Условия для божественного общения
(7)
Тексты Писания: 1 Ин. 2:3-6
Прежде чем мы рассмотрим 2:3-6, я хотел бы сказать ещё несколько слов об умилостивлении. Иоанн говорит в 2:2: «Он Сам есть умилостивление за наши грехи, и не только за наши, но и за грехи всего мира». Согласно библейскому значению, умилостивление ведёт к наслаждению, поскольку оно приводит к общению между Богом и нами. Согласно слову Павла в Рим. 3:25, Бог открыто поставил Христа как место умилостивления через веру в Его кровь. Это показывает, что Христос — не только Тот, кто умилостивляет, но и место умилостивления. Христос как место умилостивления есть место, где Бог и Его искупленные люди могут разговаривать, общаться и наслаждаться друг другом.
В своём Первом послании Иоанн показывает, что Божье обеспечение включает не только кровь Иисуса и Божью праведность и верность, но и Защитника, который ходатайствует о нашем деле у Отца и который Сам является нашим умилостивлением, нашим миротворцем. Сам Христос — это мир между Богом и нами. Этот мир есть почва, на которой мы и Бог можем разговаривать, общаться и наслаждаться друг другом.
В первом разделе, говорящем об условиях для божественного общения (1:5-10), проблема, которая влияет на наше общение, это грех. Если мы грешим, нам нужно исповедоваться. Если мы исповедуем свои грехи, кровь Иисуса очистит нас от наших грехов. Затем Отец в Своей верности и праведности простит нам наши грехи и очистит нас от неправедности. Более того, наш Господь Иисус Христос будет Защитником у Отца, чтобы позаботиться о нашем деле. В конечном итоге эта драгоценная Личность будет нашим умилостивлением и основой, почвой, на которой мы наслаждаемся Богом и общаемся с Ним и Он с нами.
В качестве иллюстрации того как Христос, являясь нашим умилостивлением, восстанавливает приятное общение между нами и Отцом, можно использовать пример из семейной жизни. Представьте себе, что дети в той или иной семье обидели своего отца, ослушавшись его. В результате их общение с отцом будет прервано. Однако дети покаются и исповедуются отцу, и он простит их. Тем не менее ситуация по-прежнему не самая приятная. Тогда вмешивается мать как миротворец, как тот, кто помогает всем сторонам найти мир и счастье. Она даже может приготовить что-то для семьи поесть, чтобы они вместе провели приятно время. Это иллюстрация того, что делает Христос как наше умилостивление. После того как мы исповедуем свои грехи и очистимся кровью и получим прощение Отца, Господь берётся за наше дело у Отца и становится тем наслаждением, которое умиротворяет Отца. Это Христос как наше умилостивление.
Если мы подумаем над этим, мы поймём, что это не просто доктрина, а что-то основанное на опыте. Из своего опыта мы знаем, что, когда мы исповедуем свои грехи, у нас появляется чувство, что кровь очищает нас и что Отец простил нас. Сразу же при этом появляется чувство наслаждения. Это наслаждение есть Христос как наше умилостивление. Именно при помощи этого наслаждения, при помощи Христа как нашего умилостивления мы можем разговаривать с Богом, а Он с нами, и так вместе мы наслаждаемся Христом и общаемся вокруг Христа. Следовательно, Христос — это наслаждение, умилостивление у Бога за нас. В конечном итоге Он становится почвой нашего общения с Отцом. Именно так может быть восстановлено наше общение, прерванное из-за греха. Слава Господу, что в результате того, что нам было предоставлено пять вещей, — кровь, Божья верность и праведность, Защитник и умилостивление — нас восстанавливают для полного общения с Богом!
Второе условие для поддержания божественного общения
Стихи 1-2 главы второй представляют собой заключение к сказанному в 1:5-10 о том, как мы исповедуем и как Бог прощает наши грехи, прерывающие наше общение с Ним. Это первое условие, первое требование, для того чтобы наслаждаться общением божественной жизни. В стихах с 3 по 11 показано второе условие, второе требование, для того чтобы общаться с Богом: мы должны соблюдать слово Господа и любить братьев.
В стихе 3 Иоанн говорит: «И вот из чего мы узнаём, что знаем Его: если соблюдаем Его заповеди». То, что этот стих начинается с союза «и», имеет огромное значение. Этот союз, использованный в начале предложения, показывает, что Иоанн собирается говорить ещё об одном условии для поддержания нашего общения.
Мы уже увидели, что первое условие для божественного общения — это работа над грехом. Если мы не работаем над грехом, грех повредит нашему общению. Поэтому, чтобы поддержать наше общение с Отцом, нам необходимо исповедовать свои грехи. Это истинно не только с точки зрения доктрины, но и с точки зрения нашего духовного переживания. Из нашего опыта мы знаем, что для поддержания нашего наслаждения божественной жизнью в общении, первое, что мы должны делать, это работать на грехом. Поэтому работа над грехом — это первое условие, первое требование, для того чтобы сохранить себя в общении божественной жизни. Теперь, когда Иоанн собирается рассмотреть второе условие, он начинает стих 3 с союза «и». Это слово указывает на другое условие, другое требование, необходимое для поддержания божественного общения.
Знать Бога на уровне переживаний
В стихе 3 Иоанн говорит: «Вот из чего мы узнаём, что знаем Его». Греческое слово, переведённое как «узнаём» в этом стихе, можно также перевести как «постигаем». Это значит, что мы постигаем не доктринально, а на уровне переживаний, соблюдая заповеди Господа.
Более точный перевод греческого слова, переведённого как «узнаём», это «узнали». Это означает, что мы начали знать Его и продолжаем знать Его до настоящего времени. Это описывает наше знание Бога на уровне переживаний в повседневном хождении и связано с нашим тесным общением с Ним.
Наше знание Господа началось и продолжается. Это продолжающееся знание Господа есть знание на уровне переживания. Если мы знаем Господа на уровне переживания, конечно, мы будем соблюдать Его заповеди.
В стихе 4 Иоанн продолжает: «Кто говорит: „Я знаю Его”, а заповедей Его не соблюдает, тот лжец и нет в нём истины». В этом стихе под словом «истина» понимается Божья раскрытая действительность, передаваемая в божественном слове, которая раскрывает, что за знанием Господа должно следовать соблюдение Его заповедей. Если мы говорим, что знаем Господа, однако не соблюдаем Его заповедей, то в нас нет истины (действительности) и мы становимся лжецами.
В молодости меня беспокоило слово «заповеди» в этих стихах. Я думал, что это слово относится только к десяти заповедям закона Моисея, и меня интересовало, почему Иоанн здесь говорит об этом законе и просит нас соблюдать десять заповедей. На самом деле заповеди в этом стихе — это заповеди в Новом Завете, а не заповеди закона Моисея. Эти новозаветные заповеди представляют собой заповеди Господа Иисуса, данные непосредственно Им, или заповеди, данные через апостолов. В Евангелии от Иоанна Господь дал нам конкретную заповедь любить друг друга: «Новую заповедь даю вам: чтобы вы любили друг друга; как и Я возлюбил вас, чтобы и вы любили друг друга» (Ин. 13:34). Эта заповедь любить друг друга была дана Самим Господом Иисусом. Следовательно, это не заповедь Ветхого Завета, а заповедь Нового Завета. Другие заповеди были даны Господом Иисусом опосредованно через Своих апостолов.
Если мы говорим, что знаем Господа на уровне переживаний, как это раскрывается в Новом Завете, то мы должны соблюдать новозаветные заповеди. Но если мы не соблюдаем эти заповеди, это признак того, что на самом деле мы не знаем Его, хотя и утверждаем, что знаем. Согласно слову Иоанна в стихе 4, если мы говорим, что знаем Его, а заповедей Его не соблюдаем, мы лжецы, и нет в нас истины.
В стихе 5 Иоанн продолжает: «А кто соблюдает Его слово, в том истинно любовь Божья сделалась совершенной. Из этого мы узнаём, что мы в Нём». Здесь «слово» — это синоним «заповедей» в стихах 3 и 4, поскольку слово включает в себя все заповеди. В «заповедях» подчёркивается повеление; в «слове» подразумеваются дух и жизнь как снабжение для нас (Ин. 6:63).
Слово в стихе 5 — это сумма, соединение всех заповедей. Сколько бы заповедей ни существовало, вместе эти заповеди являются словом Господним. Следовательно, в стихе 5 Иоанн говорит о соблюдении Его слова. Под этим он подразумевает соблюдение слова, сказанного непосредственно Самим Господом и сказанного через апостолов.
Любовь Божья делается совершенной в нас
В стихе 5 Иоанн говорит нам, что в том, кто соблюдает Господне слово, любовь Божья делается совершенной. В этом стихе греческое слово, переведённое как «любовь», это ага́пе. Это слово обозначает такую любовь, которая выше и благороднее, чем человеческая привязанность (см. примечания 71 и 72 во 2 Пет. 1). Только это слово и его глагольные формы употребляются в этом Послании для обозначения любви. Здесь выражение «любовь Божья» обозначает нашу любовь к Богу, которую Его любовь порождает внутри нас. Любовь Божья, слово Господа и Сам Бог связаны друг с другом. Если мы соблюдаем слово Господа, то Божья любовь сделалась в нас совершенной. Это самым тесным образом связано с божественной жизнью, то есть с Самим Богом. Божья любовь — это внутренняя сущность Бога, и слово Господа снабжает нас этой божественной сущностью, которой мы любим братьев. Поэтому, когда мы соблюдаем божественное слово, божественная любовь делается совершенной посредством божественной жизни, которой мы живём.
Слово «совершенный» имеет огромное значение. Греческое слово, переведённое как «совершенный», — это телейо́о, что означает доводить до полноты, достигать, заканчивать. Любовь Божья сама по себе совершенна и полна в Нём. Однако в нас ей необходимо совершенствование и полнота в её проявлении. Любовь Божья была явлена нам в том, что Бог послал Своего Сына, чтобы Он был умилостивлением и жизнью для нас (4:9-10). Но если мы не любим друг друга этой любовью так, как она была явлена нам, то есть, если мы не выражаем её, любя друг друга ею так, как выразил Бог её нам, она не явлена совершенно и полно. Она делается совершенной и полной в своём проявлении, когда мы выражаем её в своём житии, привычно любя друг друга ею. Наше житие в любви Божьей друг к другу — это её совершенствование и полнота в её проявлении в нас. Таким образом, другие могут видеть Бога, проявленного в Своей сущности, которая является любовью, в нашем житии в Его любви.
Иоанн завершает стих 5 словами: «Из этого мы узнаём, что мы в Нём». Местоимение «Нём» относится к Господу Иисусу Христу. Это очень определённое выражение, подчёркивающее, что мы едины с Господом. Поскольку мы едины с Господом, который есть Бог, Божья любящая сущность становится нашей. Господне слово жизни снабжает нас ей для нашего хождения любви, чтобы мы наслаждались общением божественной жизни и пребывали в божественном свете (ст. 10).
Когда мы читаем стих 5, мы можем задать вопрос, под любовью Божьей подразумевается любовь Бога или любовь, которой мы любим Бога. В китайском переводе говорится о нашей любви к Богу, или о любви, которой мы любим Бога. Но английское выражение, по-видимому, указывает, что Иоанн говорит о любви Бога.
Если мы рассмотрим греческий текст, а также обратимся к контексту, то поймём, что это выражение в стихе 5 указывает на нашу любовь к Богу. Однако эта любовь зарождается при помощи любви Бога, которой мы наслаждаемся. Сначала мы наслаждаемся любовью Бога, следовательно, любовь Божья — это наше наслаждение. Затем любовь Божья, которой мы наслаждаемся, производит в нас любовь, которой мы любим Бога. Это любовь Божья, которая становится нашим наслаждением и производит в нас любовь к Богу. С одной стороны, это любовь, которой мы любим Бога, с другой, эта любовь производится Божьей любовью, которой мы наслаждаемся.
На самом деле, довольно трудно сказать, чью любовь имеет в виду Иоанн в стихе 5. Мы увидели, что эта любовь — Божья любовь, которой мы наслаждаемся, а также это любовь, которая производится в нас, которой мы любим Бога. Любовь приходит от Бога к нам и становится нашим переживанием и наслаждением. В результате эта любовь производит в нас любовь к Богу. Следовательно, эта любовь приходит от Бога, она проходит через нас и возвращается к Богу. Какая это чудесная и практическая любовь!
Любовь в стихе 5 — это и любовь Бога к нам, и наша любовь к Богу. Это любовь Бога, которая становится нашей любовью благодаря нашему наслаждению божественной жизнью. Когда любовь Бога становится нашей любовью, у нас внутри появляется любовь к Богу. Благодаря тому что мы переживаем любовь Бога, любовь, которая приходит от Него, теперь возвращается к Нему.
Мы уже указывали, что в стихе 5 Иоанн говорит, что в том, кто соблюдает Его слово, любовь Божья становится совершенной. Сама по себе любовь Бога абсолютно совершенна. Божьей любви не нужно становиться совершенной, поскольку она уже совершенна и полна. Однако любовь Бога становится любовью, которой мы любим Его, и такая любовь нуждается в совершенствовании. Мы любим Бога любовью, которая зарождается в нас посредством того, что мы переживаем божественную любовь. Возможно, у нас есть эта любовь и мы любим Бога этой любовью, но наша любовь по-прежнему сильно ограничена и далека от совершенства. Поэтому наша любовь к Богу нуждается в совершенствовании. Когда мы будем расти в божественной жизни, наша любовь к Богу тоже будет расти.
Наша любовь к Богу — это не наша собственная любовь. Это всё ещё любовь Бога, но это любовь Бога, которая стала нашим переживанием и произвела в нас любовь к Богу. Благодаря тому, что мы переживаем божественную любовь и наслаждаемся ею, мы любим Бога. Теперь эта любовь нуждается в совершенствовании.
Я уверен, что все мы в Господнем восстановлении можем сказать, что любим Бога. Но нам всё равно нужно спросить, до какой степени, насколько, мы любим Его. Возможно, некоторые из нас любят Господа в высшей степени, но эта любовь не совершенна. Мне хотелось бы подчеркнуть тот факт, что сама по себе любовь Бога совершенна. Но любовь, которая производится в нас благодаря тому, что мы переживаем Божью любовь и наслаждаемся ею, должна расти, увеличиваться и достигать совершенства.
В нашем изучении 2:5 у нас может возникнуть два вопроса о любви, о которой говорится в этом стихе: во-первых, это любовь Бога или наша любовь; во-вторых, почему любовь Бога нуждается в совершенствовании. Уверен, что теперь у нас есть надлежащий ответ на оба вопроса.
В этом стихе о любви Божьей не говорится с объективной стороны, Иоанн говорит о любви Бога с субъективной стороны. Иоанн здесь имеет в виду, что любовь Бога становится нашим наслаждением, чтобы произвести в нас любовь к Богу. Таким образом, теперь мы знаем, что любовь Божья относится здесь к божественной любви, которую мы переживаем и которая становится нашей любовью к Богу.
Более того, мы увидели, что эта любовь должна стать совершенной. Любовь Бога, если посмотреть на неё с объективной стороны, не нуждается в совершенствовании. Но с точки зрения опыта, субъективной стороны, любовь Божья должна стать совершенной в нас. Любовь, которой мы любим Бога, любовь, которая производится благодаря тому, что мы наслаждаемся любовью Бога, конечно, нуждается в совершенствовании. Наша любовь к Богу не полна, не совершенна и не беззаветна. Как бы сильно мы ни любили Бога, наша любовь ещё не стала совершенной. Поэтому наша любовь к Богу должна становиться совершенной, и она должна стать совершенной до конца.