Тексты Писания: 1 Фес. 1:10
Читая или изучая любую часть Библии, всегда важно знать, что лежит в духе автора. Если мы знаем дух автора, мы сможем увидеть замысел, намерение, цель и задачу, с которыми он писал. Чтобы узнать, какова была забота в духе Павла в 1 Фес. 1, нужно рассмотреть некоторые основные положения этой главы, на которые указывают слова Павла, и само построение этой главы. Я хочу сказать, что дух Павла здесь связан с определёнными основными словами, которые он употребляет. Любая глава Библии состоит из особых слов, которые относятся к основным её элементам. Давайте теперь рассмотрим некоторые основные моменты в 1 Фес. 1, выраженные в тех словах, которые выбрал апостол Павел.
В первой главе Первого послания к фессалоникийцам раскрывается Триединый Бог. Прежде всего мы видим Отца. В 1:1 Павел говорит, что церковь — это церковь в Боге Отце, а в стихе 3 он снова упоминает «нашего Бога и Отца». В стихе 10 Павел говорит о Сыне: «И ожидать с небес Его Сына». Также Павел упоминает Святого Духа в стихе 5, говоря, что благовестие пришло к фессалоникийцам в Святом Духе, а также в стихе 6, говоря, что фессалоникийцы приняли слово с радостью Святого Духа. В этой главе мы видим Триединого Бога — Отца, Сына и Святого Духа.
Во времена Павла любого типичного иудея оскорбило бы выражение «Его Сын». Это было оскорблением для иудеев, поскольку, веря в истинного Бога, они не осознавали, что у Него есть Сын. В какой-то степени иудеи верили, что у Бога есть Дух. Они, однако, не понимали, что Дух по положению равен Самому Богу. Напротив, они верили лишь в то, что у Бога есть Дух и что этот Дух Ему подчинён. Согласно иудейским представлениям о Боге, Бог есть единый Бог, и при этом у единого Бога есть Дух. Иудеи, безусловно, не верили, что у Бога есть Сын; не верили они и в то, что и Сын Божий, и Дух Божий по положению равны Богу. Это совершенно противоречит иудейским представлениям. Следовательно, когда Павел говорил об Отце, Его Сыне и Святом Духе, он говорил о чём-то основополагающем.
В главе первой Павел говорит не только о Сыне Божьем, он говорит также об Иисусе Христе. Сын Божий — это Иисус, и Иисус есть Христос. Имя «Иисус» в основном указывает на человечество Сына Божьего, на Сына Божьего как человека. Через воплощение Сын Божий стал человеком по имени Иисус. Это имя равнозначно древнееврейскому имени «Иегошуа», которое означает «Иегова наш Спаситель» или «Иегова наше спасение». Следовательно, имя «Иисус» подразумевает очень многое.
Как и у всякого человека, у Иисуса, Сына Божьего, есть своя история. Мы знаем, что Он родился на еврейской земле, жил там тридцать три с половиной года и в конце концов умер на кресте. Говоря об Иисусе, мы должны помнить историю Его жизни, Его биографию.
Господь Иисус есть также Христос. Титул «Христос» в основном обозначает ту часть Господней истории, которая связана с воскресением, в то время как имя «Иисус» обозначает ту часть истории Его жизни, которая связана с воплощением и человеческим житием. Христос, Воскресший, был сделан Господом всего и Главой всего. Бог сделал Его Главой церкви.
Избрание, избавление и передача
Если мы внимательно прочтём 1 Фес. 1, мы увидим, что даже в такой короткой главе есть указания на то, что сделал Отец, на то, что делает Сын, и на то, что сделал и продолжает делать Дух. В стихе 4 Павел говорит об избрании: «Зная, братья, возлюбленные Богом, ваше избрание». Кто избрал нас? Несомненно, избрание было совершено не Сыном. Избрал нас Отец. Согласно стиху 10, Сын избавляет нас. В этом стихе говорится, что Сын избавляет «нас от грядущего гнева». Пожалуйста, обратите внимание на то, что в этом стихе слово «избавляющего» стоит в настоящем времени, в то время как о гневе говорится как о «грядущем гневе». Избавление происходит уже сейчас, но гнев ещё грядёт. Смысл здесь в том, что Сын осуществляет работу по избавлению.
Избрание — от Отца, избавление — работа Сына, но в чём состоит работа Духа? Согласно этой главе, Дух нужен для распространения, для наделения. В стихе 5 Павел указывает фессалоникийцам на то, что благовестие пришло к ним не только в слове, но и в силе и в Святом Духе. В стихе 6 он напоминает им, что они приняли слово с радостью Святого Духа. Из этих стихов следует, что назначение Духа — передача.
Когда Павел писал 1 Фес. 1, глубоко внутри он заботился о Триедином Боге. У него была забота поделиться об избрании Отцом, избавлении Сыном и передаче, осуществляемой Духом. Нам очень важно видеть это.
Триединый Бог воплощён в Слове
Триединый Бог доносится до нас, передаётся нам, через Слово. В стихе 6 Павел говорит о принятии слова, а в стихе 8 — о том, как прозвучало слово Господне. Несомненно, в представлении Павла Триединый Бог сегодня полностью воплощён в Слове. Слово можно сравнить с батарейкой, заряженной электричеством. Как батарейка является воплощением электричества, так в духовной сфере Слово Божье, божественная батарейка, представляет собой воплощение Триединого Бога. Отец, Сын и Дух воплощены в Слове. Поэтому, когда мы проповедуем Слово, людям передаётся Бог. Через Слово Триединый Бог доносится до других.
Павел провёл с фессалоникийцами около трёх недель. Я думаю, за эти три недели Павел рассказал фессалоникийцам о том, что Бог избрал их в вечности в прошлом. Он, несомненно, рассказал им и о том, что однажды Бог Сын воплотился, родился в яслях и что Ему было дано имя Иисус. Конечно, Павел также рассказал фессалоникийским верующим о том, что Иисус жил на земле, был распят и воскрес, чтобы стать Господом, Главой и Христом, что теперь Он находится на небесах и что Он стал животворящим Духом. Павел, таким образом, проповедовал Отца, Сына и Святого Духа. Это и было его благовестие — слово, которое приняли фессалоникийцы.
Рождены от Бога и помещены в Христа
Когда фессалоникийцы приняли слово, проповеданное Павлом, они приняли Триединого Бога. Слово, которое они приняли, — это благовестие, которое им было проповедано. Приняв это слово и приняв тем самым Триединого Бога, они были рождены от Бога и помещены в Христа. Что касается отрицательных моментов, это было обращение к Богу от идолов. Что касается положительных моментов, это было рождение от Бога, а также уверование в Христа. Так возник органический союз, и фессалоникийцы находились с тех пор в Боге Отце и в Господе Иисусе Христе.
Все новые верующие в Фессалонике находились в Триедином Боге. Поскольку они находились в Отце и Сыне, они больше не были язычниками или иудеями. Они были святыми. Они стали святыми в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. В 1:1 выражение «в Боге Отце и Господе Иисусе Христе» характеризует не только церковь, но и фессалоникийцев. Это означает не только то, что церковь была в Боге Отце и Господе Иисусе Христе, но и что фессалоникийцы, не будучи более греками или иудеями, также были в Отце и в Господе Иисусе Христе.
Генри Элфорд выделяет в отношении этой части стиха 1:1 три момента. Во-первых, он говорит, что выражение «в Боге Отце и Господе Иисусе Христе» указывает на причастие и соучастие. Элфорд не использовал выражение «органический союз», однако он говорит о причастии, а оно обозначает общение и своего рода союз. Он также говорит о том, что верующие участвуют в Боге и Христе. Благодаря этому участию у них есть общий союз с Богом. Во-вторых, Элфорд говорит, что слова «в Боге Отце» характеризуют верующих как тех, кто больше не является язычниками, поскольку, будучи язычниками, они не были в Боге Отце. В-третьих, он говорит, что выражение «в Господе Иисусе Христе» указывает на то, что верующие не были больше иудеями, поскольку иудеи не захотели принять Господа Иисуса. Следовательно, верующие в Фессалонике, будучи в Отце и Господе Иисусе Христе, уже не были язычниками или иудеями.
В главе первой мы видим Триединого Бога и проповедь Триединого Бога в слове, Его воплощении. Это слово есть благовестие, принятое верующими. Когда фессалоникийцы приняли слово, они родились от Бога и соединились с Христом. Так они стали церковью в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Что же они делали потом? Они служили живому Богу. Слово «служить», использованное в стихе 9, всеобъемлющее. Оно включает в себя всё то, что мы делаем в нашей повседневной жизни. Бог жив, поскольку Он истинный, а не ложный. Поэтому в 1:9 Павел говорит о том, что мы служим живому и истинному Богу. Церковь фессалоникийцев состояла из верующих, служивших живому Богу, который истинен. То же самое мы делаем и сегодня. То, что мы служим живому Богу, доказывает, что мы находимся в Боге Отце.
Далее, в стихе 10 Павел указывает, что мы ожидаем с небес Сына Божьего. Мы служим живому Богу, и мы ожидаем Его Сына, которого Он воскресил из мёртвых. Иисус, Сын Божий, избавляет нас от грядущего гнева. Хотя гнев придёт в будущем, Он избавляет нас сейчас, и Он избавит нас до конца, до тех пор пока не останется никакого гнева.
Наше служение живому Богу указывает на то, что мы находимся в Боге Отце, а наше ожидание Сына указывает на то, что мы находимся в нашем Господе Иисусе Христе. Таким образом, наше служение и наше ожидание характеризуют нас как тех, кто находится в Боге Отце и в Господе Иисусе Христе. Если бы мы не были в Отце, мы не служили бы живому Богу, а если бы мы не были в Иисусе Христе, нашем Господе, то мы не ожидали бы Его.
Рассматривая стихи 1, 9 и 10, мы видим, что конец этой главы согласуется с началом. В начале главы Павел говорит, что церковь находится в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. В конце этой главы он говорит о том, что нам надо служить живому Богу и ожидать Сына. Это и есть святая жизнь для церковной жизни — жизнь, построенная из веры, любви и надежды. Вера работает, любовь трудится, а надежда терпит.
Я хотел бы обратить ваше внимание на стих 8: «Ибо от вас прозвучало слово Господне; не только в Македонии и в Ахайе, а во всяком месте разошлась ваша вера к Богу, так что нам нет нужды что-либо говорить». Заметьте, здесь Павел говорит, что от фессалоникийцев прозвучало слово Господне и что во всяком месте разошлась их вера. Из этого следует, что слово Господне и вера к Богу — это синонимы. Фессалоникийцы услышали слово. Когда они приняли слово, оно стало их верой как объективно, так и субъективно. Как мы указывали, объективная вера обозначает то, во что мы веруем, а субъективная вера обозначает веру как наше действие. В стихе 8 вера к Богу подразумевает и субъективный, и объективный аспект.
Является ли в вашем переживании слово Господне просто словом или это также вера? Если слово является для вас верой, то оно принесло вам определённый вид, пейзаж, и вы увидели этот пейзаж. Если вы его видите, это приводит вас к уверованию. Так слово становится вашей верой. Теперь, когда звучит слово Господне, оно является не только объективным словом; это также ваша субъективная вера. Поэтому, когда такое слово звучит, ваша вера расходится вместе с ним.
Вера — это основание устроения святой жизни для церковной жизни. На этом основании происходит построение. Построением является труд любви. Наконец, завершением этого построения будет терпеливая надежда. Так мы получаем законченное здание святой жизни для церковной жизни: работа веры, труд любви и терпение надежды.
Если мы увидим основные моменты в первой главе Первого послания к фессалоникийцам — Триединого Бога, слово как воплощение Триединого Бога, характеризующее верующих нахождение в Отце и Господе Иисусе Христе, а также работу веры, труд любви и терпение надежды, — то мы будем знать, в чём состояла забота в духе Павла, когда он писал эту часть Слова.