(14)
Тексты Писания: Числ. 32:1-42
В этом сообщении мы начнём рассматривать предварительные указания о распределении доброй земли (32:1-42; 33:50—36:13).
X. Предварительные указания о распределении доброй земли
В последних пяти главах Чисел — самой лучшей части этой книги — показаны предварительные указания о распределении доброй земли. Эти предварительные указания являются прообразом участия в наслаждении богатым Христом.
А. О земле к востоку от Иордана
Добрая земля располагалась по обеим сторонам реки Иордана — к востоку и к западу. Земля к западу от Иордана лучше, чем земля к востоку от Иордана. В Числ. 32:1-42 говорится о земле к востоку от Иордана.
1. Просьба двух колен, Рувима и Гада
а. Желание получить обещанное Богом
Просьбу двух колен, Рувима и Гада (ст. 1-5), нельзя назвать неправильной, но назвать её правильной тоже нельзя. Они хотели получить обещанное Богом согласно их собственному выбору и представлению о том, что лучше всего для них, а не согласно выбору и представлению Бога. Желание получить обещанное Богом нельзя назвать неправильным. Однако они были неправы в том, что хотели получить это согласно собственному выбору и представлению о том, что лучше всего для них. В конечном итоге их земля стала первой частью земли Израиля, захваченной язычниками с востока. Колена Рувима и Гада пострадали, и это страдание было связано с тем, что они сами сделали для себя выбор.
В духовных вопросах делать что-либо согласно своему выбору — это ужасно. Всё, что делается согласно нашему собственному выбору, в результате не принесёт пользы. Мы можем думать, что наш выбор самый лучший, но на самом деле он самый худший. Поэтому в духовных вопросах мы должны стараться не действовать по собственному выбору. Гораздо лучше оставить все вопросы в руках Господа и позволить Ему действовать согласно Его выбору.
б. Обусловлена тем, что у них было и что они увидели
Когда два колена обратились со своей просьбой, это было обусловлено тем, что у них было (очень большое множество стад — ст. 1) и что они увидели (землю для стад — ст. 4). Это было причиной, по которой они сделали свой выбор.
Источником собственного выбора, даже в церковной жизни, являются две вещи: размышление о том, что у нас есть и что нам нужно, и размышление о том, как определённая ситуация или возможность, которую мы видим перед собой, согласуется с нашими нуждами. Мы не должны так поступать в церковной жизни и в служении Господу. И в церковной жизни, и в Господней работе нам нужно противостоять искушению сделать собственный выбор, чтобы позаботиться о своём благополучии.
Нам нужно усвоить этот урок: не размышлять о том, что у нас есть и что мы видим перед собой, а оставить своё будущее в руке Господа. Мы не должны стараться сделать собственный выбор в церковной жизни и в служении Господу. Если вы будете настаивать на собственном выборе, приготовьтесь в результате этого страдать. Наш выбор — не самый лучший выбор. Мы близоруки и в определённой мере эгоистичны, поэтому нам трудно быть чистыми в побуждениях, желаниях, намерениях, целях и замыслах. Мы должны быть готовы отказаться от нашего выбора и сказать Господу, что у нас нет никакого собственного выбора.
в. Не требуется переходить реку Иордан
В землю, которую просили Рувим и Гад, можно было войти, не переходя реки Иордана. Это означает, что со старым человеком не было покончено и он не был погребён. Лишь после того как с нашим старым человеком покончено и он погребён, наше положение позволяет нам говорить об овладении доброй землёй для нашего наслаждения.
г. Получают обещанную добрую землю отдельно от всех остальных детей Израиля
Рувим и Гад получили обещанную добрую землю отдельно от всех остальных детей Израиля. Это обозначает получение наслаждения Христом обособленно, отдельно от Тела Христова.
2. Упрёк и предостережение Моисея
В стихах 6-15 мы видим упрёк и предостережение Моисея.
а. Упрекает их за эгоистичность
«Моисей сказал детям Гада и детям Рувима: Ваши братья пойдут на войну, а вы останетесь здесь?» (ст. 6). В данном случае Моисей упрекал их за эгоистичность. Моисей как бы говорил: «Вы задумываетесь о благополучии ваших колен. А что будет с остальными коленами? Если остальные колена последуют вашему примеру, то каждое колено сделает свой выбор и у нас не будет возможности распределить землю».
б. Предостерегает их, напоминая о плачевном происшествии в Кадес-Варни
В стихах 7-15 Моисей предостерёг Рувима и Гада, напомнив о плачевном происшествии в Кадес-Варни, где было проявлено неверие. В стихе 7 он сказал им: «Зачем же вы отвращаете сердце детей Израиля от перехода в землю, которую дал им Иегова?» Возможно, Моисей подумал, что они боятся живущих в этой земле исполинов и что эта боязнь ослабит решимость всех остальных колен.
В стихах 16-19 мы видим обещание двух колен, которые обосновывали свой выбор. Те, кто делает собственный выбор, всегда готовы много говорить в оправдание своего выбора.
а. Что они построят овечьи загоны для своих стад и города для своих маленьких детей
«Они подошли к нему и сказали: Мы построим здесь овечьи загоны для наших стад и города для наших маленьких детей» (ст. 16). Они беспокоились о своих стадах и маленьких детях, но, похоже, не думали о стадах и маленьких детях остальных колен.
б. Что они вооружатся и будут готовы идти перед детьми Израиля, пока не приведут весь народ в его место
«Сами мы вооружимся и будем готовы идти перед детьми Израиля, пока не приведём их в их место» (ст. 17А). Эти слова указывают на то, что они считали себя очень способными и думали, что могут привести весь народ в его место. В своей самоуверенности они осмелились дать такое обещание. Вместо того чтобы говорить: «Пока не приведём их в их место», они должны были сказать: «Пока Господь не приведёт их в их место».
в. Что они не возвратятся в свои дома, пока дети Израиля не унаследуют каждый своё наследие
«Мы не возвратимся в наши дома, пока дети Израиля не унаследуют каждый своё наследие» (ст. 18). Эти слова кажутся справедливыми, но тем не менее это был их собственный выбор, и, следовательно, это было не самое лучшее решение.
г. Что они не будут наследовать с детьми Израиля по ту сторону Иордана и дальше
«Мы не будем наследовать с ними по ту сторону Иордана и дальше, потому что наше наследие досталось нам по эту сторону Иордана к востоку» (ст. 19). Это обещание представляется справедливым и разумным.
В стихах 20-42 говорится о разрешении Моисея.
Моисея затронули слова Рувима и Гада, и он согласился с их обещанием (ст. 20-22). Это доказывает, что Моисей не был диктатором — он был готов принять разумные предложения и мнения других.
Разрешение Моисея было дано с условием, что все вооружённые у них перейдут Иордан перед Иеговой до тех пор, пока Он не изгонит Своих врагов от Себя, и земля будет покорена перед Ним. После этого они могли возвратиться и быть свободны от обязательства перед Иеговой и перед Израилем (ст. 21-22). Рувим и Гад говорили: «Пока мы не приведём их в их место», но Моисей сказал: «Пока Он [Иегова] не изгонит Своих врагов от Себя и [если] земля будет покорена перед Иеговой». Это должно было произойти благодаря Ему, а не благодаря Рувиму и Гаду.
В стихе 22 Моисей использовал слово «обязательство». Всякий раз, когда мы делаем собственный выбор, мы оказываемся в долгу за свой выбор и оказываемся связаны тем или иным обязательством. Служа Господу, нам нужно учиться никогда не быть связанными подобными обязательствами. Нам нужно учиться не делать собственного выбора, чтобы не связывать себя обязательством перед Богом и Его людьми.
в. Позволяет им строить города для своих маленьких детей и загоны для своих овец
В стихе 24 мы видим, что Моисей позволил им строить города для своих маленьких детей и загоны для своих овец.
г. Даёт повеление Элеазару, священнику, Иисусу, сыну Навину, и главам домов отцов детей Израиля
Моисей дал повеление Элеазару, священнику, Иисусу, сыну Навину, и главам домов отцов детей Израиля об этих двух коленах в отношении исполнения их обещания Моисею (ст. 28-32). Эти два колена были обязаны помнить своё обещание и исполнить его.
д. Земля, отданная двум коленам и половине колена Манассии, сына Иосифа
Согласно стихам 33-42, Моисей отдал двум коленам и половине колена Манассии, сына Иосифа, царство Сигона, царя аморреев, и царство Ога, царя Васана, — землю по её городам с их пределами.
Может показаться, что в этой главе в отношении просьбы двух колен, Рувима и Гада, была достигнута удачная договорённость. На самом же деле эта ситуация не была приятной, так как эти колена стояли за свои собственные интересы.
То же самое может происходить с нами в нашей семейной и церковной жизни. Часто, когда какой-нибудь брат делает тот или иной выбор, он заботится не о своей жене, а о себе. Он может говорить, что он заботится об интересах жены, но глубоко в своём сердце он заботится о самом себе. Подобно тому, когда старейшины из разных церквей общаются, старейшины каждой церкви могут стоять за самих себя и за свои интересы, а не за интересы остальных церквей, и при этом каждый старейшина может утверждать, что его заботит замысел Господа и созидание Тела. Эти иллюстрации показывают, что нам трудно не делать собственного выбора. Если мы делаем собственный выбор, это ужасно. Вместо того чтобы делать собственный выбор, мы должны отдать наше дело Господу.
Если в Господнем восстановлении мы будем стоять на том, что мы отказываемся делать собственный выбор, а оставляем выбор Господу, среди нас не будет никаких проблем. Однако если мы будем делать собственный выбор, в конечном итоге будут проблемы и страдание. Давайте научимся не следовать Рувиму и Гаду, а следовать остальным коленам, которые позволили Господу сделать выбор за них. Давайте ждать жребия и не делать собственного выбора.