(9)
Тексты Писания: Втор. 14:22-27; 15:19-23; 16:1-17, 21-22; 17:2-7; 23:21-23; 26:1-11
В этом сообщении мы рассмотрим общие постановления и предписания, которые касаются того, как поклоняться Богу.
После того как Моисей сказал о том, как заботиться о нуждающихся, он перешёл к вопросу о том, как позаботиться о нужде Бога, то есть к вопросу, касающемуся поклонения Богу.
В своём поклонении Богу дети Израиля должны были отделять десятины от всех произведений их скота и их урожая (14:22-27). Они должны были отдавать Богу одну десятую часть от того, что они получили с поля или от своего скота.
«Ешь перед Иеговой, твоим Богом, на том месте, которое Он изберёт, чтобы там обитало Его имя, десятину от твоего зерна, твоего нового вина и твоего свежего масла и первородных твоего крупного и мелкого скота, чтобы ты научился всегда бояться Иеговы, твоего Бога» (ст. 23). Здесь мы видим, что дети Израиля не имели права приносить свои десятины на любом месте по своему выбору. Они должны были приносить десятины на то место, которое изберёт Иегова, чтобы положить там Своё имя и обитать там. Это значит, что десятины следовало приносить в уникальном центре для поклонения Богу.
На месте Божьего выбора — месте, предназначенном для имени и обители Бога, и месте, где был жертвенник, народ должен был есть десятины перед Богом с радостью (ст. 23, 26). Это значит, что этими десятинами следовало наслаждаться вместе с Богом. Есть «перед Иеговой» — значит есть вместе с Ним. Дети Израиля приносили десятины Богу, а потом наслаждались перед Богом и с Богом тем, что они приносили Богу. Из этого следует, что Бог хочет, чтобы мы наслаждались Его Христом с Ним в избранном Им месте. Когда мы собираемся в имени Господа, в духе и с крестом (жертвенник), мы собираемся с Богом через Христа. Мы собираемся, чтобы наслаждаться Христом вместе с Богом.
«Не оставляй левита, который внутри твоих ворот, ибо у него нет доли и наследия с тобой» (ст. 27). В этом стихе показано, что Бог не забывает левитов — тех, кто постоянно служит Ему и кто, не имея наследия и работы, живёт тем, что даёт Он. Таким образом, принося десятины Богу и наслаждаясь десятинами вместе с Богом, Божьи люди должны были включать в своё число левитов. Они должны были наслаждаться десятинами вместе с левитами, которые жили с ними.
Дети Израиля должны были есть десятины перед Богом на месте Его выбора, чтобы они научились всегда бояться Бога (ст. 23). Предположим, что какой-нибудь израильтянин сказал бы: «Мне необязательно приносить эту десятую часть на место, которое избрал Бог. Я могу насладиться ей у себя дома с левитами, живущими в моём городе». Занять такую позицию — значит оскорбить Бога и не бояться Его. Народ должен был давать свои десятины в точном соответствии с Божьими правилами. Делая это, они могли научиться всегда бояться Бога.
В 15:19-23 мы видим, что дети Израиля должны были поклоняться Богу, также принося первородных мужского пола у крупного и мелкого скота.
«Всех первородных мужского пола, которые родятся у твоего крупного и мелкого скота, освящай Иегове, твоему Богу; не работай на твоём первородном воле и не стриги твоего первородного из овец» (ст. 19). Здесь мы видим, что дети Израиля не могли использовать первородных у крупного и мелкого скота для собственных целей; их следовало освящать Богу. Поскольку первородный вол принадлежал Богу, его нельзя было использовать для работы. Точно так же, поскольку первородный из овец принадлежал Богу, его нельзя было стричь. Народ не имел права пользоваться тем, что было освящено Богу.
«Ешь его перед Иеговой, твоим Богом, ты и твой дом из года в год на том месте, которое изберёт Иегова» (ст. 20). Первородных, как и десятины, следовало есть, но только на том месте, которое изберёт Иегова Бог.
Никакое животное, у которого был порок, хромота или слепота, нельзя было приносить в жертву Иегове Богу (ст. 21), так как это было мерзостью для Него (17:1). Таких животных можно было есть в том месте, где народ жил. Нельзя было только есть их кровь (15:22-23). Отсюда видно, что определённую долю следовало отдавать Богу на месте Его выбора и там этой долей следовало наслаждаться вместе с Ним; однако другими долями, которые не были связаны с поклонением Богу, народ мог наслаждаться там, где он жил.
Согласно сказанному в 16:1-17, дети Израиля должны были поклоняться Богу, совершая три основных ежегодных празднества: праздник Бесквасного хлеба (праздник Пасхи), праздник Недель (праздник Пятидесятницы) и праздник Кущей. Эти празднества обозначают соответственно праздники Христова искупления, произведения церкви и грядущего царства. (О подробностях этого можно прочитать в сообщении Жизнеизучения, посвящённом 23-й главе Левита.)
Во Втор. 16:21-22 детям Израиля было дано повеление поклоняться Богу, не допуская никакого смешения с идолослужением. Такого смешения очень много в Римско-католической церкви.
«Не сажай себе Ашеру из какого-либо дерева возле жертвенника Иеговы, твоего Бога, который ты сделаешь себе» (ст. 21). Ашера была изображением богини, а жертвенник обозначает крест. Католицизм внедрил нечто языческое и добавил это к кресту, произведя смешение. В таких книгах, как «Два Вавилона», показаны источники смешения, существующего в католицизме.
Кроме того, запрещалось ставить столпы. «И не ставь себе столп, что ненавидит Иегова, твой Бог» (ст. 22).
В 17:2-7 мы видим, что Божий народ должен был побивать камнями до смерти тех, кто преступил Божий завет и служил другим богам, кланяясь им, то есть солнцу, или луне, или чему-нибудь из небесного воинства. Так дети Израиля должны были полностью удалить эту мерзость, это зло, из среды народа.
Во Втор. 23:21-23 говорится о том, что нужно поклоняться Богу, исполняя данный Ему обет.
«Когда ты пообещаешь обет Иегове, твоему Богу, не замедли воздать его; ибо Иегова, твой Бог, обязательно взыщет его с тебя, и это станет в тебе грехом» (ст. 21). Пообещать обет Богу и не исполнить его, не осуществить его, — это грех. Дав обет Господу, мы должны исполнить его как можно скорее.
Было бы хорошо, если бы те или иные святые дали Господу обет служить Ему на полновременной основе. На самом деле Бог «алчет» и «жаждет», чтобы мы сделали это. Он хочет, чтобы люди предоставили себя Ему и служили Ему на полновременной основе. Мирские люди, хотя они сотворены Богом, забыли Его и отказались от Него. У них множество дел в мире — они заботятся о самих себе и о собственных интересах, а Бог остаётся голодным и жаждущим, так как почти никто не хочет служить Ему на полновременной основе. Бог очень хочет, чтобы сотворённые Им люди возвратились к Нему. Он счастлив, когда кто-нибудь, возвратившись к Нему, обещает служить Ему на полновременной основе. Бог ждёт, что всё большее число Его людей будут поступать именно так.
«А если ты воздержишься от обета, это не станет в тебе грехом» (ст. 22). Бог — это Бог, уважающий нашу свободную волю. Это означает, что Он не принуждает нас принести себя Ему. Бог жаждет, чтобы кто-то служил Ему на полновременной основе, но, пообещаем ли мы служить Ему таким образом, зависит от нашей свободной воли. Если мы не дадим такого обета, Бог не сочтёт грехом то, что мы воздержались от обета. Но если мы пообещаем обет Господу, мы должны исполнить его. Иначе неисполнение обета будет сочтено грехом.
«То, что выйдет из твоих губ, соблюдай и исполняй, как ты добровольно дал обет Иегове, твоему Богу, что ты пообещал твоими устами» (ст. 23). Те, кто добровольно давал обет, обещая Богу сделать что-либо, должны были соблюдать и исполнять то, что вышло из их губ. Те, кто сегодня обещает служить Господу на полновременной основе, должны сдерживать своё обещание и исполнять свой обет.
После вхождения в добрую землю и овладения ей как своим наследием дети Израиля должны были приносить Богу часть начатков всех плодов своей земли (26:1-11).
«Когда ты войдёшь в землю, которую Иегова, твой Бог, даёт тебе в наследие, и овладеешь ей, и будешь жить в ней, возьми начатков всех плодов земли, которые ты принесёшь с твоей земли, которую Иегова, твой Бог, даёт тебе, и положи их в корзину, и пойди на то место, которое изберёт Иегова, твой Бог, чтобы там обитало Его имя» (ст. 1-2). Это приношение было дополнением к десятинам. Как и в случае с десятинами, часть начатков всех плодов следовало приносить на то место, которое изберёт Иегова. На этом месте они с Богом должны были наслаждаться этой долей, принесённой Богу.
Когда дети Израиля поклонялись Богу, принося часть начатков всех плодов доброй земли, они должны были прийти к служащему священнику и сказать слова объявления. «Приди к священнику, который будет служить в те дни, и скажи ему: „Я объявляю сегодня Иегове, твоему Богу, что я вошёл в землю, которую Иегова поклялся нашим отцам дать нам“» (ст. 3). Теперь, когда Бог исполнил Своё обещание о доброй земле, они должны были принести часть начатков этой земли для наслаждения Бога.
Священник должен был взять приношение и поставить его перед жертвенником Иеговы, их Бога (ст. 4). Затем дети Израиля должны были ответить и пересказать перед Ним свою историю — что Иегова спас их от угнетения со стороны египтян, выведя их из Египта, и привёл их в добрую землю — землю, текущую молоком и мёдом, и что теперь они принесли начатки плодов этой доброй земли, которую Иегова, их Бог, дал им (ст. 5-10А). Потом они должны были поставить эти плоды перед Иеговой, их Богом, и склониться перед Ним (ст. 10Б). Они не могли наслаждаться начатками плодов земли до тех пор, пока они не принесли их Богу.
«Радуйся всем благам, которые Иегова, твой Бог, дал тебе и твоему дому, ты, и левит, и пришелец, который среди тебя» (ст. 11). Они должны были вспоминать Бога и всё, что Он дал им.
Семь положений, рассмотренных в этом сообщении, показывают надлежащий путь поклонения Богу. Сегодня нам нужно поклоняться Богу посредством Христа. Именно поэтому Господь Иисус сказал, что мы должны поклоняться Отцу в духе и действительности (Ин. 4:23-24). Поклоняться Богу в духе — значит поклоняться Ему в слитом духе, то есть в нашем духе, слитом с божественным Духом. Поклоняться Богу в действительности — значит поклоняться Ему посредством Христа как действительности всех приношений.
Заботиться о надлежащем поклонении Богу — значит заботиться о Божьей нужде. Бог алчет и жаждет истинного поклонения. В 4-й главе Евангелия от Иоанна раскрывается, что Отец ищет истинных поклонников, тех, кто будет поклоняться Ему надлежащим образом. В Господнем восстановлении все мы должны быть такими поклонниками.
Если мы хотим поклоняться Богу надлежащим образом, нам нужно чтить Его имя, собираться в месте Его обители и поклоняться в том месте, где есть жертвенник (крест). Когда мы собираемся для поклонения, мы должны быть собраны в имя Господа (Мф. 18:20) и оставаться в Его имени. У нас не должно быть никакого другого имени. Поскольку жилище Господа находится в нашем возрождённом духе (Эф. 2:22), нам также нужно упражнять наш дух, который слит с божественным Духом. Здесь, в слитом духе, мы можем приносить Богу Христа для Его наслаждения, а также для нашего наслаждения. Это наслаждение удовлетворяет Бога и делает Его счастливым. Мы тоже получаем удовлетворение, и таким образом мы приходим к взаимному удовлетворению. Кроме того, под благодатью Господа нам нужно усваивать уроки креста — ничего не делать от себя, а осознавать, что мы распяты с Христом и что в нас живёт Христос (Гал. 2:20). На каждом собрании мы должны быть способны провозгласить, что мы живём в имени Господа и в слитом духе и что мы всё делаем посредством креста. Так мы становимся живым свидетельством Бога, в которого мы верим и которому мы поклоняемся. Таково надлежащее поклонение Богу в Господнем восстановлении.