(6)
Тексты Писания: Числ. 5:11-31
В этом сообщении мы продолжим рассматривать меры в отношении осквернения, описанные в 5-й главе Чисел.
Г. Меры в отношении жены, которую ревнует её муж
В 5:11-31 мы видим меры в отношении жены, которую ревнует её муж. Этот случай показывает, что Бог не только всевластен над каждым из Своих детей, но Он даже может сделать нечто чудодейственное, принимая меры в отношении определённого осквернения.
Что касается понимания Чисел, мы можем легко понять логическим образом меры в совокупном и индивидуальном аспектах в 5:1-10. Но не легко понять логически меры, описанные в 5:11-31, о которых нигде больше не говорится в Библии. Эти меры можно понять логически, только если рассматривать их как часть системы прообразов.
Откровение в Библии даётся нам различными способами. Во-первых, божественное откровение даётся ясными словами, как, например, в Быт. 1:1, где говорится, что в начале Бог сотворил небеса и землю.
Во-вторых, откровение передаётся через исторические записи. Книги от Исхода до Книги пророка Малахии представляют собой долгую историю детей Израиля, которая раскрывает перед нами обилие божественной истины.
В-третьих, божественное откровение даётся через жизнь различных людей, таких как великие люди в Бытии (Адам, Авель, Энос, Энох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф). Например, Энос был слабым, хрупким, смертным человеком, но его отличительной чертой было то, что он призывал имя Господа (Быт. 4:26). Хотя Энос был слабым, благодаря призыванию имени Господа он делался богатым и сильным, так как он входил в силу и богатство Того, кого он призывал.
Наконец, божественное откровение даётся через систему прообразов. Система прообразов подразумевает предызображения, тени, прообразы и примеры. Например, две жены Авраама — это предызображения двух заветов: Агарь обозначает завет закона, а Сарра — завет благодати (Гал. 4:21-31). Историю Сарры и Агари можно рассматривать не только как предызображение, но и как тень. Ни завет закона, ни завет благодати ещё не был введён в действие во время Агари и Сарры. Тем не менее Агарь и Сарра — это тени соответственно завета закона и завета благодати.
Даже ясные слова и образные выражения могут быть связаны с системой прообразов. В Прит. 4:18 говорится: «Стезя праведных — как свет зари, который светит всё ярче и ярче до полного дня». Эта притча представляет собой ясные слова, но в этих словах содержится образное выражение, которое является частью системы прообразов. «Свет зари», восход солнца, обозначает приход Христа (Лк. 1:78). Это выражение может также обозначать наше оживление по утрам. Из этого наглядного примера мы видим, что ясные, прямые слова могут включать в себя образное выражение, которое можно рассматривать как часть системы прообразов.
Система прообразов в Библии — это нечто очень большое, и она имеет множество аспектов. В Ветхом Завете божественное откровение, передаваемое через систему прообразов, наверное, равняется по своему объёму откровению, передаваемому ясными словами.
Сказанное в Числ. 5:11-31 трудно объяснить ясными словами. То, что изображено здесь, не имеет отношения ни к истории, ни к какой-либо личности. Однако это имеет некоторое отношение к системе прообразов.
В системе прообразов Бог обрёл у горы Синай народ и использовал его для построения жилища на земле. Затем Он дал народу свод законов, правил и предписаний для поклонения Ему. После этого Он предпринял шаги, чтобы сформировать из этого народа войско. Народ, обретённый Богом для формирования войска, способного сражаться за Него, и священства, способного служить Ему, должен быть чистым во всём — в своём существе, природе, словах, облике, поведении, в том, как они двигаются и действуют, и даже в том, чем они обладают.
Меры в совокупном аспекте, показанные в 5-й главе, включают в себя только три вещи: проказу, выделения и мёртвость. Однако эти вещи охватывают всю нечистоту, в отношении которой следует принять меры среди Божьих святых людей. Что касается отдельного человека, меры в отношении неверности человека — это меры в соответствии с Божьей праведностью. По этой причине необходим такой отрывок, как стихи 1-10 в 5-й главе.
Стихи 11-31 в 5-й главе Чисел — это особый отрывок во всех шестидесяти шести книгах Библии, который показывает не только всевластие Бога, но и совершаемое Им чудо. Эта запись представляет собой запись о чуде.
В проверке при помощи воды горечи (ст. 18) использовались одновременно вода (указывающая на Святого Духа), прах с пола скинии (указывающий на человеческую природу человека) и хлебное приношение (указывающее на Христа). Жену, находившуюся под подозрением, заставляли выпить эту воду. Если жена была грешна, вода воздействовала на её чрево, так что оно опухало, а её бедро от этой воды опадало. Вроде бы в этой записи не говорится о чём-то божественном. Однако это удивительное чудо.
Запись в 5-й главе Чисел похожа на запись о том, что сделал Господь Иисус, в Ин. 9:1-7. Он исцелил слепого, сделав из слюны, смешанной с прахом, глину, а затем помазав слепому глиной глаза. Если бы сегодня Господь попробовал сделать то же самое с нами, мы бы, наверное, сочли это за шутку и не захотели бы позволить Ему сделать нам это.
В записи в Числ. 5:11-31 мы видим прообразы. Вода является прообразом Святого Духа, хлебное приношение из ячменя является прообразом воскрешённого Христа, а прах обозначает сотворённого человека (Быт. 2:7). Таким образом, сюда включены творение, Дух, Христос, а также Его смерть и воскресение. Вода, в которую клался прах с пола скинии, становилась не только водой горечи, наводившей проклятие, но и действующей водой, от которой опухало чрево и опадало бедро.
Если мы хотим истолковать сказанное в Числ. 5:11-31, мы должны знать, как истолковывать прообразы. Труднее всего истолковать прах на полу скинии. Прах обозначает природного человека, человека, сотворённого Богом, а скиния — это Божье жилище. Божье жилище строится на человеке, сотворённом Богом. Вот что такое прах на полу скинии. Божье жилище свято, но есть прах, который может соединиться с Божьим жилищем. Взять такой прах и положить его в воду — значит взять человеческую природу, которая может соединиться с Божьим жилищем, и вложить её в Святого Духа. Затем к этой воде, содержащей прах, прибавляется Христос как хлебное приношение, которое было сделано из ячменя (в воскресении), но на которое не клали ладана и не выливали масла (без действенности воскресения и без Святого Духа). Здесь мы видим человеческую природу, сотворённую Богом, соединённую с Божьим жилищем, вложенную в Святого Духа и применяемую вместе с воскрешённым Христом. Это представляет собой настоящую проверку нашего целомудрия.
Как в совокупном, так и в индивидуальном аспекте Божьи люди должны быть целомудренны по отношению к Богу. Недостаточно быть лишь чистыми. Быть чистыми — это одно, а быть целомудренными — это другое. Может быть, у нас нет проказы, нет выделений и нет соприкосновения с мёртвостью, но целомудренны ли мы? Мы можем быть очень верными, но если мы не целомудренны, то мы не на высоком уровне по своим качествам. Жена может быть хорошей во всех отношениях, но, если у неё есть другая любовь, эта другая любовь портит её с точки зрения целомудрия. Божьи люди должны быть не только чистыми во всех смыслах и во всех отношениях — они также должны быть целомудренными. Поэтому нам нужно научиться быть целомудренными по отношению к Господу.
Теперь давайте кратко рассмотрим некоторые подробности, связанные с мерами в отношении жены, которую ревнует её муж.
1. Прообраз ревности Христа в отношении Его верующих и Его церкви
Меры в отношении жены, которую ревнует её муж, являются прообразом ревности Христа в отношении Его верующих и Его церкви. Мы должны помнить, что у церкви и у всех верующих есть муж — Христос. Может быть, мы не бунтуем (мы не прокажённые), мы проявляем большое самообладание и сдержанность (у нас нет выделений), и в своём поведении мы абсолютно правы как перед Богом, так и перед человеком, но целомудренны ли мы, будучи женой Христу? Чтобы быть целомудренной, жена не должна любить кого-то ещё помимо своего мужа. Если жена восхищается каким-то другим мужчиной, она стоит на пороге утраты своего целомудрия.
Если мы будем целомудренной женой Христу, мы сможем последовать за своим Мужем на сражение. У Давида была сражающаяся жена (1 Цар. 25). В Откровении сражающееся войско Христа состоит из Его победителей, которые являются сражающейся женой, соответствующей Христу (Отк. 19:7-9, 11-14). Чтобы быть частью сражающегося войска Господа, мы должны быть целомудренными. Меры, описанные в Числах, показывают, что требования к Божьим людям для формирования из них войска являются очень высокими.
У церкви и у всех верующих должна быть только одна любовь — Христос (2 Кор. 11:2-3). Если церковь или кто-либо из верующих ищет чего-то или стремится к чему-то помимо Христа, то в глазах Бога это — духовное прелюбодеяние. Те, кто совершает духовное прелюбодеяние, будут судимы и прокляты Богом (1 Кор. 16:22) и не смогут сражаться за Бога и служить Богу. Как только мы теряем целомудрие, мы теряем способность сражаться за Бога и служить Ему.
2. Жена должна быть приведена к священнику
Человек, ревновавший свою жену, должен был привести её к священнику (Числ. 5:15А). Священник здесь может обозначать Христа или кого-то, кто очень близок к Богу.
3. С хлебным приношением ревности
«Пусть этот человек приведёт свою жену к священнику и принесёт её приношение за неё — десятую часть эфы ячменной муки. Пусть он не выливает на неё масла и не кладёт на неё ладана; ибо это — хлебное приношение ревности, хлебное приношение напоминания, напоминающее о беззаконии» (ст. 15). Затем священник должен был положить это хлебное приношение ревности в руки женщины (ст. 18). Хлебное приношение обозначает Христа в Его человечестве, который приносится Богу, чтобы Божьи люди были приемлемы. В данном случае хлебное приношение состояло из ячменной муки, на которую не выливали масла и не клали ладана. Ячмень обозначает воскрешённого Христа, масло обозначает Святого Духа, а ладан обозначает воскресение. Такое хлебное приношение ревности напоминало о беззаконии.
4. Священник ставит женщину перед Богом, распускает её волосы и кладёт прах с пола скинии в святую воду, которая в глиняном сосуде
«Пусть поставит священник женщину перед Иеговой, и распустит волосы на голове женщины» (ст. 18А). То, что волосы женщины были распущены, показывает, что она не подчинялась главенству. Священник также брал святую воду (Святой Дух) в глиняном сосуде (природный человек) и брал прах (природа природного человека — Быт. 3:19; Пс. 22:15) с пола скинии и клал этот прах в воду, чтобы сделать её водой горечи, наводящей проклятие (Числ. 5:17-22).
5. Священник записывает проклятия в книгу, смывает написанное в воду горечи и заставляет женщину выпить воду, наводящую проклятие
«И пусть священник запишет эти проклятия в книгу и смоет в воду горечи. И пусть он заставит женщину выпить воду горечи, наводящую проклятие» (ст. 23-24А). Проклятия в данном случае указывают на слово Божьего суда.
6. Священник берёт из руки женщины хлебное приношение ревности, потрясает хлебным приношением перед Иеговой и сжигает его горсть как памятную долю на жертвеннике
«Пусть священник возьмёт из руки женщины хлебное приношение ревности, и пусть он потрясает хлебным приношением перед Иеговой, и поднесёт его к жертвеннику. И пусть возьмёт священник горсть от хлебного приношения как его памятную долю и сожжёт на жертвеннике» (ст. 25-26А). Потрясание хлебным приношением обозначает воскресение. Горсть от хлебного приношения, которую сжигали на жертвеннике, приносилась Богу как памятная доля.
7. Чрево женщины, осквернившей себя, опухает, её бедро опадает, и женщина становится проклятием среди своего народа
«Когда он заставит её выпить воду, тогда, если она осквернила себя и поступила вероломно по отношению к своему мужу, то вода, наводящая проклятие, войдёт в неё и станет горькой, и её чрево опухнет, и её бедро опадёт; и пусть эта женщина будет проклятием среди своего народа» (ст. 27). То, что чрево (живот) опухало, означает, что оно становилось ненормальным. То, что бедро опадало, означает, что сила женщины уменьшалась. Эти меры включали в себя творение, искупление, воскресение, Святого Духа и Божье жилище. Такие меры были, несомненно, чудом.
8. Женщина, не осквернившая себя, остаётся невредима и способна зачинать семя
«Если женщина не осквернила себя и она чиста, то она будет невредима и способна зачинать семя» (ст 28). Еврейское слово, означающее «семя», можно также перевести как «дети». Женщина, не осквернившая себя, была способна зачинать семя, то есть детей.
Меры, описанные в 5:11-31, показывают, что Бог очень сурово проверяет целомудрие Своих людей. Мы должны быть на высоком уровне в том, что касается нашего качества целомудрия. Тогда мы сможем сражаться за Бога и служить Богу.