Тексты Писания: 1 Кор. 1:2, 9; 6:17; 10:16-17
Наш Христос — всеобъемлющая Личность. Он Триединый Бог — Отец, Сын и Дух. Будучи воплощённым Богом, Он прожил на земле как человек тридцать три с половиной года. Через Свою смерть на кресте Он распял старое творение. Сделав это, Он возвратил творение к Богу. Поскольку Христос положил нам конец на кресте, теперь Он заменяет Собой то, чему Он положил конец, в воскресении. В воскресении Христос стал животворящим Духом. Фактически животворящий Дух — это воскресение. Следовательно, воскресение — это не просто некая вещь или понятие; это живая Личность. В Ин. 11:25 Господь Иисус сказал: «Я есть воскресение и жизнь».
Сегодня эта чудесная Личность, Христос, Тот, через кого было сотворено всё, Тот, кто прошёл воплощение, распятие и воскресение, является всеобъемлющим, животворящим Духом. Этот Дух является окончательным и завершённым выражением Триединого Бога.
Если кто-нибудь спросит нас, где мы находимся сегодня, мы должны сказать, что мы в воскресении. Воскресение — это животворящий Дух, животворящий Дух — это Христос, а Христос — это приготовленный Триединый Бог.
В Первом послании к коринфянам Павел решает одиннадцать проблем. Шесть из этих проблем рассматриваются в первых десяти главах, а пять — в последних шести главах. Первые шесть проблем — это разделение, судебные дела, кровосмешение, злоупотребление свободой в еде и в браке, вопрос самого брака и употребление в пищу принесённого в жертву идолам. Все эти проблемы связаны с человечеством, с человеческой жизнью. Вторая группа проблем затрагивает сферу Божьего управления. Эти пять проблем связаны с главенством, Господней трапезой, духовными дарами, воскресением и материальными пожертвованиями. Рассматривая проблему воскресения, Павел делает одно удивительное высказывание. В 15:45 он говорит, что последний Адам стал животворящим Духом. Это — воскресение. Когда Христос был просто последним Адамом, Он ещё не был в воскресении — Он был в плоти, в человечестве. Но через смерть Он вошёл в воскресение. Теперь в воскресении Он уже не в плоти, так как Он животворящий Дух. Этот животворящий Дух является действительностью воскресения.
Когда мы в духе, мы в воскресении. Воскресение — это жизнь, которая побеждает смерть. Если мы действительно находимся в воскресении с точки зрения переживания, мы свежие и живые и жизнь бьёт ключом изнутри нас. В этом случае нас можно сравнить с зелёным растением. Живое растение можно использовать в качестве иллюстрации воскресения. Если растение распустилось и цветёт, можно сказать, что оно находится в воскресении. Но если растение увядает и умирает, то мы не можем сказать, что оно в воскресении. Подобно тому, если мы живые и свежие, мы действительно находимся в воскресении. Но если мы сидим на собраниях формально, религиозно, мы конечно же не в воскресении. Напротив, по большей части мы ещё находимся в могиле.
Мы уже отметили, что первые шесть проблем, рассмотренные в Первом послании к коринфянам, связаны с человеческим житием. Путь решения этих проблем, который использует Павел, сильно отличается от того пути, который практикуют сегодняшние служители и пасторы. Например, если у супружеской пары возникает проблема и они идут советоваться со своим пастором, он будет решать их проблему или религиозным, или природным путём. Путь Павла глубокий, и описать его очень трудно. Его путь решения проблем постепенно раскрывается в первых десяти главах. Путь Павла духовный и возвышенный. Его путь можно уподобить цепи со многими звеньями, соединёнными вместе. Первая глава этого Послания начинается с одного звена этой цепи, а последняя глава заканчивается другим звеном. Павел начинает со слов в 1:2 о том, что Христос — их и наш. Все проблемы среди верующих в Коринфе были обусловлены тем, что они пренебрегали Христом как своей единственной долей. Их долей была не греческая философия и не мирская мудрость, а всеобъемлющий Христос, которого преподносил Павел. Этот всеобъемлющий Христос — их и наш. Это значит, что Он является нашей единственной долей.
Если бы пара, у которой возникли проблемы в супружеской жизни, обратилась к Павлу, он бы помогал им не религиозным путём. Он бы не велел мужу любить свою жену, а жене — подчиняться мужу. Однако именно такой путь практикуют сегодня пасторы. Путь, который использует Павел для решения человеческих проблем, совсем не такой. Даже сказанное им в 1:2 о призванных святых, об освящённых в Христе Иисусе и о тех, кто призывает имя нашего Господа Иисуса Христа, во всяком месте — который их и наш, — сказано в связи с проблемами, которые рассматриваются в этом Послании. Хотя этот стих вроде бы не является частью пути, который Павел использует при подходе к человеческим проблемам, он фактически содержит в себе то духовное богатство, которое Павел применяет для решения этих проблем. Согласно этому стиху, мы, христиане, должны осознать, что всеобъемлющий Христос является нашим. Кроме того, мы — призванные святые, те, кто был призван Богом призывать дорогое и драгоценное имя Господа Иисуса Христа. Если замужняя сестра будет призывать имя всеобъемлющего Христа, она действительно будет подчиняться своему мужу. Жёны не подчиняются по той причине, что им не хватает наслаждения всеобъемлющим Христом. Сёстры, когда вам трудно подчиняться вашим мужьям, просто призывайте имя Господа. Я уверяю вас: после того как вы призовёте Господа несколько раз, Он затронет вас и даст вам снабжение. И вы естественным образом станете очень покорной женой. Это — результат наслаждения Христом как вашей долей.
На протяжении лет ко мне часто приходили сёстры с проблемами, касающимися супружеской жизни. Во многих случаях я не только сочувствовал сёстрам, но и соглашался с ними. В ранние годы моего служения я поступал так же, как многие пасторы. Я призывал сестёр читать 5-ю главу Послания к эфесянам, а также молиться и даже, если нужно, с постом. Во многих случаях та или иная сестра опять приходила ко мне и говорила, что мои рекомендации не принесли результата. И тогда мне оставалось лишь сказать этой сестре, чтобы она утешилась и что я постараюсь помочь ей. На самом деле я не мог оказать какой бы то ни было помощи. Постепенно я усвоил, что проблемы в супружеской жизни не решаются лишь при помощи молитвы и чтения Библии. Необходимы питание и жизненное снабжение. Мы не можем получить необходимое нам питание просто из букв Библии, напечатанных чёрным по белому, потому что нам нужен Сам живой Христос. Читая Слово молитвенно и призывая имя Господа, мы получаем необходимое питание и снабжение. Когда сестра получает снабжение таким образом, она может найти решение проблемы, с которой она столкнулась в отношениях со своим мужем.
Иногда, когда я призываю имя Господа Иисуса, Он глубоко касается меня и я даже плачу. И это прикосновение становится моим питанием, снабжением и силой. Более того, я понял, что, призывая имя Господа, я могу делать то, что я не способен делать своими силами. Это и есть наслаждение Христом в соответствии со сказанным в 1:2. Если мы будем призывать имя Господа Иисуса во всяком месте, мы будем знать, что Христос — наш, и будем наслаждаться Им.
В 1 Кор. 1:9 говорится: «Верен Бог, через которого вы были призваны в общение Его Сына — Иисуса Христа, нашего Господа». Мы были призваны в общение всеобъемлющего Христа как нашей доли. Этим общением является не что иное, как живая Личность — всеобъемлющий Христос. Это значит, что мы были призваны в эту Личность и в Его общение. Бог призвал нас в Христа для нашего соучастия и наслаждения.
Мы увидели, что всеобъемлющий Христос является нашей долей и что мы были призваны в общение этого Христа. Но каким образом воплощённый, распятый и воскрешённый Христос может стать нашей долей для нашего наслаждения? Чтобы понять это, нам необходимо рассмотреть сказанное в 6:17. В этом стихе Павел провозглашает: «Тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». Общением, в которое мы были призваны, является Христос как животворящий Дух. Чтобы переживать это общение, мы должны быть одним духом с Ним. В нашем духе мы едины с животворящим Духом.
Когда я начал служение в Соединённых Штатах много лет назад, я подчёркивал тот факт, что у нас, тех, кто верит в Христа, есть возрождённый человеческий дух — человеческий дух, в котором обитает божественный Дух, и что мы один дух с Господом. Многие удивлялись, узнавая, что у них есть дух. Они, разумеется, знали, что у них есть душа и сердце, но они не знали человеческого духа. Все христиане знают о Святом Духе, но не все осознают, что у них есть человеческий дух. Важно, чтобы все, кто недавно пришёл в церковную жизнь, осознали, что у них есть человеческий дух, возрождённый Святым Духом. Кроме того, в нашем повседневном житии мы должны упражнять дух.
Сталкиваясь с проблемами в нашем повседневном житии, мы можем реагировать душой, телом или духом. Предположим, что брат приходит домой с работы, уставший после трудового дня, а его жена жалуется на всё подряд и недовольна им. Возможен один из трёх видов реакции этого брата. Первый вид реакции, общий для всех без исключения, состоит в том, что брат реагирует в душе, особенно из разума или чувств. Возможен второй вариант: он реагирует физически, и его реакция вызвана гневом. Третья альтернатива заключается в том, что этот брат может отреагировать, упражняя свой возрождённый дух. Всем верующим жизненно важно осознать, что наш дух возрождён и что в нём обитает всеобъемлющий, животворящий Дух. Брат, у которого возникли затруднения с женой, должен упражнять свой дух и позволить животворящему Духу направлять его. Тогда он будет знать, что сказать жене и как себя вести. Наблюдая за братом, который живёт так, любой человек поймёт, что он отличается от обычных мужей. Вместо того чтобы задействовать своё тело и реагировать физически или задействовать свою душу, он упражняет свой дух. Всем нам нужно упражнять свой дух в нашем повседневном житии, особенно в нашей супружеской и семейной жизни.
Поскольку у нас есть возрождённый дух, мы можем переживать Христа как нашу долю, а также переживать общение этого Христа. Если бы наш дух не был возрождён Духом и Дух не обитал в нём, Христос не мог бы быть нашей долей и мы не могли бы быть в общении Христа. Как в электрических приборах должно быть течение электричества, чтобы они работали, так и мы должны быть в духе, чтобы переживать Христа как нашу долю и наслаждаться Его общением. Действительно, получать свет, тепло или охлаждённый воздух мы можем только тогда, когда в электроприборы втекает электрический ток. Подобно тому, переживать Господа как всеобъемлющую Личность мы можем, только будучи одним духом с Ним. Именно поэтому Павел говорит нам, что тот, кто соединяется с Господом, есть один дух с Ним. Все те, кто верит в Господа Иисуса и кто любит Его, соединились с Ним. В духе мы действительно едины с Ним. У нас есть возрождённый дух, а Христос сейчас является животворящим Духом, который обитает в нашем духе. В результате этого мы один дух с Ним. Как это замечательно! О, мы все должны осознать, что мы один дух с Господом. Если мы увидим это, мы скажем: «Хвала Господу за то, что я один дух с Ним! Бог сотворил меня с человеческим духом, и мой дух был возрождён Им. Сегодня всеобъемлющий Христос — это животворящий Дух, обитающий в моём духе. Он един с моим духом, а я един с Ним».
Часто братья говорили мне, что они не понимают, как я могу делать так много сообщений на конференциях и обучениях год за годом. Некоторые спрашивали меня, откуда берутся эти сотни и даже тысячи сообщений. Я могу засвидетельствовать, что эти сообщения приходят от Христа, всеобъемлющей Личности, который является животворящим Духом, слитым с моим духом. Всякий раз, когда я призываю имя Господа Иисуса, Он снабжает меня. Именно поэтому я способен делать одно сообщение за другим. Единственные ограничения — это время и физическая крепость. Для Господнего снабжения нет ограничений. На самом деле чем больше я говорю, тем больше я способен говорить. Духовный резервуар неистощим. Чем больше воды из него вытекает, тем больше может вытечь. Для любого, кто один дух с Господом, это снабжение неистощимо.
Предположим, к вам приходит брат и жалуется на свою жену. Этот брат говорит: «Тебе Господь дал жену добрую, мягкую, терпеливую и любящую. А с моей женой жить чрезвычайно трудно. Если бы твоя жена была такой, как моя, ты бы, наверное, оказался в худшем положении, чем я, в смысле супружеской жизни. Я просто не знаю, как мне дальше жить с моей женой. Что мне делать?» Лучший способ помочь такому брату — не объяснять ему разные вещи и не спорить с ним. Учить его, давать ему новые доктринальные представления — это тоже не надлежащий путь. Ему в первую очередь необходимо осознать, что он один дух с Господом. Однако брату в такой ситуации трудно помочь увидеть, что он один дух с Господом и что он должен призывать имя Господа. Но если вы сможете помочь этому брату понять, что он один дух с животворящим Духом, и если вы сможете помочь ему призывать Господа, в житии этого брата произойдёт коренная перемена.
Если вы хотите убедить другого святого в том, что он один дух с Господом, вы сами должны иметь достаточное переживание того, что вы один дух с Ним. Когда вы станете таким человеком, вы будете свидетельствовать, что, даже когда ваша жена обижает вас, вы способны упражнять свой дух, призывать имя Господа Иисуса и получать Его снабжение.
Отдельно от Христа ни один брат не может быть нормальным мужем и ни одна сестра не может быть надлежащей женой. Здесь нет исключений. Отдельно от Христа мы все одинаковые. Сестре чрезвычайно трудно быть хорошей женой, а брату — хорошим мужем. Однако брак предписан Богом. Следовательно, поскольку брак — это Божье предписание и поскольку быть надлежащим мужем или надлежащей женой очень трудно, у нас нет другого выбора, кроме как переживать Христа.
Как могут засвидетельствовать многие из нас, когда мы упражняем свой дух и призываем имя Господа, мы наслаждаемся Его сладостью. Иногда мы плачем, потому что Господь очень нежно затрагивает нас. А иногда мы изливаемся хвалой и благодарим Господа за то, что Он дал нам самых лучших и самых подходящих жену или мужа. Если мы будем призывать имя Господа, упражняя свой дух, мы сразу же осознаем, что Бог дал нам самую лучшую пару. Пусть среди нас будет всё больше тех, у кого есть такое переживание.
Христос — их и наш, и мы были призваны в общение этого Христа. Это общение происходит только в духе. Хвала Господу за то, что тот, кто соединяется с Ним, есть один дух! Вследствие этого у нас есть источник, родник и неистощимый резервуар. Этим источником является Христос, приготовленный Триединый Бог, всеобъемлющий животворящий Дух.
В 10:16 Павел переходит к другому важному моменту: «Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли общение крови Христовой? Хлеб, который мы преломляем, не есть ли общение тела Христова?» В 1 Кор. 1:9 говорится об общении Сына, а в 10:16 говорится об общении тела и крови Христовых. Общение в 10:16 является более практическим, чем общение в 1:9, так как в 10:16 кровь Христа отделена от Его тела, и это показывает, что мы можем пировать Им. Однако в 1:9 Христос как Сын Божий ещё не готов для того, чтобы мы причащались Его, вкушая Его.
Практичность общения в 10:16 можно проиллюстрировать на примере того, как готовят в пищу цыплёнка. Много лет назад в Китае сёстры в церкви часто дарили моей семье цыплёнка. Они делали это с той целью, чтобы мы питались этим цыплёнком. Цыплёнок был искренним подарком. Однако он ещё не был практически готов для того, чтобы его есть. Прежде чем цыплёнком можно будет питаться, его необходимо убить, приготовить, а потом подать на стол. Подобным образом, чтобы стать нашим пиром, Христос, Сын Божий, должен был пройти процесс приготовления. В 10:16 мы видим, что Его кровь и Его тело теперь находятся на столе, на месте пира. Это указывает на тот факт, что Христос был воплощён и распят. Кровь, отделённая от тела, указывает на распятие. Тем не менее тот факт, что Христос находится на столе, указывает на Его воскресение. Таким образом, на столе мы видим воплощение, распятие и воскресение Христа.
Если бы Христос не воплотился, Он не мог бы иметь кровь и тело. Если бы Он не был распят, Его кровь не могла бы быть отделена от Его тела. Если бы Он не был воскрешён, Он не мог бы быть на столе в качестве нашей пищи. Каждый раз, когда мы приходим на Господнюю трапезу и видим хлеб и чашу, мы должны говорить: «Господь, как я поклоняюсь Тебе! Ты — Тот, кто воплотился, был распят и был воскрешён. Благодарю Тебя, Господь, за то, что посредством воплощения Ты облёкся в человеческое тело с кровью и плотью. И я благодарю Тебя за то, что посредством распятия Твоя кровь была отделена от Твоего тела. Теперь в воскресении Ты подан нам на стол. О Господь, хвала Тебе!«
В 10-й главе чудесный Христос, в общение которого мы были призваны, становится для нас очень практическим. Теперь мы можем принимать Его в себя, вкушая Его. Как мы увидим в одном из последующих сообщений, трапеза с телом и кровью Христа — это действительность Христа как доброй земли. Христос не только имеет кровь и тело; Он также является трапезой, и эта трапеза является доброй землёй.
В Первом послании к коринфянам Павел решает проблемы среди верующих не религиозным путём и не природным, человеческим путём. Напротив, его путь решения проблем целиком и полностью связан с наслаждением Христом. Павел знал, что проблемы среди христиан бывают вызваны недостатком наслаждения Христом. Если у брата и его жены возникают проблемы, это доказывает, что им недостаёт Христа. Им не хватает надлежащего наслаждения Христом. Подобно тому, если возникают проблемы среди старейшин, или в поместной церкви, или среди святых, это тоже признак недостатка наслаждения Христом.
Поскольку Павел осознавал, что проблемы среди коринфян обусловлены недостатком наслаждения Христом, он решал их проблемы, указывая им на Христа как их долю для их наслаждения. В этом Послании Павел как бы говорит коринфянам: «Вам нужно понять, что вашей долей является один лишь Христос. Вы не должны находить свою долю в мудрости или философии. Бог призвал вас в общение Христа как вашей доли. Сегодня этой долей является Дух, и вы один дух с Ним. Кроме того, Христос, Тот, кто был воплощён, распят и воскрешён, теперь преподносится вам на столе как пир для вашего питания и наслаждения. Вы приглашены наслаждаться этим Христом, который подан вам на стол. Если вы будете наслаждаться Им как трапезой и как доброй землёй, вы получите питание. И тогда в церкви не будет проблем».
Проблемы в тех или иных областях возникают у нас из-за того, что нам недостаёт наслаждения Христом. Если у нас есть проблемы в церковной жизни или в семейной жизни, причина этого в том, что у нас нет достаточного наслаждения Христом. Нам нужен не доктринальный Христос в нашем мышлении, а Христос в нашем духе, которым мы можем наслаждаться и которого мы можем переживать практически. Если мы увидим, что всеобъемлющий Христос, обитающий в нашем духе как животворящий Дух, — это наша единственная доля для нашего наслаждения, и если мы будем упражнять свой дух, чтобы призывать Его день за днём, наша супружеская жизнь и церковная жизнь будет наполнена Христом. В результате нас ничто не будет раздражать ни в нашей супружеской жизни, ни в нашей церковной жизни. Нас будет интересовать только Христос, и у нас не будет вкуса и аппетита к чему-либо, кроме Христа. Мы будем желать Христа и только Христа, и мы будем пировать Им на Господней трапезе. Таково откровение, содержащееся в Первом послании к коринфянам.