Прежде чем рассматривать важные положения во Второзаконии, я хотел бы сказать ещё несколько слов относительно Втор. 30:11-14.
В стихе 11 говорится: «Эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, — не слишком тяжела она для тебя, и не далека она». Обратите внимание, что в этом стихе говорится не о слове, а о заповеди.
Затем в стихах 12 и 13 говорится: «Она не на небе, чтобы говорить: „Кто взойдёт для нас на небо и принесёт её нам, чтобы дать нам услышать её и чтобы мы исполнили её?“, и не за морем она, чтобы говорить: „Кто пойдёт для нас за море и принесёт её нам, чтобы дать нам услышать её и чтобы мы исполнили её?“» Местоимение «она» в этих стихах указывает на заповедь в стихе 11. Эта заповедь является словом, которое как дыхание исходит из уст Божьих.
Далее, в стихе 14, говорится: «А очень близко к тебе это слово, оно в твоих устах и в твоём сердце, чтобы тебе исполнять его». В этом стихе говорится не о заповеди, а о слове.
Если бы мы прочитали 30:11-14 без истолкования Павла в 10-й главе Послания к римлянам, мы бы не применили эти стихи к Христу как Слову и тем более к Христу как Тому, кто сошёл с небес в воплощении и кто после Своей смерти вышел из ада в Своём воскресении. Чтобы прийти к такому пониманию сказанного в 30:11-14, нам нужно изучить то, как Павел цитирует и истолковывает эти стихи в Рим. 10:6-8.
В Рим. 10:6 говорится: «Праведность, которая из веры, говорит так: „Не говори в своём сердце: «Кто взойдёт на небо?»“ — то есть чтобы привести Христа вниз». Так Павел истолковывает сказанное во Втор. 30:12. На первый взгляд в 30:12 не говорится о том, что нужно привести Христа вниз. Но при внимательном рассмотрении этого стиха мы увидим, что он всё-таки указывает на Христа. Мы уже отметили, что слово «она» в стихе 12 указывает на заповедь в стихе 11. Что такое заповедь Божья? Заповедь Божья — это слово. Библия в целом раскрывает, что слово — это Христос (Ин. 1:1). Христос — это уникальное слово во вселенной. Он является действительным словом. Если говорится любое другое слово, то это ложь. В понимании Павла принести её (заповедь, то есть слово) вниз — значит привести вниз Христа. Согласно тому, как он видит более глубокое значение сказанного во Втор. 30:12, «она», то есть «заповедь», в этом стихе — это указание на слово, слово — это слово Божье, а слово Божье — это Христос. Следовательно, принести вниз слово — значит привести вниз Христа.
В Рим. 10:7 Павел продолжает: «…или: „Кто сойдёт в бездну?“ — то есть чтобы привести Христа наверх из мёртвых». Во Втор. 30:13 говорится о море, но Павел в этом стихе говорит о бездне. Море — это фактически устье бездны. В 9-й главе Откровения показано, что Антихрист выйдет из бездны, а в 13-й главе Откровения говорится, что Антихрист выйдет из моря. Разумеется, Антихрист выйдет не из двух разных мест. Выйдя из моря, он тем самым выйдет из бездны. Следовательно, море — это устье бездны. Павел хочет подчеркнуть в Рим. 10:7, что в Своём воскресении Христос поднялся из бездны, поднялся из мёртвых. Слова «из мёртвых» показывают, что пойти в бездну — значит умереть. После того как Христос умер на кресте, Он отправился в бездну, в область смерти и сатанинской силы тьмы. Это означает, что Он отправился в ад, из которого Он вышел в Своём воскресении.
В Рим. 10:6-7 раскрывается, что Павел глубоко изучал святое Слово и что в своём изучении он коснулся более глубокого смысла сказанного во Втор. 30:11-14. В его истолковании эти стихи указывают на воплощённого, распятого и воскрешённого Христа.
В Рим. 10:8 Павел говорит: «А что она говорит? „Близко к тебе это слово, в твоих устах и в твоём сердце“, — то есть слово веры, которое мы проповедуем». Слово, которое находится в нашем сердце и наших устах, — это Христос как дыхание, как животворящий Дух, так как в воскресении Христос стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45Б).
Сложив вместе сказанное во Втор. 30:11-14 и в Рим. 10:6-8, мы получаем полную картину в отношении Христа. В этой картине мы видим, что Христос был воплощён, что Он был распят и погребён, что Он отправился в бездну, что Он воскрес из мёртвых и что в Своём воскресении Он стал дыханием, животворящим Духом. Поскольку теперь Христос является дыханием, Он, подобно воздуху, находится везде. Когда мы говорим о Христе неверующим, мы можем сказать им, что Христос в их устах и в их сердце.
Мы благодарны Господу за то, что в Своей милости Он открыл наши глаза, чтобы мы поняли сказанное во Втор. 30:11-14 так, как это понимал Павел. Теперь мы видим, что в этих стихах показан воплощённый, распятый и воскрешённый Христос, который стал животворящим Духом. Сегодня Он само дыхание, выдохнутое говорящим Богом. Я с удовольствием говорю людям, что Христос — это Бог, который воплотился и стал человеком по имени Иисус, что Он умер на кресте для нашего искупления, что Он был погребён и что Он сошёл в бездну, что Он был воскрешён из ада и что в воскресении Он стал животворящим Духом как божественным дыханием. Это — Христос, который сейчас является словом Божьим, чтобы мы принимали Его как свою жизнь. Кроме того, как показывает цитирование Господом в Мф. 4:4 сказанного во Втор. 8:3, Христос также является нашей пищей. Он не только наша жизнь, но и наше жизненное снабжение.
Сложив эти стихи из Второзакония вместе с Мф. 4:4 и Рим. 10:6-8 и последовав за Господом Иисусом и Павлом в их понимании Второзакония, мы увидим, что каждое слово во Второзаконии — это Христос. Христос — это многократное говорение Божье; Он Божье повторное изречение. Вся Библия представляет собой «второзаконие», и вся Библия содержится во Второзаконии.
Теперь давайте перейдём к рассмотрению девяти важных положений в этой книге.
Первое важное положение во Второзаконии состоит в том, что Моисей, будучи тем, кто говорил за Бога, был подобен престарелому любящему отцу, который с большой любовью и заботой обращался к своим детям. В этой книге содержится больше Божьего слова, чем в любой другой книге Библии; это — слова Божьи, изречённые через одного конкретного человека, говорившего за Бога.
Кто-то, возможно, думает, что в Книге Иова больше Божьего слова, чем во Второзаконии. Однако эта точка зрения неправильна. В Книге Иова действительно содержится Божье слово, но в ней также содержатся слова Иова и трёх его друзей, которые говорили в соответствии с человеческими мнениями, логикой, философией и психологией. И потом юноша Элиху стал говорить то, что было на сердце у Бога. В Книге Иова Божье слово не так обильно, как во Второзаконии.
Каждое слово, сказанное Моисеем во Второзаконии, было Божьим словом. Возможно, иногда Моисей выражал какие-то собственные чувства, но даже это стало словом Божьим. Когда он говорил во Второзаконии, это было подобно тому, как Павел говорил в 7-й главе Первого послания к коринфянам. В этой главе Павел сказал: «Я заповеди Господней не имею, а подаю своё мнение как тот, кто получил от Господа милость быть верным» (ст. 25). Затем, после того как он выразил своё мнение, он сказал: «Я думаю, что я также имею Духа Божьего» (ст. 40). В конечном итоге, поскольку Павел был человеком, в чей состав был внедрён Бог, его мнение стало частью Божьего слова как божественного откровения в Новом Завете. Когда он говорил, он был един с Богом, поэтому то, что говорил он, говорил Бог. Тот же принцип применим к тому, что говорил Моисей во Второзаконии. Моисей говорил за Бога сорок лет — с восьмидесяти лет до ста двадцати. Он был человеком, который был не только пропитан и пронизан мыслью Бога, но и составлен говорением Самого Бога. Поэтому исходившее из его уст слово было словом Бога, изречённым через одного конкретного человека, говорившего за Бога.
Во Второзаконии говорится о любви Бога и о правительственном управлении Бога. Моисей много упражнялся в любви и был опытен в том, что касалось Божьего правительственного управления.
Хотя во Второзаконии мы не найдём выражения «правительственное управление», при детальном прочтении этой книги мы увидим, что это книга о Божьем правлении, более того, о Божьем правительственном управлении. О любви Моисей много раз говорил открыто, а Божье правительственное управление — это нечто подразумеваемое. Если мы углубимся в эту книгу, мы поймём, что те меры, которые Бог применяет здесь к Своим людям, — это своего рода правительственное управление.
Поскольку Бог мудр, Он не балует Своих детей. Он совершенствующий Отец, который любит Своих детей и применяет к ним правительственные меры. В Евр. 12:6 говорится: «Кого Господь любит, того наказывает». С какой целью Бог наказывает нас? Он наказывает нас с целью совершенствования.
Именно это делал Бог по отношению к детям Израиля, а также по отношению к Моисею, в пустыне. Поскольку Бог любил их, Он не позволял им уходить от наказания за их ошибки. Даже Моисей был наказан Богом за свою ошибку в Числ. 20:1-13. Моисей разгневался на бунтующий народ, и, вместо того чтобы говорить скале, как повелел ему Бог, он во второй раз ударил в скалу. Это оскорбило Бога, и в результате Моисей потерял право войти в добрую землю. Бог позволил Моисею осмотреть землю с вершины Фасги, но не разрешил ему войти в неё. Это был пример осуществления Божьего правительственного управления, Божьих правительственных мер.
Бог — это любящий Бог и также наказывающий Бог. Он любит, и Он также наказывает нас, так как у Него есть Его правительственное управление. Поскольку Моисей знал Божье правительственное управление и был опытен в этом отношении, он имел право повторно изречь слова, которые были записаны во Второзаконии.
Дети Израиля как слушатели также были опытны в том, что касалось мер, которые Бог применял к ним. И говоривший, и слушавшие имели определённый опыт, поэтому эта книга начинается с обзора прошлого.
Те, кто слушал повторно изречённые Моисеем слова во Второзаконии, представляли собой второе поколение, новое поколение. Они, несомненно, слышали от своих отцов о том, как Бог применял меры к народу в предшествовавшие сорок лет. Благодаря услышанному они очень многому научились. В результате они стали подходящими слушателями, способными принимать то, что говорил Моисей. Моисей, будучи опытным, был подходящим человеком для того, чтобы говорить, а люди нового поколения, тоже будучи опытными, были подходящими слушателями, способными слышать и понимать то, что им говорил Моисей.
Сказанное в этой книге дополняет Числа в отношении того, каким должен быть человек, чтобы унаследовать обещанную землю как добрую землю. Он должен любить Бога, бояться Бога, подчиняться Божьему правлению, помнить о нежных чувствах Бога и жить в присутствии Бога. В Новом Завете действует тот же принцип: Божье спасение безусловно, но наслаждение богатством Христовым связано с определёнными условиями — оно зависит от того, любит ли человек исключительно Христа. Поэтому учение во Второзаконии в точности такое же, как и в Новом Завете. В этом учении используются другие выражения, но сущность учения такая же.
Когда мы слышим о том, какими людьми мы должны быть, чтобы унаследовать добрую землю, нам может показаться, что у нас это не получится. Если нам так кажется, нам нужно напоминание о том, что Второзаконие — это книга, полная слова, то есть Христа. Христос как слово — это Тот, кто поддерживает нас и делает нас людьми, которые любят Бога, боятся Бога, подчиняются Божьему правлению, помнят о нежных чувствах Бога и живут в присутствии Бога. Если у нас будет утреннее оживление посредством святого Слова и если также посредством Слова мы будем каждый день побеждать, то мы станем теми, кто имеет право унаследовать добрую землю.
Эта книга говорит о Боге как Боге любви и праведности. Подтверждением этого является то, как в прошлом Бог вёл детей Израиля, и то, как в будущем Он будет применять к ним меры в Своей любви и Своём правлении. Любовь Божья осуществляет управление среди Божьих возлюбленных в соответствии с их верностью. Тот же принцип действует применительно к нам сегодня.
Как Бог любви, Он всеохватывающий, но как Бог праведности, Он очень строгий и узкий. В Своей любви Он широкий; в Своей праведности Он узкий. В Своей праведности Он часто говорит «нет», когда мы хотим что-то сделать.
Некоторые святые, даже в Господнем восстановлении, поступают слишком свободно и не боятся Бога. Как только мы соприкоснёмся с рукой Бога, применяющей к нам Его меры, мы будем бояться Его. Он применяет к нам меры праведно, чтобы мы усовершенствовались и тоже были праведными. Все те, кто намерен войти в добрую землю и унаследовать добрую землю, овладеть ей и наслаждаться ей, должны научиться быть праведными во всех отношениях в своём повседневном житии.
По причине всего, о чём было сказано выше, необходимо, чтобы Божьи люди отвечали Богу своей любовью соответственно Божьему правительственному управлению. Наследники должны были соответствовать Тому, кто давал им наследие, чтобы Он был с ними как в их житии, так и в их сражении. Это не требование закона, а условие, требующее, чтобы Божьи люди соответствовали тому, каким является Бог. Бог освящён, и мы тоже должны быть освящены. Чтобы соответствовать Тому, кто даёт наследие, нам нужно быть святыми, как и Он свят. Если мы не будем соответствовать Богу, Он, возможно, будет с нами в нашем житии, но Он не будет с нами в нашем сражении.
Приводя обзор прошлого, эта книга, с одной стороны, показывает Божье водительство, чтобы человек знал сердце и руку Бога и благодаря этому мог полагаться на Бога и бояться Бога. Божье сердце любящее, а Божья рука праведная. С другой стороны, эта книга показывает ошибки человека, чтобы он познал себя и в результате осудил себя, смирил себя и уже не полагался на себя. Цель этой книги не в том, чтобы показать историю человека, а в том, чтобы показать прошлые ошибки человека, благодаря чему человек мог бы исправиться.
Обращаясь к будущему, эта книга выражает надежду на то, что человек, с одной стороны, будет знать любовь и правление Бога, а с другой стороны, будет знать своё истинное состояние, чтобы уже не полагаться на себя. Таким образом, цель Второзакония состоит в том, чтобы мы узнали Бога, а также узнали себя. Нам нужно знать Бога. В частности, нам нужно знать, что Бог любящий и что Он праведен в Своих мерах, применяемых к нам. Нам также нужно знать, что сами мы постоянно совершаем ошибки. Если мы будем знать это, мы уже не будем полагаться на себя, а будем полагаться на Бога, Того, кто верен.
В конечном итоге эта книга показывает нам, что любовь Бога произведёт завершающую работу для Его людей, чтобы они наслаждались Его полным благословением согласно Его воле и предузнанию. Несмотря на то, что у нас отсутствует любовь к Богу и страх перед Ним, и несмотря на нашу неверность Бог добьётся успеха. В каком бы состоянии ни оказались Божьи люди, Бог будет верен до конца и в конечном итоге Он осуществит Своё намерение, чтобы мы наслаждались Его полным благословением.
Во Второзаконии Моисей сурово упрекает народ. Однако в конце этой книги мы видим песню Моисея и его полное благословение для каждого колена. В конечном итоге Божий избранный и искупленный народ вошёл в Святую Землю, овладел ей, жил в ней и наслаждался ей. Это — успех Бога, и только Он один имеет право на похвалу и славу.
Во Второзаконии раскрыто то же, что раскрыто в Библии в целом. Вся Библия показывает, что Бог любящий, праведный и верный. Библия также изобличает нашу неверность. Она показывает, как много поражений мы потерпели в прошлом и как много ошибок мы совершим в будущем. Но несмотря на все эти неверность, поражения и ошибки Бог всё равно сделает Своих избранных людей способными войти в богатого Христа, чтобы овладеть Им, наслаждаться Им, переживать Его и даже жить Его.