Тексты Писания: Втор. 33:1-29; 32:48-52; 34:1-12
В этом заключительном сообщении мы рассмотрим благословение Моисея (33:1-29), а также рассмотрим смерть Моисея и рассмотрим его преемника (32:48-52; 34:1-12).
В 33:1-29 мы видим благословение Моисея. Сердце молодого человека может быть не расположено к тому, чтобы благословлять других людей, но зрелый человек всегда даёт людям благословение, заканчивая беседу.
Стихи с 1 по 5 представляют собой вступительное слово. В стихе 1 говорится, что это благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил детей Израиля перед своей смертью. В этом вступительном слове Моисей сказал, что Иегова пришёл и взошёл детям Израиля и явился им с огненным законом, любя народ, который был в Его руке, сидел у Его ног и получал от Его слов, которому был заповедан закон в качестве владения и в собрании которого Он был Царём (ст. 2-5).
Стихи с 6 по 25 представляют собой собственно благословение. Сказанное здесь Моисеем является своего рода предсказанием с благословением.
Рувим, будучи первым сыном Иакова, должен был получить право первородства, но он совершил нечто греховное и потерял право первородства. Из-за этого греха колено Рувима сократилось почти до полного исчезновения. Но Моисей был милостив и молился, чтобы Рувим жил и не умирал и чтобы его люди не были малочисленны (ст. 6). Это значит, что благословение Рувима было благословением прироста.
Об Иуде (ст. 7) Моисей просил, чтобы Иегова услышал голос Иуды и привёл его к его народу. Это была молитва о том, чтобы Иуда — колено, привыкшее сражаться за народ, — был возвращён с поля битвы. Затем в стихе 7 Моисей сказал, что Иуда своими руками боролся за свой народ. В число тех, кто боролся таким образом, входили Халев и Давид. Наконец, Моисей молился, чтобы Иегова был помощью против противников Иуды. Враги приходят извне, а противники восстают изнутри. Например, Авессалом стал противником Давида.
Благословение, сказанное о Левии, очень богато (ст. 8-11).
Во-первых, Моисей сказал, что Туммим и Урим Иеговы будут у Его верного человека, которого Он испытал при водах Меривы. Левий сказал о своём отце и своей матери: «Я не смотрю на него», и своих братьев он не признавал и своих детей не узнавал. Так Левий соблюдал сказанное Иеговой и хранил Его завет (ст. 8-9). Это показывает, что Левий заботился не о своих родственниках, а о Божьих интересах.
Во-вторых, Моисей сказал, что люди из колена Левия будут показывать предписания Иеговы Иакову и Его закон Израилю. Кроме того, они будут класть курение перед Его ноздрями и целые жертвы всесожжения на Его жертвенник (ст. 10). Жертвенник для курения находился внутри скинии, а жертвенник для приношений — снаружи. Левий должен был служить Богу у обоих жертвенников.
В-третьих, Моисей просил Иегову благословить могущество (или: «имущество») Левия и принять дело его рук (ст. 11А), а также изранить чресла восстающих на него. О ненавидящих Левия Моисей молился, чтобы они больше не восстали (ст. 11Б).
О Вениамине (ст. 12) Моисей сказал: «Возлюбленный Иеговой пусть обитает безопасно рядом с Ним». Речь идёт о географическом расположении. Имеется в виду, что Вениамин будет близко к Иерусалиму, где расположено Божье жилище, и, следовательно, будет жить по соседству с Богом. Он будет безопасно обитать рядом с Богом, который будет «укрывать его весь день». Кроме того, Он будет обитать между плечами Вениамина. С точки зрения географического расположения Вениамин имеет форму двух плеч, а Иерусалим находится между ними. Следовательно, Господь будет обитать между плечами Вениамина.
Стихи с 13 по 17 представляют собой богатое благословение, сказанное об Иосифе.
Моисей благословил Иосифа, сказав, что его земля будет благословлена у Иеговы отборными благами неба, росой и бездной, залёгшей внизу; отборным из урожаев солнца и отборным из произведений лун; вершиной древних гор и отборными благами вечных холмов; отборными благами земли и её полноты и благосклонностью Обитавшего в терновом кусте (ст. 13-16А). Выражение «Обитавший в терновом кусте» указывает на Бога, который в 3-й главе Исхода явился Моисею из середины горящего тернового куста. Моисей просил, чтобы все эти благословения пришли на голову Иосифа и на темя того, кто отделён среди своих братьев (Втор. 33:16Б). Иосиф был отделён от своих братьев и уведён в Египет для исполнения Божьего замысла.
У Иосифа будет величие, как у его первородного вола, и его рога будут рогами дикого вола (ст. 17А). Этими рогами он прогонит народы вместе до края земли (ст. 17Б).
В стихе 17В говорится: «Это — десятки тысяч Ефрема, и это — тысячи Манассии». Ефрем и Манассия были двумя сыновьями Иосифа. То, что они упоминаются здесь, показывает, что колено Иосифа впоследствии получит двойную долю, которая является частью права первородства, принадлежащего первородному сыну. Рувим потерял своё право первородства, но часть его — двойная доля земли — перешла к Иосифу. Царствование перешло к Иуде, а священство к Левию.
Стихи 18 и 19 представляют собой благословение, сказанное о Завулоне и Иссахаре. В стихе 18 говорится: «Радуйся, Завулон, твоему выходу, и Иссахар, твоим шатрам!» Этот выход исполнился, когда Господь послал апостолов. Большинство апостолов, посланных сделать учениками народы, вышли из земли Завулона, которая находилась в области Галилеи.
Завулон и Иссахар призовут народы на гору. Там эти колена принесут жертвы праведности, потому что будут питаться изобилием морей и скрытыми сокровищами песка (ст. 19). Это показывает, что Завулон и Иссахар будут близко к морю.
В стихах 20 и 21 Моисей благословил колено Гада. Поскольку колено Гада было довольно небольшим, Моисей сказал: «Благословен Расширяющий Гада» (ст. 20А). Сам Бог расширит это колено, которое будет сильным в сражении. На это указывают слова: «Он живёт как львица и отрывает мышцу и даже темя» (ст. 20Б).
Гад предусмотрел первую часть земли для себя, ибо там сберегается доля законодателя (ст. 21А). Кроме того, он пришёл с главами народа и совершил праведность Иеговы и Его суды с Израилем (ст. 21Б). Это показывает, что некоторые из людей Гада знали Божий закон и Божьи суды.
Сказанное о Дане раскрывает, что Моисей не проявлял особой заботы об этом колене. В стихе 22 Моисей сказал лишь, что Дан будет подобен львёнку, который выпрыгивает из Васана.
Благословляя Неффалима (ст. 23), Моисей говорил об этом колене, что оно насыщено благосклонностью и полно благословения Иеговы. Неффалим будет владеть морем (западом) и югом. Согласно Мф. 4:13-16, Господь Иисус, исполнив пророчество в Ис. 9:1-2, пришёл в пределы Завулона и Неффалима при море. Впоследствии в результате проповеди благовестия люди из Неффалима овладели Средиземным морем. Изучая историю церкви, можно увидеть, что в Средиземноморье для Господа было приобретено очень многое.
Наконец, во Втор. 33:24-25 мы видим благословение, сказанное об Асире. Моисей провозгласил, что Асир будет благословен больше других сыновей, что он будет пользоваться благосклонностью из всех своих братьев и что он будет окунать в масло свою ногу (ст. 24). То, что Асир будет окунать в масло свою ногу, означает, что он будет богат произведениями земли. Кроме того, засовы Асира будут железом и медью, и его крепость будет такой же, как его дни (ст. 25).
Стихи с 26 по 29 представляют собой заключительное слово Моисеева благословения. Это благословение не какому-то конкретному колену, а всему народу Израиля.
Во-первых, Моисей сказал, что нет подобного Богу Иешуруна (Израиля), который едет по небесам в помощь им и в Своём величии по небу (ст. 26).
Во-вторых, Бог древний будет их обителью, и снизу будут вечные мышцы (ст. 27А). Они будут жить в Боге как своей обители, и снизу под ними будут Его вечные мышцы.
Бог изгнал врага перед ними и сказал: «Уничтожь!» (ст. 27Б). Враг, изгнанный Богом, был затем уничтожен народом.
Благодаря вышесказанному Израиль жил безопасно, источник Иакова — обособленно в земле зерна и нового вина; и небеса над ним источали капли росы (ст. 28).
В стихе 29 Моисей провозгласил блаженство Израиля, сказав: «Кто подобен тебе? Народ, спасаемый Иеговой; Он — щит твоей помощи и Тот, который есть меч твоего величия! Так что твои враги будут раболепствовать перед тобой, а ты будешь ступать по их высотам». Это было всеобщим благословением на всех детей Израиля.
Во Втор. 32:48-52 и 34:1-12 говорится о смерти Моисея и о преемнике Моисея.
Иегова говорил Моисею и сказал ему, чтобы он взошёл на гору Аварима, гору Нево, в земле Моава, которая напротив Иерихона, и посмотрел на Ханаанскую землю, и умер на горе (32:48-50А). Там он должен был присоединиться к своему народу, к своим праотцам, как умер Аарон, его брат, на горе Ор (ст. 50Б). Моисей должен был умереть на горе Нево за то, что он был неверен Иегове среди детей Израиля при водах Меривы-Кадеса; за то, что он не освятил Иегову среди детей Израиля (ст. 51).
Моисей должен был увидеть эту землю издали, но не мог войти туда, в эту землю (ст. 52).
Моисей взошёл на гору Нево, и Иегова показал ему всю землю и сказал ему: «Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову» (34:1-4).
Моисей, слуга Иеговы, умер там, в земле Моава, по слову Иеговы (ст. 5). Иегова похоронил его в долине в земле Моава напротив Бет-Фегора, но никто не знает места его погребения (ст. 6). Сразу же после смерти Моисея Бог похоронил Моисея с определённой целью. Мы полагаем, что Моисей и Илия, которые явились вдвоём во время преображения Господа Иисуса (Мф. 17:1-3), будут двумя свидетелями в 11-й главе Откровения.
Моисею было сто двадцать лет, когда он умер. Тем не менее его глаз не притупился, а свежесть не покинула его (Втор. 34:7). У него была свежесть молодого человека.
Дети Израиля оплакивали Моисея на равнинах Моава тридцать дней (ст. 8).
Иисус, преемник Моисея, исполнился духа мудрости, ибо Моисей возложил на него свои руки; и дети Израиля слушали его и делали так, как Иегова повелел Моисею (ст. 9). Отсюда видно, что всё делалось в надлежащем порядке.
В Израиле больше не восставал пророк, подобный Моисею, которого Иегова знал лицом к лицу, по всем знамениям и чудесам, которые Иегова послал его совершить в Египте, и по всей могущественной силе, и по всему великому ужасу, которые он совершил на глазах у всего Израиля (ст. 10-12).
Есть три обстоятельства, которые делают Моисея великим. Во-первых, он, в отличие от всех других людей, говорил с Богом лицом к лицу. Во-вторых, и в Египте, и в пустыне он совершил множество знамений и чудес. В-третьих, он написал пять книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Моисей был великим и в сфере поклонения Богу, и в сфере человеческой культуры. В странах Запада многие законы основаны на Моисеевом законе. Даже римское право было основано на принципе Моисеева закона. Таким образом, Моисей оказал большое влияние на западную культуру. Культура и человеческая природа на Западе доныне сохраняются, сберегаются и поддерживаются главным образом благодаря Моисееву закону.
Завершая наше жизнеизучение Второзакония, мы хотели бы выделить четыре особых момента, подразумеваемые во Второзаконии.
Первый момент, подразумеваемый во Второзаконии, — это Божьи правительственные меры. Эти меры мудрые, исполненные любви, сострадательные, терпеливые, целеустремлённые и успешные.
Второй момент, подразумеваемый в этой книге, — это упрямство Израиля, которое противопоставляется всевластию Бога для демонстрации Божьей мудрости и для осуществления Божьего домостроительства.
Следующий момент, подразумеваемый во Второзаконии, — это характер Моисея. Его характеру были присущи опытность, зрелость, любовь, забота, верность и кротость.
Четвёртым моментом является то, что во Второзаконии подразумевается уникальность Христа. Христос уникален в том, что Он уникальный Пророк Божий как Тот, кто изрекает божественные слова, уникальное слово как воплощение божественного богатства и уникальная добрая земля как божественная цель.
Все слова во Второзаконии — заповеди, законы, предписания, постановления, суды, предостережения, увещевания, благословения и проклятия — являются Божьим дыханием, а Божье дыхание полностью воплощено в Христе. Читая эту книгу, нам нужно вдыхать всё, что выдохнул Бог, всё, что вышло из Него как дыхание. Делая это, мы будем озарены, но это не самое главное. Самое главное — это то, что, вдыхая божественное дыхание в этой книге, мы будем наслаждаться Христом, воплощением божественного дыхания. Чем больше мы будем получать дыхание говорящего Бога, тем больше мы будем наслаждаться Христом. Мы будем наслаждаться Христом как уникальным Пророком Божьим, как уникальным словом, которое становится нашим средством для осуществления того, чего требует Бог, и как уникальной доброй землёй в качестве божественной цели. В этой книге Христос является уникальным Пророком, уникальным словом и уникальной целью.