(1)
Тексты Писания: 1 Фес. 1:1; 2 Фес. 1:1; Мф. 28:19; Деян. 19:5; Рим. 6:3; Гал. 3:27; Отк. 1:11-12
И в 1 Фес. 1:1, и в 2 Фес. 1:1 говорится о церкви в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Я бы хотел, чтобы вы внимательно рассмотрели выражение «церковь в Боге Отце и Господе Иисусе Христе». Предположим, Павел написал бы коротко и просто: «Церковь в Боге и Христе». Нам может показаться, что вполне достаточно назвать её церковью в Боге и Христе, а не церковью в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Но более длинное описание церкви содержит три имени, которых нет в более коротком варианте — «Отец», «Господь» и «Иисус».
Читая Новый Завет, мы понимаем, что первым основным положением о божественных титулах является откровение об имени «Отец». Когда Господь Иисус жил на земле в плоти, Его главным делом было раскрыть ученикам имя «Отец». Например, в Своей молитве Отцу, записанной в Ин. 17, Господь Иисус сказал: «Я явил Твоё имя людям, которых Ты дал Мне из мира» (ст. 6). Господь также сказал Отцу: «Я поведал им Твоё имя и ещё поведаю» (Ин. 17:26). Крайне важно знать Отца. Знать Бога — это грандиозно, но ещё грандиознее — знать Отца.
Также нам важно обратить соответствующее внимание на титул «Господь». В Ветхом Завете он использовался как божественный титул. Человеку Иисусу было совсем не просто стать Господом. Согласно Деян. 2, после Своего воскресения и вознесения Христос был сделан Господом всего. Это означает, что человек, более того, назарянин, стал Господом всего. Применительно к Господу Иисусу, титул «Господь» включает в себя воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение. Именно благодаря такому процессу человек Иисус был сделан Господом всего.
До воплощения Христос, будучи Богом, уже был Господом. Он был Господом, Творцом. Сегодня же, пройдя процесс от воплощения до вознесения, Господом сделался человек Иисус. Применительно к Христу в Новом Завете этот титул богат по значению. Христос не только Творец, но и Тот, кто был воплощён, жил на земле тридцать три с половиной года, был распят, воскрес и вознёсся на небеса. Посредством Своего распятия Христос совершил искупление, положил конец ветхому творению, уничтожил Сатану и смерть и упразднил всякое разделение между Богом и человеком, а также все разделения между людьми. Аллилуйя за то, что совершило распятие Христа! Воскресение Христа, как и распятие, очень глубоко. В одной песне под названием «Бог приготовлен» говорится, что распятие уничтожает, а воскресение зарождает. После того как распятие Христа уничтожило ветхое творение, Его воскресение зародило новое творение. Сейчас, будучи Воплощённым, Распятым, Воскресшим и Вознёсшимся, Иисус Христос сделан Господом всех. Весь этот процесс и всё, относящееся к нему, подразумевается в титуле «Господь».
Имя «Иисус» также важно и многозначительно. «Иисус» означает «Иегова Спаситель», или «Иегова, наше спасение». Чтобы стать нашим Спасителем и нашим спасением, Иегове потребовалось пройти через долгий процесс.
«Христос» означает «Помазанник». Будучи Христом, Помазанником, Господь Иисус назначен Богом осуществить Его вечный замысел. Христос получил помазание, поручение и назначение исполнить Божий замысел. С помощью шагов Своего процесса Он, как Христос, исполнил это поручение и осуществил Божий замысел. Теперь в воскресении и вознесении Он является нашим Господом Иисусом Христом.
Бог не только наш Творец; Он также наш Отец. То, что Бог является нашим Отцом, подразумевает гораздо больше, чем то, что Он наш Творец. Как может Бог Творец стать нашим Отцом? Другими словами, как могли мы, Божье творение, стать детьми Бога Отца? Бог не собирается становиться нашим приёмным Отцом или нашим отчимом. Напротив, Он наш родной Отец, Отец по жизни. Это означает, что мы приняли Божью жизнь. Это произошло тогда, когда мы родились от Бога.
Когда мы провозглашаем, что родились от Бога, это должно быть для нас не просто доктриной. Аллилуйя, мы Божьи сыновья по жизни! Родившись от Бога, мы являемся сейчас Божьими сыновьями по жизни, а Он поистине является нашим Отцом. Как же это замечательно!
Нам нужно быть очень внимательными при чтении Библии. Если мы будем читать внимательно, мы поймём, что 1 Фес. 1:1 и 2 Фес. 1:1 похожи, но не совсем одинаковы. В 1 Фес. 1:1 говорится: «Павел, Силуан и Тимофей — церкви фессалоникийцев в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: Благодать вам и мир». В 2 Фес. 1:1 говорится: «Павел, Силуан и Тимофей — церкви фессалоникийцев в Боге, нашем Отце, и Господе Иисусе Христе». Первое говорит об «Отце»; второе — о «нашем Отце». Кроме того, во Втором послании к фессалоникийцам благословение «Благодать вам и мир» находится во втором стихе, а не в первом. Из этого видно, что вступительное слово Павла во Втором послании к фессалоникийцам немного сильнее, чем в Первом. Безусловно, Павел не был небрежным при написании своих Посланий. Всё, что он писал, имело определённую цель.
Оба Послания говорят, что церковь состоит из людей, в данном случае из фессалоникийцев. Фессалоника была порочным городом, и в большинстве своём жители этого города были безнравственными. Тем не менее люди, бывшие некогда безнравственными, спаслись, были возрождены и составили церковь в своей местности в Триедином Боге. Потому Павел говорит о церкви фессалоникийцев в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Под этим выражением Павел подразумевает Триединого Бога.
У некоторых, когда они прочитают о церкви фессалоникийцев в Триедином Боге, возникнет вопрос: «По вашим словам, 1:1 указывает на то, что церковь является церковью в Триедином Боге. Да, в этом стихе упоминаются Отец и Господь Иисус Христос, Сын, но ничего не говорится о Духе. Если этот стих говорит о Триедином Боге, где же Дух?» Здесь мы имеем один из многочисленных случаев, когда то, о чём Библия не говорит, не менее (если не более) важно, чем то, что она говорит. Часто, соприкасаясь со святыми, мы чего-то недоговариваем. Это может быть более важным, чем то, что мы им говорим. Почему Павел не сказал «церковь фессалоникийцев в Боге Отце, Господе Иисусе Христе и Святом Духе»? Мы увидим, что у Павла есть все основания говорить об Отце и Христе Сыне, но не говорить о Духе.
Не сомневайтесь, что Бог, о котором говорится в 1:1, является Триединым Богом. Мы знаем это, потому что Павел сначала упоминает Отца, первого в Троице. Всякий раз, когда мы видим первого, мы видим и второго, Сына, а также третьего, Духа. Тот факт, что Павел говорит об Отце, является веским указанием на то, что он думает о Триедином Боге. Более того, выражение «Господь Иисус Христос» подразумевает Духа. Выражения «Бог Отец» и «Господь Иисус Христос» подразумевают Духа. Поэтому в 1:1 подразумевается и предполагается Дух.
Мы должны верить, что тот Бог, о котором говорится в 1:1, — Триединый Бог. Находиться в Боге Отце и Господе Иисусе Христе — значит также находиться в Духе. Итак, в 1:1 мы видим Триединого Бога. Этот стих указывает на то, что церковь находится в Триедином Боге.
В Триедином Боге органически и в жизни
Довольно просто сказать, что церковь является церковью Божьей и церковью Христовой. Но провозгласить, что церковь находится в Боге Отце и Господе Иисусе Христе, — это что-то более глубокое. Например, одно дело сказать, что мы принадлежим кому-то. И совершенно другое дело сказать, что мы находимся в этом человеке. Говоря с человеческой точки зрения, можно принадлежать кому-то, но в буквальном смысле находиться в ком-то нельзя. Только органическим путём, путём жизни может церковь быть в Триедином Боге. Мы не совсем понимаем, что значит путём жизни, но Бог понимает это полностью. Более того, только Бог может сделать что-то путём жизни. Путём жизни Бог смог сделать так, что церковь теперь находится в Триедином Боге.
Чтобы церковь была Божьей, Богу достаточно быть просто Творцом. Но чтобы церковь была в Боге, Бог должен быть нашим Отцом, и мы должны иметь с Ним жизненные взаимоотношения. Точно так же, чтобы церковь была в Господе Иисусе Христе, Господь Иисус должен быть Господом для нас.
Ослеплённые покрывалами традиционных представлений
Возможно, вы читали 1:1 много раз, но никогда не видели, что церковь находится в Триедином Боге. Тем не менее этот факт раскрыт в Библии. Почему же тогда не многие христиане увидели его? Причина, по которой они не видят, что церковь — в Триедином Боге, заключается в том, что они ослеплены покрывалами традиционных представлений о церкви. Верующим знакомы такие выражения, как церковь Божья, церковь Христа, Ассамблея Божья, особенно в том смысле, как эти имена используются для названий деноминаций. Но не многие осознали, что церковь находится в Триедином Боге.
Важно понять, что в Новом Завете не говорится о том, что церковь находится в Боге. В 1 Фес. 1:1 сказано, что церковь находится в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Это не то же самое, что говорить о церкви в Боге, поскольку это раскрывает, что церковь находится в Триедином Боге. Согласно Библии, нет такого понятия, как церковь в Боге, но есть церковь в Триедином Боге.
Разница между Богом и Триединым Богом
Теперь нам нужно внимательно рассмотреть разницу между Богом и Богом Триединым. Если вы говорите просто о Боге — значит вы не учитываете, что Он прошёл через процесс приготовления. Выражение «Триединый Бог», однако, обозначает Бога в Его процессе. В Быт. 1:1 сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю». В этом стихе мы не видим приготовленного Бога. Другими словами, мы не видим Отца, Сына и Духа. Но в Новом Завете у нас есть полное откровение о Триедином Боге.
В Новом Завете первым основным шагом в отношении откровения о Триедином Боге является откровение об имени «Отец». В четырёх Евангелиях мы видим откровение не просто о Боге, но в основном о Боге Отце. Господь Иисус провёл с учениками много времени, чтобы открыть им имя «Отец».
В Новом Завете, конечно же, у нас также есть откровение об Иисусе как Сыне Божьем. Однажды, как повествует Мф. 16, Господь Иисус увёл Своих учеников из Иерусалима с его религиозной атмосферой в Кесарию Филиппову, которая находится на северной границе Святой земли, у подножия горы Ермон, где Он вскоре после этого преобразился (Мф. 17:1-2). Кесария Филиппова находилась далеко от святого города со святым храмом, в котором атмосфера ветхой иудейской религии пропитывала каждую мысль. Господь специально привёл учеников на такое место, где атмосфера была чистой, где их мысли могли освободиться от влияния религиозного окружения святого города и святого храма, чтобы раскрыть им Себя. Именно там Петру было дано видение о Нём как о Христе, Сыне живого Бога.
В Мф. 16:13 сказано: «Пришед же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» Поскольку ученикам это не было ясно, они начали говорить всякую чепуху. Согласно стиху 14, они ответили: «За Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков». Тогда Господь Иисус сказал им: «А вы за кого почитаете Меня?» (ст. 15). Как мы знаем, Пётр, получив откровение от Отца, ответил Господу Иисусу: «Ты — Христос, Сын Бога живого» (ст. 16). Итак, в Новом Завете мы сначала видим откровение об имени «Отец», а затем — откровение о Сыне Божьем. Итак, первым титулом, раскрытым в Новом Завете, является Отец, а вторым — Сын.
Давайте перейдём от Мф. 16 к Ин. 14 и рассмотрим откровение о Духе. Когда Филипп попросил Господа Иисуса: «Господь, покажи нам Отца, и достаточно нам» (Ин. 14:8), — Господь ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Кто видел Меня, тот видел Отца... Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне?» (ст. 9-10). Здесь Господь Иисус говорит о том, что Он находится в Отце, а Отец — в Нём. Из этого следует, что Он не может быть отделён от Отца и Отец не может быть отделён от Него. Сказав так о Себе и Отце, Господь перешёл к Духу действительности, другому Утешителю: «И Я буду просить Отца, и Он даст вам другого Утешителя, чтобы был с вами вовек, Духа действительности, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает, а вы знаете Его, потому что Он пребывает с вами и будет в вас» (ст. 16-17). Итак, Дух, другой Утешитель, является третьим божественным титулом, раскрытым в Новом Завете. Таким образом, мы видим откровение об Отце, Сыне и Духе. Это Триединый Бог.
Откровение о Триедином Боге требует воплощения Христа, человеческого жития Господа и Его распятия и воскресения. После воскресения Христа мы видим пришествие Духа. Теперь мы знаем, что Триединый Бог — это Отец, Сын и Дух.
Триединый Бог является приготовленным Богом. Он прошёл через процесс воплощения, человеческого жития, распятия, воскресения. В распятии Он осуществил искупление, уничтожил ветхое творение и разрушил Сатану со смертью. В воскресении Он зародил новое творение. Теперь Он животворящий Дух, конечная завершённость Триединого Бога. Церковь находится в таком Триедином Боге. Церковь находится в приготовленном Триедином Боге, в Том, кто стал животворящим Духом с Отцом и Сыном.