Тексты Писания: 1 Кор. 2:1-5; Кол. 2:2, 9; Эф. 1:9-10
В этом сообщении мы переходим к стихам 1-5 во 2-й главе. Согласно этим стихам, Христос распятый был центром служения Павла. Кроме того, в этих стихах мы видим путь служения апостола.
В стихе 1 Павел говорит: «И я, когда пришёл к вам, братья, пришёл не согласно превосходству речи или мудрости, возвещая вам тайну Божью». Греческое выражение, переведённое как «согласно превосходству», можно также перевести как «согласно возвышению». Павел пришёл в Коринф не для того, чтобы демонстрировать превосходную речь или философскую мудрость, возвещая тайну Божью.
Грекам нравились превосходные выражения философских мыслей. Но Павел пришёл в Коринф не согласно превосходству речи или мудрости. Это показывает, что Павел не благовествовал грекам согласно их пути, то есть согласно мудрости. Напротив, он избегал такой практики.
Путь благовествования, который использовал Павел, отличался от того пути, который распространён сегодня среди служителей и пасторов. В библейских институтах и семинариях людей учат проповедовать, используя психологию и философию тех людей, к которым обращена проповедь. Например, тем, кто едет благовествовать в Германию, рекомендуют изучить немецкую психологию и философию и использовать их в своём благовествовании. Однако когда Павел пошёл в Грецию, он проповедовал не так. Павел заботился о том, чтобы через мудрость речи не сделался пустым крест Христов.
В Китае я слышал, как некоторые миссионеры проповедовали путём использования китайской нравственной философии. Эти служители использовали имя Христа и упоминали Библию, но, когда они говорили, это не производило в других людях глубокого впечатления о Христе или о Слове Божьем. Вместо этого они создавали у образованных китайцев впечатление, что благовестие, по сути, подтверждает их родную философию.
Говоря другим людям о Христе и благовестии, мы должны быть уверены, что наша речь не приведёт к тому, что слушающие упустят главную мысль. Будет лучше, если нашу речь сочтут неуклюжей, чем если мы уведём других от основополагающих моментов — Христа и креста. Наша цель не в том, чтобы произвести на людей впечатление своими знаниями или речью. Наше бремя в том, чтобы произвести на людей впечатление, представив им Христа. Мы должны преподносить им Христа, а не выставлять напоказ свой стиль речи или знания.
Второй важный момент в стихе 1 касается свидетельства Божьего (в некоторых древних авторитетных источниках в этом стихе вместо слова «тайна» написано слово «свидетельство«). Что такое свидетельство Божье, о котором Павел говорит в стихе 1? В качестве свидетельства Божьего апостол возвещал тайну Божью, то есть Христа как воплощение Бога и церковь как выражение Христа (Рим. 16:25-26; Кол. 1:26-27; 2:2; 4:3; Эф. 3:4-6, 9). Фактически свидетельство Божье и тайна Божья — это одно и то же. Тайна Божья — это свидетельство Божье. Это свидетельство, эта тайна, включает в себя Христа как воплощение Бога и церковь как выражение Христа.
Сегодня многие проповедуют о Христе и свидетельствуют о Нём. Но большинство из тех, кто проповедует Христа, не придают значения церкви. Однако полное свидетельство Божье включает в себя как Христа, так и церковь. Недавно во время Жизнеизучения Исхода мы увидели, что Ковчег Свидетельства — прообраз Христа — имел измерения, составлявшие половину единицы. Такие измерения указывают на то, что нужна вторая половина. Если мы проповедуем Христа, но при этом не проповедуем церковь, мы преподносим только половину содержания, только половину Божьего свидетельства. Самое большее, что есть у большинства сегодняшних христиан, это только одна половина свидетельства. На самом деле у многих нет даже полной половины, потому что у них нет полного Христа. В Новом Завете полное свидетельство Божье — это Христос и церковь. Христос — это Глава, а церковь — это Тело. Христос — это тайна Божья, а церковь — тайна Христова.
Когда Павел пришёл в Коринф, он возвещал обе половины Божьего свидетельства, то есть он проповедовал о Христе и церкви. Это подтверждается содержанием Первого послания к коринфянам. В этом Послании мы видим как Главу, так и Тело. Фактически бо́льшая часть этой книги не связана непосредственно с Христом; она связана с церковью. В первых двух главах раскрывается Христос, но все остальные главы сосредоточены на церкви. Большинство проблем среди верующих в Коринфе касались церкви. Поэтому Павел представляет им полное свидетельство Божье — Христа-Главу и церковь, Тело. Кроме того, он возвещает это свидетельство простыми словами, а не превосходством речи с философскими рассуждениями.
В стихе 2 Павел продолжает: «Ибо я решил не знать ничего среди вас, кроме Иисуса Христа, и Его знать распятого». Распятый Христос был единственной темой, центром, содержанием и сущностью в служении апостола. Поэтому он решил не знать ничего, кроме всеобъемлющего Христа, когда собирался преподнести слово свидетельства Божьего грекам, возвышавшим превосходную речь и поклонявшимся мудрости. Какая решимость! Это должно быть образцом для всех нас.
Слова «Его… распятого» показывают унижение и уничижение Христа. Чтобы сломить гордость греков, основанную на их высокой мудрости, Павел не стал говорить здесь о воскресении Господа в славе (Лк. 24:26) и о Его вознесении в возвышении (Деян. 2:33, 36).
Согласно сказанному в стихе 2, Павел решил не знать ничего среди коринфян, кроме Христа, и Его знать распятого. Кто-то может сослаться на этот стих в качестве основания для утверждения о том, что Павел не проповедовал о церкви, а только свидетельствовал о Христе. Мы знаем из контекста всего Первого послания к коринфянам, что начиная с 3-й главы, где Павел говорит, что верующие — это Божья нива и Божье строение, Павел много высказывается о церкви. Фактически в этом Послании он говорит о церкви больше, чем о Христе. В стихе 2 Павел имеет в виду, что он решил не знать ни философии, ни культуры, ни доктрины, ни религии, ни какой-либо практики. Для него имел значение только Христос. Но говоря о Христе, Павел включал сюда церковь, так как Христос — это Глава церкви, которая есть Его Тело. В 12:12 Павел даже показывает, что церковь, Тело, — это часть Христа. Поэтому неверно утверждать, что Павел исключал церковь, когда провозглашал, что он решил не знать ничего, кроме Христа.
В стихе 2 Павел как бы говорит: «Дорогие братья в Коринфе, вы ещё очень много философствуете и живёте в соответствии со своей мудростью. Но когда я пришёл к вам, преподнося Божью тайну и возвещая Божье свидетельство, я не полагался на мудрость и философию. Я совершенно не делал акцента на религии и культуре. Я говорил вам о живой Личности — о Сыне Божьем, Иисусе Христе. Я решил не знать ничего среди вас, кроме этой чудесной Личности. Я намеренно избегал философии, мудрости и превосходства речи».
Павел также напомнил коринфянам, что Христос, которого он проповедовал, — это Тот, кто был распят. С одной стороны, Павел не использовал превосходство речи и мудрости; с другой стороны, он возвещал не почитаемого, возвышенного, прославленного Христа, а Христа, который был презрен, отвергнут, побеждён и даже распят. Здесь Павел как бы говорит: «Вы поверили в Христа и приняли Его вместе с начальными дарами. Но после того как вы приняли Христа, вы совершили ошибку: вы не стали жить распятой жизнью. Напротив, вы живёте жизнью самопрославления и самовозвышения. Но Тот, кого я проповедовал вам, и Тот, кого вы приняли, — это отвергнутый, презренный и распятый Христос. Вы больше не должны жить возвышая себя. Напротив, вы должны жить распятой жизнью; более того — жить распятого Христа. Вы не должны хвалиться своими знаниями. Вместо этого вы должны с готовностью создавать у других впечатление того, что вы не знаете ничего, кроме распятого Христа. Все вы говорите, что вы Павловы, Кифины, Аполлосовы или Христовы в ограниченном смысле. Это соответствует пути человека; это не соответствует распятому Христу. Вы должны жить Того, кто был распят».
Когда святые стараются знать что-то помимо Христа, в поместной церкви всегда возникают неприятности. Если люди знают слишком много доктрин, это часто производит споры и даже вызывает разделения. Всегда полезно не знать ничего, кроме Христа, и Христа распятого. Это — единственный надёжный путь.
Если все святые в поместных церквях решат не знать ничего, кроме Христа Иисуса, в церковной жизни не будет проблем. Самая замечательная поместная церковь — это церковь, состоящая из святых, которые не знают ничего, кроме Христа. Когда им задают какой-нибудь вопрос, они отвечают, что они знают только Христа: они призывают имя Господа, молятся и наслаждаются Господом Иисусом. Они готовы показаться неразумными, не зная ничего, кроме Христа, и Христа распятого.
Если самая лучшая поместная церковь — это церковь, в которой святые не знают ничего, кроме Христа, то церковь с наибольшим числом проблем — это церковь, в которой святые знают слишком много помимо Христа. Более сорока лет назад я в течение долгого времени пытался помочь такой церкви. Мои усилия были тщетными, потому что все слишком много знали.
Для нас очень важно решить не знать тех или иных вещей и научиться говорить: «Я не знаю». Научитесь решать не знать ничего, кроме Иисуса Христа. О, все мы должны иметь такой дух, такой настрой и такую практику. Если мы решим не знать ничего, кроме Христа, среди нас не будет ни проблем, ни разделений.
Иногда, когда мы посещаем церковь в другом городе, святые в этой церкви задают вопросы о тех или иных доктринах и практиках. Если мы станем отвечать на их вопросы, это будет большой ошибкой и мы напрасно потратим много времени и сил. Кроме того, мы можем упустить возможность преподнести этим святым Христа. Мы должны знать только Христа и Слово Божье. Тогда у нас будет больше возможностей преподносить другим людям Христа.
Проблема в Коринфе заключалась в том, что у верующих было слишком много знаний. Кроме того, они дорожили знаниями вплоть до того, что поклонялись им и делали из них идола. Поэтому неудивительно, что Павел был намерен принизить их знания и указать им на распятого Христа.
В стихе 3 Павел продолжает: «И я был у вас в слабости, и в страхе, и в сильном трепете». Слово «слабость» указывает здесь на физическую слабость апостола, причиной которой, возможно, были его физические страдания во время гонений за благовестие. Павел не старался показать себя физически сильным человеком, находясь среди греков, которые стремились быть сильными не только психологически в своей философии, но и физически в своей гимнастике.
Павел напоминает коринфянам, что он был у них в страхе и сильном трепете. Страх — это внутреннее чувство; трепет — это внешнее проявление. Апостол был в страхе — он боялся упустить Христа в своём служении грекам, ищущим мудрости; и он был в трепете — он не хотел попасть под влияние их безудержного стремления к мудрости. Благодаря такому страху и трепету он верно и твёрдо стоял в своём полученном от Бога служении в соответствии с небесным видением, избегая любого отклонения. Религиозные иудеи гордились своей традиционной религией, а философствующие греки кичились своей мирской мудростью. Преподнося и тем и другим Христа, апостол был в страхе и в сильном трепете. Какой контраст между ним и ими!
Павел осознавал, что проповедовать Христа философствующим людям трудно. Можно легко попасть в ловушку философии или поддаться искушению и попытаться заставить замолчать собеседника. Когда мы говорим другим людям о Христе, лучше всего забыть о том, какие это люди, и просто возвещать свидетельство о Христе. Мы, подобно Павлу, должны быть в страхе и трепете, стараясь не упустить Христа в разговоре с философствующими людьми.
В стихе 4 говорится: «И моя речь и моя проповедь были не в убедительных словах мудрости, а в явлении Духа и силы». Убедительные слова мудрости исходят от человеческого разума; явление Духа идёт от духа. Апостол говорил и проповедовал не из своего разума словами рассуждений, а из своего духа, высвобождая и являя Духа, а значит, и силу.
В стихе 5 Павел говорит: «Чтобы ваша вера стояла не в человеческой мудрости, а в силе Божьей». Человеческая мудрость — это элементарная философия; сила Божья — это всеобъемлющий Христос (1:24).
В стихах 4 и 5 Павел повторяет то, что он уже говорил ранее. Он использует другие слова, но его мысль та же самая. Павел применял не убедительные слова мудрости, а явление Духа и силы. Силой, которую являл Павел, был Христос распятый. Вследствие такого явления вера верующих не должна была стать результатом того, что мудрость Павла победила их мудрость, а должна была стоять в Божьей силе — распятом Христе.
В прошедшие столетия несториане и иезуиты пытались обратить в христианство образованных китайцев. И некоторые китайцы действительно принимали христианскую религию благодаря их усилиям, но делали они это, фактически не принимая Христа. Главным образом они испытывали влияние в некоторых аспектах культуры и знаний. Отсюда видно, что мы совершаем ошибку, если, проповедуя человеку Христа, мы опускаемся до уровня этого человека и пытаемся пользоваться его языком и философией. Проповедуя Христа, нам нужно оставаться на нашем уровне, и этим уровнем является Сам Христос. Пусть те, кто готов, поднимутся на этот уровень и примут Христа. Тогда они станут подлинными верующими в Христа. Усилия несториан и иезуитов закончились неудачей просто потому, что они опустились до уровня местной нравственности и философии. Многие сегодняшние христиане совершают подобную ошибку, которой мы должны научиться избегать.
В Господнем восстановлении мы должны иметь ясное видение Божьего домостроительства. И затем нам нужно, чтобы это видение руководило нами, управляло нами и давало нам направление. Поскольку я увидел это видение и оно направляет меня, я никогда не менял своего тона на протяжении лет. Я знаю, что я увидел, я знаю, чему я учу, и я знаю, что я преподношу Господним людям. Если у нас будет видение Божьего домостроительства, у нас автоматически будет только один выбор, одно предпочтение, один вкус и одно служение. Для нас будут иметь значение только всеобъемлющий и всеобширный Христос и подлинная и надлежащая церковная жизнь. Сегодня в Господнем восстановлении мы должны быть сильными и непоколебимыми в видении Божьего домостроительства, Божьей вечной воли. Благодаря тому что Павел увидел это видение и был верен ему, он мог быть очень сильным. Всем нам нужно быть сильными и твёрдыми в этом смысле.