Достоинства божественного рождения, позволяющие делать божественную любовь
(5)
Тексты Писания: 1 Ин. 4:16-21; 5:1-3
В этом сообщении мы рассмотрим 4:16—5:3; это будет последнее сообщение о достоинствах божественного рождения, необходимых для того, чтобы делать божественную любовь.
В 4:16 Иоанн говорит: «И мы знаем любовь, которую Бог имеет в нас, и поверили ей. Бог есть любовь, и тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нём». Иоанн здесь говорит, что мы знаем любовь, которую Бог имеет в нас, и поверили ей. Это любовь Бога, заключающаяся в том, что Бог послал Сына быть нашим Спасителем (4:14).
Очень важно, что в 4:16 Иоанн помещает слово «знаем» перед словом «поверили». Как мы отметили в предыдущем сообщении, это знание подразумевает переживание и наслаждение. Тот факт, что, согласно 4:16, мы знаем и после этого верим, показывает, что сначала мы переживаем и наслаждаемся, а затем верим. Мы же, возможно, считаем, что сначала мы верим, а затем переживаем. Однако, если у нас не будет обильного переживания Божьей любви и обильного наслаждения ей, мы не сможем сильно верить этой любви. Но после того как мы насладились ей и пережили её, мы, несомненно, поверим любви, которую Бог имеет в нас.
Слова «в нас» означают «в нашем случае», или «в отношении нас». Следовательно, мы познали любовь, которую Бог имеет в отношении нас, и поверили ей.
В 4:16 Иоанн вновь говорит: «Бог есть любовь». То, что Бог есть любовь, было явлено в том, что Он послал Своего Сына быть нашим Спасителем и жизнью (4:9-10, 14).
В 4:16 Иоанн говорит, что тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге, и Бог пребывает в нём. Пребывать в любви — значит жить такой жизнью, которая привычно любит других любовью, которая есть Сам Бог, чтобы Он был выражен в нас. Пребывать в Боге — значит жить такой жизнью, которая есть Сам Бог как наше внутреннее содержание и внешнее выражение, чтобы быть абсолютно едиными с Ним. Бог пребывает в нас и благодаря этому является нашей жизнью внутренне и нашим житием внешне. Таким образом, Он может быть един с нами на практике.
В 4:16 мы видим, что между нами и Богом существует органический союз. На этот органический союз указывает слово «в». Интересно, что Иоанн не говорит, что Бог есть любовь и что тот, кто пребывает в Боге, пребывает в любви. Вместо этого он говорит, что тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге. Первая фраза может показаться нам более логичной. Однако вторая более практична и действительна. Если мы говорим, что, пребывая в любви, мы пребываем в Боге, это означает, что любовь, в которой мы пребываем, есть Сам Бог. Это подразумевает, что Сам Бог должен быть той любовью, которую мы испытываем по отношению к другим. Если мы пребываем в любви, которая есть Сам Бог, то мы пребываем в Боге и Бог пребывает в нас.
В стихе 17 Иоанн продолжает: «В этом любовь сделалась совершенной с нами, чтобы мы имели смелость в день суда, потому что каков Он, таковы и мы в этом мире». В нашем пребывании в любви, которая есть Сам Бог (ст. 16), любовь Божья делается совершенной в нас, то есть проявляется в нас совершенным образом, чтобы мы имели смелость без страха (ст. 18) в день суда.
В стихе 17 Иоанн говорит о любви Божьей, которая делается совершенной с нами. Выражение «делаться совершенным» представляет собой перевод греческого слова телеио́о, которое означает «завершить», «совершить», «закончить». В Самом Боге любовь Божья сама по себе является совершенной и завершённой, однако в нас ей нужно достигнуть совершенства. Для того чтобы любовь Божья стала совершенной в нас, нам нужно переживать эту любовь. В нашем переживании любовь Божья делается совершенной.
Иоанн говорит, что, если любовь Божья делается совершенной в нас, мы можем иметь смелость в день суда. Греческое слово парреси́а, переведённое здесь как «смелость», означает «смелость в речи», «уверенность». В 3:21 смелость нам нужна, чтобы соприкасаться с Богом в общении с Ним. В 4:17 смелость нужна нам, чтобы предстать перед судом у судного престола Христа (2 Кор. 5:10) при Его возвращении (1 Кор. 3:13; 4:5; 2 Тим. 4:8). Суд у судного престола Христа будет решать не вопрос вечной гибели или вечного спасения, а вопрос награды или наказания. Если мы любим братьев Богом как любовью, мы будем иметь смелость в тот день, когда Христос будет судить Своих верующих у Своего судного престола.
В 4:17 Иоанн показывает, что «каков Он, таковы и мы в этом мире». Как и в 3:3 и 7, под словом «Он» имеется в виду Христос, который жил в этом мире жизнью Бога как любви и который теперь является нашей жизнью, чтобы мы жили той же жизнью любви в этом мире и были сейчас такими же, как Он.
Как и в 4:1, слово «мир» обозначает не вселенную и не землю, а человеческое общество на земле, то есть людей, которые являются составными частями сатанинской системы мира.
В стихе 18 Иоанн продолжает: «В любви нет страха; напротив, совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть наказание, а тот, кто боится, не сделался совершенным в любви». Буквальный перевод первой части этого стиха звучит так: «Страха нет в любви». Под «страхом» понимается не страх того, что мы можем оскорбить Бога и попасть под Его суд (1 Пет. 1:17; Евр. 12:28), а страх того, что мы уже оскорбили Бога и попадём под Его суд. Под «любовью» понимается такая любовь, которая, как сказано в предыдущем стихе, сделалась совершенной, любовь Божья, которой мы любим других. Совершенная любовь — это любовь, которая сделалась совершенной в нас благодаря тому, что мы любим других любовью Божьей. Такая любовь изгоняет страх и помогает нам не иметь страха быть наказанными Господом при Его возвращении (Лк. 12:46-47).
В 4:18 Иоанн говорит, что тот, кто боится, не сделался совершенным в любви. Это значит, что тот, кто боится, не начал жить в любви Божьей так, чтобы она была в совершенстве явлена в нём.
Сначала в 4:12 и 17 Иоанн говорит, что любовь Божья должна стать совершенной в нас. Далее, в 4:18, он говорит о совершенствовании в любви. Это показывает, что мы слиты с божественной любовью. Когда любовь делается совершенной в нас, мы совершенствуемся в любви, поскольку мы становимся любовью, а любовь становится нами.
Любить, потому что Бог первый возлюбил нас
В стихе 19 говорится: «Мы любим, потому что Он первый возлюбил нас». Бог первый возлюбил нас: Он влил в нас Свою любовь и породил внутри нас ту любовь, которой мы любим Его и братьев (ст. 20). В 1 Ин. 4:20 сказано: «Если кто-нибудь скажет: „Я люблю Бога”», а своего брата ненавидит, то он лжец; ибо тот, кто не любит своего брата, которого он видел, не может любить Бога, которого не видел». Тот, кто привычно ненавидит брата, доказывает, что он не пребывает в божественной любви и в божественном свете (2:9-11). Когда мы пребываем в Господе, мы пребываем и в божественной любви, и в божественном свете. Мы не испытываем ненависти к братьям, а привычно любим их, живя божественной жизнью в божественном свете и божественной любви.
В 4:21 Иоанн говорит: «И мы имеем эту заповедь от Него, чтобы тот, кто любит Бога, любил и своего брата». Заповедь, о которой здесь говорится, — это заповедь братской любви (2:7-11; Ин. 13:34). Всё, что написал здесь Иоанн, можно выразить следующими простыми словами: Бог есть любовь, и если мы будем пребывать в Нём, то будем любить братьев Им как нашей любовью. Именно в этом заключается основная мысль Иоанна в этих стихах.
В 5:1 Иоанн продолжает: «Всякий, кто верит, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, кто любит Родившего, любит и рождённого от Него». Гностики и керинфиане не верили в то, что Иисус и Христос — это одно и то же лицо. Поэтому они не были детьми Божьими, не были рождены от Бога. С другой стороны, все, кто верит, что Человек Иисус есть Христос, Бог воплощённый (Ин. 1:1, 14; 20:31), рождены от Бога и стали детьми Божьими (Ин. 1:12-13). Такой человек любит Бога Отца, родившего его, а также любит брата, рождённого от того же Отца. Это объясняет, подтверждает и подкрепляет сказанное в предыдущих стихах (1 Ин. 4:20-21).
В 5:1 содержится указание на то, что братская любовь по существу является трёхсторонней любовью, то есть любовью, в которой участвуют три стороны. Будучи Божьими детьми, рождёнными от Него, мы, конечно же, любим нашего Отца, Того, кто родил нас. Затем, согласно 5:1, если мы любим родившего нас Отца, мы будем любить и тех, кто рождён от Него. Здесь показана трёхсторонняя любовь, в которой участвуют Бог, мы и те, кто рождён от Бога. Эта трёхсторонняя любовь находится в органическом союзе с Самим Богом, который есть любовь.
Иоанн подчёркивает божественное рождение (5:1; 2:29; 3:9; 4:7; 5:1, 4, 18). Как мы можем любить Бога и любить других? Это возможно только благодаря тому, что у нас было божественное рождение. Мы были рождены от Бога, родились от Него, и благодаря этому рождению мы способны любить других. Как мы уже указывали, это трёхсторонняя любовь. Таким образом, трёхсторонняя любовь связана с божественным рождением. Всякий, кто верит, что Иисус есть Христос, от Бога рождён. Сейчас мы любим не только Того, кто родил нас, родившего нас Отца, но и рождённых от Него. В этом и заключается трёхсторонняя любовь, связанная с божественным рождением, раскрытая в 5:1.
Любить Бога и исполнять Его заповеди
В 5:2 Иоанн продолжает: «Вот из чего мы узнаём, что мы любим детей Божьих: когда любим Бога и исполняем Его заповеди». Любить Бога и исполнять Его заповеди — это необходимые условия для того, чтобы мы любили детей Божьих. Это основано на божественном рождении и божественной жизни.
В 5:2 Иоанн говорит об исполнении Господних заповедей. Греческое слово пойе́о, переведённое здесь словом «исполнять», означает «делать что-то привычно и постоянно, совершая что-то путём пребывания в этом»; поэтому оно используется в этом Послании в значении «делать что-либо как постоянное занятие». Это слово употребляется в 1:6; 2:17, 29; 3:4 (дважды), 7, 8, 9, 10, 22; а также здесь, в 5:2.
Стих 3 является завершением к этому разделу: «Ибо вот что есть любовь Божья: чтобы мы соблюдали Его заповеди; и заповеди Его не тяжелы». Греческое слово, переведённое здесь словом «любовь» — это ага́пе, которое означает любовь более высокую и благородную», нежели филе́о. Только слово агапе и его глагольные формы употребляются в этом Послании. «Любовь Божья» здесь обозначает нашу любовь к Богу, которую Его любовь порождает внутри нас.
В 5:3 Иоанн говорит, что любовь к Богу состоит в соблюдении Его заповедей, которые нам не тяжелы. Соблюдение Божьих заповедей составляет нашу любовь к Нему и является свидетельством того, что мы любим Его. Греческое слово, переведённое как «тяжелы», можно также перевести как «обременительны». Для божественной жизни с её способностями Божьи заповеди не тяжелы.
Любовь как следствие наслаждения Триединым Богом в качестве всеобъемлющего Духа
Во всех этих стихах Иоанн на самом деле говорит об итоге общения божественной жизни. Когда мы пребываем в общении божественной жизни, то есть в наслаждении Триединым Богом, у этого наслаждения есть определённый итог или следствие. Следствием наслаждения Триединым Богом является божественная любовь. Когда мы наслаждаемся Триединым Богом, из этого наслаждения проистекает божественная любовь. Это наслаждение непременно приведёт к такому результату. Этой божественной любовью мы естественно любим других. В частности, мы любим всех тех, кто органически связан с родившим нас Отцом. Мы рождены от этого Отца, и многие другие также рождены от Него. Если мы будем наслаждаться Им, в результате мы будем любить всех Его детей. Следовательно, любовь к братьям — это итог наслаждения Триединым Богом.
Триединый Бог, раскрытый в этом Послании, — это не только жизнь, свет и любовь; Он ещё и всеобъемлющий Дух. Этот Дух обитает в нас и движется в нас, чтобы мы наслаждались Триединым Богом. Когда мы наслаждаемся Триединым Богом, Его сущность становится нашим существом. В результате у нас есть жизнь, свет и любовь, и мы живём этой жизнью и в этом свете и любви. Мы естественно живём такой жизнью, которая любит детей Божьих. Вот основная мысль Иоанна в этом Послании.
Однако вполне возможно, что, когда мы читаем Первое послание Иоанна, у нас не будет этого понимания любви к братьям. Возможно, мы увидим лишь, что нам говорят, что Бог есть любовь и что нам велят любить друг друга. Тогда мы можем попытаться любить других по-природному, религиозно и нравственно, подражая Божьей любви. У нас в нашей человеческой природе есть склонность к такой любви. Подобная любовь может быть нравственной, природной и даже культурной.
Многих из нас учили любить других и быть добрыми к другим. Многие христиане, конечно, находятся под влиянием такого учения. Но эти христиане, возможно, не видят в этом Послании вопрос помазания. Они не понимают, что у них внутри происходит божественное движение, действие и пропитывание. Возможно, они подчёркивают учение, но они упускают важность внутреннего помазания. Слово «помазание» является ключевым словом в этом Послании. Это слово подразумевает, что сегодня Триединый Бог является составным миром, движущимся внутри нас. Это миро включает в себя процесс, через который прошёл Триединый Бог: воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение. Все этапы данного процесса являются компонентами этого составного мира.
Помазание представляет собой действие этого мира. Это значит, что действие данного мира заключается в том, чтобы помазывать нас Триединым Богом. Следовательно, помазание помазывает нас Отцом, Сыном, Духом, воплощением, человечеством, человеческим житием, распятием, воскресением и вознесением. Таким образом, когда мы переживаем помазание движением всеобъемлющего Духа внутри нас, мы переживаем помазание всеми этими элементами. Это означает, что в наше существо добавляются различные элементы составного мира. Так же как элементы краски наносятся на окрашиваемый предмет, так и элементы божественной краски, всеобъемлющего Духа, вкладываются в наше существо.
Как показывает слово «помазание», учение апостола Иоанна, изложенное в этой книге, очень субъективно и связано с нашим органическим союзом с Триединым Богом. В то время как многие христиане сегодня подчёркивают объективные доктрины, в Божьем домостроительстве, в Его раздаянии, подчёркивается помазание. Помазание внутри нас пропитывает нас всем тем, чем является Триединый Бог, всем, что Он сделал, и всем, что Он приобрёл и чего достиг.
Хотя в Первом послании Иоанна показано субъективное откровение, тем не менее те, кто занят доктринами, символами веры и объективной верой, пренебрегают субъективным откровением и даже осуждают нас за то, что мы учим этому. Возможно, наше учение о помазании отличается от традиционного, однако оно определённо соответствует Писанию. Даже если это учение отличается от традиционного, оно не отличается от того, что раскрывается в Библии.
Теперь, после того как мы рассмотрели это Послание с 1:1 по 5:3, мы видим, что всё, раскрытое в этой книге, целиком и полностью связано с помазанием. Нам необходимо помнить, что́ такое помазание. Помазание — это движение, действие в нас приготовленного Триединого Бога, пропитывающего нас, чтобы быть нашей жизнью, нашим жизненным снабжением, нашим наслаждением и всем для нас. Это помазание, полностью осуществляемое в общении божественной жизни, является темой данного Послания.