ваших собраниях очень многие сёстры не носят головное покрывало? Неужели вы не знаете, что́ Павел говорит об этом в 11-й главе Первого послания к коринфянам, и не верите этому?» На это я отвечал, что мы конечно же знаем, что́ говорит Павел о покрытии головы, и верим этому. Более того, мы практикуем это согласно Библии. Однако мы не принуждаем никого из сестёр носить головное покрывало. Да, мы практикуем эту истину, но не формально и не в виде закона, как это делают в некоторых христианских группах. Мы понимаем, что сегодня Господь стремится восстановить не покрытие головы и не какую-либо другую доктрину или практику в качестве центрального элемента. Господь восстанавливает Христа как жизнь и как всё для нас, а также церковь как Его Тело, Его полноту. Мы согласны с тем, что погружение и покрытие головы — это аспекты восстановления, но ни то ни другое не является центром. Повторю: центр Господнего восстановления — это Христос и церковь: Христос как воплощение Бога и церковь как выражение Христа. Именно к этому Бог стремится сегодня, и всем нам очень важно увидеть это.
Если мы хотим исполнить желание Господа получить надлежащую церковную жизнь на земле в качестве Его выражения и в качестве подготовки к Его возвращению, мы должны упражнять свой дух, чтобы знать человеческое, и мы должны полагаться на обитающего в нас Духа, чтобы знать Божье. Тогда мы узнаем, что Богу нужно не говорение на языках, не исцеление и не чудодейственные дары. Господь восстановил всё это, но это не центр и не цель Его восстановления. Господу нужно не говорение на языках, не исцеление и не удлинение ног; Ему нужна церковь, состоящая из верующих, которые наполнены, пропитаны и насыщены Им Самим, в качестве Его Тела для Его выражения. Для этого нам нужно настоящее переживание обитающего в нас Духа, а не просто внешние дары Духа.
Бог хочет, чтобы мы осознали, что Триединый Бог — Отец, Сын и Дух — прошёл процесс, включающий в себя воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение. Посредством распятия Иисус Христос положил конец старому творению. Посредством воскресения Он зародил нас в новом творении. Посредством вознесения Он был прославлен, возвышен, возведён на престол, назначен Господом и Ему было поручено божественное управление. После этого Он сошёл на церковь как всеобъемлющий животворящий Дух. Сегодня Он как Дух ждёт, чтобы люди приняли Его, поверив в Него. Как только человек призовёт имя Господа Иисуса, Христос сразу же войдёт в него, возродит его дух, будет обитать в его духе и сольётся с его возрождённым духом, в результате чего этот человек станет истинно единым с Ним. Затем этот новый верующий должен узнать свой дух, а также узнать животворящего Духа — окончательное выражение Триединого Бога, чтобы преобразовываться и созидаться с другими в качестве Тела, организма, выражающего Триединого Бога для исполнения Божьего замысла. Это — цель Бога, центр Его сегодняшнего восстановления.
Следовательно, в Господнем восстановлении мы не должны быть озабочены незначительными вещами и отвлечены доктринами или практиками. Мы должны заботиться только о том, чтобы нам стать живым свидетельством посредством раздаяния в нас Триединого Бога с целью сделать нас членами Его органического Тела для Его выражения.
Мы не ожидаем, что большинство христиан получат это видение или пойдут этим путём. Но меньшинство Его избранных людей, которые любят и ищут Его, должны быть приведены в это центральное видение, чтобы расти в жизни и преобразовываться Духом с целью стать частями живого Тела Христова. Мы верим, что это от Господа. В конечном итоге это живое Тело станет любящей невестой Христа, которая приготовит путь для Его возвращения.
В первых двух главах Первого послания к коринфянам Павел прокладывает путь к тому, чтобы мы увидели центральное видение его завершающего служения. В этих главах Павел помогает нам увидеть положение, состояние, ситуацию и судьбу верующих. Если нам будут ясны эти моменты, мы отбросим всё природное: нашу философию, мудрость и культуру. Нас будут интересовать не наши достижения, а только наше положение в Христе и наши состояние, ситуация и судьба в Нём. Нас также будет интересовать подлинное переживание Триединого Бога и наслаждение Христом, Сыном Божьим. Благодаря Духу в нашем духе мы будем знать Бога и всё Божье, то есть фактически Самого Христа. Мы увидим, что Божья сила и даже Божья слабость — это Христос. Когда Христос был распят, Он стал слабым. Если бы Он не стал таким слабым, как бы Он мог быть схвачен, судим и предан смерти? Христос намеренно стал слабым, но Его слабость сильна. А сегодня Христос — наша сила и мудрость от Бога. Кроме того, Он наши ежедневные праведность, освящение и искупление. Мы даже можем знать Его как глубины Божьи. Так мы узнаём всё Божье.
Благодаря нашему духу мы знаем человеческое, а благодаря Божьему Духу мы знаем Божье. В результате мы можем жить в Христе, с Христом, благодаря Христу и для Христа. И тогда у Него будет надлежащая церковная жизнь в качестве Его органического Тела для Его выражения.
Какая это милость, что мы можем видеть это видение! Какая это благодать и какое чудо, что мы можем быть введены в действительность этого видения! Наше бремя состоит в том, чтобы все святые в Господнем восстановлении увидели одно и то же видение, а затем говорили одно и то же, имея один и тот же разум с одним и тем же мнением. Фактически наш разум, наше мнение и наше говорение — это Христос. Одно и то же говорение, один и тот же разум и одно и то же мнение — это не что иное, как Сам наш дорогой Христос. Он действительно всё для нас. Как драгоценно откровение в этих первых двух главах Первого послания к коринфянам!