Тексты Писания: 1 Кор. 1:2, 9-13
В 1-й, 2-й и 3-й главах Первого послания к коринфянам Павел использует ряд особых слов и необычных выражений. Эти слова и выражения не встречаются больше нигде в писаниях Павла. Первый необычный стих — это стих 2 в 1-й главе. Здесь Павел говорит: «Церкви Божьей, которая в Коринфе, освящённым в Христе Иисусе, призванным святым, со всеми, кто призывает имя нашего Господа Иисуса Христа, во всяком месте — который их и наш». Выражение «призванные святые» непривычно. У многих христиан нет уверенности в том, что они святые. Вы когда-нибудь воздавали хвалу Господу за то, что вы святой? Более того, есть ли у вас хотя бы представление, или мысль, о том, что вы святой? Если бы я смело провозгласил, что я святой, кто-то, возможно, обвинил бы меня в гордости, сказав, что я просто китаец по крови и христианин по вере. Тем не менее Павел говорит о получателях этого Послания как о «призванных святых». Это необычное выражение.
В стихе 2 Павел также говорит о призывании имени нашего Господа Иисуса Христа во всяком месте. И затем он говорит, что Христос — «их и наш». Тот самый Христос, имя которого мы призываем, является и их, и нашим. Возможно, вы много раз читали этот стих, не обращая внимания на это выражение. Значение этих слов является глубоким и основательным.
В 1:9 Павел говорит: «Верен Бог, через которого вы были призваны в общение Его Сына — Иисуса Христа, нашего Господа». Каждый христианин осознаёт, что Бог верен. Кроме того, обычно христиане осознают, что Бог милостивый, благодатный и любящий. Однако не многие христиане осознают, что они были призваны в общение Сына Божьего, и не многие в достаточной мере понимают, что представляет собой это общение. Христиане часто спрашивают других людей, спасены ли они, но редко задают вопрос, был ли тот или иной человек призван. Кто-нибудь когда-нибудь обращался к вам с вопросом: «Были ли вы призваны Богом в общение Его Сына?» В этом стихе Павел говорит не о спасении, а о призвании. Кроме того, он не говорит, что мы были призваны на небо или к вечным благословениям; он говорит, что мы были призваны в общение Божьего Сына.
Христос, которого мы призываем, — их и наш. Мы были призваны верным Богом в общение Его Сына, Иисуса Христа, нашего Господа. Это что-то очень глубокое и основательное. На протяжении столетий христиане не касались в достаточной мере глубины и основательности этих моментов.
Если мы хотим понять эти два стиха, нам нужно вернуться к началу с Богом в вечности в прошлом. Прежде чем Бог сотворил вселенную, у Него была отрада, желание сердца. Любой человек ищет чего-то отрадного. У Бога тоже есть Своя отрада. Согласно этой отраде Бог составил план. Этот план состоял в том, чтобы раздать Себя в некоторое число людей, внедрить Себя в них. В этом Божья отрада, Его удовольствие. Христиане не могут в достаточной мере знать смысл сказанного в 1:2 и 9, если они не осознают этого.
Не многие христиане осознают, что у Бога есть отрада и что Его план состоит в том, чтобы раздать Себя и внедрить Себя в нас. Однако это раскрывается в Библии. В Эф. 1:5 Павел говорит об отраде Его воли, а в стихе 9 о Его «отраде, которую Он замыслил в Себе». Кроме того, Павел несколько раз использует слово «домостроительство», подразумевающее раздаяние. В Эф. 1:10 он говорит о «домостроительстве полноты времён», а в Эф. 3:9 он упоминает «домостроительство тайны, которая во все века была скрыта в Боге, сотворившем всё». Повторю: Божья отрада заключается в том, чтобы раздать Себя в нас и внедрить Себя в нас.
Здесь нам нужно задать один ключевой вопрос: каким образом Бог может раздать Себя в нас? Сначала Бог сотворил небеса, землю и человека. В Зах. 12:1 говорится, что Господь распростёр небеса, положил основания земли и образовал дух человека внутри него. Человеческий дух — это особый орган, сотворённый Богом для того, чтобы человек принимал Бога. В качестве иллюстрации можно использовать радиоприёмник. В радиоприёмнике есть принимающее устройство, которое улавливает радиоволны в воздухе. Нас самих можно сравнить с радиоприёмником, а наш дух — с принимающим устройством. Небеса предназначены для земли, земля — для человека, а человек, сотворённый с духом, — для Бога. Поскольку у человека есть дух, «принимающее устройство», он способен принимать в себя Бога.
Спустя много времени после того, как Бог осуществил работу творения — первый шаг в направлении раздаяния Себя в нас, Бог предпринял второй шаг, которым было воплощение. Однажды бесконечный Бог, тот самый Бог, который сотворил вселенную, стал человеком. Согласно сказанному в Ин. 1:1 и 14, Слово, то есть Бог, стало плотью; другими словами, Бог стал человеком. Если говорить словами, использованными в Ис. 9:6, нам был рождён младенец, который назван именем Могущественный Бог. Младенец, родившийся в яслях в Вифлееме, на самом деле был могущественным Богом. Господь Иисус жил на земле приниженной жизнью. Он вырос в доме плотника, и Сам работал плотником. Кто бы мог подумать, что в Нём обитает Сам Бог? В возрасте тридцати лет Он вышел на служение. Некоторые вещи, которые Он делал, заставляли людей недоумевать о Нём. Его слова были намного более философскими, чем всё, что изрекали величайшие философы. Некоторые из тех, кто слышал Его, удивлялись и говорили: «Как это Он знает грамоту, не учившись?» (Ин. 7:15). Другие претыкались и утверждали, что знают Его мать, братьев и сестёр. Впоследствии Господь Иисус пошёл на крест и умер.
Посредством воплощения Господь облёкся в человечество. Человек является главой старого творения. Когда Адам, представитель всего творения, пал, всё творение пало и стало старым. Когда Бог облёкся в человечество, Он облёкся во всё старое творение. Поэтому, когда Христос был распят, творение тоже было распято. Таким образом, Своей смертью на кресте Господь положил конец всему творению, включая нас с вами. Посредством этой чудесной, всеобъемлющей смерти Христос искупил нас; Он возвратил нас к Богу. Он не только положил нам конец и возвратил нас к Богу; в воскресении Он заменяет нас Собой. Таким образом, Господь положил нам конец, возвратил нас к Богу и сейчас заменяет нас в воскресении Собой.
В Ин. 11:25 Господь Иисус сказал: «Я есть воскресение и жизнь». Господь как воскресение — это тот элемент, который заменяет нас. Кроме того, в воскресении Христос стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45). Воскресение — это фактически Христос как живая Личность — Тот, кто является воплотившимся Богом, кто жил на земле как человек, кто умер на кресте для нашего искупления и кто в воскресении стал животворящим Духом. Следовательно, Христос — это и воскресение, и Дух. Он стал Духом, а Дух — это воскресение. Теперь Он как Дух и как воскресение является нашей заменой.
После того как Христос стал животворящим Духом в воскресении, Он смог войти в нас. Он, божественное электричество, способен войти в наше «принимающее устройство». Однако нам необходимо принять Его, покаявшись, поверив в Него и призвав Его имя. Грешник может помолиться так: «Господь Иисус, я грешный. Но Ты, Господь, — мой Спаситель. Сейчас я открываюсь Тебе и принимаю Тебя». Каждый раз, когда какой-нибудь человек молится таким образом, эта дорогая, превосходная, чудесная Личность, Тот, кто есть Дух и воскресение, входит в него. Это не просто богословие — это удивительный факт. Каждый подлинный христианин может засвидетельствовать, что, когда он поверил в Господа и призвал Его имя, с ним произошло что-то необычное. Господь как животворящий Дух вошёл в него. После того как мы приняли Господа в себя, Он уже никогда не покинет нас, даже если иногда мы жалеем, что мы стали христианами. После того как вы поверили в Господа Иисуса, вы не сможете перестать верить в Него. После того как Он вошёл в вас, Он уже никогда не покинет вас. Теперь мы видим, каким путём Бог раздаёт Себя в нас.
Осознаёте ли вы, какой Бог раздаёт Себя в вас? Он Триединый Бог — Отец, Сын и Дух. Мы приняли Христа, Искупителя, Спасителя, животворящего Духа и воскресение. Всё это — различные аспекты одной Личности.
Тот, в кого мы верим, кого мы приняли и кто вошёл в нас, должен также быть Тем, кого мы призываем. Однако многие сегодняшние христиане не уделяют внимания призыванию имени Господа Иисуса. Как мы уже увидели, Павел говорит об этом в 1:2, когда он упоминает всех, «кто призывает имя нашего Господа Иисуса Христа, во всяком месте». Здесь слову «призывать» соответствует греческое слово «эпикале́о». Это слово означает «звать громко». Молиться приглушённо, тихо — это совсем не то же самое, что громко призывать имя Господа Иисуса. Предположим, что грешник слышит благовествование и оно убеждает его поверить в Господа и призвать Его. Он может тихо помолиться: «Господь Иисус, я грешник. Благодарю Тебя, что Ты умер за меня. Я верю в Тебя. Твоя кровь очищает меня. Ты даёшь мне вечную жизнь». Человек, который помолится таким образом, может быть спасён, но, наверное, его спасение не будет сильным. Предположим, что другой человек был убеждён в том, что он должен поверить в Господа Иисуса. Но он не молится тихо, а громко призывает имя Господа, провозглашая, что он верит в Него и принимает Его. Если он призовёт Господа таким образом, его переживание спасения будет очень сильным.
Когда мы призываем имя Господа Иисуса — Того, кого мы приняли, Он становится нашим. Это значит, что Он становится нашей долей, более того — нашей всеобъемлющей долей. Христос как наша доля является нашей жизнью, нашим жизненным снабжением и всем для нас. Он есть всё, что нам нужно: утешение, терпение, праведность, святость, сила. И тогда Он становится мудростью нам от Бога. Этот Христос, который является нашей долей, — их и наш.
В 1:9 Павел говорит, что Бог призвал нас в общение Своего Сына. Значение слова «общение» является глубоким и основательным. В Новом Завете иллюстрацией этого общения является пир. В Евангелиях Господь Иисус сказал, что был устроен пир и на него были приглашены люди (Мф. 22:1-3; Лк. 14:16-17). Все мы были приглашены на замечательный пир. Здесь, на этом пиру, мы наслаждаемся то одним блюдом, то другим. Это наслаждение пиром представляет собой взаимное участие, соучастие. Следовательно, в общении Божьего Сына мы имеем наслаждение. Однако это наслаждение не индивидуальное, а совокупное. Совместно наслаждаясь этим пиром, мы имеем общение, общность.
В некоторых переводах Библии греческое слово «койнони́а», означающее «общение», переводится как «общность». Общение определённо подразумевает общность. Иметь общность — значит разделять что-то с кем-то. Когда вы завтракаете одни, вы не наслаждаетесь общностью. Но когда вы приходите на пир, на котором присутствует большое число людей, и наслаждаетесь этим пиром вместе с ними, у вас есть общность. Эта общность представляет собой совместное наслаждение, совместное участие.
Общение также включает в себя связь. Каждый раз, когда мы пируем вместе с другими, между нами есть связь. Вы поддерживаете связь с другими, а они поддерживают связь с вами.
Общение, в которое нас призвал Бог, — это общение Его Сына, Иисуса Христа, нашего Господа. Это общение включает в себя Триединого Бога — Отца, Сына и Духа. Это — общение воплощённого, распятого и воскрешённого Христа, Того, кто в воскресении является животворящим Духом. Эта всеобъемлющая Личность является нашим пиром, а этот пир является общением. Поскольку мы были призваны в это общение, мы теперь наслаждаемся Христом, пируя Им. Кроме того, у нас есть общность, и мы находимся во взаимной связи друг с другом. Этим общением, этой общностью, является церковная жизнь.
Церковная жизнь — это жизнь воскресения, в которой участвуем все мы. Кроме того, этим воскресением является животворящий Дух, животворящий Дух — это Христос, а Христос — это воплощённый Бог. Христос, всеобъемлющая Личность, также подразумевает оправдание, освящение и искупление. Христос — это Бог, более того, Триединый Бог — Отец, Сын и Дух. Как воплощённый, распятый и воскрешённый Христос, Он является воскресением, а также животворящим Духом. Более того, Он наш пир. Кроме того, Сам Христос фактически является общением, в которое нас призвал Бог. То, что мы были призваны в общение Иисуса Христа, означает, что мы были призваны в Него. Христос — это жизнь, воскресение, освящение, оправдание, искупление и всё для нас. Следовательно, Он Сам является этим общением.
Давайте ещё раз рассмотрим фон, на котором было написано Первое послание к коринфянам. Павел написал это Послание философствующим грекам — людям, которые считали себя очень мудрыми. Из-за своего философствования одни из них говорили: «Я Павлов», другие говорили: «Я Аполлосов», а третьи заявляли: «Я Кифин». Таким образом, у верующих в Коринфе были предпочтения. Эти предпочтения стали причиной их разделения. Говорить: «Я Павлов» — это то же самое, что говорить: «Я был призван в предпочтение в пользу Павла». То же самое относится к словам: «Я Аполлосов» или «Я Кифин». Вместо того чтобы принимать в качестве своей доли Христа, всеобъемлющую Личность, коринфяне принимали в качестве своей доли кого-то другого — Павла, Аполлоса или Кифу. Поэтому в этом Послании Павел как бы говорит: «Верующие в Коринфе, вы были призваны не в ваши собственные предпочтения. Бог призвал вас в общение Своего Сына. Вы не должны отдавать предпочтение мне, Аполлосу, Кифе или кому-нибудь ещё. Все мы были призваны в одну живую, всеобъемлющую Личность. Все мы были призваны Богом в общение Его Сына, нашего Господа Иисуса Христа».
В греческом тексте оригинала Нового Завета не было разделения на стихи. Это значит, что стих 10 в 1-й главе является прямым продолжением стиха 9. Мы уже неоднократно подчёркивали, что в стихе 9 Павел говорит, что Бог призвал нас в общение Своего Сына. Затем в стихе 10 он продолжает: «Умоляю же вас, братья, именем нашего Господа Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно и то же и не было среди вас разделений, а были вы слаженны в одном и том же разуме и в одном и том же мнении». Здесь мы видим, что Павел умоляет верующих именем Господа Иисуса Христа — тем именем, которое призывают все верующие. В частности, Павел умолял их говорить одно и то же. Поскольку коринфяне говорили: «Я Павлов» или «Я Аполлосов», они говорили разное. Если вслед за этим мы рассмотрим стихи 11-13, мы увидим, что общение в стихе 9 противопоставляется разделениям в стихе 10. Кроме того, эти разделения были вызваны предпочтениями в пользу тех или иных людей. Мы были призваны не в предпочтения, не в разделения, а в единственное общение, в единственное наслаждение Христом и участие в Христе. О, для нас жизненно важно видеть это! Сохранить нас от разделения может только одно — осознание того, что всеобъемлющий Христос является нашей долей и что мы были призваны в общение такого Христа, в наслаждение Им.
Сегодня христиане разделены из-за своих предпочтений. Иногда такое бывает и у нас в церковной жизни. Сегодня вы можете быть довольны церковью, потому что состояние церкви соответствует вашему предпочтению. Кто-то, возможно, говорит: «Хвала Господу! В моём городе отличная церковная жизнь. Собрания высокие и живые, и я очень наслаждаюсь ими». Может быть, спустя некоторое время собрания будут не такими высокими и живыми, как сейчас. И тогда кто-то может разочароваться, уйти из церковной жизни и заняться чем-то, что соответствует его предпочтению.
Иметь предпочтение и наслаждаться всеобъемлющим Христом — это две совершенно разные вещи. Если мы увидели смысл того, что Христос — это наша доля, и смысл того, что мы призваны в Его общение, мы не будем беспокоиться о том, какие у нас собрания: высокие или низкие. У нас не будет предпочтений в отношении собраний. Главный источник разделения среди христиан — это именно предпочтения. Но если мы увидели, что Божья отрада состоит просто в том, чтобы внедрить в нас всеобъемлющего Христа в качестве нашей доли для нашего наслаждения, нас не будет интересовать ничто, кроме Христа и наслаждения Его общением.
Мы уже увидели, что общение — это наслаждение Христом и соучастие в Христе. Для того чтобы переживать это общение, нам не нужно анализировать его с доктринальной точки зрения. Когда вы завтракаете, разве вы анализируете всё, что вы едите? Разве вы изучаете состав яиц, хлеба и сока? Мы не настолько глупы, чтобы изучать завтрак, вместо того чтобы наслаждаться им. Кроме того, мы не должны беспокоиться о кухонных предметах, которые используются во время завтрака. Как глупо спорить о столовых приборах, стаканах или чашках! Согласитесь, было бы нелепо, если бы кто-то отвернулся от пищи, приготовленной для его наслаждения, и стал исследовать ножи, вилки и ложки на столе? Тем не менее это наглядно показывает фактическую ситуацию, сложившуюся среди сегодняшних христиан. Вместо того чтобы интересоваться Христом как своей единственной долей, многие спорят о доктринах и практиках.
Предположим, что вы пришли на церковное собрание и обнаружили, что стулья расставлены очень необычно. Если это беспокоит вас, это доказывает, что вы ещё не увидели, что такое церковь. Надлежащая церковная жизнь не зависит от конкретного порядка расстановки стульев. Церковь — это общение, общность, соучастие, взаимное наслаждение Христом. Сейчас этот Христос является воскресением и Духом. Если вы увидели, что церковная жизнь заключается в этом общении, вас не будут волновать такие вещи, как расстановка стульев в зале собраний. Кроме того, вас не будут отвлекать от Христа доктрины и практики.
Я призываю всех вас искать переживания общения Божьего Сына и наслаждения этим общением. Чем больше мы будем наслаждаться соучастием в этом общении, тем лучше будет церковная жизнь. Нам нужно наслаждаться этим общением как дома, так и на собраниях. Тогда нас не будут беспокоить мнения, сплетни или различные учения, потому что нас не будет интересовать ничто, кроме практического совместного наслаждения всеобъемлющим Христом, который является для нас Духом, воскресением и Триединым Богом. Это общение является действительностью церкви. Поэтому мы должны стремиться переживать это общение постоянно. Тогда мы будем наслаждаться Христом в церкви.