(12)
Тексты Писания: Втор. 24:7, 16; 25:1-3, 5-16
В этом сообщении мы рассмотрим остальные шесть моментов, касающиеся правления среди народа.
В 24:7 изложено предписание о похищении человека. Если человек похищал кого-нибудь из своих братьев из детей Израиля и обращался с ним как с рабом или продавал его, то этого похитителя следовало предать смерти (ст. 7А). Этот смертный приговор указывает на серьёзность похищения человека. Это такое же серьёзное преступление, как убийство. Похитить человека — это то же самое, что убить его. В результате казни похитителя человека из среды детей Израиля должно было быть полностью удалено зло (ст. 7Б).
Похищение человека — это серьёзный грех, который коварным образом лишает человека его человеческих прав. Не следует думать, что сегодня среди братьев не может быть никакого «похищения людей». В недавние годы были люди, которые пытались «похитить» некоторых братьев, «поработить» их, а затем «продать» их. Эти люди пытались похитить не внешних, а братьев, членов Тела Христова. Такое похищение людей должно быть осуждено.
Во Втор. 24:16 изложено предписание об отцах и их детях. Отцы не должны были быть предаваемы смерти за детей, и дети не должны были быть предаваемы смерти за отцов (ст. 16А). Каждый должен был быть предаваем смерти за свой грех.
В стихе 16 раскрывается справедливость Бога. Фактически все положения о божественном правлении среди детей Израиля показывают, что Бог является Богом справедливости. Будучи Богом справедливости, Бог не допускает ничего несправедливого среди Своего народа.
Во Втор. 25:1-3 излагается предписание о вынесении спора перед детьми Израиля. Если между кем-то из детей Израиля возникал спор и они обращались в суд, то судьи должны были оправдать праведного и осудить порочного (ст. 1). Оправдание праведного и осуждение порочного поддерживают правосудие среди Божьих людей.
В 1 Кор. 6:1-8 Павел говорит, что спор среди братьев в церкви должен разрешаться теми членами церкви, которые способны сделать это. Это показывает, что иногда церковь может быть подобна судебной палате, где проводятся суды по тем или иным спорам. При разрешении любого спора мы должны поступать справедливо — оправдывать праведного и осуждать порочного.
Согласно Втор. 25:2, если порочный был достоин побоев, то судья должен был приказать ему лечь и велеть бить его перед собой, сколько было достаточно за его порочность, по счёту. Судья мог дать ему сорок ударов (ст. 3А). Судья не должен был превышать это число, чтобы из-за такого превышения его брат не был унижен у него на глазах (ст. 3Б).
Сегодня мы ни в коем случае не должны унижать какого-либо брата в Господе. Если мы вынуждены говорить о проступке брата, мы должны ограничивать себя и следить за тем, чтобы не преувеличивать. Если, говоря о нём, мы будем превышать допустимую меру, мы можем унизить его в глазах других. Поскольку каждый брат драгоценен для Господа Иисуса и дорог Ему, будучи приобретён Им великой ценой, Его кровью, то унижать брата — это нечто греховное. Если мы будем унижать брата, критикуя его или чрезмерно говоря о его проступке, то божественная жизнь в нас осудит нас. Поэтому, когда мы говорим о святых, нам нужно ограничивать себя и быть осторожными.
Во Втор. 25:5-10 изложено предписание о брате, который не хочет исполнять долг деверя. Если братья-израильтяне жили вместе и один из них умирал, не имея сына, то его брат должен был взять себе в жёны жену умершего брата и исполнить долг деверя по отношению к ней (ст. 5). Первородный, которого рождала жена, должен был принять имя её умершего мужа, чтобы его имя не было стёрто из Израиля (ст. 6).
Этот суд раскрывает Божью любовь, поскольку в Своей любви к умершему Бог хотел, чтобы его имя сохранилось среди народа. Этот суд также раскрывает, что Бог хочет, чтобы Его люди были плодовитыми. Бог любит Своих людей и желает, чтобы они были плодовитыми.
Если брат умершего мужа не хотел взять свою невестку, она должна была обратиться к старейшинам у ворот и сказать, что её деверь не соглашается исполнить свой долг по отношению к ней (ст. 7). Старейшины города должны были выяснить, действительно ли это так. Если это было так, то она должна была подойти к своему деверю на глазах у старейшин и снять его сандалию с его ноги, а затем плюнуть в его лицо и сказать: «Так пусть поступают с человеком, который не созидает дом своего брата» (ст. 8-9). Этого человека должны были назвать именем в Израиле: «Дом того, с кого сняли сандалию» (ст. 10). Если кто-то носил такое имя, это было оскорблением и позором.
Брат, который умер, не имея сына, оказывался «без сандалии». Это значит, что его хождение прекращалось и он уже не мог передвигаться. То, что у него не было преемника, означало, что его имя будет стёрто из среды детей Израиля и весь его дом перестанет существовать. Это было позором. Поскольку его брат не хотел исполнить свой долг, этого брата называли именем: «Дом того, с кого сняли сандалию».
Это предписание можно применить, хотя и в ограниченной мере, к нашей сегодняшней ситуации. Применяя это предписание, я бы отметил, что оно показывает, что нам нужно быть духовно плодовитыми и иметь духовных детей в качестве наших преемников. Если у нас есть духовные дети, мы можем умереть спокойно. С одной стороны, всем нам нужно иметь духовных детей в качестве наших преемников; с другой стороны, нам нужно помогать нашим братьям в Господе иметь духовных детей.
Предписание в 25:11 и 12 касается жены, которая безнравственно помогает своему мужу, когда он дерётся. Когда два человека дрались между собой, человек и его брат, и жена одного подходила, чтобы спасти своего мужа от руки бьющего его, и своей рукой хватала бьющего за срамные части, то её руку следовало отсечь (ст. 11-12А). Глаз не должен был жалеть её (ст. 12Б), потому что она делала нечто непристойное. Это предписание раскрывает, что Бог не только строг в Своём правлении, но и обращает внимание на мелочи.
Во Втор. 25:13-16 изложено предписание о гирях и мерах. В сумке детей Израиля не должны были быть разные гири — тяжёлая и лёгкая, и в их доме не должны были быть разные меры — большая и малая (ст. 13-14). Ибо всякий делавший всё это, всякий делавший неправедность, был мерзостью для Иеговы, их Бога (ст. 16).
Если у кого-то разные гири и меры, то это своего рода ложь, а всякая ложь исходит от врага, Сатаны. Бесчестная практика использования разных гирь и мер, несомненно, исходит от Сатаны.
У детей Израиля должны были быть полная и праведная гиря и полная и праведная мера, чтобы их дни продлились на данной Богом земле (ст. 15). Здесь долголетие связывается с праведностью. Те, кто прожил долгую жизнь, часто объясняют своё долголетие такими вещами, как забота о здоровье, достаточный сон и надлежащий рацион. Вы когда-нибудь слышали, чтобы человек объяснял долголетие честностью, праведностью и справедливостью? В этом стихе долгая жизнь на земле ясно связывается с использованием полных и праведных гирь и мер.
У кого разные гири и меры, у тех фактически разные весы. В сегодняшней церковной жизни у нас иногда бывают разные весы: одни весы для измерения других людей и иные весы для измерения себя. Имея разные весы, мы можем осуждать определённые вещи в других людях и оправдывать те же самые вещи в себе. Некоторые святые используют одни весы для взвешивания действий старейшин и соработников, но другие весы для взвешивания собственных действий. Поскольку старейшин и соработников они взвешивают на одних весах, а самих себя на других весах, то в старейшинах и соработниках они находят недостатки, а самих себя оправдывают.
В доме Божьем, церкви, должны быть только одни весы. Это значит, что для взвешивания любого человека должны использоваться одни и те же весы. Если у нас будут только одни весы, мы будем честными, праведными и справедливыми, такими же, как Бог. Поскольку Бог честен, праведен и справедлив, Он всех взвешивает на одних и тех же весах. У Него нет разных гирь или мер. Он будет вовеки использовать одни и те же весы.
Мирские люди часто используют разные виды весов. Из-за того что люди используют множество разных видов весов, в человеческом обществе очень мало справедливости. Например, жёны и мужья используют разные весы в супружеской жизни. Эти разные весы становятся причиной ссор между мужем и женой. И у мужа, и у жены двое весов.
Хотя в церковной жизни у нас не должны быть разные весы: одни весы для взвешивания себя и другие весы для взвешивания братьев и сестёр, все мы терпим неудачу в этом вопросе. Никто из нас не является исключением. Пользуясь бухгалтерским языком, можно сказать, что нам легко писать другим людям «дебет», а себе «кредит». Вместо этого мы должны больше писать другим людям «кредит», а себе больше писать «дебет». Например, сестра взвешивает старейшин на одних весах и пишет им «дебет», а себя взвешивает на других весах и пишет себе «кредит». Если бы она больше писала «кредит» старейшинам, а себе больше писала «дебет», у неё был бы гораздо более положительный взгляд на старейшин и на церковь в её городе. Но если она будет упорно использовать разные весы, то никто из старейшин не будет выглядеть удовлетворительно в её глазах.
Некоторые святые, придерживающиеся практики использования разных весов, переезжают из города в город в надежде найти более удовлетворительную церковь с более удовлетворительными старейшинами. Но из-за того что у этих святых разные весы, куда бы они ни поехали, церковь и старейшины нигде не кажутся им удовлетворительными.
Я делаю акцент на этой практике использования разных весов, потому что эта практика представляет собой болезнь, недуг, в церковной жизни. Это — источник разлада. Вместо того чтобы сохранять единство и единодушие, мы оказываемся в состоянии разлада. Пусть все мы получим милость от Господа, чтобы у нас больше не было разных весов, а чтобы у нас, как и у нашего Бога, были одни и те же весы для всех.