Тексты Писания: 1 Фес. 5:1-11
Рассмотрев вопрос о надежде святой жизни для церковной жизни, Павел сразу же переходит к вопросу о бдительности и трезвости этой жизни. У нас есть чудесная надежда, надежда на то, что Господь Иисус вернётся и мы будем восхищены к Нему. Вместе с этой надеждой нам нужны бдительность и трезвость. Надеясь, мы должны быть бдительными и трезвыми. Поэтому Первое послание к фессалоникийцам не заканчивается на четвёртой главе. В этой чудесной книге для новых верующих Павел добавляет слово о бдительности и трезвости. Опять-таки, нам надо следовать примеру Павла. Мы должны не просто вдохновлять новых верующих надеждой. Нам также следует говорить им, что, имея надежду, им вместе с тем нужно быть бдительными и трезвыми. Они не должны спать, быть пьяными или впадать в оцепенение.
Я уверен, что, когда Павел писал последнюю часть четвёртой главы, у него была забота сказать о бдительности и трезвости святой жизни для церковной жизни. Если бы эта книга заканчивалась четвёртой главой и если бы у нас не было 5:1-11, некоторые верующие могли бы впасть в заблуждение. И, действительно, многие христиане, отделив 4:13-18 от остальной части этого Послания, были введены в заблуждение или даже одурманены в своём мышлении. Поэтому, применяя четвёртую главу к самим себе, мы не должны забывать 5:1-11. Другими словами, ожидая возвращения Господа, мы должны быть бдительными и трезвыми.
В 5:1-3 Павел показывает, что день Господень придёт, как вор ночью. В стихе 1 говорится: «А относительно времён и сроков, братья, — вы не имеете нужды в том, чтобы вам писать». Имеются в виду времена и сроки, связанные с Господним пришествием. Подтверждением этому служит выражение «день Господень» в стихе 2.
В стихе 2 Павел продолжает: «Ибо вы сами очень хорошо знаете, что как вор ночью — так приходит день Господень». В предыдущей главе о пришествии Господа говорится в основном в качестве утешения и воодушевления. В этой главе о дне Господнем говорится в основном в качестве предостережения (ст. 3-6), поскольку в Слове он упоминается в основном в связи с Господним судом (1 Кор. 1:8; 3:13; 5:5; 2 Кор. 1:14; 2 Тим. 4:8).
Тот факт, что день Господень придёт как вор ночью, указывает на то, что день Господнего пришествия хранится в тайне и наступит неожиданно, поскольку заранее о нём никто не знает (Мф. 24:42-43; Отк. 3:3; 16:15). Эта мысль подтверждается Павлом в стихе 3: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность”, тогда постигнет их внезапная гибель, так же как родовые муки — носящую в чреве; и они ни в коем случае не избегут».
Вера, любовь и надежда как залог безопасности
В стихах с 4 по 11 мы видим веру, надежду и любовь как залог безопасности. В стихе 4 Павел напоминает нам, что мы не во тьме, чтобы день застиг нас как вор, а в стихе 5 он показывает, что мы — сыновья света и дня и, следовательно, мы не принадлежим ни ночи, ни тьме. Затем, в стихе 6, он призывает нас бодрствовать и быть трезвыми: «Итак, не будем спать, как остальные, а будем бодрствовать и будем трезвы». Спать — значит терять бдительность. Слово «бодрствовать» противопоставляется слову «спят» (см. ст. 7), а слово «трезвы» — слову «пьяны». В стихе 7 Павел говорит: «Ибо спящие спят ночью, и напивающиеся бывают пьяны ночью». В этом стихе напивающиеся — это те, кто впадает в оцепенение.
Христианам знакомо слово «бдительный». Но, скорее всего, мы не знаем его подлинного значения. Что значит быть бдительным, или бодрствовать? Если мы говорим, что быть бдительным — значит не спать, то наш ответ слишком расплывчатый. В этом случае, как и во многих других, мы не задумываемся над тем, что говорит нам Библия, полагая, что это и так ясно. То же относится к нашему пониманию слова «трезвый».
Бдительность и трезвость связаны с залогом безопасности трёх основных составных элементов святой жизни для церковной жизни: веры, любви и надежды. На это указывает стих 8: «Но так как мы принадлежим дню, то будем трезвы, облёкшись в нагрудник веры и любви и в шлем — надежду спасения». Упоминание о нагруднике и шлеме указывает на духовную войну. Нагрудник, который укрывает и защищает наши сердце и дух согласно Божьей праведности (Эф. 6:14), — это нагрудник веры и любви; шлем, который укрывает и защищает наше мышление, наш разум, — это надежда спасения (Эф. 6:17). Вера, любовь и надежда — это три основных составных элемента подлинной христианской жизни, как показано в 1 Фес. 1:3. Вера связана с волей, частью нашего сердца (Рим. 10:9), и с совестью, частью нашего духа (1 Тим. 1:19); любовь связана с чувствами, другой частью нашего сердца (Мф. 22:37); а надежда — с пониманием, функцией нашего разума. Все они должны быть защищены для поддержания подлинной христианской жизни. Такая жизнь является бдительной и трезвой (ст. 6-7). В начале Послания апостол похвалил верующих за их работу веры, труд любви и терпение надежды (1:3). Здесь, в заключительной части Послания, он призывает их сохранять эти духовные добродетели укрытыми и защищёнными, сражаясь за них.
Надежда на возвращение Господа
Надежда, о которой говорится в стихе 8, — это надежда на возвращение нашего Господа (1:3), которое будет нашим спасением и от грядущей гибели (ст. 3), и от рабства тления, в котором находится старое творение (Рим. 8:21-25). Спасение в стихах с 8 по 9 — это не спасение от вечной погибели благодаря Господней смерти, а спасение от грядущей гибели (ст. 3) благодаря Господнему возвращению.
Согласно стиху 8, нам нужны доспехи, чтобы обезопасить нашу веру, любовь и надежду. Если мы хотим защитить эти основные составные элементы святой жизни для церковной жизни, нам нужно быть бдительными и трезвыми. Следовательно, бдительность и трезвость являются частью жизни, которую мы должны вести, надеясь на возвращение Господа.
Мы указали в четвёртой главе, что Павел утешает нас этой надеждой, говоря нам, что во время пришествия Господа мы будем восхищены. Мы будем перенесены в состояние восторга, чтобы встретиться с Господом в воздухе. Однако для такой надежды требуется жизнь бдительности и трезвости. Нам нужно жить бдительно и трезво, чтобы ожидать пришествия Господа. Другими словами, надеясь на возвращение Господа, нам нужно вести жизнь бодрствующую и трезвую. Если мы бдительны и трезвы, мы защитим, обезопасим основные составные элементы нашей христианской жизни.
Теперь мы подходим к важному вопросу: что значит быть бдительным и трезвым? Бдительность здесь связана с войной, сражением. В некоторых английских переводах Библии в этом стихе употребляется военный термин, обозначающий зоркость. Солдатам на войне нужно быть бдительными, зоркими. То, что бдительность связана с военными действиями, подтверждается тем, что Павел упоминает в стихе 8 нагрудник и шлем. Нагрудник и шлем не являются обычной одеждой. Разумеется, это части доспехов, которые воины надевали во время сражения. Мысль Павла о бдительности и трезвости, следовательно, связана со сражением. В этих стихах Павел говорит о военных действиях.
О раскрытых в четвёртой главе пришествии Господа и восхищении есть разные учения «в сахарной глазури», но они не готовят верующих к сражению. Вместо этого верующие становятся одурманенными и впадают в оцепенение. Нам необходимо увидеть, что бдительность связана с правильным духом для ведения сражения. Если мы увидим это, мы получим довольно полное понимание того, что значит быть бдительным.
Быть бдительным — значит продолжать сражение. Солдаты в битве не просто смотрят по сторонам. Это не бдительность. Они бдительны, потому что сражаются. Когда они прекратят сражение, они уже не будут бдительными. На наш взгляд, быть бдительным — значит просто следить за чем-то, например, смотреть под ноги во время ходьбы. Но здесь речь идёт о другом. В этих стихах быть бдительным — значит помнить, что мы ведём сражение, что мы боремся и окружены врагами. Именно поэтому нам нужны шлем и нагрудник.
Мы неоднократно подчёркивали тот факт, что Первое послание к фессалоникийцам — это послание к новым верующим. Эта книга содержит много основных положений христианской жизни. В каждой из пяти глав говорится об определённых принципах, элементарных учениях. Но даже в книге с элементарными учениями Павел затрагивает вопрос о духовной войне. Он не говорит верующим прямо, что они на поле боя и им нужно сражаться. Но сказанное им в 5:1-11 подразумевает духовное сражение.
В стихе 3 используется слово «гибель»: «Когда будут говорить: „Мир и безопасность”, тогда постигнет их внезапная гибель, так же как родовые муки — носящую в чреве; и они ни в коем случае не избегут». О какой гибели идёт здесь речь? Она имеет отношение к спасению, упомянутому в стихах 8 и 9. Спасение в этих стихах — это спасение от грядущей гибели благодаря Господнему возвращению, а не спасение от вечной погибели благодаря Господней смерти. Падший человек погибнет навеки. Это вечная погибель. Мы, уверовавшие в Господа Иисуса, спасёмся от вечной погибели. В этом отношении мы уже обрели спасение. Мы были спасены от вечной погибели и никогда не погибнем.
Библейское спасение от вечной погибели — это вечное спасение. Если мы спасены, то мы спасены навеки. Вопреки утверждениям арминианской школы богословия мы не можем потерять своё спасение. Спасение даётся раз и навсегда. Здесь, однако, Павел говорит о спасении другого рода, о спасении от грядущей гибели.
Более того, в свете Рим. 8:21-25 мы также будем спасены от рабства тления ветхого творения. Сегодня всё сотворённое подчинено рабству тления. Всё ветхое творение порабощено тлением. Всё, включая и наше физическое тело, разлагается. Знаете ли вы, что значит стареть? Стареть — значит разлагаться. Мы находимся в процессе разложения. Нами управляет рабство тления в ветхом творении, и мы подчинены ему. Но когда Господь Иисус придёт и мы будем восхищены, мы спасёмся от рабства тления ветхого творения. Следовательно, пришествие Господа и наше восхищение спасёт нас от двух вещей: гибели и рабства тления. Именно такое спасение упоминается в стихах 8 и 9. Однако основное его значение — спасение от грядущей гибели.
Теперь мы должны выяснить, что такое грядущая гибель. Эта гибель связана с войной, бушующей между Богом и Сатаной. Незадолго до пришествия Господа внезапно наступит гибель. Эта гибель придёт в основном от Бога, но часть её будет вызвана Сатаной. Бог будет судить взбунтовавшийся мир, а Сатана будет наносить ответные удары. Результатом острой борьбы между Богом и Сатаной будет внезапная гибель. Когда люди будут говорить: «Мир и безопасность», внезапно наступит гибель.
Нам нужно спасаться от этой внезапной гибели. Спастись от неё можно только с помощью бдительности и трезвости. Когда Бог сражается, мы должны встать на Его сторону и сражаться за Его интересы. Поскольку Он сражается, мы тоже должны сражаться.
На самом деле, сражаться — значит быть бдительным. По-настоящему бдительны лишь те, кто ведёт сражения. Чем больше мы сражаемся, тем мы бдительнее. Если вы сражаетесь, то вам и не нужно стараться быть бдительными — вы бдительны самопроизвольно. Иногда солдаты в армии не спят по нескольку дней. Битва не оставляет им времени для сна. Это иллюстрация того факта, что сражаться — значит быть бдительным. Христианская жизнь, святая жизнь для церковной жизни, — это жизнь сражения. Мы на поле боя, и нам нужно быть начеку, бдительными и зоркими.
Трезвость связана с бдительностью. Быть трезвым — значит ясно осознавать ситуацию, в которой мы ведём сражение. Быть трезвым — значит хорошо представлять себе, где находимся мы и где находится враг. Быть трезвым — значит видеть, как нападает враг и как нам ему отвечать. Если мы трезвые, нам ясно, куда мы направляемся.
Быть трезвым — значит ясно осознавать всё, что относится к битве. Быть трезвым — значит ясно представлять себе, где находится враг, что он делает и как он нападает. Быть трезвым — значит ясно понимать, как мы защищаемся и наносим ответные удары. Трезвые люди совершенно ясно видят своё положение.
Недостаток бдительности и трезвости
У большинства сегодняшних христиан нет такой трезвости. В результате они одурманены, они впали в оцепенение, они лишены ориентации. Именно поэтому общаться с ними часто бывает трудно. Вы пытаетесь общаться с ними по одному вопросу — они начинают с вами спорить. Вы пробуете общаться с ними по другому вопросу — они вас осуждают, а затем и клевещут на вас.
В стихе 6 Павел говорит: «Итак, не будем спать, как остальные, а будем бодрствовать и будем трезвы». Слово «бодрствовать» противопоставляется слову «спят» в следующем стихе, а слово «трезвы» — слову «пьяны». Говоря о надежде на Господне пришествие, мы должны посмотреть на себя и выяснить, бодрствуем мы или спим, трезвы мы или пьяны. Посмотрите, что написано о пришествии Господа на наклейках, которые наклеивают некоторые христиане на бамперы своих машин. Эти надписи свидетельствуют о том, что они одурманены, они находятся в оцепенении. Что касается Господнего пришествия, среди них нет бдительности или трезвости. Поэтому нам нужно быть начеку. Сражаемся ли мы за интересы Господа? Бдительны ли мы? Трезвы ли мы и есть ли у нас ясное понимание своей ситуации? Нужно задавать себе подобные вопросы.
Мы подчёркивали тот факт, что Павел написал Первое послание к фессалоникийцам очень просто, он затрагивал только основополагающие вопросы. Он говорит о пришествии Господа и о нашем восхищении к Нему. Однако на этом он не останавливается, в главе 5 он говорит о бдительности и трезвости.
Если мы бдительны и трезвы, мы облачимся в доспехи. Согласно стиху 8, мы должны облечься в нагрудник веры и любви, а также в шлем, надежду спасения. Нагрудник защищает нашу веру и любовь; шлем охраняет нашу надежду. Следовательно, доспехи защищают основные составные элементы христианской жизни — веру, любовь и надежду.
Если мы внимательно прочитаем 1 Фес. 5 и сравним её с Эф. 6, мы увидим, что в Первом послании к фессалоникийцам представлено основополагающее учение о духовной войне. Но в Эф. 6 учение о духовной войне получает дальнейшее развитие. Поэтому нам нужно перейти от 1 Фес. 5 к Эф. 6.
Мы подробно остановились на том, что для правильного ведения сражения нам нужно быть бдительными и трезвыми. Это сражение делает нашу христианскую жизнь безопасной; оно предохраняет и защищает основное устройство христианской жизни.
Некоторые верующие, которые раньше были в Господнем восстановлении, сняли доспехи и тем самым открыли себя для атак врага. Потеряв укрытие, защиту и предохранение, они потерпели от врага полное поражение. Вместо того, чтобы быть бдительными и трезвыми, они спали и находились в оцепенении.
Нам нужно быть бдительными и трезвыми. Это значит, что нам нужно продолжать сражаться. Нам также нужно заботиться о безопасности основных составных элементов нашей христианской жизни, нося доспехи. Тогда при пришествии Господа Иисуса мы будем спасены от внезапной гибели.
Наступит день, когда Бог будет судить мир, а Сатана будет стремиться его погубить. Если мы внимательно прочитаем Откровение, мы увидим, что во время последних трёх с половиной лет Бог будет в гневе судить этот порочный, грешный и бунтарский мир. Более того, Сатана захочет покончить с существованием этого мира и будет стремиться погубить его. В результате произойдёт внезапная гибель.
В стихах 9 и 10 Павел говорит: «Ибо Бог назначил нас не к гневу, а к обретению спасения через нашего Господа Иисуса Христа, который умер за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, спим ли, жили вместе с Ним». Поскольку Бог назначил нас не к гневу, мы должны бодрствовать, быть трезвы и сражаться (ст. 6, 8), содействуя Богу, чтобы обрести Его спасение через Господа Иисуса. Как мы уже показали, под спасением в этом стихе имеется в виду не спасение от вечной погибели; это спасение от грядущей гибели и от рабства тления ветхого творения. Тогда мы насладимся свободой славы сыновей Божьих.
В стихе 10 Павел говорит о жизни вместе с Господом. Господь умер за нас не только для того, чтобы мы спаслись от вечной погибели, но и для того, чтобы мы благодаря Его воскресению жили вместе с Ним. Если мы будем жить таким образом, это может спасти нас от грядущей гибели. Мы можем жить вместе с Ним, бодрствуем мы или спим, то есть живые мы или мёртвые. С одной стороны, Господа нет с нами и мы ожидаем Его возвращения; с другой стороны, Он с нами (Мф. 28:20), и мы можем жить вместе с Ним (Рим. 6:8).