(5)
Тексты Писания: Числ. 25:1-18; 31:2; Отк. 2:14Б
В этом сообщении мы рассмотрим то, как Израиль впал в блуд и идолослужение. Однако сначала я хотел бы сделать обзор ключевых вопросов, глубинных элементов, содержащихся в главах Чисел с 20-й по 24-ю.
С точки зрения прообразов эти пять глав представляют картину Христа и церкви. В 20-й главе показан Христос как рассечённая скала, который в воскресении изливает живую воду для удовлетворения нашей нужды (ст. 8). Христос уже был рассечён, то есть распят, и Его не нужно опять рассекать. Сейчас Он в воскресении проистекает живой водой для утоления жажды людей. Распятый и воскрешённый Христос готов позаботиться о нашей нужде. Если у нас есть Он, у Бога нет проблем с нами и у нас нет проблем с Богом.
В 21-й главе мы видим другие аспекты Христа. Во-первых, Христос как бронзовый змей является нашей Заменой (ст. 8-9). Он стал по природе таким же, как мы, за исключением того, что в Нём не было греха. Он был в подобии плоти греха (Рим. 8:3), но у Него не было греховной природы, так же как бронзовый змей имел вид змея, но не имел при этом ядовитой природы змея. Поскольку Христос пришёл в подобии плоти греха, Он смог стать нашей Заменой: Он понёс Божий суд и совершил искупление. Христос как наша Замена решил не только внешнюю проблему грехов, но и внутреннюю проблему нашей греховной природы. Решив эти проблемы посредством Своего распятия, в воскресении Он стал источником, колодцем (Числ. 21:17), который наполняется живой водой, то есть завершённым Духом приготовленного Триединого Бога. В нашем переживании нам нужно выкапывать этот колодец (ст. 18). Если мы будем выкапывать колодец, мы станем благородными и вождями. Кроме того, как видно из 33-й главы Чисел, Христос является конечным пунктом нашего путешествия, нашей землёй покоя. Таким образом, Христос — это наша Замена, наш колодец и наша земля покоя. Когда мы наслаждаемся Им как нашей землёй покоя, мы не испытываем недостатка или нехватки чего бы то ни было.
В 23-й и 24-й главах Чисел содержатся четыре притчи, которые произнёс Валаам, языческий пророк. В этих притчах раскрывается многое в отношении церкви, а в четвёртой притче раскрывается нечто в отношении Христа.
Давайте сначала рассмотрим, что показано в этих притчах в отношении церкви. «Вот народ, который живёт отдельно и к племенам не причисляет себя» (23:9Б). Это указывает на то, что церковь состоит из отделённого народа, особенного народа, народа, освящённого для Бога. Церковь не смешивается с племенами — она обособлена. «Он не усмотрел беззакония в Иакове и не увидел беды в Израиле» (ст. 21А). Это указывает на то, что в глазах Бога церковь совершенна, в ней нет беззакония. Церковь совершенна, потому что церковь в Христе. «Как прекрасны твои шатры, Иаков, твои обители, Израиль!» (24:5). Это указывает на то, что по своему внешнему виду церковь красива. Итак, мы видим в первой притче, что церковь обладает особым положением, во второй притче — что церковь совершенна в глазах Бога, а в третьей притче — что по своему внешнему виду церковь прекрасна, красива.
Четвёртая притча Валаама содержит пророчество о Христе (ст. 17). Церковь, которая освящена, совершенна и красива, — это церковь, полная Христа. Церковь может быть святой, совершенной и красивой, потому что в церкви есть Христос. Христос — это содержание церкви. Христос — это составной элемент церкви и каждая часть церкви. В церкви как новом человеке всё и во всём — Христос (Кол. 3:10-11).
Христос, о котором сказано в пророчестве в Числ. 24:17, — это не земной, а небесный Христос. Он Звезда, которая выходит из Иакова, и Скипетр, который восстаёт из Израиля. Из церкви выходит Христос, который является Звездой, и эта Звезда является Скипетром. Это означает, что небесный Христос — это власть во вселенной. Сегодня Христос — это наша Звезда, но в будущем Он будет Скипетром — Тем, кто обладает вселенской властью.
В пророческих притчах Валаама мы видим не только определённые аспекты Христа и церкви, но и многие аспекты богатства, связанного с церковью. У церкви «как бы рога дикого вола» (Числ. 23:22; 24:8). Это указывает на то, что церковь является победоносной. Церковь также уподоблена льву и львице (Числ. 23:24; 24:9). Это ещё одно указание на то, что церковь является победоносной. В Числ. 24:6-7 говорится о долинах, которые простираются, о садах у реки и о воде, льющейся из вёдер. Здесь раскрывается, что церковь подобна саду, что у церкви бывают долины и что в церкви есть обилие воды.
Послание к эфесянам — это небесная книга о церкви, но в Послании к эфесянам мы не видим тех аспектов церкви, которые представлены в притчах Валаама в 23-й и 24-й главах Чисел. В Послании к эфесянам не говорится, что церковь — это сад у реки и что в церкви из вёдер льётся вода. Более того, в Послании к эфесянам не раскрывается, что у церкви бывают долины и что в церкви мы являемся львами и львицами. В церкви есть львы, способные пожрать врага. Даже Моав осознавал, что Божий народ подобен волу, который слизывает полевую траву (Числ. 22:4). Если мы увидим церковь такой, какой она раскрыта в Числах, мы не будем презирать церковь и не будем смотреть на неё свысока.
На первый взгляд Числа — это всего лишь историческая книга о путешествии Израиля в пустыне. Однако глубинным содержанием, глубинными составными элементами этой истории являются именно Христос и церковь.
Увидев картину Христа и церкви, представленную в главах Чисел с 20-й по 24-ю, давайте теперь перейдём к рассмотрению стихов Числ. 25:1-18.
Г. Израиль впадает в блуд и идолослужение
В Числ. 23:21 говорится, что Бог не усмотрел беззакония в Иакове. Однако в 25-й главе Чисел мы видим повествование о беззаконии Израиля. Это беззаконие включает в себя две отвратительные вещи: блуд, разрушающий личность сотворённого Богом человека, и идолослужение, оскорбляющее божественную личность Бога. Согласно повествованию Библии, блуд и идолослужение сопутствуют друг другу. Где блуд, там и идолослужение. Иллюстрацией этого является Римско-католическая церковь. В Новом Завете Католическая церковь уподоблена Иезавели, блудной женщине (Отк. 2:20). Кроме того, в Католической церкви есть идолослужение. Например, в своей книге «Великие пророчества» Дж. Пембер отмечает, что в католицизм вошёл даже Будда под именем Иосафат. В католическом календаре есть некий святой по имени Иосафат, история которого, по сути, является историей Будды.
Валак был не в силах победить Израиля военными или политическими средствами. Победить Израиля при помощи религии он тоже не смог. Поэтому под влиянием Валаама (ст. 14) он склонил Израиля впасть в блуд и идолослужение. Вероятно, Валак и Валаам, объединившись, составили заговор против Израиля, в котором Валаам был советником и наставником Валака и научил Валака тому, как создать преткновение для Божьего святого, совершенного и красивого народа. Инициатором заговора был Валаам, а Валак осуществил его. Положительные качества Израиля были перечёркнуты тем, что он впал в блуд и идолослужение. Израиль перестал быть святым, совершенным и красивым; вместо этого они стали людьми блуда и идолослужения.
1. Израильтяне совершают блуд с дочерьми Моава и прилепляются к Ваал-Фегору
«Когда Израиль жил в Ситтиме, народ начал совершать блуд с дочерьми Моава. Ибо они приглашали народ к жертвам своих богов, и народ ел и кланялся их богам. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору» (Числ. 25:1-3А). Из этих стихов видно, что те, кто совершал блуд, прилепились к Ваалу, богу блуда. Таким образом, здесь было сочетание блуда и идолослужения. Поклонявшиеся Ваалу были блудниками, и они склоняли других вместе с ними совершать блуд и поклоняться идолу блуда. Это был злой совет Валаама (31:16).
2. Претыкаются о преткновение, положенное Валаком, который был научен Валаамом
В Отк. 2:14 говорится об учении Валаама, «который учил Валака класть преткновение перед сыновьями Израиля, чтобы они ели идольские жертвы и совершали блуд». Валаам учил Валака тому, как использовать идолослужение и блуд, чтобы создать преткновение для Израиля.
3. На Израиля возгорается гнев Иеговы
«И возгорелся гнев Иеговы на Израиля» (Числ. 25:3Б). Он повелел Моисею взять всех вождей народа и повесить их перед солнцем (ст. 4). Повешение перед солнцем было большим публичным позором. Затем Моисей велел судьям Израиля заколоть каждого израильтянина, прилепившегося к Ваал-Фегору (ст. 5). Кроме того, двадцать четыре тысячи человек погибли от поражения (ст. 9).
4. Грех Зимри и святая ревность Финееса
В Числ. 25:6-15 рассказывается о грехе Зимри и о святой ревности Финееса. Зимри совершил блуд с мадианитянкой (ст. 6, 14-15). Священник Финеес, испытывавший святую ревность о Боге, умертвил их обоих (ст. 7-8). Это не было злостным убийством, которое запрещалось законом. Напротив, это было освящённое умерщвление — умерщвление, освящённое Богом. В стихах 10-13 мы видим, что Иегова вознаградил Финееса за это освящённое умерщвление. Этой наградой был завет вечного священства, данный Финеесу и его семени.
5. Отмщение Иеговы мадианитянам
В Числ. 25:16-18 и Числ. 31:2 мы видим отмщение Иеговы мадианитянам за обман, которым они обманывали израильтян.
В пророчествах Валаама все высказывания об Израиле очень положительные. Сразу же вслед за этими пророчествами идёт глава, показывающая, какими людьми фактически были дети Израиля по своей природе. Взгляд Бога на Израиля, раскрытый в притчах Валаама, всецело положительный. Но фактическая ситуации и состояние Израиля были крайне отрицательными. Фактически дети Израиля были людьми блуда и идолослужения.
В Библии представлена полная картина аспектов и статусов Божьих людей, которая раскрывает то, какие мы в Адаме и какие мы в Христе. В 25-й главе Чисел изобличается то, кем мы являемся в нашей адамовой природе: мы люди блуда и идолослужения. С точки зрения нашей адамовой природы мы достойны только умерщвления и повешения перед солнцем. Бог ревнив, и Его ревность возгорается на нас. В Своей пылающей ревности Он не щадит ничего от адамовой природы.
В главах 22—25 показан ясный взгляд на Израиля. В глазах Бога этот народ был небесным, но с точки зрения их истинной природы они были падшими и грешными. В такой же ситуации находятся сегодня верующие. С одной стороны, в Христе мы чудесные; с другой стороны, в самих себе мы люди блуда и идолослужения, судьба которых — Божий суд.