(16)
Тексты Писания: Числ. 35:1-34
В этом сообщении мы рассмотрим города, данные левитам, и города-убежища.
Г. Города, данные левитам, и города-убежища
Левиты не были непосредственно священниками — они были служащими в священстве. Это означает, что они служили священству. В священстве, или служении священников, было множество деловых вопросов, которые требовали служения левитов. Поэтому левиты были коленом, отделённым для этих деловых вопросов. Поскольку левиты были таким отделённым коленом, им не было дано доли доброй земли. Однако Бог предписал, чтобы им были даны города с их пастбищными землями.
а. Левитам даны сорок восемь городов
Из наследия владения детей Израиля левитам должны были быть даны для жительства сорок восемь городов (ст. 7, 2А). Сорок восемь — это число, имеющее глубокий смысл. Согласно своему духовному значению, это число может быть образовано двумя путями. Во-первых, это шесть, умноженное на восемь. Число шесть обозначает человека, сотворённого Богом на шестой день. Бог творил старое творение на протяжении шести дней, и человек был завершением Божьего творения. Число восемь обозначает воскресение. Восьмой день, день после субботы, был началом новой недели. Человек, сотворённый на шестой день, стал падшим. Однако человек был спасён в воскресении и тем самым приведён в воскресение.
Сорок восемь городов, данных левитам, обозначают природного человека, который стал падшим, но был приведён в воскресение через левитское служение. Левитское служение было служением священству, а целью священства было привести падшего человека обратно к Богу в воскресении. Таким образом, число городов, данных левитам, обозначает назначение левитского служения.
Число сорок восемь также состоит из числа четыре, умноженного на двенадцать. Число четыре, так же как число шесть, обозначает человека как Божью тварь. Двенадцать — это число совершенства и завершённости в Божьем вечном управлении. Следовательно, число сорок восемь, состоящее из числа четыре, умноженного на двенадцать, подразумевает, что сотворённый Богом человек будет усовершенствован и завершён в Божьем вечном управлении.
б. Левитам даны пастбищные земли
Левитам также должны были быть даны пастбищные земли для их скота, стад и животных на три тысячи локтей от стены города и вовне со всех сторон каждого города (ст. 2Б-5). Это был довольно большой участок земли, и это подразумевает, что Бог даёт без скудости. Божий дар всегда обилен.
в. Большие колена дают больше, а меньшие колена — меньше
Для того чтобы дать левитам сорок восемь городов, большие колена должны были дать больше, а меньшие колена — меньше (ст. 8). Это было правильно и справедливо и соответствовало богатству, данному Богом. То, сколько мы можем и должны давать, зависит от того, сколько дал нам Бог. Если Бог даёт нам много, мы должны давать больше. Если Он даёт нам меньше, мы можем давать меньше.
г. Сорок восемь городов, данных левитам, должны быть рассеяны среди Израиля
Сорок восемь городов, данных левитам, должны были быть рассеяны среди Израиля, благодаря чему проклятие, наложенное Иаковом на Левия в Быт. 49:7, превратилось бы в благословение. Согласно Библии, быть собранными — это благословение, а быть рассеянными — проклятие. Благословляя своих двенадцать сыновей, Иаков изрёк проклятие на Левия, сказав, что за свою жестокость он будет рассеян. В 35-й главе Чисел сорок восемь городов также должны были быть рассеяны среди Израиля. Таким образом проклятие, наложенное на Левия, превратилось в благословение.
д. Шесть городов должны быть городами-убежищами
Из сорока восьми городов, данных левитам, шесть должны были быть городами-убежищами (ст. 6).
В Числ. 35:9-34 говорится о городах-убежищах.
а. Должны быть назначены после перехода детей Израиля через Иордан в Ханаанскую землю
Города-убежища должны были быть назначены после перехода детей Израиля через Иордан в добрую землю (ст. 10-11А). Отсюда видно, что земля к востоку от Иордана не была частью Ханаанской земли.
б. Убийца, убивший человека ненамеренно, может убегать в один из городов-убежищ
Города-убежища предоставлялись для того, чтобы туда мог убегать убийца, убивший человека ненамеренно (ст. 11Б). В стихе 12 говорится: «Пусть эти города будут вам убежищем от мстителя, чтобы убийца не умер, пока он не предстанет перед обществом для суда». Таким образом убийца мог укрыться от мстителя.
в. Городов-убежищ должно быть шесть
Городов-убежищ должно было быть шесть: три за Иорданом и три в Ханаанской земле (ст. 13-14).
Число шесть обозначает ошибающегося человека, сотворённого Богом на шестой день (Быт. 1:26-27, 31).
Число три обозначает Триединого Бога как убежище для человека, совершающего ошибки. Бог рассматривает нас как тех, кто совершает ошибки, и Он предписал, чтобы у нас было убежище, в которое мы можем убежать.
Число два (две группы по три города) обозначает свидетельство, стоящее во вселенной.
г. Города-убежища предназначаются не только для детей Израиля, но и для чужеземцев и пришельцев среди них
Города-убежища предназначались не только для детей Израиля, но и для чужеземцев и пришельцев среди них (Числ. 35:15). Это означает, что Триединый Бог как убежище для совершившего ошибку человека предназначается для всего человечества. Сегодня у всех нас, как евреев, так и язычников, есть убежище, место укрытия, в Триедином Боге.
д. Города-убежища не предназначаются для тех, кто убивает намеренно
Города-убежища не предназначались для тех, кто убивал намеренно (ст. 16-21). Адам согрешил ненамеренно, и мы, потомки Адама, согрешили точно так же. Грехи, которые мы совершаем сегодня, — это нечто неразумное и нелепое. Поэтому в глазах Бога мы — люди, грешащие ненамеренно, и Он считает наши грехи ненамеренными.
е. Города-убежища предназначаются только для того, кто убил человека ненамеренно
Города-убежища предназначались только для того, кто убил человека ненамеренно, чтобы он был избавлен из руки мстителя за кровь по суду общества (ст. 22-25А). Это означает, что человек, убежавший в город-убежище, не предавался суду сразу же. Общество, то есть собрание, должно было образовать группу, которая должна была рассудить, было ли бегство этого человека в город-убежище законным или нет.
ж. Избавленный убийца должен оставаться в городе-убежище и жить в нём до смерти первосвященника
Избавленный убийца должен был оставаться в городе-убежище и жить в нём до смерти первосвященника, который был помазан святым маслом, а после смерти первосвященника он мог возвратиться в землю своего владения (ст. 25Б-29). Первосвященник здесь обозначает Христа, который умер за наши грехи. Ветхозаветные святые, такие как Авраам, Давид и Исайя, оставались с духовной точки зрения в городе-убежище до смерти Христа. Это было убежище, предшествовавшее прямому спасению. Поскольку Христос, наш Первосвященник, уже умер, Он является нашим убежищем — не в ветхозаветном, а в новозаветном смысле. Это убежище является прямым спасением. Христос умер и воскрес, и теперь мы в Нём — не просто как в убежище в ветхозаветном смысле, а как в нашем прямом спасении. Христос является и убежищем, и прямым спасением. До Своей смерти Он был убежищем для ветхозаветных святых. Но теперь, после Своей смерти, Он — наше прямое спасение.
з. Злостный убийца, убивший намеренно, должен быть убит по словам свидетелей
Злостный убийца, убивший намеренно, должен был быть убит по словам свидетелей, однако никого нельзя было убивать на основании показаний только одного свидетеля (ст. 30).
и. Нельзя брать выкуп за жизнь злостного убийцы
За жизнь злостного убийцы, который был виновен в смерти, нельзя было брать выкуп; он должен был быть предан смерти (ст. 31).
к. Нельзя брать выкуп за того, кто убежал в свой город-убежище
В стихе 32 говорится: «Не берите выкупа за того, кто убежал в свой город-убежище, чтобы он возвратился жить в своей земле прежде смерти первосвященника». Если член его семьи пытался выкупить его, такой выкуп не принимался. Поскольку брать выкуп было нельзя, человек, убежавший в город-убежище, должен был оставаться там до смерти первосвященника. С духовной точки зрения для ветхозаветных святых город-убежище был подобен овечьему загону в 10-й главе Евангелия от Иоанна. Эти святые должны были оставаться в этом убежище, в этом овечьем загоне, пока не умрёт Христос, Первосвященник. Никакой выкуп не мог освободить их до времени смерти Христа.
л. Нельзя загрязнять и осквернять добрую землю кровью, относительно которой не совершено заглаживание
«Итак, не загрязняйте землю, в которой вы находитесь, ибо кровь загрязняет землю. И за землю нельзя совершить заглаживание относительно крови, которая пролита на ней, кроме как кровью пролившего её. И не оскверняйте землю, в которой вы живёте, среди которой Я обитаю в скинии; ибо Я, Иегова, обитаю в скинии среди детей Израиля» (ст. 33-34). Землю, среди которой обитал Господь, нельзя было загрязнять и осквернять пролитием крови, относительно которой не было совершено заглаживание. Предполагалось, что если народ будет следовать правилам в отношении городов-убежищ, то не будет пролития крови, относительно которой нельзя совершить заглаживание. И тогда вся земля будет чиста в глазах Бога.
В человеческой истории помимо народа Израиля не было страны, в которой существовали бы такие же правила, как в 35-й главе Чисел. Согласно этим правилам, Божьим служащим были даны сорок восемь городов, шесть из этих городов были назначены городами-убежищами, и человек, который законно убегал в один из этих городов, был обязан оставаться там до смерти первосвященника. Правила, показанные в этой главе, имеют божественное значение и раскрывают милость, благодать, мудрость и всевластие Бога. Как раскрывается в Числах, на этой узкой полоске земли, в Ханаанской земле, Бог являл Свои милость, благодать, мудрость и всевластие. Конечно же эта книга была вдохновлена Богом! Если бы не было Бога, невозможно было бы написать такую книгу. Только благодаря милости, благодати, мудрости и всевластию Бога мы можем понять Числа.