(10)
Тексты Писания: Втор. 16:18-20; 17:8-20; 19:15-21; 21:1-9
В этом сообщении о повторении общих постановлений и предписаний мы начнём рассматривать вопрос божественного правления среди детей Израиля (Втор. 16:18-20; 17:8-20; 19:15-21; 21:1-9, 18-23; 22:13-30; 24:1-4, 7, 16; 25:1-3, 5-16). Те фрагменты Второзакония, в которых говорится о божественном правлении, являются не просто словом Моисея, а словом Бога. Нам нужно изучать все эти фрагменты, чтобы узнать Божью мысль и узнать, что Он думает. Бог знает человека и его нужду, состояние и обстоятельства. Поэтому всё, что Бог говорит в отношении человека, является окончательным словом.
Божественное правление среди Божьего народа — это не автократия и не демократия, а теократия. Теократия — это правление Бога согласно тому, чем Он является. В сегодняшней церковной жизни мы не применяем ни автократию, то есть разновидность диктатуры, ни демократию, отражающую мнение народа. Вместо этого мы чтим Божью власть в качестве нашего правления, и, следовательно, правление в церкви — это теократия.
Во Втор. 16:18-20 говорится о назначении исполнителей и судей.
В каждом городе должны были быть судьи и исполнители. «Назначь себе судей и исполнителей во всех твоих городах, которые Иегова, твой Бог, даёт тебе, согласно твоим коленам; и пусть они судят народ праведным судом» (ст. 18).
Как показано в стихе 19, назначенные судьи и исполнители должны были соблюдать Божье правосудие. «Не извращай правосудие; не оказывай лицеприятия и не бери взятку, ибо взятка ослепляет глаза мудрых и искажает слова праведных». Здесь мы видим, что божественное правление прежде всего уделяет внимание правосудию. Любое правительство, которое не осуществляет правосудия, долго не продержится. Сильным является то правительство, которое стоит на основании правосудия. В таком правительстве всё делается честно, справедливо и праведно.
Судьи и исполнители должны были стремиться к праведности. «К праведности и только к праведности стремись, чтобы ты был жив и овладел землёй, которую Иегова, твой Бог, даёт тебе» (ст. 20). Соблюдать правосудие — значит стремиться к праведности. Стремясь к праведности, дети Израиля смогли бы долго жить на земле, которую дал им Бог. Если бы они не соблюдали правосудие и не стремились к праведности, они не смогли бы продлить свою жизнь в доброй земле.
В 17:8-13 изложено предписание о сложной тяжбе.
Первое требование для вынесения судебного решения в сложной тяжбе состояло в том, чтобы принести дело в то место, которое изберёт Иегова Бог (ст. 8Б).
«Приди к священникам-левитам и к судье, который будет главным в те дни, и расследуй это дело; и пусть они объявят тебе судебное решение» (ст. 9). Расследование проводилось в основном священником. Во-первых, священник расследовал дело посредством того, что шёл к Богу и оставался с Богом. Во-вторых, в присутствии Бога священник размышлял над Божьим святым словом. В-третьих, как показано в 33:8, у священников-левитов был нагрудник с Уримом и Туммимом, который давал мгновенное озарение. (О подробностях относительно Урима и Туммима можно прочитать в сообщении Жизнеизучения, посвящённом Исх. 28:15-21.) В итоге благодаря Божьему присутствию, Божьему слову и Уриму и Туммиму священник получал ясное понимание божественного суда и затем передавал этот суд главному судье. Судья затем выносил судебное решение согласно тому, что священник получил от Бога и передал ему. Таким образом, судебное решение по делу приходило через человека, но оно было от Бога и согласно Богу. Это действительно было нечто связанное с теократией.
Правление в церкви должно быть не автократическим и не демократическим, а теократическим. Оно должно быть таким, как правление, показанное в 17:8 и 9. Все святые являются священниками, а старейшины — это ведущие священники. Будучи такими священниками, они должны оставаться в присутствии Господа с Божьим святым словом и с сегодняшним нагрудником, которым является слитый дух с Христом и церковью. Оставаясь в присутствии Господа со словом и со слитым духом для церкви, они получают понимание, соответствующее мысли Господа, и это становится решением, которое является своего рода судом. И тогда старейшины должны осуществлять управление в соответствии с этим божественным судом. Таким образом старейшины функционируют сначала как ведущие священники, а затем как те, кто осуществляет управление.
Народ должен был поступать по слову решения, которое объявят священник и судья. «Поступи по слову решения, которое они объявят тебе с этого места, которое изберёт Иегова; и обязательно поступи согласно всем наставлениям, которые они дадут тебе. Поступи по слову наставления, которым они наставят тебя, и по суду, который они скажут тебе; не уклоняйся ни направо, ни налево от решения, которое они объявят тебе» (17:10-11). Еврейское слово, переведённое здесь как «наставление», — «тора». Это слово в других местах используется для обозначения всего закона (ср. ст. 18).
Если человек не слушал священника или судьи, его следовало предать смерти. «Человек, который поступит дерзко, не послушав священника, стоящего, чтобы служить там перед Иеговой, твоим Богом, или судьи, — тот человек пусть умрёт. Так полностью удали зло из Израиля» (ст. 12).
Во Втор. 17:14-20 говорится о том, как ставить царя над народом. На самом деле Бог не хочет, чтобы среди Его народа был царь. Он Сам является Царём, поэтому, если Его народ хочет иметь царя, это значит, что они хотят иметь кого-то, кто заменит Бога. Но Бога как нашего Царя нельзя заменять и невозможно заменить. И тем не менее в соответствии с нашей падшей человеческой природой мы хотим иметь царя. Именно это произошло во времена Самуила. Народ захотел иметь царя несмотря на то, что это было оскорбительным для Бога (1 Цар. 8:4-22). По их настоянию Бог дал им царя — Саула. Саул не был хорошим царём, так как он не был царём согласно Божьему сердцу. Впоследствии Бог сделал Свой выбор, воздвигнув Давида, который заменил Саула. Давид был царём не согласно Божьему предпочтению, а согласно Божьему сердцу (1 Цар. 13:14). В глазах Бога Давид был самым приятным царём.
Царь должен был быть братом, который избран Богом (Втор. 17:14-15). Неверующий не должен быть царём среди Божьего народа.
«Пусть он не умножает себе коней и пусть не возвращает народ в Египет, чтобы умножить себе коней, ибо Иегова сказал вам: „Никогда больше не возвращайтесь этим путём“» (ст. 16). Если бы царь стал умножать себе коней, то в результате этого народ возвратился бы в Египет, оказавшись в падшем состоянии. Египет обозначает мир, а кони обозначают мирские средства. Если мы будем использовать мирские средства или мирской путь, мы, несомненно, придём в падшее состояние и возвратимся в мир.
Царь не должен был умножать себе жён, чтобы не уклонилось его сердце (ст. 17А).
Царь не должен был умножать себе обильно серебро и золото (ст. 17Б).
Царь должен был выписать себе список закона в книгу из той, которая была перед священниками-левитами (ст. 18). Под законом здесь имеется в виду Пятикнижие. И затем царь должен был читать из этого списка закона во все дни своей жизни, чтобы он научился бояться Иеговы, своего Бога, соблюдая все слова закона (ст. 19). Это показывает, что, управляя народом, царь сначала должен был сам подчиниться правлению Божьего слова. Надлежащим царём среди детей Израиля был тот, кто подчинялся наставлению, руководству, правлению и предписанию Божьего слова.
Тот же принцип должен применяться сегодня к старейшинам в церквях. Если старейшины не читают Библию и не подчиняются предписанию Божьего слова, они не могут управлять церковью. Чтобы управлять церковью, вести её дела, старейшины должны быть пересоставлены святым словом Божьим. В результате они будут подчинены Божьему руководству, Божьему правлению и предписанию. Тогда естественным образом Бог будет в их решениях и старейшины будут представлять Бога в ведении дел церкви. Подобное ведение дел является теократией.
Царь должен был научиться бояться Бога, соблюдая заповеди закона, чтобы его сердце не возносилось над его братьями и чтобы он не уклонялся от заповеди ни направо, ни налево (ст. 20А). Если царь будет избегать этих вещей, то в результате он и его сыновья продлят свои дни над своим царством среди Израиля (ст. 20Б).
В 19:15-21 изложено предписание о любом беззаконии или любом грехе.
Судебное решение о любом беззаконии или любом грехе должно было выноситься по слову двух или трёх свидетелей (ст. 15). Одного свидетеля было недостаточно. Свидетелей должно было быть два, а лучше три.
Если против человека вставал злонамеренный свидетель, чтобы свидетельствовать против него о проступке, то два человека, у которых был спор, должны были предстать перед Иеговой, перед священниками и судьями (ст. 16-17).
Судьи должны были хорошо расследовать дело (ст. 18А).
Если свидетель оказывался ложным свидетелем, который ложно свидетельствовал против своего брата, то дети Израиля должны были сделать ему то, что он замышлял сделать своему брату (ст. 18Б-19А).
Посредством того что народ делал ложному свидетелю то, что он замышлял сделать своему брату, из среды детей Израиля полностью удалялось зло (ст. 19Б).
Остальные должны были услышать, и испугаться, и никогда больше не делать ничего подобного этому злому делу среди них (ст. 20). Такой суд над преступлением в результате становился предостережением для остального народа.
Их глаз не должен был жалеть. Вместо этого следовало поступать по принципу «жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (ст. 21).
В 21:1-9 изложено предписание об убившем человека, в случае если убитый найден лежащим в поле в доброй земле.
Старейшины городов должны были выйти и измерить расстояние до городов, которые были вокруг убитого (ст. 1-2). Тем самым они определяли, какой город был ближайшим к убитому. Поскольку это было дело местного характера, этим занимались не священники, а старейшины.
Старейшины города, ближайшего к убитому, должны были взять телицу из крупного скота, на которой не работали и которая не тянула ярмо, и свести телицу в долину реки, непрерывно текущей, и там сломать шею телицы (ст. 3-4).
Должны были приблизиться священники, сыновья Левия, и по их слову должны были решаться всякий спор и всякое дело о нападении (ст. 5).
Все старейшины ближайшего города должны были омыть свои руки над телицей, которой сломали шею (ст. 6). Затем они должны были сказать: «Наши руки не проливали этой крови, и наши глаза не видели этого. Покрой Твой народ, Израиля, которого Ты выкупил, Иегова, и не возлагай вину за невинную кровь посреди Твоего народа, Израиля» (ст. 7-8А). Еврейское слово, переведённое здесь как «покрой», — «киппер́». Это слово буквально означает «покрыть», «умилостивиться». После того как старейшины омывали свои руки и произносили эти слова, вина за кровь была покрыта для них (ст. 8Б).
Дело завершалось тем, что вина за невинную кровь полностью удалялась из среды Израиля, ибо они делали то, что было правильно в глазах Иеговы (ст. 9).