(10)
Тексты Писания: Числ. 17
В 17-й главе Чисел мы видим Божье подтверждение. Прежде чем рассматривать этот вопрос, я хотел бы добавить несколько слов относительно потомков Корея.
Судя по сказанному в 16-й главе Чисел создаётся впечатление, что всё семейство Корея, включая его детей, погибло. Однако в Числ. 26:11 говорится, что сыновья Корея не умерли. Они либо не участвовали в этом заговоре и бунте, либо повиновались сказанному Моисеем в 16:26 и отступили от шатра своего отца и благодаря этому избежали трагедии, которая произошла, когда земля открылась и поглотила Корея и его сообщество.
В 1 Пар. 6:33-37, где записано родословие Самуила, говорится, что Самуил был потомком Корея. Корей стремился занять более высокое положение в священстве. Он не достиг его и сделался бунтарём. Однако один из его потомков стал священником не посредством борьбы за власть, а посредством того, что он был принесён в качестве назорея. (См. сообщения 8-10, в которых говорится о том, как человек освящал себя, чтобы быть назореем.) Самуил был не только священником, но и великим пророком.
Кроме того, как явствует из заглавия 88-го Псалма, этот псалом был написан Эманом, потомком Корея и внуком Самуила (1 Пар. 6:33). Эман был не только псалмистом, но и певцом в храме согласно устроению Давида.
В том, что Бог пощадил потомков Корея, мы видим Божью милость. Один из потомков Корея стал великим пророком и участвовал в священстве. Другой стал одним из псалмистов, автором одного из лучших псалмов и храмовым певцом и музыкантом. Таким образом, из истории, записанной в Ветхом Завете, мы видим, что к одним Бог суров, а к другим милостив. Что именно мы познаем — Его милость или Его суровость, зависит от того, как мы будем себя вести.
В 17-й главе Чисел говорится о Божьем подтверждении. Божье подтверждение всегда сопутствует Божьему суду. Следовательно, Его суд и Его подтверждение невозможно отделить друг от друга. По сути, Божий суд — это своего рода подтверждение. Однако суд в основном связан с чем-то отрицательным, а подтверждение в основном связано с чем-то положительным. Что касается отрицательной стороны, в 16-й главе Бог судил Корея, Дафана, Авирама и прочих бунтарей, включая не только двести пятьдесят вождей общества, но и сообщество Корея. Совершая этот суд, Бог применял Свою праведность. В 17-й главе Бог сделал следующий шаг — Он подтвердил правоту Аарона и Моисея, представителей Его власти, в положительном плане.
1. После Своего суда Бог повелевает положить двенадцать жезлов перед Свидетельством
После Своего суда Бог повелел положить двенадцать жезлов перед Свидетельством (Десять Заповедей в Ковчеге), которое является прообразом Христа и которое было местом, где Бог встречался со Своими людьми (ст. 1-7). Это означает, что всё должно было быть принесено в присутствие Бога, чтобы у Него была возможность показать, как обстоит дело в действительности, сказав всему народу истину через Своё подтверждение. В системе прообразов жезл обозначает власть (ср. 1 Кор. 4:21). В 17-й главе Чисел жезлы представляли вождей двенадцати колен (ст. 2), а жезл Аарона представлял колено Левия (ст. 3).
Иегова сказал: «Жезл человека, которого Я изберу, пустит почки, и Я положу конец ропоту детей Израиля на Меня, которым они ропщут на вас» (ст. 5). Жезл — это кусок мёртвого дерева. Он не только был отрезан — он также мёртвый и высушенный. Тем не менее этот мёртвый и высохший кусок дерева пустил почки! Почка — это нечто органическое, нечто связанное с жизнью. Цель Бога состояла в том, чтобы такое появление почек на мёртвом жезле положило конец ропоту народа.
Жезлы должны были пролежать перед Богом в Шатре Собрания всю ночь. Едва ли в ту ночь Аарон спал спокойно. Вероятно, он думал о своём жезле, и ему хотелось знать, пустит ли он почки. Для Аарона та ночь была поистине тёмной. Иногда Бог ради Своего подтверждения помещает нас в тёмную ночь, в тёмный тоннель, через который мы должны пройти.
Моисей, очевидно, был первым человеком, который увидел жезл, пустивший почки. «На следующий день Моисей вошёл в Шатёр Свидетельства, и вот, жезл Аарона от дома Левия пустил почки: он произрастил почки, и расцвёл цветками, и принёс зрелый миндаль» (ст. 8). Какое это было чудо! Мёртвый, высохший жезл Аарона пустил почки. Это было органическое чудо.
Моисей принёс все жезлы всем детям Израиля, и они все посмотрели (ст. 9). Из повествования явствует, что каждый из них, не сказав ни слова и не воздав хвалу Господу за Его подтверждение, взял свой жезл.
3. Пустивший почки жезл Аарона опять положен перед Свидетельством
Пустивший почки жезл Аарона был опять положен перед Свидетельством (ст. 10). Это было сделано согласно тому, что Бог повелел Моисею (ст. 11).
б. На хранение в знамение против бунтарей
Пустивший почки жезл Аарона должен был быть положен на хранение в знамение против бунтарей, чтобы был положен конец их ропоту на Бога и они не умерли (ст. 10). В стихе 5 говорится, что ропот был на Моисея, но в стихе 10 говорится, что ропот был на Бога.
В 16-й и 17-й главах Чисел в результате бунта сыновей Израиля были произведены два знамения. Одно знамение было отрицательным; оно было сделано из кадильниц тех, кто подвергся суду (16:36-40). Одно знамение было положительным; оно было произведено жезлом Аарона, пустившим почки. Пустивший почки жезл содержался в Ковчеге вместе с двумя другими предметами — скрытой манной и Свидетельством Божьим, то есть законом. Все три предмета являются прообразами Христа. И пустивший почки жезл, и скрытая манна, и Свидетельство, то есть закон, Бога обозначают Христа. Отсюда видно, что всё, что происходило в Ветхом Завете с положительной стороны, было связано с Христом.
Пустивший почки жезл Аарона является прообразом не мёртвого Христа, а воскрешённого Христа, «пустившего почки» Христа, который вкладывает в людей жизнь. Христос всегда проистекает жизнью, чтобы оживлять людей. Христос — это величайший во вселенной жезл, пустивший почки. Сегодня Он продолжает пускать почки, и мы являемся частицей этого — плодом, миндалём, появляющимся благодаря тому, что Он пускает почки.
4. Бунтарская природа народа Израиля изобличена до конца
Бунтарская природа народа Израиля была изобличена до конца. После Божьего подтверждения посредством жезла Аарона, пустившего почки, они сказали: «Увы, мы вымираем; мы погибаем; все мы погибаем. Всякий приближающийся, приближающийся к скинии Иеговы, умирает. Неужели нам предстоит полностью вымереть?» (17:12-13). Это показывает, что, даже увидев Божий суд и подтверждение, народ не покорился. Земля, открывшись, поглотила Корея и его сообщество, от Бога сошёл огонь, пожравший двести пятьдесят вождей, и четырнадцать тысяч семьсот человек из народа были убиты поражением в один день. Все эти события были чудесами с отрицательной стороны. На следующий день Бог совершил чудо не широкого, а мелкого масштаба, сделав так, что жезл Аарона пустил почки, расцвёл и принёс плод, притом зрелый. Это было чем-то всецело положительным, связанным с милостью и благодатью, и в этом не было мысли о суде. Это было подтверждением, которое показывало, кто и что от Бога и на стороне Бога. Все должны были убедиться и покориться, однако народ Израиля по-прежнему говорил Моисею слова бунта.
Неудивительно, что этим детям Израиля не было позволено войти в обещанную землю. В своём бунте они зашли слишком далеко. Некоторые из бунтарей сказали Моисею и Аарону: «Слишком много вы на себя берёте» (16:3). Моисей сказал то же самое им: «Это вы слишком много на себя берёте, сыновья Левия!» (ст. 7). На самом деле именно бунтари слишком много на себя брали, но при этом они обвиняли Моисея и Аарона в том, что они слишком много на себя берут. Они осуждали Моисея и Аарона за то, что делали они сами. Подобные вещи неоднократно происходили на протяжении поколений, когда честолюбивые люди ложно обвиняли других в честолюбивых устремлениях. В 16-й и 17-й главах Чисел Божьи суд и подтверждение ясно показали, что именно бунтари, а не Моисей с Аароном слишком много на себя брали.
Как раскрывается в 17-й главе, этот эпизод окончился тем, что наказанный народ не покорился. Поэтому даже Бог отказался от них и предоставил их самим себе. Если бы мы оказались там и могли бы что-то сделать в этой ситуации, мы бы, наверное, подвергли народ дальнейшему наказанию за их бунтарские слова. Но Бог был Богом, и Он не стал ничего делать. И Моисей с Аароном тоже не стали ничего делать. Они просто предоставили этим людям оставаться такими, какие они есть. Хорошо, что в системе прообразов есть такая картина.
Не ожидайте увидеть окончание смут. Каждая «буря», конечно же, закончится. В истории не было ни одной бесконечной бури. Хотя та или иная буря заканчивается, люди, участвовавшие в этой буре, иногда не прекращают свой бунт.
Бунтарская природа в человеке — это сам Сатана. Сатана был бунтарём, он бунтует сейчас, и его бунт не кончится до тех пор, пока он не будет брошен в огненное озеро (Отк. 20:10). Может быть, даже когда он будет в огненном озере, он не покорится. Не забывайте, что этот бунтарь находится в нас и сами по себе мы не имеем возможности победить его. Только одна личность, Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, может нанести поражение лукавому, и Он уже нанёс ему поражение (Евр. 2:14).
Нам нужно постоянно быть настороже, бодрствуя и молясь. У нас есть не только Дьявол как внешний враг, но и Сатана как внутренний противник. Мы должны помнить слова, которые Господь Иисус сказал Петру: «Симон, Симон, вот, Сатана попросил отдать вас, чтобы просеять вас, как пшеницу» (Лк. 22:31). Однажды Пётр сказал Господу, что Он Христос, Сын живого Бога, и Господь похвалил его, сказав, что Отец сделал его блаженным (Мф. 16:16-17). Сразу после этого Господь Иисус возбранил Петру, назвав его Сатаной (Мф. 16:23). В течение очень короткого отрезка времени человек, которого Отец сделал блаженным, был захвачен Дьяволом и даже стал Сатаной. Поскольку такое происходит с падшими людьми, нам не следует ожидать, что бунтарская природа человека придёт к концу. Этому нет конца.
Когда Павлу предстояло претерпеть мученическую смерть, он написал Тимофею в своём последнем Послании, что все, кто в Азии, оставили его (2 Тим. 1:15). Такова печальная, мрачная картина во Втором послании к Тимофею. Тем не менее Павел торжествовал (2 Тим. 4:17-18).
Мы уже подчёркивали, что даже после Божьего суда и подтверждения дети Израиля продолжали говорить слова бунта. В 17-й главе Чисел изображена печальная картина в отношении этого бунта. Увидев такую картину, мы можем лишь поклониться Богу, и поклониться Ему как Господу.