Содействие божественному действию
(1)
Тексты Писания: 1 Фес. 5:12-28
Пятая глава начинается со слова «а». Из этого следует, что последняя часть четвёртой главы, в которой речь идёт о восхищении, нуждается в дальнейшем слове ещё об одном вопросе. Согласно 5:1, это дальнейшее слово связано с временами и сроками.
В молодости, слушая сообщения о пришествии Господа, я приходил в сильное волнение. Новые верующие часто возбуждаются, когда слышат о возвращении Господа. Они думают, что Господь может прийти в любую минуту. Поэтому им требуется дальнейшее слово Павла в пятой главе.
«Времена и сроки» в стихе 1 относятся к пришествию Господа. Подтверждением этому служит выражение «день Господень» в следующем стихе. Пришествие Господа произойдёт совсем не так, как мы это себе представляем. На самом деле, это тайна. Господь Иисус даже сказал, что Он, будучи человеком, не знал времени Своего пришествия. Дата пришествия Господа полностью скрыта как тайна в сердце Отца, и эта тайна ещё не раскрыта. Поэтому в 5:2 Павел говорит, что день Господень придёт «как вор ночью». Разумеется, ни один вор не предупреждает заранее, что он придёт что-либо украсть. Точно так же и день Господень придёт внезапно и неожиданно. Следовательно, нам нужно быть бдительными и трезвыми. Это необходимо, так как мы не можем вычислить время пришествия Господа.
Рассмотрев вопрос бдительности и трезвости в 5:1-11Б, Павел в 5:12-24 останавливается на нашем содействии божественному действию. В этих стихах Павел затрагивает целый ряд вопросов, не останавливаясь на них подробно.
В Новом Завете нет другой книги, которая заканчивалась бы таким чудесным и всеобъемлющим образом, как Первое послание к фессалоникийцам. Заключительное слово Павла включает в себя целый ряд важных положений, для подробного рассмотрения которых Павлу не хватило времени. Поэтому он перечислил их всех вместе в одном разделе в конце этого Послания.
В стихах 12 и 13 говорится: «Помимо этого, просим вас, братья, признавать тех, кто трудится среди вас, и руководит среди вас в Господе, и вразумляет вас, и особенно высоко почитать их в любви за их работу. Будьте в мире между собой». Согласно Мф. 7:23, когда Господь Иисус вернётся, Он скажет некоторым: «Я вас никогда не знал». Выражение «Я вас никогда не знал» означает, что Он никогда не ценил и не уважал сделанное. По тому же принципу в стихе 12 слово «признавать» указывает на то, что мы ценим и уважаем тех, кто трудится и руководит среди нас. Вероятно, здесь Павел имел в виду старейшин, которые трудятся в учении и руководят среди верующих (1 Тим. 5:17).
Руководить — значит в основном не управлять, а показывать пример, быть первым в каком-либо деле, чтобы другие следовали этому примеру. Старейшины должны не только трудиться в учении, но и подавать пример в различных делах. Этот пример становится основанием, на котором они могут вразумлять других.
Действительно чудесно, что, хотя церковь в Фессалонике существовала менее года и Павел провёл в этом городе только три субботы, там было воздвигнуто несколько руководящих братьев. За короткое время была основана церковь и было произведено несколько руководящих братьев. Павел, несомненно, был способным и умелым христианским работником.
В стихе 13 Павел просит нас особенно высоко почитать руководящих братьев в любви за их работу. Слово «почитать» означает «вести разум через мыслительный процесс к какому-либо заключению»; отсюда — значения «думать», «размышлять», «оценивать», «ценить», «почитать». Руководящие братья должны считать себя рабами, которые служат святым. Но верующие должны высоко почитать их за их работу.
Когда Павел писал это Послание, одна его мысль следовала за другой. Как мы указывали, тема предыдущего раздела (5:1-11) — бдительность и трезвость. Христианская жизнь — это жизнь борьбы за Божьи интересы, и нам нужно быть бдительными и зоркими. Далее Павел говорит, что мы должны научиться уважать, почитать руководящих братьев в церкви. На первый взгляд бдительность с трезвостью и уважение к руководящим братьям никак между собой логически не связаны. Тем не менее между ними существует совершенно практическая связь. Если мы начеку, полны бдительности в духовной войне, мы, без сомнения, будем почитать руководящих братьев. Те, кто служил в армии, знают, что солдаты должны уважать своих командиров. Если они не уважают офицеров, руководителей, то такая армия не сможет нормально вести сражение. Первое, чему солдат должен научиться для ведения войны, — это уважать своего руководителя. Я уверен, что такова была мысль Павла, когда он перешёл к вопросу об уважении к руководящим братьям.
В стихе 13 Павел призывает: «Будьте в мире между собой». Почитать тех, кто руководит, и быть в мире друг с другом — это надлежащее состояние поместной церкви. Но если святые в поместной церкви не уважают руководящих братьев, мира не будет. То же относится и к семейной жизни. Если дети не уважают своих родителей, как в такой семье может быть мир? В такой ситуации семья не сможет жить в мире. Подобным образом в армии не будет мира, если солдаты не уважают офицеров.
Последовательность мыслей Павла в этих стихах имеет большое значение. Во-первых, нам нужно быть бдительными в ведении духовной войны. Во-вторых, мы должны высоко почитать руководящих братьев. Тогда мы будем в мире между собой.
Вразумлять, утешать, поддерживать и быть долготерпеливыми
В стихе 14 Павел продолжает: «И призываем вас, братья: вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». Бесчинные — это праздные люди, которые вмешиваются в чужие дела; они непослушны, неуправляемы и строптивы. Они действуют сами по себе, они бесчинные, их не заботит надлежащий порядок в церковной жизни. Согласно стиху 14, все братья, а не только руководящие, должны вразумлять бесчинных. Это значит, что все святые должны функционировать, чтобы пасти других и назидать их.
В стихе 14 Павел также воодушевляет нас утешать малодушных. Малодушные — это ограниченные и слабые в способностях разума, воли и чувств. У малодушных очень ограниченная способность выносить страдания или трудности. Некоторые из святых родились с такой маленькой душой. Их нужно утешать, воодушевлять.
В стихе 14 Павел также призывает нас поддерживать слабых. Здесь, вероятно, имеются в виду слабые в широком смысле — те, кто слаб в духе, душе или теле, или те, кто слаб в вере (Рим. 14:1; 15:1). Некоторые святые среди нас слабы. Они могут быть слабы телом или духом, слабы сердцем или волей. Некоторые слабы в вере или слабы в молитве. Что нам с ними делать? Согласно слову Павла, нам нужно их поддерживать.
В стихе 14 Павел увещевает нас быть долготерпеливыми ко всем. Это подразумевает, что в поместной церкви, помимо тех, кто бесчинствует и нуждается во вразумлении, тех, кто малодушен и нуждается в утешении, и тех, кто слаб и нуждается в поддержке, любой из членов может создавать те или иные трудности и нуждаться в том, чтобы мы были к нему долготерпеливы.
Сегодня мы по-прежнему в ветхом творении, мы ещё не в Новом Иерусалиме. Поэтому среди святых существует много проблем. Согласно моему опыту, каждый из нас может представлять собой проблему для других. Я представляю собой проблему для вас, а вы — для меня. С одной стороны, мы любим всех святых; с другой стороны, они причиняют нам проблемы. Поэтому нам необходимо быть долготерпеливыми ко всем.
Не мечтайте, что церковь будет идеальным местом. Напротив, церковная жизнь полна проблем. Если у верующего нет никаких проблем, он вряд ли войдёт в церковную жизнь. Людям без проблем не нужна церковная жизнь. В определённом смысле церковь — это больница, наполненная пациентами. Поэтому нам нужно быть долготерпеливыми ко всем святым.
Не сердитесь, когда к вам подходят с проблемами, даже если на первый взгляд они мелкие и незначительные. В частности, к вам могут подойти малодушные со своими мелкими проблемами. Для таких людей даже один волос — это огромная тяжесть. Не сердитесь на них за то, что они беспокоят вас такими мелочами, а лучше помогите им справиться с их проблемой. Однако старейшины часто раздражаются на того, кто приносит им маленькую проблему. Старейшины, учитесь быть долготерпеливыми, особенно к слабым и малодушным. Павел, однако, в стихе 14 не ограничивается старейшинами; это слово сказано всем святым.
Несколько раз святые подходили ко мне и говорили, что они не в силах больше терпеть церковную жизнь в своей местности и хотят переехать в какое-нибудь другое место. Я отвечал им, что, если они переедут в другое место, они обнаружат, что там дела обстоят ещё хуже. Если они будут переезжать с места на место, то в конечном итоге они, скорее всего, вернутся в местность, с которой они начали. Так обычно происходит с «церковными путешественниками». Вместо того, чтобы переезжать в другой город, где, на ваш взгляд, ситуация в церкви лучше, останьтесь там, где вы сейчас находитесь, и будьте долготерпеливы ко всем. Поскольку церкви небесной и лишённой проблем не существует, то всем святым, а не только старейшинам, нужно долготерпение.
В стихе 15 Павел продолжает: «Смотрите, чтобы никто никому не воздавал злом за зло, а всегда стремитесь к доброму и друг для друга, и для всех». Это означает, что, независимо от того, как обращаются с нами другие, даже если они обращаются с нами плохо, мы должны стремиться к доброму для них. Но если мы не долготерпеливы, мы воздадим злом за зло.
Радоваться, молиться и благодарить
В стихе 16 говорится: «Всегда радуйтесь». Эти слова основываются на тех условиях, о которых говорится в ст. 14-15. Радость подразумевает призывание имени Господа. Можете ли вы радоваться в Господе, не призывая Его? Я не верю, что это возможно. Мы просто не можем радоваться в Господе, не произнося Его имени. Следовательно, в повелении Павла всегда радоваться подразумевается имя Господа. Итак, когда мы радуемся, мы радуемся при помощи имени Господа.
В стихе 17 Павел говорит: «Непрестанно молитесь». Речь идёт о непрерывном общении с Богом в нашем духе. Для этого требуется постоянство (Рим. 12:12; Кол. 4:2) с сильным духом (Эф. 6:18).
В стихе 18 Павел продолжает: «Во всём благодарите; ибо это воля Божья в Христе Иисусе для вас». Мы должны во всём благодарить, потому что всё вместе работает нам на благо, чтобы мы преобразовывались и сообразовывались с образом Христа (Рим. 8:28-29). Придаточное предложение «Ибо это воля Божья в Христе Иисусе для вас» относится ко всем трём предшествующим призывам. Бог хочет, чтобы мы жили жизнью радости, молитвы и благодарения. Такая жизнь — слава для Бога и позор для Его врага.
Последовательность в стихах с 16 по 18 соответствует переживаниям Павла. Павел знал, что сначала мы радуемся, затем молимся, а после этого благодарим. Если вы делаете всё это в обратном порядке, вы увидите, что Павел поставил их в правильной последовательности, согласно своим переживаниям. Воля Божья в Христе Иисусе для нас состоит в том, чтобы мы радовались, молились и благодарили.
В стихе 19 Павел продолжает: «Духа не угашайте». Дух побуждает наш дух гореть (Рим. 12:11), а наши дары — пламенеть (2 Тим. 1:6). Поэтому мы не должны угашать Его.
Дух вдохновляет и приводит в движение христианскую жизнь. В течение дня мы должны позволять Духу вдохновлять нас, побуждать нас, двигаться и действовать внутри нас. Поэтому нам следует не угашать Духа, а раздувать пламя внутри нас. Слово «угашать» подразумевает огонь. Дух горит внутри нас. Мы не должны угашать этот огонь, мы должны раздувать его в пламя.
В стихах 20 и 21 Павел говорит: «Пророчеств не презирайте, но всё испытывайте. Доброго твёрдо держитесь». Презирать пророчества — значит считать их ничтожными, незначительными. Под пророчеством в стихе 20 подразумевается в основном пророчествование, пророческое говорение, вытекающее из откровения. Это не обязательно должно быть предсказание (см. 1 Кор. 14:1, 3-4). Пророчествовать — значит говорить за Господа и изрекать Господа. Только небольшая доля пророчеств имеет отношение к предсказанию. Мы не должны презирать такое говорение. Испытание всего включает в себя необходимость распознавать пророчества (1 Кор. 14:29), распознавать духов (1 Кор. 12:10), испытывать духов (1 Ин. 4:1), испытывать, что есть воля Божья (Рим. 12:2), и испытывать, что благоугодно Господу (Эф. 5:10). С одной стороны, мы не должны презирать пророчества, с другой стороны, мы не должны следовать слепо. Нам нужно испытывать всё, проверять всё и твёрдо держаться доброго.
Воздерживаться от всякого вида зла
В стихе 22 говорится: «От всякого вида зла воздерживайтесь». В Библии короля Якова в стихе 22 говорится: «От всякой видимости зла воздерживайтесь». Пользуясь этим переводом, некоторые преподаватели Библии неправильно поняли этот стих, решив, что нам следует избегать не только зла, но даже видимости зла, всего, что можно заподозрить как зло. В прошлом такое понимание оказало влияние и на нас. Но если мы рассмотрим значение греческого слова, переведённого как «вид», мы получим правильное понимание этого стиха. Буквально это слово означает «разновидность», «подвид». Им обозначается всё видимое, всё воспринимаемое; отсюда — значение «внешность». Под ним понимается не видимость зла, а вид зла, его форма, его облик, его внешность. Верующие, которые живут святой жизнью в вере, любви и надежде, должны воздерживаться от зла в любом виде.