Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Второзаконие»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 15

Повторение закона

(8)

  Тексты Писания: Втор. 15:12-18; 23:15-16, 19-20; 24:6, 10-15, 17-22

  В этом сообщении о повторении общих постановлений и предписаний мы рассмотрим ещё несколько моментов, касающихся помощи нуждающимся.

4. Освобождение слуги или служанки из евреев

  Во Втор. 15:12-18 говорится об освобождении слуги или служанки из евреев. Такие слуги и служанки были людьми из числа Божьего народа, которые продали себя кому-либо в рабы.

а. Слуги должны отпускаться на свободу после шести лет службы

  «Если будет продан тебе твой брат, еврей или еврейка, пусть он служит тебе шесть лет; а на седьмой год отпусти его на свободу» (ст. 12). Слуга из евреев должен был отпускаться на свободу после шести лет службы, потому что Бог — это Бог покоя. После того как Бог в течение шести дней совершал работу творения, в седьмой день Он покоился (Быт. 2:2). Сотворённые Богом люди также должны были работать шесть дней, а в седьмой день покоиться. Во Втор. 15:12 принцип покоя после периода работы применяется к слуге из евреев. Отсюда мы видим, что Бог не только мудр, но Он также сочувствует человеку. Бог неравнодушен к человеку, и Он заботится о человеке.

б. Господин не должен отпускать слуг с пустыми руками, а должен щедро снабдить их

  «Когда будешь отпускать его на свободу, не отпускай его с пустыми руками; ты должен щедро снабдить его от твоего стада, и от твоего гумна, и от твоего давила; как благословил тебя Иегова, твой Бог, так дай ему» (ст. 13-14). Бог — это не Бог скудости, а Бог богатства, изобилия и избытка. По этой причине господин должен был щедро снабдить слугу, которого он отпускал.

в. Слугам, которые не хотят уходить от своих господ, потому что любят своих господ и их дома, нужно проткнуть ухо шилом, и они должны быть слугами навек

  «Если он скажет тебе: „Я не пойду от тебя“, потому что он любит тебя и твой дом, ибо хорошо ему у тебя, то возьми шило и проткни его ухо, воткнув шило в дверь, и пусть он будет твоим слугой навек; так же поступи и с твоей служанкой» (ст. 16-17). Это — превосходный прообраз, показывающий нас как рабов Господа Иисуса. Мы любим Его, мы любим Его семью, и поскольку мы не хотим уходить от Него, мы говорим Ему, что хотим остаться у Него на службе навек. Когда мы совершаем такое добровольное приношение Господу Иисусу, Он никогда не отвергает, а всегда принимает его. Затем Он протыкает «шилом» наше «ухо» (олицетворяющее нас), втыкая «шило» в «дверь» (олицетворяющую Бога). Так ухо становится единым с дверью, и между ухом и дверью начинается интенсивное двустороннее движение. С этого времени наши отношения с Господом — это отношения, при которых мы прислушиваемся ухом. Мы стоим у двери в ожидании того, что мы услышим голос Господина и будем служить Ему.

  Всем, кто служит на полновременной основе, Господь «проткнул уши шилом». Можно сказать, что их уши были «прибиты» к дверному косяку. Теперь у них в ухе есть отверстие. Это отверстие предназначено не для серьги (какого-либо украшения), а для служения, которое требует слышащего уха. Если у нас будет слышащее ухо, то ничто не отделит нас от нашего Господина.

  Поскольку Господь Иисус был Рабом Божьим, Его ухо было «проткнуто шилом» (Ис. 50:5). В Его ухе было отверстие, поэтому между Ним и Богом Отцом, которому Он служил, было свободное двустороннее движение. С нами должно быть то же самое.

  То, что слуга из евреев становился слугой своего господина навек, означало, что он отказывался выходить на волю и уже не имел свободы. По окончании шести лет слуга был свободен уйти, но как только он решал остаться и его ухо было проткнуто шилом, у него уже никогда больше не было свободы уйти. Я могу засвидетельствовать, что, как слуга Господа, я считаю, что у меня нет ни свободы, ни будущего. В самом прямом смысле слова мне «пришёл конец», потому что моё ухо было прибито к дверному косяку моего Бога. Я надеюсь, что у молодых людей будет такое же осознание в отношении самих себя и что они скажут: «Я навек принадлежу Господу Иисусу. Моё ухо было прибито к Его дверному косяку, и я отказался от своей свободы».

г. Господа не должны считать это чем-то тяжким, когда они отпускают слуг на свободу

  «Не считай это чем-то тяжким, когда будешь отпускать его на свободу; ибо он прослужил тебе шесть лет, сохранив тебе двойную плату наёмника, и Иегова, твой Бог, благословит тебя во всём, что ты будешь делать» (Втор. 15:18). Господам могло показаться, что они потеряли и те деньги, за которые они купили слугу, и самого слугу, и это могло опечалить их. Поэтому Моисей, будучи пожилым человеком, который, несомненно, знал человеческую природу, велел господам не считать освобождение слуги чем-то тяжким. Они не должны были испытывать чувство жадности или печали. Напротив, они должны были быть довольны, осознавая, что этот слуга сохранил им значительную наёмную плату и что Иегова, их Бог, благословит их.

5. Забота о беглом рабе

  В Втор. 23:15-16 Моисей сказал о том, как нужно заботиться о беглом рабе.

а. Израильтянин не должен выдавать раба, который сбежал к нему от своего господина, его господину

  «Не выдавай раба, который сбежал к тебе от своего господина, его господину» (ст. 15). Вопреки тому, что мы могли бы подумать, Бог не позволял израильтянину отсылать беглого раба его господину. Напротив, тот, к кому убегал раб, должен был помочь рабу.

б. Раб должен жить в Израиле, в месте, которое он изберёт среди городов

  «Пусть он живёт у тебя, среди тебя, в месте, которое он изберёт среди твоих городов, где ему будет угодно; не угнетай его» (ст. 16). Очевидно, согласно установленному Богом порядку, раб имел право убежать и после этого жить в месте своего выбора. Это раскрывает, какое сердце у нашего Бога. Сердце Бога всегда готово прощать и освобождать, а не осуждать. Это подразумевает, что у нас должно быть сердце, готовое прощать наших братьев в Господе.

6. Неналожение роста на брата

  Израильтянин не должен был налагать на брата рост с денег, с пищи и с чего-либо, с чего взимается рост (ст. 19). Израильтянин мог налагать рост на иноплеменника, но не на брата, чтобы Иегова, его Бог, благословил его во всех его предприятиях (ст. 20). В этом деле участвовали не только израильтянин и его брат, но и Бог, который над всеми и видит всё.

7. Взятие в залог ручной мельницы или верхнего жёрнова

  «Пусть никто не берёт в залог ручную мельницу или верхний жёрнов, ибо он берёт в залог средства к жизни» (24:6). Словосочетанию «средства к жизни» здесь соответствует еврейское слово «неф́еш», которое означает «душа», «жизнь». В этом стихе мы видим, что израильтянину не разрешалось брать у кого-либо в залог ручную мельницу или верхний жёрнов, так как это означало бы, что он берёт в залог его средства к жизни. Бог не потерпел бы этого. Даже если просящий взаймы не мог дать в залог ничего другого, кроме ручной мельницы или верхнего жёрнова, заимодавец не должен был брать такой залог — он должен был дать ему взаймы без залога. Это постановление раскрывает, что Бог любящий и полный заботы.

8. О том, как брать залог у просящего взаймы

  Во Втор. 24:10-13 говорится о том, как брать залог у просящего взаймы.

а. Заимодавец не должен входить в дом просящего взаймы, а должен стоять на улице

  Когда дети Израиля давали что-нибудь взаймы своему ближнему, они не должны были входить в его дом, чтобы взять его залог (ст. 10). Вместо этого они должны были стоять на улице, а просящий взаймы должен был вынести им залог на улицу (ст. 11). Эти мелкие подробности показывают, что наш Бог обращает внимание на мелочи в Своей заботе о Своих людях.

б. Заимодавец должен возвратить залог до захода солнца

  Далее, в стихах 12 и 13, говорится: «Если он бедный человек, не ложись спать с его залогом; ты должен возвратить ему залог с заходом солнца, чтобы он лёг спать в своей накидке и благословил тебя; а тебе это будет праведностью перед Иеговой, твоим Богом». Если заимодавец не возвращал залог до захода солнца, то взявший взаймы мог обвинить его перед Богом, сказав: «Господь, мой заимодавец не отдаёт мне мою накидку, и мне не в чем спать». Если заимодавец не возвращал накидку, то это могло принести ему не благословение, а страдание. Но если он возвращал накидку до захода солнца, то взявший взаймы мог благословить его и Бог должен был счесть праведностью перед Богом то, что заимодавец возвратил накидку.

9. О плате, выдаваемой бедному наёмному слуге

  В 24:14 и 15 говорится о плате, выдаваемой бедному наёмному слуге. Дети Израиля не должны были угнетать бедного и нуждающегося наёмного слугу из их братьев или из пришельцев у них (ст. 14). В день, когда наёмный слуга зарабатывал плату, дети Израиля должны были выдать ему его плату до захода солнца (ст. 15А). Им нельзя было оставаться в долгу перед тем, кто работал на них. Иначе он мог воззвать против них к Иегове и это стало бы в них грехом (ст. 15Б).

10. В том, чтобы помнить нужду пришельца, сироты или вдовы

  В 24:17-22 мы видим, что дети Израиля должны были помнить нужду пришельца, сироты или вдовы. Это показывает, что дети Израиля должны были не только давать, чтобы помочь нуждающимся, но и помнить их нужду. Они должны были не ждать, когда нуждающиеся придут к ним, а помнить их и соответственно делать что-то для них.

а. Дети Израиля не должны извращать правосудие в отношении пришельца и сироты и брать в залог одежду вдовы

  Дети Израиля не должны были извращать правосудие в отношении пришельца и сироты и брать в залог одежду вдовы (ст. 17). Они должны были помнить, что они были рабами в Египте и что Иегова, их Бог, выкупил их оттуда (ст. 18).

б. Не возвращаться, чтобы взять забытый сноп на поле, а оставить его для пришельца, сироты и вдовы

  Когда дети Израиля жали свою жатву на своём поле и забывали сноп на поле, они не должны были возвращаться, чтобы взять его. Этот сноп должен был остаться для пришельца, сироты и вдовы, чтобы Иегова, их Бог, благословил их во всех делах их рук (ст. 19). Оставшееся на поле было жатвой Бога для бедных. Если тот, кто жал жатву, не возвращался взять забытый сноп, а оставлял его для бедных, это давало Богу возможность благословить этого человека во всех делах его рук, то есть во всех его предприятиях.

в. При обивании маслины не пересматривать за собой ветви

  Когда дети Израиля обивали свою маслину, они не должны были пересматривать за собой ветви. Оставшиеся на дереве маслины были для пришельца, сироты и вдовы (ст. 20).

г. При срезании винограда в винограднике не собирать оставшееся за собой

  Когда дети Израиля срезали виноград в своём винограднике, они не должны были собирать оставшееся за собой. Оставшийся виноград был для пришельца, сироты и вдовы (ст. 21).

  Дав это постановление, Господь сказал: «Помни, что ты был рабом в Египетской земле; поэтому я повелеваю тебе делать это» (ст. 22). Запрет собирать оставшееся за собой после срезания винограда в винограднике должен был служить народу напоминанием о том, что они были рабами в Египте. Они должны были помнить об этом и оставлять в винограднике какую-то часть винограда для нуждающихся.

  Предположим, что хозяин виноградника, зная, что ему не разрешается собирать оставшееся за собой после срезания винограда, решил бы подойти к срезанию винограда очень внимательно и строго, стараясь не оставить после себя гроздьев с ягодами. Человек, проявивший такую строгость, подвергся бы строгим мерам воздействия со стороны Бога. Бог оставил бы работу такого строгого человека без Своего благословения. В конце года у него оказалось бы мало прибыли. А тот, кто не подходил строго к срезанию винограда, а оставлял гроздья для нуждающихся, получал от Бога благословение. В конце года он, к своему удивлению, мог обнаружить, что благодаря Божьему благословению его прибыль намного превысила его ожидания.

  Постановления и предписания о помощи нуждающимся показывают, что Бог живой и реальный. Во всём, что мы делаем, когда даём взаймы и собираем урожай, мы должны помнить нужду Бога в отношении нуждающихся. Если мы будем помнить эту нужду, то Бог будет тайно помнить нас и благословлять нас во всех наших предприятиях, во всех наших делах. Все мы должны верить в это.

  Занимаясь своим делом, мы должны помнить нуждающихся среди Божьих детей и обращать к ним своё сердце. Если наше сердце будет обращено к тому, чтобы заботиться о нуждающихся, то мы естественным образом будем откладывать для них некоторую долю. Бог увидит это и будет доволен этим. И тогда Он втайне сделает что-то со Своей стороны, чтобы благословить нашу работу или наше предприятие. Благословение получим не только мы сами — все Божьи люди в целом будут под Его благословением. В результате этого у нас не будет скудости, а постоянно будет всё новый и новый избыток. Этот постоянный избыток будет показывать богатство Бога.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках