(5)
Тексты Писания: Числ. 5:1-10
Чтобы Божьи люди могли быть сформированы в войско, должны быть выполнены определённые условия. Одним из этих условий является требование принять меры в отношении осквернения. В этом сообщении мы начнём рассматривать меры в отношении осквернения, показанные в 5-й главе Чисел.
VI. Меры в отношении осквернения
Бог праведен и свят, и Он не терпит осквернения. Поэтому Его люди должны принимать меры в отношении осквернения.
Для принятия мер в отношении осквернения существует тройная причина. Во-первых, Божьи люди — это Божье жилище и место обитания (ст. 3); во-вторых, Божьи люди — это Божьи воины, сражающиеся за Него (Числ. 1:20, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 38, 40, 42); в-третьих, те, из кого формируется войско, также являются священниками, служащими Богу (Числ. 3:3). Чтобы у Бога было жилище, войско и священство, Его люди должны принять меры в отношении осквернения. Они, подобно Богу, должны быть праведны, святы и, следовательно, чисты.
Меры, показанные в 5-й главе Чисел, принимаются в очень строгой последовательности. Сначала, в Числ. 5:1-4, говорится о мерах в совокупном аспекте. Всё войско должно принять меры в совокупном аспекте; это не просто меры, которые принимают отдельные люди. Эти меры в совокупном аспекте касаются в основном трёх вещей: проказы, выделений и нечистоты от прикосновения к умершему.
В церковной жизни как Божьем войске не должно быть проказы. Проказа обозначает злые проявления из природного человека, особенно в виде бунта. В этом смысле все мы прокажённые и у всех нас проказа. Проказа — это нечто внутри нас, в самом нашем элементе. Это нечто глубокое и субъективное, и в отношении этого необходимо принять тщательные меры. Если мы не примем мер в отношении проказы внутри нас, мы сделаемся осквернёнными и нечистыми.
Согласно учению Ветхого Завета, проказа исходит главным образом от бунта против Божьей власти. Первым наглядным примером этого был случай с Мариам и Аароном, которые взбунтовались против Моисея, представителя Божьей власти (Числ. 12:1-10). В результате бунта против представителя Божьей власти Мариам сделалась прокажённой.
Бунтарская природа, бунтарский элемент, содержится у нас в крови и в природе. Следовательно, это нечто очень природное. Как природный человек, каждый из нас прокажённый.
Второе, в отношении чего необходимо принять меры, — это выделения. Всё, что выходит из нашего существа, как, например, пот, является выделением. В духовном смысле выделения — это чрезмерные, ненормальные и несдержанные проявления природного человека; они обозначают его неуправляемость, необузданность, в том, что касается его «я», нрава, предпочтений, симпатий и антипатий. Если в нашей повседневной жизни в нашем существе есть нечто чрезмерное и несдержанное, оно становится ненормальным. Эта ненормальность представляет собой выделение. Например, если мы выходим из себя, то с нашей стороны это нечто чрезмерное, несдержанное и ненормальное. Это — выделение, проявление, природного человека. Несдержанное выражение наших симпатий и антипатий также является выделением.
3. Меры в отношении нечистоты от прикосновения к умершему
Третье, в отношении чего необходимо принять меры, — это нечистота от прикосновения к умершему, то есть духовная мёртвость. Израильтянам не разрешалось прикасаться к чему-либо мёртвому, будь то животное, насекомое или человек (Лев. 11:24-47; Числ. 19:11). Прикасаясь к этому, они осквернялись.
Смерть — это нечто более грязное, чем грех. Если мы будем соприкасаться с теми, кто духовно мёртв, мы будем осквернены духовной мёртвостью.
4. Осквернения должны оставаться вне стана
Осквернения в виде проказы, выделений и нечистоты от прикосновения к умершему должны были оставаться вне стана, который является Божьим жилищем среди Его людей. Бог праведный, святой и живой. По этой причине эти проказа, выделения и духовная мёртвость не могут оставаться в Божьем жилище, войске и священстве.
5. Нечистота, в отношении которой следует принять меры в церкви
Три вида осквернения, в отношении которых следовало принять меры в стане Израиля, составляют всю нечистоту, в отношении которой следует принять меры в церкви. Эти три вещи: проказа, исходящая от бунта, выделения как проявления чрезмерности, ненормальности и несдержанности и нечистота от прикосновения к умершему — представляют собой полный прообраз нечистоты, в отношении которой следует принять меры и которую следует удалить из церковной жизни. Если мы примем меры в отношении этих трёх вещей, церковь будет чистой.
В. Меры в индивидуальном аспекте
После принятия мер в совокупном аспекте в отношении осквернения мы видим меры в индивидуальном аспекте (5:5-10). Церковь как единое целое нуждается в мерах в совокупном аспекте. Это единое целое состоит из святых, и они должны принимать меры в индивидуальном аспекте.
1. Меры в отношении вины по причине греха человека против Бога
Принимая меры в индивидуальном аспекте, мы должны сначала принять меры в отношении вины по причине нашего греха против Бога (ст. 6). Это значит принять меры в отношении осквернения по причине неправедности, по причине вины перед человеком и осуждения перед Богом.
В некоторых вещах мы бываем неправедны по отношению к Богу. Возможно, мы поступили с Богом несправедливо, и поэтому между нами и Богом есть нечто греховное. Это — осквернение по причине неправедности, и в отношении этого осквернения необходимо принять меры.
Нам также нужно принять меры в отношении вины перед человеком. Если мы что-то у кого-то украли, то мы нанесли этому человеку обиду и сделались неправедными. Эта неправедность осуждается Богом. В этом случае мы не только нанесли обиду человеку, но также находимся под Божьим осуждением.
В Числ. 5:6-7А говорится: «Когда мужчина или женщина совершит какой-нибудь грех, который совершают люди, поступив вероломно по отношению к Иегове, и этот человек осознает свою вину, то пусть они исповедают свой грех, который они совершили». Здесь мы видим, что для принятия мер в отношении нашего греха, проступка или вины мы должны тщательно исповедаться.
3. Возмещает ущерб за нанесённую им обиду соответственно его полной сумме
Исповедав свои грехи Богу (1 Ин. 1:9), мы должны пойти к тому, кого мы обидели, чтобы возместить ущерб за нанесённую нами обиду соответственно его полной сумме (Числ. 5:7Б). Предположим, вы что-то у кого-то украли. В результате вы неправедны по отношению к этому человеку и также находитесь под Божьим осуждением. Вам нужно выплатить этому человеку столько, сколько вы ему должны. Вот что значит возместить ущерб за нанесённую обиду.
4. Добавляет к сумме ущерба его пятую часть и отдаёт тому, кому нанесена обида
В Числ. 5:7В говорится, что человек, нанёсший обиду, должен добавить к сумме ущерба его пятую часть и отдать тому, кого он обидел.
Поскольку мы, христиане, всё ещё находимся в старом человеке, мы не осознаём, в скольких вещах мы хотим извлечь для себя выгоду за счёт других. Например, когда мы сидим рядом с другими людьми, мы иногда хотим занять побольше пространства и поэтому не стараемся держать ноги строго впереди себя. Если наша совесть проницательна, мы поймём, что это неправильно.
Кроме того, иногда мы нечестно пользуемся чужими вещами, когда, например, берём их без разрешения. Школьные учителя иногда несут домой ручки, мел и канцелярские принадлежности. Мы не должны считать это чем-то незначительным. Это воровство.
Во многих вещах мы извлекаем для себя выгоду за счёт других. Мы можем неосознанно нанести обиду другим людям и в результате оказаться в долгу перед ними. Нам нужно исповедать нанесённую нами обиду Господу. Он, несомненно, простит нас, и кровь Иисуса очистит нас (7, 1 Ин. 1:9). Однако ещё существует проблема между нами и тем, кого мы обидели. Поэтому мы должны пойти к этому человеку и возместить ущерб, выплатив столько, сколько мы должны, и даже больше, чем мы должны.
Наш Бог праведный и святой, и мы должны быть праведными и святыми, как Он. Иначе мы будем осуждены Божьей праведностью и святостью. Когда это с нами происходит, мы должны исповедать нанесённую нами обиду, а затем возместить ущерб.
5. Возмещает ущерб сородичу того, кому нанесена обида, или Богу для священника
Если тот, кого мы обидели, умер, то возмещение следует отдать его сородичу. «А если у того человека нет сородича, которому можно возместить ущерб за нанесённую обиду, то возмещение, совершаемое за нанесённую обиду, пусть отдаётся Иегове для священника» (ст. 8А), так же как святыни каждого человека должны были преподноситься священнику (ст. 9-10). Всякий раз, когда у нас есть святыня, которую мы хотим преподнести Богу, мы даём её священнику. Здесь мы видим, что это возмещение в качестве меры в отношении нашей вины становится святым, подобно святыне, отдаваемой Богу. Сегодня мы можем отдать его церкви или тому, кто служит Богу в качестве священника и живёт верой.
6. За него совершается заглаживание бараном
В Числ. 5:8Б говорится о «баране заглаживания, которым за него совершается заглаживание». Помимо исповеди и возмещения ущерба за виновного нужно было совершить заглаживание бараном. Этот баран является прообразом Христа.
В этом отрывке Слова раскрывается, насколько наш Бог детален. Сначала мы исповедуем наш грех Богу, а потом идём и совершаем возмещение. Затем мы возвращаемся к Богу, чтобы принести Христа как нашу жертву умилостивления.
Меры в индивидуальном аспекте, описанные в этих стихах, могут показаться мелочью, но они подобны маленькому винтику в большой машине. Если один маленький винтик неисправен, вся машина не может работать. Поэтому нам нужны эти меры. Церковь должна принимать меры в совокупном аспекте, а святые должны принимать меры в индивидуальном аспекте.
Возможно, мы думаем, что на земле нельзя увидеть церковь, которая очищена от осквернения. На наш взгляд, среди нас присутствуют всякого рода путаница, неприятности и осквернения. Однако как ясно показывает эпизод с Илиёй, в глазах Бога у Него есть семь тысяч тех, кто скрыт. Илия обвинял Божий народ, говоря: «Господь, Твоих пророков они убили, Твои жертвенники они разрушили; и я остался один, и моей жизни они ищут» (Рим. 11:3; 3 Цар. 19:10). В ответ Илие Господь сказал: «Я оставил Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колена перед Ваалом» (Рим. 11:4; 3 Цар. 19:18). Здесь Бог как бы говорил: «Илия, в твоих глазах ситуация, возможно, ужасна, но Я удовлетворён этими семью тысячами».
На протяжении столетий у Бога всегда были «семь тысяч», на которых Он мог рассчитывать. Следовательно, у Бога сегодня по-прежнему есть Своё свидетельство. Нам нужно научиться входить в число этих семи тысяч. Это означает, что нам нужно принимать тщательные меры в совокупном и в индивидуальном аспектах, благодаря которым мы будем оставаться правыми с точки зрения Божьих условий и принципов для формирования Его сражающегося войска. На первый взгляд сегодня не видно формирования такого сражающегося войска. Но в глазах Бога такое формирование происходит и такое войско есть. Сражение за Бога по-прежнему продолжается. У Бога по-прежнему есть народ на земле. Он видит, как сражается Его войско и как служит Его священство.