Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Второзаконие»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 1

Вступительное слово

  Тексты Писания: Втор. 1:1; 8:3; 30:14; 2 Тим. 3:16А; Ин. 1:1; Рим. 10:8-9; Мф. 4:4; Ин. 6:63Б, Ин. 6:57Б

  В этом сообщении мы сделаем вступительное слово к жизнеизучению Второзакония.

I. Заключительная книга Пятикнижия

  Второзаконие является заключительной книгой Пятикнижия — первых пяти книг Библии. Эти пять книг были написаны Моисеем.

  Второзаконие — это книга, состоящая главным образом из простых слов. Это означает, что в целом Второзаконие не является книгой прообразов, предызображений и теней и не содержит глубоких пророчеств. Почти все главы этой книги состоят из простых слов.

  Возможно, мы думаем, что понять простые слова легче, чем прообразы и предызображения. Но на самом деле понять простые слова в Библии труднее, чем картины, показанные в прообразах и предызображениях.

  Что означает слово «Второзаконие»? Слово «Второзаконие» означает «второй закон» и, следовательно, обозначает повторение, повторное изречение, изречение чего-то заново. Второзаконие — это повторное изречение не обычных слов, а божественного закона.

  Закон был в первый раз дан через Моисея, когда ему было восемьдесят лет. Спустя сорок лет, после того как всё первое поколение, за исключением Халева и Иисуса Навина, полностью умерло, закон был снова изречён для детей Израиля. В это время Моисей обращался к людям молодого поколения, бол́ьшая часть которого не слышала лично, как были даны Десять Заповедей, постановления и предписания. Поэтому Бог дал Моисею бремя повторно изречь, повторить, пересказать закон. Это повторное изречение закона, несомненно, имело глубокий смысл и большое значение.

  Не следует думать, что только Второзаконие, пятая книга Библии, представляет собой «второзаконие», повторное изречение. Фактически вся Библия — это «второзаконие». Следовательно, мы должны рассматривать всю Библию, состоящую из шестидесяти шести книг, в качестве «второзакония». Написание Библии было завершено тысячу девятьсот лет назад, но, читая Библию сегодня, мы переживаем повторное изречение. Содержащиеся в Библии слова уже были изречены, но они повторно изрекаются для нас день за днём. Это означает, что каждый день у нас может быть «второзаконие». Например, Послание к римлянам было написано почти две тысячи лет назад, но когда мы сегодня читаем Послание к римлянам, содержащиеся в этом Послании слова заново изрекаются для нас. Это означает, что, читая Послание к римлянам, мы получаем «второзаконие».

  Когда мы говорим, что мы можем получать повторное изречение Библии, это не означает, что к Библии можно что-либо прибавить. Заявление Джозефа Смита о том, что он получил откровение в дополнение к тому, что есть в Библии, является бессмысленным и еретическим. Из Отк. 22:18-19 явствует, что всё откровение Божье уже завершено и что нельзя ни прибавлять к нему, ни отнимать от него что-либо. Поэтому мы не должны думать, что мы можем получить новое откровение в дополнение к тому, что записано в шестидесяти шести книгах Библии. Сегодня мы можем получить «второзаконие», повторное изречение слов, содержащихся в Писаниях. Эти слова уже были изречены, но теперь они могут быть повторно изречены для нас, то есть они могут стать для нас «второзаконием».

  Второзаконие представляет собой заключение к Бытию, Исходу, Левиту и Числам. Без Второзакония эти четыре книги не имели бы заключения. Как вы думаете, неужели Моисей мог бы закончить свои писания на Бытии? Бытие заканчивается человеком, лежащим в гробу в Египте. Разумеется, божественное откровение не могло закончиться таким образом. Для надлежащего заключения нужно Второзаконие. Второзаконие — это всеобъемлющее заключение четырёх предыдущих книг, так как Второзаконие представляет собой обобщение мысли этих книг. Следовательно, если мы хотим понять мысль Бытия, Исхода, Левита и Чисел, нам нужно обратиться к Второзаконию.

А. Заключительное слово закона

  Второзаконие — это не только заключение Пятикнижия; это также заключительное слово закона.

Б. Рассматривает закон как живое слово Божье — выдыхание Божье

  Что представляет собой закон по своей природе? Закон — это Божье выдыхание. Я не говорю, что закон — это Божье дыхание; я говорю, что это Божье выдыхание. Давая закон, Бог выдыхал его. Именно поэтому Павел сказал: «Всё Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16А). Здесь Павел говорит не просто о том, что всё Писание вдохновлено Богом; он говорит, что всё Писание богодухновенно. Следовательно, закон — это Божье выдыхание.

  Во Втор. 8:3 Моисей, говоря за Бога, сказал, что человек живёт не одним хлебом, а «всем, что исходит из уст Иеговы». Обратите внимание, что в этом стихе говорится не о всяком слове, а обо всём. Слова, написанные в Пятикнижии, заключением которого является Второзаконие, — это то, что вышло из уст Бога. Всё это является Божьим выдыханием. В то время, когда Моисей был с Богом на горе Синай, Бог многое выдохнул. Например, Десять Заповедей — это элементы основного закона. Тем не менее даже Десять Заповедей — это Божье выдыхание. Если мы будем читать эти заповеди с открытым сердцем и с ищущим и упражняющимся духом, мы почувствуем, что заповеди — это не просто требования закона; это также нечто живое, нечто полное жизни, чтобы снабжать нас, и полное света, чтобы озарять нас.

  Псалмисты, очень высоко ценившие закон, переживали в отношении закона нечто подобное. Поэтому автор 119-го Псалма мог сказать: «Как сладки Твои слова моему вкусу! Слаще мёда моим устам!» (ст. 103). Для псалмиста всё, что исходило из Божьих уст, было не только чем-то связанным с законом, но и чем-то сладким его вкусу.

  Поскольку всё Писание богодухновенно, даже такие стихи, как Быт. 3:1 и Отк. 20:2-3, могут снабдить, напитать, укрепить и озарить нас. В Быт. 3:1 говорится, что змей был хитрее всех других полевых животных, а в Отк. 20:2-3 говорится о том, что дьявол был связан и брошен в бездну. Эти стихи представляют собой Божье выдыхание, и если мы прочитаем их молитвенно, они напитают нас. Отсюда мы видим, что мы можем получить питание и озарение из любого стиха в Библии, включая родословие в 1-й главе Евангелия от Матфея. Главное, что мы хотим здесь подчеркнуть, — это то, что Второзаконие, заключительное слово закона, рассматривает закон как живое слово Божье, как выдыхание Божье.

1. Слово — Христос как слово Божье, чтобы человек принимал Его как свою жизнь

  Слово — это Христос как слово Божье, чтобы человек принимал Его как свою жизнь (Втор. 30:14; Ин. 1:1; Рим. 10:8-9). Во Втор. 30:11 Моисей говорит, что заповедь «не слишком тяжела… для тебя, и не далека она». Еврейское слово, переведённое как «тяжела», можно также перевести как «необычайна» или «чудесна». Далее, в стихах 12 и 13, Моисей говорит: «Она не на небе, чтобы говорить: „Кто взойдёт для нас на небо и принесёт её нам, чтобы дать нам услышать её и чтобы мы исполнили её?“, и не за морем она, чтобы говорить: „Кто пойдёт для нас за море и принесёт её нам, чтобы дать нам услышать её и чтобы мы исполнили её?“» Затем в стихе 14 Моисей говорит: «Очень близко к тебе это слово, оно в твоих устах и в твоём сердце, чтобы тебе исполнять его». Сказанное здесь цитируется и истолковывается Павлом в 10-й главе Послания к римлянам. В стихах 6 и 7 Павел говорит: «Праведность, которая из веры, говорит так: „Не говори в своём сердце: «Кто взойдёт на небо?»“ — то есть чтобы привести Христа вниз; или: „Кто сойдёт в бездну?“ — то есть чтобы привести Христа наверх из мёртвых». Здесь Павел в своём истолковании применяет сказанное во Втор. 30:11-13 к Христу и истолковывает море как бездну. Затем в стихе 8 Павел продолжает: «А что она говорит? „Близко к тебе это слово, в твоих устах и в твоём сердце“, — то есть слово веры, которое мы проповедуем». В стихах 6 и 7 Павел говорит о Христе, но в стихе 8 Христос становится словом. Темой Павла здесь является Христос, и в конечном итоге он даёт понять, что Христос — это слово.

  Кроме того, написанное Павлом в Рим. 10:6-8 показывает, что каждое слово, изречённое во Второзаконии, — это Христос, так как Павел применяет выдыхание Бога к Христу. Христос — это Слово, вышедшее из Бога. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотью и поставило скинию среди нас» (Ин. 1:1, 14). Этим Словом, которое было в начале, которое было у Бога, которое было Бог и которое стало плотью, является Христос. Сам Христос как Слово является словом, повторяемым во Второзаконии.

  В том, как Павел истолковывает 30-ю главу Второзакония, мы видим, что слово — это воплощённый, распятый и воскрешённый Христос. Поскольку воплощение Христа уже было, нет необходимости восходить на небо, чтобы привести Христа вниз, и поскольку воскресение Христа уже произошло, нет необходимости сходить в бездну, чтобы привести Христа наверх из мёртвых. Сегодня Христос — это Тот, кто воплощён, распят и воскрешён, но где Он? Согласно Рим. 10:8, Христос в наших устах и в нашем сердце.

  Сказанное в Рим. 10:8 сказано для неверующих, для тех, кому предстоит услышать благую весть. Вы верите в то, что Христос находится в сердце и в устах неверующих? Именно это Павел хочет сказать, когда цитирует и истолковывает Второзаконие. Сказанное здесь Павлом представляет собой «второзаконие», и в этом «второзаконии» Павел говорит нам, что живой Христос как слово находится в сердце и в устах того, кому мы благовествуем. По крайней мере, в тот момент, когда мы проповедуем неверующим слово о Христе, Христос находится в их сердце и устах.

  Во Второзаконии содержится откровение всей Библии. Это означает, что во Второзаконии можно найти всё, что есть и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Подтверждением этому служит то, что Господь цитировал Второзаконие в Мф. 4:4, а Павел цитировал Второзаконие в 10-й главе Послания к римлянам.

  Второзаконие наполнено словами Моисея, обращёнными ко второму поколению — поколению, готовому войти в добрую землю и овладеть ей. Беспокоясь о том, как бы эти люди не повторили ошибки своих отцов, Моисей давал им повеления в отношении многих вопросов, вновь и вновь повторяя те или иные вещи. С особой настойчивостью он повторно говорил о том, что должно было сохранить народ и подготовить его к тому, чтобы войти в добрую землю и овладеть этой землёй, унаследовать её и наслаждаться ей. Моисей был подобен престарелому отцу, который говорил, движимый заботой о своих детях. Именно поэтому в словах, сказанных Моисеем в этой книге, много повторений и подробностей. При внимательном изучении Второзакония, и особенно слов предостережения, мы увидим, что Моисей подробно говорил о благословении, а также о проклятии. В этой книге повторно изречены все главные положения божественного откровения.

  Моисей был образом, олицетворением, действительного Отца детей Израиля — Бога Отца на небесах, который имел очень большую заботу о Своём народе. Всё, что исходило из уст Моисея, фактически было чем-то исходившим от небесного Отца. Через Моисея действительный Отец говорил Своему народу. Сегодня для нас вся Библия представляет собой слово Отца, которое Он говорит нам.

2. Слово — Христос как пища для человека, чтобы человек принимал Его как своё питание

  Слово — это не только Христос как слово Божье, чтобы человек принимал Его как свою жизнь; слово — это также Христос как пища для человека, чтобы человек принимал Его как своё питание (Втор. 8:3; Мф. 4:4; Ин. 6:63Б, Ин. 6:57Б). Христос — это прежде всего наша жизнь, а затем наше жизненное снабжение. Для того чтобы быть и нашей жизнью, и нашим жизненным снабжением, Христос является словом.

  В Мф. 4:4, где процитировано сказанное во Втор. 8:3, раскрывается, что Христос как слово Божье является нашим жизненным снабжением. Всё исходящее из уст Божьих — это Христос. Поскольку это сообщение посвящено Второзаконию, мы хотим подчеркнуть, что слово, сказанное в этой книге, — это Христос как наша жизнь и жизненное снабжение. Давайте приходить к этой книге, чтобы найти Христа и как нашу жизнь, и как наше жизненное снабжение.

II. Общая картина

  Общая картина Второзакония такова: возобновлённое обучение нового поколения детей Израиля после их длительного скитания с целью подготовить их к вхождению в обещанную Богом добрую землю и унаследованию её в качестве их владения. Во Второзаконии нет слова «обучение», но фактически Моисей проводил возобновлённое обучение народа. Первое обучение было проведено за сорок лет до этого у горы Синай, а во Второзаконии это обучение было проведено вновь, на этот раз для нового поколения, которое долго скиталось в пустыне. Целью этого обучения было подготовить их к вхождению в добрую землю и к унаследованию её.

  На протяжении сорока лет в пустыне Бог носил детей Израиля. Моисей говорит об этом в 1:31: «…в пустыне, где ты видел, что Иегова, твой Бог, носил тебя, как человек носит своего сына, на всём пути, которым вы шли, пока не пришли на это место». Хотя их скитание не было угодно Богу, Он всё это время носил их, пока наконец Он не обрёл народ, который был готов войти в добрую землю, овладеть ей, наслаждаться ей и построить в ней храм, то есть дом, для Бога.

  Сегодня применительно к нам действует тот же принцип. В течение уже многих лет Бог носит нас. Бог носит нас даже тогда, когда наше повседневное житие не угодно Ему. Он не отторгает нас. Он носит не только всех верующих, но и все церкви. Сегодня церкви лежат на плечах Господа. Он носит церкви с целью осуществления Своего домостроительства. Бог никогда не потерпит поражения; Его цель будет достигнута. В то время как Он носит нас, Ему нужно, чтобы для нас снова и снова звучало «второзаконие», повторное изречение слов.

III. Центральная мысль

  Центральная мысль Второзакония такова: Христос — Наставник и Вождь Божьих людей, благодаря которому они могут вступить на небесную территорию и участвовать в Его богатстве.

  Нам необходимо осознать, что каждое слово во Второзаконии является для нас жизненным снабжением. Подкреплением детей Израиля было всё исходившее из уст Божьих. Фактически это означает, что их подкреплением был Христос, потому что, как мы уже отмечали, всё исходящее из Божьих уст — это Христос. С одной стороны, Христос — это добрая земля. С другой стороны, Он пища, подкрепляющая нас на пути к доброй земле. Он Тот, кто способен войти в эту землю. У Бога не было желания, чтобы мы вошли туда сами. Господь ведёт нас в добрую землю посредством Христа, и Он также подкрепляет нас посредством Христа, который является всем, что исходит из уст Божьих. Это означает, что Христос подкрепляет нас, чтобы мы вошли в Него. Таково откровение во Второзаконии — книге, в которой говорится о Христе как доброй земле и подкрепляющей пище.

  Христос как Наставник и Вождь Божьих людей делает их способными вступить на небесную территорию и участвовать в Его богатстве. Этой небесной территорией является Сам Христос, а богатством является богатство Христа как доброй земли, описанное во Втор. 8:7-9: водные потоки, родники и источники, вытекающие в долинах и в горах; пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранаты; масло и мёд; железо и медь. Долины и горы обозначают различные обстоятельства, в которых мы переживаем Христа как текущего Духа. Добрая земля — это земля, текущая молоком и мёдом. И молоко, и мёд представляют собой результат сочетания животной жизни и растительной жизни. Железо и медь предназначены для изготовления оружия, при помощи которого ведётся война с врагом. (О подробностях, относящихся к богатству Христа как доброй земли, можно прочитать в книге «Всеобъемлющий Христос», составленной из сообщений, сделанных во время первой конференции в Соединённых Штатах в 1962 году.) Христос — это всё: вода, пища, оружие и земля.

IV. Ключевые слова

  Ключевые слова во Второзаконии таковы: «любить Бога», «слушаться Его заповедей (Его слов)» и «получать Его благословение». Обо всём этом многократно говорится на протяжении Второзакония. Моисей снова и снова говорит о том, что, если мы будем любить Господа, нашего Бога, и слушаться Его заповедей, мы будем получать Его благословение.

V. Разделы

  Во Второзаконии есть восемь разделов. Первый раздел — обзор прошлого (1:1—4:43). Человек, который кается и хочет получить новое начало, получит большую пользу от обзора прошлого. Второй раздел — повторение закона (4:44—26:19). Это длинный раздел, занимающий бол́ьшую часть книги. Остальные разделы таковы: предостережение (27:1—28:68), введение завета в действие (29:1— 30:20), последние увещевания и повеления (31:1-13, 24-29), песня Моисея (31:14-23, 30; 32:1-47), благословение Моисея (33:1-29), смерть Моисея и его преемник (32:48-52; 34:1-12).

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках