(14)
Тексты Писания: Втор. 20:1-20; 21:10-17
В этом сообщении мы рассмотрим три вопроса: о выходе детей Израиля на сражение против их врагов (20:1-20), о вступлении в брак с красивой женщиной среди пленников (21:10-14) и о праве первородного сына (21:15-17).
Во Втор. 20:1-20 говорится о выходе детей Израиля на сражение против их врагов. Сегодня мы тоже на войне. В этой войне мы сражаемся за Христа и мы сражаемся за то, чтобы оставаться в Христе. Добрая земля — это прообраз Христа. Если мы хотим жить в Христе как нашей земле, нам нужно сражаться.
Увидев коней, колесницы и народ более многочисленный, чем они, дети Израиля не должны были бояться их, ибо с ними был Иегова, их Бог (ст. 1). Они могли быть уверены в том, что, пока Бог с ними, они будут победоносны.
Когда Божий народ приступал к сражению, священник должен был подойти и говорить им. Он должен был сказать эти слова: «Слушай, Израиль! Вы приступаете сегодня к сражению против ваших врагов. Пусть не робеет ваше сердце; не бойтесь, и не тревожьтесь, и не страшитесь их. Ибо Сам Иегова, ваш Бог, идёт с вами, чтобы сражаться за вас против ваших врагов, чтобы спасти вас» (ст. 3-4). Поскольку вместе с ними сражался Могущественный, они могли быть спокойны.
В стихах с 5 по 7 мы видим, что исполнители говорят народу в первый раз. Их слова показывают, что Бог не принуждал израильтян идти на войну. Если какой-нибудь человек построил новый дом и не посвятил его, он мог возвратиться в свой дом, «чтобы он не умер в сражении и другой человек не посвятил его» (ст. 5). Если какой-нибудь человек насадил виноградник и не вкусил от него, он мог возвратиться в свой дом, «чтобы он не умер в сражении и другой человек не вкусил от него» (ст. 6). Если какойнибудь человек обручился с женщиной и не взял её себе, он мог возвратиться в свой дом, «чтобы он не умер в сражении и другой человек не взял её себе» (ст. 7). Все, у кого был новый дом или виноградник или кто был обручён, могли возвратиться домой и наслаждаться жизнью.
Согласно стиху 8, исполнители должны были ещё говорить народу и сказать: «Есть ли какой-нибудь человек боязливый и робкий сердцем? Пусть он пойдёт и возвратится в свой дом, чтобы сердце его братьев не ослабело, как его сердце». Если бы такой человек остался с народом, он бы повлиял на других, так что они тоже испугались бы. Без него войско было бы сильнее и боевой настрой был бы выше. Иллюстрацией этого является формирование войска Гедеона (Суд. 7:3).
Закончив говорить народу, исполнители должны были назначить начальников воинств (Втор. 20:9). Это показывает, что всё делалось в надлежащем порядке и надлежащей последовательности.
Приблизившись к городу, чтобы воевать против него, народ должен был объявить ему мир (ст. 10). Если город отвечал миром и открывал ворота детям Израиля, то весь народ, находившийся в городе, должен был стать их подневольными работниками и служить детям Израиля (ст. 11). В противном случае дети Израиля должны были осадить город (ст. 12).
Когда Иегова, их Бог, отдавал город в руку детей Израиля, они должны были убить всех его мужчин остриём меча (ст. 13). А женщин, маленьких детей, скот и всё, что было в городе, они должны были захватить себе для своего наслаждения (ст. 14).
Из городов, которые Иегова, их Бог, давал в наследие детям Израиля, они не должны были оставлять в живых ничего дышащего (ст. 16). Дети Израиля должны были полностью уничтожить их, чтобы они не научили детей Израиля поступать согласно всем их мерзостям, которые они делали своим богам (ст. 17-18). Этим дьявольским делам необходимо было положить конец, и это надлежало сделать, предав смерти тех, кто занимался этими делами.
Когда дети Израиля осаждали город много дней, чтобы захватить его, они не должны были уничтожать его деревья, дававшие пищу (ст. 19). А деревья, не дававшие пищи, они должны были уничтожить и срубить, чтобы построить осадные сооружения против города, пока он не падёт (ст. 20).
В 21:10-14 говорится о вступлении в брак с красивой женщиной среди пленников. Когда израильтянин видел среди пленников красивую женщину и хотел взять её себе в жёны, он должен был ввести её в свой дом (ст. 12А). Она должна была обрить свою голову, остричь свои ногти и снять с себя одежду своего плена (ст. 12Б-13А). Она должна была жить в доме этого израильтянина и оплакивать своего отца и свою мать полный месяц (ст. 13Б). После этого израильтянин должен был жениться на ней и быть её мужем, а она должна была быть ему женой (ст. 13В). Если потом он не находил в ней отрады, то он должен был отпустить её, куда она захочет, но он не должен был продавать её за деньги и поступать с ней как с рабыней, потому что он овладел ей (ст. 14). Меры, которые предписывает здесь Бог, справедливы и очень человечны.
Во Втор. 21:15 говорится о случае, когда у человека было две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и обе, любимая и нелюбимая, рождали ему сыновей, и первородный сын был от нелюбимой. Когда этот человек отдавал своим сыновьям своё наследие, он не должен был делать первородным сына любимой. Он должен был признать первородного, сына нелюбимой, дав ему двойную долю из своего наследия, ибо этот сын был начатком его жизненной силы (ст. 16-17).
На первый взгляд сражение в 20:1-20 и право первородства в 21:15-17 никак не связаны друг с другом. Но с духовной точки зрения между сражением и правом первородства существует связь, так как мы можем сохранить своё право первородства только посредством сражения.
Поскольку мы сохраняем своё право первородства посредством сражения, если мы не будем сражаться, то мы потеряем своё право первородства, как потерял его Исав (Евр. 12:16-17). Те, которые не сражаются, потому что они беспокоятся о своём доме, винограднике или о своей жене или потому что они боязливы, не будут иметь доли в победе. Они ничего не захватят и не смогут наслаждаться добычей. Из-за того что они не сражаются, они потеряют своё право первородства.
В сражении с целью сохранить своё право первородства мы должны научиться полагаться на Бога. Сами по себе мы не имеем ни силы, ни способности сражаться. Если мы будем полагаться на себя, у нас не будет никакой уверенности в том, что мы будем победоносны в войне. В то время как мы сражаемся, нам нужно осознавать, что мы сражаемся за то, что дал нам Бог. Бог уже дал нам добрую землю, но нам ещё нужно сражаться против врагов. Мы должны не только молиться, но и сражаться. На самом деле сражаемся не мы, поскольку Бог идёт с нами и сражается за нас. Как только враги будут побеждены, земля будет очищена для нашего наследования.
Принцип этого сражения — это тот же принцип, который виден во всём Второзаконии. Этот принцип состоит в том, что Бог хочет, чтобы мы делали те или иные вещи, но Он не хочет, чтобы мы делали их сами по себе. Сражаться — наш долг, но мы не можем исполнить этот долг самостоятельно. Мы можем сражаться, исполняя свой долг, только верой в Господа. Нам нужно верить, что Господь предписал нам сражаться и что Он будет сражаться за нас. Мы должны просто принимать Его слово и слушаться Его, зная, что исход зависит от Него. Если мы будем исполнять свой долг таким образом, Господь будет доволен.
Когда Господь просит нас сделать что-то для Него, Он не имеет в виду, что мы должны делать это сами по себе. Сами по себе мы не способны сделать что-либо, что просит нас сделать Господь. Пытаться соблюдать Его заповеди своей собственной энергией — это оскорбление для Бога; это мерзко в Его глазах. Если мы будем пытаться делать это, Господь, возможно, скажет: «Я не прошу тебя сделать что-то для Меня при помощи твоей силы или способности, так как у тебя нет ни силы, ни способности. Когда Я прошу тебя сделать что-то для Меня, Я хочу, чтобы ты сделал это при помощи Меня Самого. Научись иметь веру в Меня, полагаться на Меня. Я сделаю для тебя всё. Я просто хочу, чтобы ты участвовал в Моём действии. Я хочу сделать что-то в человеке и с человеком. Для этого Мне нужно, чтобы человек содействовал Мне. Если ты будешь содействовать Мне, Я смогу сделать то, что Я хочу сделать». Если мы делаем что-то для Господа не сами по себе, а при помощи Господа, это угодно Ему.
Глубоко внутри нас есть одна порочная вещь. Этой порочной вещью, которая может казаться чем-то очень хорошим, является наше желание исполнять волю Божью и осуществлять волю Божью самостоятельно. В глазах Бога это желание, несмотря на то что оно выглядит красиво, на самом деле представляет собой нечто мерзкое. Мы ни в коем случае не должны думать, что сами по себе мы способны что-то сделать для Бога. Мы не можем сделать что-либо для Бога сами по себе. Нам нужна другая жизнь — божественная жизнь, жизнь Божья. Чтобы получить эту жизнь, мы должны родиться заново, возродиться, то есть нам нужно родиться от Бога. При помощи нашей сотворённой жизни мы не можем соблюдать то, чего требует Бог; у нас нет способности исполнять Божью волю. Даже если у нас ясный разум, уравновешенная любовь и сильная воля, у нас всё равно нет способности соблюдать Божью заповедь или исполнять Божью волю.
Бог хочет, чтобы мы выражали Его. Но способны ли мы выражать Бога сами по себе и при помощи самих себя? Конечно нет! Как собака не может выражать птицу, так и мы со своей сотворённой жизнью не можем выражать Бога. Чтобы выражать Бога, мы должны иметь жизнь Бога. Эта жизнь — божественная жизнь, вечная жизнь. По сути, этой жизнью является Триединый Бог, воплощённый в Христе, который становится действительным для нас как животворящий Дух.
Хотя мы получили божественную жизнь, мы не привыкли жить этой жизнью. Может быть, у нас никогда не было мысли о том, чтобы жить божественной жизнью. Вместо этого мы продолжаем полагаться на нашу старую жизнь. Может быть, мы даже молимся о совершенствовании этой старой жизни. В своей молитве мы говорим: «Господь, Ты знаешь, как я слаб». Господь может ответить так: «Не нужно говорить Мне, что ты слаб. Я знаю, что ты слаб. Ты не просто слаб — ты мёртв. Именно поэтому Я дал тебе другую жизнь. Почему бы тебе не жить этой новой жизнью, которую Я дал тебе?»
Я не уверен, что кто-либо из нас, включая меня самого, умеет жить божественной жизнью. Если мы не будем контролировать себя, мы можем молиться бессмысленными и мерзкими молитвами о совершенствовании нашей старой жизни, прося у Господа помощи в том, чтобы нам в чём-то поправить себя. Возможно, нам ясно, что Второзаконие проявляет Бога, обличает нас и раскрывает Христа как нашу жизнь, наше жизненное снабжение и всё для нас, но мы не применяем это знание на практике. Вместо того чтобы жить божественной жизнью, мы обращаемся к старой жизни и просим Господа Иисуса помочь нам усовершенствовать самих себя.
Я ценю моменты, раскрытые в этом сообщении, особенно слово о сражении. Те, кто беспокоился о своём доме, своём винограднике или своей жене, и те, кто боялся, не должны были вступать в войско и выходить на сражение. Сегодня к нам применим тот же принцип. Вся церковь — это войско, но в сражении должны участвовать не все. Наше участие в сражении зависит от наших обстоятельств. В сражении могут участвовать только те, кто ничем не связан. В то время как они сражаются, они должны быть способны с уверенностью сказать: «Сражаюсь не я. Сражается Господь, на которого я полагаюсь».
Исполняя Божьи требования, мы ни в чём не должны полагаться на самих себя. Нам нужно научиться принимать желание Господа как своё желание и говорить: «Господь, я хочу того, чего хочешь Ты. Исполняя Твоё желание, я ни в чём не полагаюсь на самого себя, потому что я не способен исполнять Твою волю. Господь, поскольку я не полагаюсь на себя и у меня нет способности исполнить Твоё желание, я принимаю Тебя как свою жизнь и своё жизненное снабжение».