Тексты Писания: Числ. 1:1-4, 42-46; 10:33-36
В этом вступительном слове к Жизнеизучению Чисел мы рассмотрим развитие божественного откровения, сравнение Чисел и Левита, общую картину Чисел, центральную мысль Чисел и разделы Чисел.
I. Развитие божественного откровения
В пяти книгах Моисея (Пятикнижии) посеяны многие семена истины. В этих книгах содержатся все главные положения божественной истины. Однако божественное откровение не было дано нам один раз и навсегда — оно давалось поэтапно.
На всех этапах божественного откровения мы видим развитие божественного откровения. В первой книге, Бытии, мы видим Бога и Его творение: «В начале Бог сотворил небеса и землю» (Быт. 1:1). В конце шестидесяти шести книг Библии мы видим славный, светлый, новый город. В начале был только Сам Бог. Затем Бог совершил работу творения, поэтому в дополнение к Богу появилось творение, включая человека. Человек пал, но после падения человека пришло Божье искупление. В итоге в конце Библии мы видим город, построенный из Божественной Троицы, слитой с Божьими искупленными людьми. Между Божьим творением в начале и новым городом в конце божественное откровение поэтапно развивается с каждой книгой.
В Бытии мы видим Божье творение и падение человека. Бытие начинается с Божьего творения, но заканчивается оно результатом падения человека — мёртвым человеком в гробу (50:26).
После падения человека Бог предпринял шаги, чтобы спасти нас Своим чудесным искуплением. Это мы видим в Исходе. В Исходе показано Божье спасение и построение Божьего жилища.
Божье жилище более ценно, чем Божье творение. Когда Бог сотворил небеса и землю, Он был бездомным. Несмотря на то что человек пал, Бога это не остановило. Он всё равно продолжал двигаться дальше: Он искупил и спас падшего человека, чтобы построить Своё жилище со Своими искупленными людьми.
В Левите мы видим поклонение и житие искупленных. К тому времени, когда мы подходим к Левиту, многие из падших людей уже получили спасение и стали Божьими искупленными людьми. В Левите раскрывается, что этим искупленным необходимо поклоняться Богу и жить так, как желает Он.
В Числах мы видим формирование Божьих искупленных людей в Божье войско и их путешествие в сражении за Бога. Войско предназначено для того, чтобы Божьи люди сражались, в результате чего Бог мог бы обрести место на земле для построения Своего царства со Своим жилищем.
Здесь я хотел бы сделать сравнение между Числами и Левитом. В Левите делается акцент на поклонении и житии искупленных. В Числах делается акцент на путешествии и сражении искупленных. В Левите Божьи искупленные получили наставление в том, как поклоняться Богу и жить святой жизнью. В Числах Божьи искупленные были сформированы в войско и сражались за Бога на протяжении своего путешествия.
В Числах мы видим три вещи: формирование войска, путешествия этого войска и сражение войска. Формирование войска было предназначено для сражения, а сражение требовало, чтобы войско совершало путешествие, а не оставалось на одном месте. Дети Израиля постоянно переходили с места на место с целью обрести территорию для того, чтобы у Бога был народ, который будет созидаться для Его царства и Его дома. Поэтому в Числах мы видим войско, путешествие и сражение.
Хотя Числа — длинная книга, её общая картина проста. Общая картина Чисел состоит в том, что искупленные и освящённые израильтяне были сформированы в святое войско Божье, которое должно было продвигаться, следуя Божьему водительству, и сражаться за Бога.
Всё, что написано в Пятикнижии, то есть пяти книгах Моисея, представляет собой тот или иной прообраз. В частности, в этих книгах мы видим, что весь народ Израиля был прообразом церкви. Как Израиль был сформирован в войско, так и церковь должна быть сформирована в войско. Что касается этого момента, мы не должны смотреть на сегодняшнюю ситуацию, на внешнюю видимость. Иначе мы будем разочарованы и будем недоумевать, где же войско? Хотя у нас могут быть сомнения относительно существования церкви-войска, Сатана знает, что такое войско есть. Нам нужно верить, что сегодня существует войско, сформированное из всех верных, которое постоянно путешествует и сражается, для того чтобы у Бога было царство с домом.
Говоря обобщённо, можно сказать, что центральная мысль всей Библии — это Христос, так как Библия сосредоточена на Христе в качестве центра. Но какова центральная мысль Чисел? Центральная мысль Чисел состоит в том, что Христос — это смысл жизни, свидетельство и центр Божьих людей и Вождь, путь и цель их путешествия и сражения.
В Числах Христос раскрывается как смысл жизни Божьих людей. Кажется, что на протяжении сорока лет в пустыне два миллиона израильтян ничего не делали. Они не занимались ни ремеслом, ни торговлей, ни сельским хозяйством. Однако день за днём они были заняты одним — Ковчегом Божьего Свидетельства (Числ. 7:89). Ковчег Свидетельства был центром скинии, которая называлась Скинией Свидетельства (1:50, 53). На протяжении сорока лет израильтяне работали для содержания Ковчега со скинией. Ковчег со скинией был смыслом их жизни. Если бы не было Ковчега, жизнь израильтян не имела бы смысла. И Ковчег, и скиния назывались Божьим Свидетельством. Поскольку Ковчег является прообразом Христа, смысл жизни израильтян состоял в том, чтобы заботиться о Христе как Божьем свидетельстве.
Б. Христос как Божье свидетельство
Этот Христос, который является смыслом жизни Божьих людей, является Божьим свидетельством. В Ветхом Завете свидетельством называется закон. Две скрижали, на которых был написан закон, назывались Свидетельством (Исх. 25:21) и были положены в Ковчег. Поскольку Свидетельство было положено в Ковчег, Ковчег назывался Ковчегом Свидетельства.
Закон всегда является свидетельством того, кто его создал. В соответствии с этим принципом закон Божий является свидетельством того, каков Бог; он говорит нам, каков наш Бог. Закон говорит нам, что Бог есть любовь и свет и что Он свят и праведен. Любовь, свет, святость и праведность — это четыре божественных качества. Закон как изображение того, каков Бог, является прообразом Христа как воплощения Бога во всех Его божественных качествах. В Христе мы видим, что Бог есть любовь и свет и что Он свят и праведен. Поэтому в Новом Завете говорится, что Христос — это воплощение Бога (Кол. 2:9). То, что Христос является воплощением Бога, означает, что Он изображение Бога и, соответственно, Он свидетельство того, каков Бог. Поскольку Христос — это свидетельство того, каков Бог, Он назван «верным и истинным Свидетелем» (Отк. 3:14; 1:5). Как Божий Свидетель, Христос несёт Божье свидетельство, показывая нам, каков Бог.
Божьи люди должны не только принимать Христа как смысл жизни, но и жить жизнью свидетельствования о Христе. Когда у Божьих людей появляется такое житие, Христос становится их свидетельством. В Числах мы видим Христа как свидетельство Божьих людей.
Христос — это также центр Божьих людей. Изображением этого служит то, как дети Израиля располагались станом вокруг скинии по три колена с каждой стороны. Для всех четырёх станов, каждый из которых состоял из трёх колен, а также для всех трёх семейств колена Левия скиния с Ковчегом были центром. Таким образом, для детей Израиля Христос был смыслом жизни, свидетельством и центром. Отсюда видно, что сегодня для нас как церкви Христос должен быть нашим смыслом жизни, нашим свидетельством и нашим центром.
Г. Христос как Вождь, путь и цель
В Числах раскрывается, что этот Христос, который является смыслом нашей жизни, нашим свидетельством и нашим центром, — это Тот, кто движется, действует и всегда продвигается вперёд. В Своём продвижении вперёд Он наш Вождь (Мф. 23:10), наш путь (Ин. 14:6) и наша цель (Флп. 3:12-14). Вести за собой — значит продвигаться по пути. Сегодня мы принимаем Христа как своего Вождя и следуем за Ним. Он ведёт нас по Своему пути и по направлению к Своей цели. При этом фактически и тем и другим является Он Сам. У мирских людей нет ни пути, ни цели, но у нас есть Христос не только как наш Вождь, но и как наш путь и наша цель.
В Новом Завете есть откровение о Христе во всех этих аспектах, но там оно не является подробным. Если бы у нас был только Новый Завет, но не было бы Ветхого Завета со всеми его прообразами, мы не смогли бы увидеть такое подробное и детальное изображение Христа. Чтобы получить полную картину Христа как смысла жизни, свидетельства, центра, а также Вождя, пути и цели, нам нужно изображение, показанное в Числах.
Для путешествия Божьих искупленных людей и для их сражения Христос является смыслом жизни, свидетельством, центром, а также Вождём, путём и целью. Если бы Христос не был всем этим для нас, у Бога не было бы возможности обрести место на земле для построения Его царства с Его домом, которые в конечном итоге обретут завершённость в Новом Иерусалиме. Новый Иерусалим будет завершённостью Божьего царства и Божьего дома.
Вся Библия показывает одно — что Бог намерен обрести людей, сформированных в войско, для которых Христос будет их смыслом жизни, свидетельством, центром, Вождём, путём и целью и которые будут продвигаться вперёд и сражаться за Бога, чтобы Он обрёл место на земле и получил людей, созидающихся как Его царство и Его дом, которые обретут завершённость в Новом Иерусалиме.
В Числах есть три раздела: формирование в войско (1:1—9:14), путешествие (9:15—20:29; 21:4-20; 33:1-49) и сражение (21:1-3; 21:21—32:42; 33:50—36:13).
Исполнить Божье намерение, состоявшее в том, чтобы обрести людей и сформировать их в войско, было не просто. Это войско было сформировано из двенадцати колен. Чудесно, что у Иакова было в точности двенадцать сыновей, ставших двенадцатью коленами. Среди этих двенадцати колен колено Левия было посвящено Богу для служения при скинии. В результате одного колена не хватало. Однако этот недостаток был восполнен тем, что Иосиф получил двойную долю через своих двух сыновей Ефрема и Манассию, которые заполнили этот пробел, так что колен по-прежнему было двенадцать. Кроме того, в посвящённом колене Левия был дом Аарона, священнический дом. У Левия было трое сыновей, которые располагались станом с трёх сторон скинии. Моисей, Аарон и сыновья Аарона располагались станом у передней стороны скинии. Такое упорядоченное расположение детей Израиля станом было замечательно.
До того как дети Израиля были сформированы в войско, вся земля была захвачена Божьим врагом. Но в Числах мы видим, что один род, род Израиля, был спасён, освящён и сформирован и построен в войско. Это было позором для врага.
Никакой человеческий разум не смог бы написать такую книгу, как Числа. Есть множество других повествований о формировании войск, но нет повествования подобного повествованию в Числах. Только Бог мог написать такое повествование и дать людей, необходимых для формирования такого войска. Для людей в этом войске Христос является всем — смыслом их жизни, их свидетельством, их центром и их Вождём, их путём и их целью.