(2)
Тексты Писания: Втор. 4:1-40
От Бытия до Откровения вся Библия делает три вещи: она проявляет Бога, обличает человека и раскрывает Христа. Прежде чем продолжить рассматривать вопрос обзора прошлого, я хотел бы сказать ещё несколько слов об этих трёх функциях Библии.
Во-первых, Библия показывает нам, какой у нас Бог. В Библии Бог проявляется как любящий, праведный и верный Бог. Кроме того, в Библии мы видим, что Бог — это Бог, который благословляет. Сердце Бога любящее, Его рука праведна, Его уста верны, а Его глаза в основном благословляют. Таков наш Бог.
Во-вторых, Библия обличает человека. Библия — это единственная книга, которая показывает истинное состояние человека. Приходя к Библии, мы видим самих себя. Библия обличает нас и показывает нам, что мы ничто, что мы ничего не имеем и что мы ничего не можем сделать. Другими словами, мы — ноль. Но на самом деле именно это и нужно Богу, потому что Он не хочет, чтобы мы были кем-то сами по себе. Именно поэтому Павел говорит, что он распят с Христом (Гал. 2:20). В Своём домостроительстве, в Своём плане и божественном устроении, Бог хочет, чтобы мы были распяты. Это значит, что Он хочет, чтобы мы сошли на нет, превратились в ноль.
В-третьих, Библия раскрывает Христа. Христос скрыт, таинствен и абстрактен. Никто не может познать Его. Но Библия раскрывает Его нам.
Мы уже отмечали, что во Второзаконии скрыто подразумевается вся Библия. Можно также сказать, что Второзаконие — это квинтэссенция Библии. Библия в целом проявляет Бога, обличает человека и раскрывает Христа, и Второзаконие, как квинтэссенция Библии, также проявляет Бога, обличает человека и раскрывает Христа.
Теперь давайте перейдём к рассмотрению ещё нескольких моментов, связанных с обзором прошлого.
Во Втор. 2:1-23 говорится о скитаниях от Кадес-Варни до перехода потока Заред. В стихе 14А сказано: «Времени, которое мы шли из Кадес-Варни, пока не перешли поток Заред, было тридцать восемь лет». Хотя Кадес-Варни был входом в добрую землю, Бог повелел детям Израиля уйти из этого места и скитаться по пустыне тридцать восемь лет.
Эти годы скитания были нужны для того, чтобы истребить плоть и неверие человека и явить Божьи милость и благословение (ст. 7). Сами по себе мы не что иное, как плоть и неверие, и это побуждает нас удаляться от Бога. Нашу плоть и наше неверие необходимо истребить. Говорить об этом легко, но чтобы пережить это, требуется много лет. Детям Израиля для этого потребовалось тридцать восемь лет. С одной стороны, это были напрасно потраченные годы, но с другой стороны, эти годы были полезны для истребления их плоти и неверия.
В эти годы были явлены Божьи милость и благословение. На протяжении тридцати восьми лет скитания Божьего народа по пустыне Бог проявлял большую заботу о нём. Хотя они не верили, Он простирал к ним Свою любовь. Каким образом Бог делал это? Он делал это проявляя к ним милость и благословляя их. В годы скитания Бог проявлял милость к Своему народу и благословлял его, хотя они были плотскими и полными неверия.
Поскольку мы очень далеки от Бога и поскольку наше состояние очень жалкое, Божья благодать не может достичь нас, если сначала Бог не явит нам милость. Милость Бога простирается дальше, чем Его благодать. Можно сказать, что милость — это Божья благодать, простирающаяся дальше, чем способна простираться сама благодать. Другими словами, когда благодать Бога простирается настолько далеко, что достигает нас в нашем состоянии, она становится милостью. Поскольку милость Бога достигла нас и поскольку сейчас мы находимся под Его милостью, Он может благословить нас. Если мы осознаем, насколько жалко наше состояние и как велико расстояние между нами и Богом, мы будем молиться так: «Господь, нам нужна Твоя милость, потому что наше состояние далеко от Твоей благодати. Благодарим Тебя, Господь, за то, что Твоя милость может достигнуть нас в нашем состоянии». Поскольку сейчас мы находимся под Божьей милостью, мы также должны молиться о Божьем благословении: «Господь, мы не полагаемся на то, что мы можем сделать. И мы не полагаемся на наш труд. Господь, мы полагаемся на Твоё благословение».
За тридцать восемь лет скитания были истреблены все неверящие. В этом смысле Бог был терпелив. Он не истребил всех неверящих сразу, а истреблял их на протяжении тридцати восьми лет.
Наконец, эти тридцать восемь лет были использованы Богом для того, чтобы произвести новое поколение для исполнения Его замысла. С одной стороны, Моисей, вероятно, был доволен этим новым поколением. С другой стороны, он, вероятно, был опечален утратой первого поколения. Бог изменил поколение путём истребления старого поколения. Это нечто серьёзное.
Поскольку Моисей был свидетелем истребления первого поколения, он, наверное, глубоко вздыхал, когда говорил слова, записанные во второй главе. Все отцы, за исключением Халева и Иисуса, уже умерли, и теперь оставались только сыновья.
В Втор. 2:24-34; 3:1-22 Моисей говорил о победе над царём Сигоном и царём Огом и овладении их землями к востоку от Иордана. Сигон был царём Эсевона, а Ог — царём Васана. То, что дети Израиля одержали победу над этими царями и овладели их землями, имело немалое значение. Судя по всему, для Моисея это было радостью.
Победа над царём Сигоном и царём Огом была победой над двумя «привратниками» Ханаанской земли.
Одержав победу над Сигоном и Огом, дети Израиля овладели их землями, лежавшими к востоку от Иордана. Моисей сказал: «В то время мы взяли землю из руки двух царей аморреев, которые были за Иорданом, от долины Арнона до горы Ермон» (3:8). Это было началом овладения доброй землёй.
Земля, взятая у Сигона и Ога, была отдана коленам Рувима и Гада и половине колена Манассии как начаток наслаждения обещанной Богом доброй землёй (Втор. 3:12-20).
В Втор. 3:21-22 Моисей сказал: «Я дал в то время повеление Иисусу, сказав: Твои глаза видели всё, что Иегова, ваш Бог, сделал с этими двумя царями; то же сделает Иегова со всеми царствами, в которые ты перейдёшь. Не бойтесь их, ибо Иегова, ваш Бог, — Он сражается за вас». Эти слова показывают, что победа над Сигоном и Огом и овладение их землями были гарантией победы и овладения остальной частью обещанной Богом доброй земли.
В Втор. 3:23-29 мы видим, что Моисею было запрещено входить в обещанную Богом добрую землю и Иисусу было поручено ввести народ для овладения землёй в качестве своего наследия.
То, что Бог объявил Моисею запрет в этом вопросе, показывало Божье праведное правительственное управление. В 20-й главе Чисел Моисей совершил серьёзную ошибку, которой Бог не потерпел, так как она затрагивала Его управление. Божье правительственное управление праведно, и, хотя Он любил Моисея, Он не мог по этой причине отказаться от применения Своего управления. Моисей верно служил Богу сорок лет, но, из-за того что его ошибка затрагивала Божье правительственное управление, он потерял право войти в добрую землю.
Меры, которые Бог предпринял в отношении Моисея, не позволив ему войти в добрую землю, побудили детей Израиля больше бояться Божьих праведных мер. Разумеется, Бог — это любящий Бог, но Его любовь — это совершенствующая любовь, а не балующая любовь. Меры, предпринятые Богом в отношении Моисея, помогли усовершенствовать детей Израиля. Они должны были усвоить из этого, насколько страшен праведный Бог в Своих правительственных мерах. Наказание, которому подвергся Моисей, было совершенствованием для детей Израиля.
Во Втор. 4:1-40 мы видим сердечный совет Моисея детям Израиля. Поскольку он был опытен и в своё время подвергся Божьим воспитательным мерам, он имел право дать такой совет.
Моисей на своём опыте пережил серьёзность Божьей руки, применяющей Божьи меры. Поэтому, давая свой сердечный совет, он был подобен престарелому любящему отцу, который обращался к своим возлюбленным детям.
Моисей дал детям Израиля повеление соблюдать Божьи постановления и предписания, в особенности не делать идолов и не поклоняться им (Втор. 4:1, 16-19, 23-25, 39).
Между постановлениями и предписаниями есть различие. В Ветхом Завете часто говорится о Божьих заповедях (законах), постановлениях и предписаниях. Десять Заповедей — это основной закон. Поскольку эти заповеди не являются полными, они дополняются постановлениями. По этой причине после заповедей, изложенных в 20-й главе Исхода, в главах Исхода с 21-й по 23-ю записаны многочисленные постановления, которые подробно объясняют Десять Заповедей и являются дополнением к этим заповедям. Однако эти постановления не содержат судов. После того как к постановлению добавляется суд, постановление становится предписанием. Например, одна из Десяти Заповедей касается соблюдения субботы (Исх. 20:8-11). Постановления, дополняющие эту заповедь, показывают некоторые подробности относительно того, что можно делать в субботу. В одном постановлении говорится о передвижении, в другом — о приготовлении пищи (Исх. 35:3). Такие постановления становятся предписаниями лишь в том случае, если к ним добавляются суды. Вслед за этим говорится, что тот, кто не будет соблюдать субботу, должен быть предан смерти (Исх. 31:14-15). Это не заповедь и не постановление, а предписание, содержащее суд. Таким образом, заповеди — это основной закон, подробности закона — это постановления, а постановления, содержащие суды, — это предписания. В 4-й главе Второзакония Моисей дал народу повеление соблюдать Божьи постановления и предписания.
Моисей в особенности дал детям Израиля повеление не делать идолов и не поклоняться им. Божий закон о поклонении идолам — это заповедь, подробности этой заповеди являются постановлениями, а при добавлении судов эти постановления становятся предписаниями.
«Я призываю сегодня в свидетели против вас небо и землю, что вы непременно скоро погибнете, исчезнув с этой земли, в которую вы переходите через Иордан, чтобы овладеть ей; вы не продлите на ней ваши дни, а будете полностью уничтожены. И Иегова рассеет вас среди народов, и вы останетесь в малом числе среди племён, к которым Иегова прогонит вас» (Втор. 4:26-27). Здесь мы видим, что Моисей предостерегал детей Израиля Божьим судом.
Моисей не только предостерегал народ Божьим судом, но и заверял их Божьими милостью и благословением (Втор. 4:30-31, 40).
Наконец, в Втор. 4:41-43 Моисей отделил три города-убежища к востоку от Иордана. После представленного выше обзора прошлого Моисей проявил заботу об убийце, который убил своего ближнего ненамеренно.
Убийца мог потерять право на жизнь в доброй земле. Поэтому для тех, кто ненамеренно убил другого человека, были необходимы города-убежища.
«Тогда Моисей отделил три города за Иорданом к восходу солнца, чтобы туда мог убегать убийца, который убил своего ближнего ненамеренно, и он не испытывал ненависти к нему раньше, и чтобы, убежав в один из этих городов, он остался жив» (ст. 41-42). Это показывает, что, убежав в один из городов-убежищ, убийца имел возможность остаться в живых в этой земле.