Тексты Писания: 1 Кор. 1:2, 9; 6:17; 10:16
В этом сообщении мы рассмотрим четыре ключевых момента, которые содержатся в первых десяти главах Первого послания к коринфянам. В 1:2 Павел говорит: «Церкви Божьей, которая в Коринфе, освящённым в Христе Иисусе, призванным святым, со всеми, кто призывает имя нашего Господа Иисуса Христа, во всяком месте — который их и наш». Я думаю, что большинство читателей этого Послания не уделяют достаточного внимания всем положениям, упомянутым в этом стихе. Одним из ключевых моментов в 1:2 является выражение «их и наш», использованное Павлом. Далее, в стихе 9, Павел говорит: «Верен Бог, через которого вы были призваны в общение Его Сына — Иисуса Христа, нашего Господа». В этом стихе ключевым моментом является общение Сына Божьего. В последовательности переживаний этот момент следует за жизненно важным положением в стихе 2. Третий важный момент мы видим в 6:17. Здесь Павел говорит: «А тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». В нашем переживании то, что мы один дух с Господом, следует за тем, что мы призваны Богом в общение Его Сына. Четвёртый ключевой момент связан с общением крови Христовой и тела Христова. Об этом Павел говорит в 10:16: «Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли общение крови Христовой? Хлеб, который мы преломляем, не есть ли общение тела Христова?» В этом стихе речь идёт о Господней трапезе. Итак, в этих стихах четыре ключевых момента — это то, что Христос их и наш, общение Сына Божьего, то, что мы один дух с Господом, и Господня трапеза.
В качестве помощи в понимании этих моментов нам нужно рассмотреть то, каким образом Павел решает проблемы среди верующих в Коринфе. То, как человек подходит к той или иной проблеме, неизменно зависит от того, какой он человек. Разные люди решают одну и ту же проблему по-разному. Например, человек, занимающий высокую должность в правительстве, подойдёт к проблеме не так, как вор или грабитель. Подобным образом высокообразованный профессор будет решать проблему не так, как человек с очень ограниченным образованием. Правительственный чиновник, вор, профессор и необразованный человек, разумеется, будут решать одну и ту же проблему каждый по-своему. В каждом случае подход к проблеме будет целиком зависеть от человека, который занимается этой проблемой. В соответствии с этим принципом, то, как Павел решает проблемы среди коринфян, основывается на том, какой он человек. Поэтому, чтобы понять, каким образом Павел решает эти проблемы, мы должны сначала узнать, каким человеком он был и что было у него внутри.
Читая Первое послание к коринфянам, нам нужно проникнуть в дух Павла и коснуться бремени в его духе. Коснуться духа Павла таким образом — значит коснуться действительности его существа. Дух человека — это действительность его существа. Это значит, что ваш дух — это то, кто вы есть в действительности, ваша истинная личность. Действительность нашего существа — это не наши разум и чувства и тем более не какая-либо часть нашего физического тела. Действительность нашего существа как человека — это наш дух. По этой причине человек часто бывает наиболее подлинным тогда, когда он выходит из себя, потому что именно в этот момент проявляется его дух. Но когда мы ведём себя с осторожностью и поступаем определённым образом, мы можем скрыть наше истинное существо и не выражать нашу истинную личность. Действительность нашего существа мы проявляем лишь тогда, когда проявляется наш дух. Часто это происходит, когда мы гневаемся и выходим из себя. Суть здесь в том, что мы касаемся действительности существа того или иного человека лишь тогда, когда мы касаемся его духа.
При чтении Библии очень важно коснуться духа автора. Иначе мы не поймём смысла того, что он говорит. Мы будем знать написанное им лишь поверхностно и на уровне букв, написанных чёрным по белому. Но когда мы проникаем в дух автора, мы касаемся глубин написанного им.
Когда Павел писал Первое послание к коринфянам, он был человеком, в которого был перелит Триединый Бог. Он был наполнен, пронизан и пропитан Отцом, Сыном и Духом. Более того, Павел в полноте получил видение о Божьем домостроительстве. Он осознавал, что намерение Триединого Бога — раздать Себя в Своих избранных и искупленных людей. Как один из Божьих искупленных людей, Павел уже пережил это раздаяние. Павел, безусловно, знал, что Бог Отец — это источник, Бог Сын — это русло, а Бог Дух — это течение. У него также было ясное осознание того, что Триединый Бог был роздан в него с определённой целью и что этой целью является совокупное выражение Бога. Всё это было не только ясно Павлу — это также было в нём, и это было частью самого его существа. Таким образом, Павел был человеком, в которого был перелит Триединый Бог и Его домостроительство. Это должно помочь нам увидеть, каким человеком был Павел, какими были основополагающие элементы в его существе.
Поскольку Павел был человеком, который был пропитан Триединым Богом и Его домостроительством, он решал проблемы среди верующих в Коринфе согласно тому, каким человеком он был. Если мы поймём это, мы сможем понять, почему Павел поступал с церковью в Коринфе именно таким образом.
При решении проблем в церкви в Коринфе Павел применяет стихи, которые мы процитировали в начале этого сообщения. Даже сказанное в 1:2 представляет собой один из аспектов того, как Павел подходил к этим проблемам. В этом стихе Павел говорит о тех, кто призывает имя нашего Господа Иисуса Христа, во всяком месте — который их и наш. Большинству читателей этой книги может показаться, что этот стих никак не связан с теми проблемами, которые Павел затрагивает далее в этом Послании. Кроме того, кому-то может показаться, что в этом стихе нет ничего, что могло бы помочь решить эти проблемы. Когда я изучал эту книгу много лет назад, составляя подробный план всего Послания и делая множество пометок, я не обратил особого внимания на этот стих. Я недоумевал, какая может быть связь между высказыванием о призывании имени Господа Иисуса во всяком месте и проблемами среди верующих в Коринфе. На месте автора я бы, наверное, не включил в Послание этот стих. Тем не менее сказанное в 1:2 содержит в себе одно важное средство, которое Павел использовал при решении проблем среди коринфян.
Сказанное в 1 Кор. 1:9, похоже, имеет более прямое отношение к проблемам среди коринфян. В начале этого стиха Павел говорит: «Верен Бог». И после этого он говорит, что через этого верного Бога мы были призваны в общение Его Сына — Иисуса Христа. Я думаю, что коринфские верующие не понимали, что имел в виду Павел, говоря об общении Сына Божьего. Но почему он использовал выражение, которое не могли понять его читатели? С какой целью он указывал на то, что они были призваны в общение Божьего Сына? Какую помощь это могло оказать разделявшимся коринфянам — тем, которые говорили, что они Павловы, Аполлосовы, Кифины или в узком смысле Христовы? Наверное, для коринфян эти слова звучали как иностранный язык. Когда это Послание зачитывалось среди них, некоторые, возможно, говорили про себя: «Павел, почему ты говоришь нам, что мы были призваны в общение Сына Божьего? Что ты хочешь этим сказать?«
В 6:12-20 Павел рассматривает проблему злоупотребления свободой в пище и в использовании тела. Неожиданно он вставляет слова: «А тот, кто соединяется с Господом, есть один дух». У нас может возникнуть вопрос: какая связь между этим предложением и злоупотреблением едой и телом? Разумеется, мы можем получить некоторое понимание, прочитав этот стих в его контексте. Но если у нас не будет видения, которое было у Павла, мы не поймём, почему здесь вставлен этот стих. Мы не сможем признать, что это — очень полезное средство в подходе к коринфянам и к их проблемам.
В 10:1-13 Павел использует историю детей Израиля в Ветхом Завете как прообраз новозаветных верующих (ст. 6). На самом деле здесь Павел конкретно использует переживание детей Израиля в пустыне как прообраз для предостережения коринфян. Павел говорит им, что Божий народ прошёл через море и «все были крещены к Моисею в облаке и в море» (10:2). Кроме того, они «все ели одну и ту же духовную пищу» и «все пили одно и то же духовное питьё; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними, и этой скалой был Христос» (ст. 3-4). Потом в стихе 5 Павел говорит серьёзное слово: «Но в большинстве из них Бог не нашёл отрады, ибо они были повержены в пустыне». И затем Павел открыто говорит: «А произошли эти события как примеры для нас». Если мы вдумчиво прочитаем этот отрывок Первого послания к коринфянам, у нас, возможно, возникнет вопрос: какова была главная цель Павла, когда он высказал это предостережение?
Это предостережение связано с наслаждением Христом как доброй землёй. Здесь Павел как бы говорит: «Коринфяне, вы должны быть осторожны. Перед детьми Израиля лежала добрая земля — Божье обещание. Но большинство из них не вошли в эту землю. Напротив, в большинстве из детей Израиля Бог не нашёл отрады; они умерли и были повержены в пустыне. Они не получили добрую землю в качестве своего наследия, обещанного Богом. Вы должны быть осторожны, чтобы вам не оказаться в такой же ситуации. У вас, верующих в Коринфе, тоже есть цель, обещанная Богом, и эта цель состоит в том, чтобы войти в Христа как добрую землю. Однако вполне возможно, что вы не достигнете Христа как доброй земли, а вместо этого будете рассеяны в пустыне и в результате не получите обещанного — не достигнете Христа как доброй земли». Эта мысль о доброй земле отчётливо подразумевается в этих стихах.
Высказав предостережение, основанное на прообразе детей Израиля, Павел затем говорит о Господней трапезе. В 10:16 он говорит: «Чаша благословения, которую мы благословляем, не есть ли общение крови Христовой? Хлеб, который мы преломляем, не есть ли общение тела Христова?» Если у нас будет надлежащее осознание той цели, с которой писал Павел, мы увидим, что эти слова являются продолжением предостережения об утрате наслаждения доброй землёй — полного наслаждения богатым Христом, который был обещан Богом. Кроме того, наслаждение этим богатым Христом — это не что иное, как общение Его тела и крови. Другими словами, это наслаждение указывает на Господнюю трапезу.
Давайте теперь сложим вместе эти четыре момента и посмотрим, какую картину они представляют. В 1:2 мы видим, что Бог на основании Своего домостроительства дал нам Христа как нашу долю. Будучи нашей долей, Христос — их и наш. Мы можем наслаждаться Христом как нашей единственной долей, просто призывая Его имя. Когда мы призываем имя Господа Иисуса, мы получаем Его Личность и затем эта Личность становится нашей долей.
Согласно сказанному в 1:9, Бог призвал нас в общение Своего Сына, Иисуса Христа. Это значит, что Он призвал нас в наслаждение самой Личностью Христа, а также в участие в этой Личности в качестве нашей доли. Поскольку Бог призвал нас в наслаждение такой Личностью, мы теперь должны быть теми, кто призывает Его имя. Слово «призваны» в стихе 9 — это повторение того же слова, которое использовано в стихе 2, где Павел говорит о призванных святых. Через верного Бога мы, призванные святые, были призваны в общение Его Сына, участие в Его Сыне, наслаждение Его Сыном. Призывая имя Господа Иисуса, мы наслаждаемся Им как Тем, кто является их и нашим. Такова связь между стихами 2 и 9, и таково продолжение мысли между ними.
Когда мы узнаём, что мы были призваны в общение Христа и что теперь мы должны призывать Его, чтобы наслаждаться Им как нашей долей, у нас может возникнуть вопрос: как мы можем получить такое переживание Христа на практике? Мы можем переживать Христа через Духа как небесное электричество. Мы уже неоднократно подчёркивали, что в 6:17 Павел говорит, что тот, кто соединяется с Господом, есть один дух. Слово «соединяется» в этом стихе является синонимом слова «общение» в 1:9. Общение и соединение означают одно и то же. Например, если вы соединены с каким-либо святым, у вас есть общение с ним. Соединение — это фактически общение. Это позволяет нам увидеть связь между 1:2 и 9 и 6:17. Слово «призваны» в 1:9 связывает этот стих с 1:2, а слово «соединяется» в 6:17 связывает этот стих с 1:9.
Наслаждаться Господом в переживании можно через Него как Духа в нашем духе. Сегодня Христос — это животворящий Дух, и у нас есть возрождённый человеческий дух. Когда мы соединяемся с Ним, мы становимся одним духом с Ним. Когда мы один дух с Господом, мы находимся в общении Христа. Кроме того, когда мы упражняем наш дух, чтобы призывать имя Господа Иисуса, мы применяем это общение и наслаждаемся Христом. Какое это богатое наслаждение!
Обозначением этого наслаждения служит Господня трапеза в 10-й главе. Трапеза — это символ наслаждения, так как трапеза — это пир. Понятно, что слово «общение» используется дважды в 10:16 применительно к общению тела и крови Господа. В 1:9 общение — это общение в Сыне Божьем, а в 10:16 это общение становится общением тела и крови Господа. Это показывает, что Христос был приготовлен посредством процесса смерти и воскресения, став пищей на столе для нашего наслаждения.
Процесс, через который прошёл Христос, можно проиллюстрировать на примере процесса приготовления цыплёнка для того, чтобы он стал нашей пищей. Прежде чем живой цыплёнок станет для нас пищей, этот цыплёнок должен быть убит, разделан и приготовлен. Сын Божий, Иисус Христос, тоже был убит, приготовлен посредством определённого процесса, «приготовлен в пищу», став телом и кровью на столе, готовыми для того, чтобы мы ели их. Теперь Он доступен нам для наслаждения.
Сложив вместе эти четыре момента, мы получаем полное наслаждение Сыном Божьим, который был приготовлен посредством определённого процесса, «приготовлен в пищу». Он стал Духом, у нас есть возрождённый дух, и теперь эти два духа стали одним. Когда мы упражняем свой дух, чтобы призывать имя Господа Иисуса, мы наслаждаемся Им как нашей долей и переживаем общение Христа на практике.
Четыре момента, которые Павел рассматривает в этих стихах, являются средствами, которые он использовал для решения проблем среди коринфян. Поскольку эти моменты лежали глубоко в духе Павла, они выходили из его существа по мере того, как он приступал к решению этих проблем. Однако христиане, которые читают это Послание поверхностно, вообще не понимают этих моментов. Но если мы будем размышлять об этих моментах и поймём их, мы получим глубокое и более полное видение Господней трапезы. Кроме того, если мы будем иметь это видение, приходя на Господнюю трапезу, оно произведёт перемену в том, что касается нашего наслаждения Христом. И если мы будем так наслаждаться Сыном Божьим, будут решены все проблемы. Хвала Господу за то, как Павел решал проблемы среди христиан! Нам нужно размышлять о связи между этими четырьмя стихами до тех пор, пока наше видение не станет очень ясным. Тогда мы коснёмся глубин первых десяти глав Первого послания к коринфянам. Всем нам очень важно коснуться глубин этой книги.