Христос в противовес воссозданию Божьего народа, личному спасению и избавлению от страданий
Тексты Писания: Пс. 85, Пс. 86, Пс. 87, Пс. 88, Пс. 89
В этом сообщении мы рассмотрим Псалмы с 85-го по 89-й. Для того чтобы вникнуть в глубинное значение этих пяти псалмов, нам нужно осознать, что цель всей книги Псалмов состоит в том, чтобы повернуть Божий народ от многих вещей, которые они считают положительными, к Христу. Например, 1-й и 2-й Псалмы показывают, что нам нужно отвернуться от некоторых вещей, которые, на наш взгляд, очень положительные, и повернуться к Христу. Из пяти псалмов, которые мы рассмотрим в этом сообщении, три псалма (Пс. 85, 86, 88) показывают нам особый исторический фон, а другие два (Пс. 87, 89) показывают нам, как двигаться вперёд, отталкиваясь от этой истории.
Исторический фон в 85-м, 86-м и 88-м Псалмах включает в себя три момента: воссоздание Божьего народа, личное спасение и избавление от страданий. На протяжении веков Божий народ молится об оживлении, о совокупном воссоздании. Далее, Божий народ заботится о личном спасении, причём спасении не только от вечной гибели, но и от различных вещей, которые беспокоят и опутывают их в повседневной жизни. Кроме того, все христиане молятся о своих страданиях, прося Бога избавить их от страданий. В наших глазах эти три момента являются положительными, но в глазах Бога они не являются положительными.
Псалмы 87 и 89 представляют Христа с Божьими святыми, Божьим домом, Божьим городом и Божьей землёй. Христос, раскрытый в этих псалмах, противостоит воссозданию Божьего народа, личному спасению и избавлению от страданий, о которых говорится в 85-м, 86-м и 88-м Псалмах. По этой причине я назвал это сообщение так: «Христос в противовес воссозданию Божьего народа, личному спасению и избавлению от страданий». Сегодня многих христиан не интересует ничто связанное с Богом. Если их интересует Бог, то их интересы в основном связаны с воссозданием, личным спасением и избавлением от страданий.
Теперь давайте рассмотрим Псалмы с 85-го по 89-й по порядку.
I. Искание сыновей Корея в отношении восстановления, воссоздания, Израиля
Тема 85-го Псалма — искание сыновей Корея в отношении восстановления, воссоздания, Израиля. В стихе 4 псалмист молится: «Восстанови нас, Бог нашего спасения, и прекрати Твоё негодование на нас». Далее, в стихе 6, он спрашивает: «Неужели Ты снова не оживишь нас, чтобы Твой народ радовался Тебе?» В стихах 8-11 псалмист пишет о том, что Иегова будет говорить мир, что Его спасение близко к тем, кто боится Его, и о славе, любовной заботе, истине и праведности. В заключение, в стихах 12 и 13, говорится: «И Иегова даст благо, и наша земля даст свой урожай. Праведность пойдёт перед Ним и сделает Его стопы путём, по которому идти».
Искание в отношении воссоздания Израиля было основано на том, что Бог обещал праотцам Израиля дать их потомкам землю, мир и многое другое. Однако в конечном итоге сыновья Корея пережили Божье наказание и опустошение, а также деградацию Божьего народа, поэтому в своём искании, описанном в этом псалме, они молились о воссоздании. Несомненно, это было хорошо и важно, но нам нужно увидеть, что Бог говорит об этом.
II. Искание Давида в отношении его личного спасения
Псалом 86 посвящён исканию Давида в отношении его личного спасения. При чтении этого псалма нам нужно обратить особое внимание на стихи 2, 11-13 и 15-16. В стихе 2 Давид молился: «Храни мою душу; ибо я верен; спаси Ты, Бог мой, Твоего слугу, полагающегося на Тебя». В стихе 16 он сказал: «Повернись ко мне и благоволи ко мне; дай Твою крепость Твоему слуге и спаси сына Твоей служанки». Искание Давида в отношении его личного спасения было важным; однако оно было важным не как самоцель, а для чего-то другого. В качестве примера можно привести питание. Питание важно не как самоцель, а для чего-то другого. Точно так же важно быть спасённым, но спасение — это не самоцель; оно предназначено для чего-то другого.
III. Желание Бога получить Сион с Христом
Псалом 85 посвящён исканию сыновей Корея в отношении восстановления, воссоздания, 86-й Псалом посвящён исканию Давида в отношении личного спасения, а 87-й Псалом посвящён желанию Бога получить Сион с Христом. И в Ветхом, и в Новом Заветах Сион подразумевает Божий дом и Божий город. «Сион» — это поэтическое название церкви и во вселенском аспекте, и в поместном (Евр. 12:22; Гал. 4:26). Следовательно, Сион обозначает церковь во вселенском масштабе и в поместном масштабе. Небесный Сион — это окончательное место покоя для победителей (Отк. 14:1).
Первое, о чём говорится в 87-м Псалме, — это основание Сиона, которое названо «Его [Божье] основание» (ст. 1). Это божественное основание, прообраз Христа как Божьего единственного основания для созидания Его дома, церкви (1 Кор. 3:11), строится на «святых горах», которые являются прообразом поместных церквей. Иерусалим был построен на этих святых горах, и высочайшей из этих гор была та, на которой был построен Сион, прообраз церкви.
В Пс. 87:2 говорится: «Иегова любит ворота Сиона больше всех жилищ Иакова». Ворота предназначены для входа и выхода; они обозначают общение. То, что у Нового Иерусалима будет двенадцать ворот, означает, что Божий святой город будет полон общения.
В последнее время ради общения среди церквей Господь повёл нас практиковать группирование и смешивание. Однако некоторых святых интересует только юрисдикция их поместной церкви, и они не хотят, чтобы кто-либо приезжал к ним и касался того, что связано с их поместной церковью. Это означает, что они закрывают ворота. Говоря словами брата Ни, они превращают свою поместную церковь в «церковь местных жителей» и «маленькую империю». Это не Сион, потому что у Сиона есть много ворот для общения.
Псалом 87 раскрывает Христа со всеми святыми, которые являются домом Божьим для города Божьего и для того, чтобы Бог обрёл всю землю. В стихах 5 и 6 говорится: «Но о Сионе будет сказано: Такой-то и такой-то родились в нём, и Сам Всевышний утвердит его. Иегова сочтёт, когда будет записывать народы: Этот родился там». Сказанное о том, что «такой-то и такой-то» родились на Сионе, указывает на то, что Сион полон святых. В стихе 6 говорится, что «Этот» — Христос, уникальная Личность, — родился там. Сам Христос и все святые были рождены на Сионе.
Помимо тех, кто был рождён на Сионе, в 87-м Псалме говорится о людях, рождённых в пяти других местах: Рааве, Вавилоне, Филистии, Тире и Куше. «Раав» — это поэтическое название Египта. В Библии Египет обозначает место, Богатое ресурсами, место, в котором человеку легко зарабатывать на жизнь и где человек может сделать себе состояние для своего наслаждения. Когда в Ханаане был голод и людям не хватало пищи, они спускались в Египет, в землю Богатства, прообраз сегодняшнего мира.
Вавилон был известен в сфере человеческого успеха и славы. Вавилонская империя была продолжением города Вавилона, где человек попытался прославить себя, построив башню до неба. Навуходоносор, Вавилонский царь, построил великую и сильную империю, памятник человеческому успеху и славе.
Филистия была расположена очень близко к Святой земле. Согласно Библии, филистимляне умело находили человеческий подход к святым вещам. Когда филистимляне захватили Ковчег Божий и принесли его в свою страну, они придумали, как с ним обращаться. Филистимляне соприкасались со Святой землёй и узнали о святых вещах из Святой земли, поэтому они мастерски обращались со святыми вещами согласно человеческой мудрости. Сегодня есть много людей, которые не находятся в святых вещах, но они близки к ним, и у них есть свой человеческий подход к ним.
Согласно Библии и согласно истории, Тир был страной торговли, страной разнообразных товаров и высокой цивилизации. Их торговля была их славой. Сегодня на земле много «Тиров».
Последним местом был Куш (Эфиопия). Куш был местом, из которого люди приходили в Святую землю учиться. Царица Савская, например, приехала из Эфиопии, чтобы научиться у Соломона. Эфиопский евнух в 8-й главе Деяний также приехал в Святую землю, чтобы учиться. Таким образом, в истории у Куша, или Эфиопии, тоже было имя и репутация.
Люди из этих пяти мест представляют всех людей на земле. Люди в этих местах хвалились своими «гигантами», говоря: «Этот родился там» (ст. 4Б). Египет мог сказать, что фараоны родились там, а Вавилон мог сказать, что Навуходоносор родился там. Но что Бог говорит о Сионе? Он провозглашает: «Такой-то и такой-то родились в нём». Моисей, Иисус Навин, Давид, Илия, Пётр, Павел, Лютер, Кальвин, Уэсли, Цинцендорф, Дарби, Вочман Ни и многие другие родились на Сионе. В конечном итоге даже уникальная Личность, Христос, который является суммой всех святых, как Тот, кто является всеми святыми и находится во всех святых (Кол. 3:11), родился там. Именно так Бог ведёт счёт, запись, в отношении Сиона.
Не все святые, которые родились на Сионе, известные. Напротив, среди поющих и пляшущих (ст. 7) много неизвестных. Сегодня мы неизвестные люди, но мы можем петь и хвалить Господа, говоря о Сионе, городе Божьем: «Все мои родники в тебе». Пусть Египет хвалится своим Нилом и пусть Вавилон хвалится своим Евфратом. У них нет родников, а у нас на Сионе они есть.
IV. Искание Эмана, одного из сыновей Корея, в отношении его избавления от страданий
Псалом 88 посвящён исканию Эмана, одного из сыновей Корея, в отношении его избавления от страданий. В стихах 14-17 псалмист говорит: «Почему, Иегова, Ты отверг мою душу? Почему Ты скрываешь Твоё лицо от меня? Я подвергаюсь скорби и готов умереть с юности; я несу Твои ужасы; я в безысходности. Надо мной прошла Твоя лютая ярость; Твои ужасы уничтожили меня. Они окружали меня, как вода, весь день; они всецело охватили меня». Подобно Эману, многие сегодняшние христиане являются страдающими людьми, и для них нет ничего важнее, чем избавление от страданий.
V. Намерение Бога, состоящее в том, чтобы Христос, Его Помазанник, овладел всей землёй
Псалом 89, особенно стихи 3-4, 19-29 и 34-37, раскрывает намерение Бога, состоящее в том, чтобы Христос, Его Помазанник, овладел всей землёй. Подобно 88-му Псалму, этот Псалом является молитвой святого, но в отличие от молитвы в 88-м Псалме об избавлении от страданий молитва в 89-м Псалме сосредоточена на Христе, уникальной Личности. Бога интересует эта Личность, Тот, кто родился на Сионе, а не наши страдания.
Уникальная Личность в Божьей записи в 87-м Псалме стал Божьим Святым, Божьим Могущественным, Божьим Помазанником в 89-м Псалме. Он стал Первородным и «высшим из земных царей» (ст. 27). Его престол будет как солнце перед Богом; он будет утверждён навеки, как луна (ст. 36-37). Бог утвердит Его семя навеки и «Его престол — как дни неба» (ст. 29). Бог расширит территорию этой уникальной Личности, так что Он овладеет всей землёй, положив «Его руку на море и Его правую руку на реки» (ст. 25). Под морем, вероятно, имеется в виду Средиземное море, центр обитаемой земли. Слово «реки» указывает на то, что вся земля будет принадлежать Христу. Все части земли обозначены своими реками; так Египет, например, обозначен Нилом, а Вавилон — Евфратом. То, что территория Христа расширится на все реки, указывает на то, что Христос овладеет всеми частями земли и что Он, следовательно, овладеет всей землёй.
Псалом 89 — это длинный псалом, который раскрывает то, что Бога не интересует ничто, кроме Христа как уникального Владыки всей земли. Однако мы считаем те или иные духовные вещи — воссоздание, личное спасение, избавление от страданий — чем-то очень положительным. Но если мы пренебрежём Христом, мы потерпим большую утрату. Наши искания и наша молитва не коснётся Божьего сердца, потому что Божье сердце сосредоточено на Христе с Сионом, в котором находятся многие святые и который предназначен для дома Божьего и города Божьего, чтобы Христос овладел всей землёй.
Божье желание сосредоточено на этом Христе, который родился на Сионе со столь многими святыми для Божьего дома и Божьего города, чтобы Христос овладел всей землёй. В этом состоит Божье домостроительство. Бога не интересует воссоздание, спасение и избавление от страданий в той же степени, в какой всё это интересует нас. Бога не интересует воссоздание, как мы его себе представляем, или спасение, которого мы ищем для себя. Бог спасает людей для Своего домостроительства. Бог спасает людей для Своего Христа, для Своего Сиона и для Своего дома и Своего города, чтобы однажды Он обрёл всю землю посредством Христа и Его победителей. Вот чего хочет Бог.
VI. Пять выдающихся псалмов из семнадцати, содержащихся в Книге третьей в Псалмах
В Книге третьей в Псалмах есть пять выдающихся псалмов.
А. Псалом 73 раскрывает Бога как нашу уникальную долю
Псалом 73 раскрывает Бога как нашу уникальную долю. Здесь псалмист провозглашает: «Кто есть у меня на небе, кроме Тебя? И помимо Тебя я ничего не желаю на земле» (ст. 25).
Б. Псалом 80 раскрывает Христа как Того, кто занимает положение первенства
Псалом 80 раскрывает Христа как Того, кто занимает положение первенства. В стихе 17 псалмист говорит в молитве: «Пусть будет Твоя рука на человеке Твоей правой руки, на сыне человеческом, которого Ты укрепил для Себя». Этот псалом раскрывает, что во всей вселенной Христос занимает положение первенства.
В. Псалом 84 раскрывает Христа как дом Божий с двумя жертвенниками для «воробьёв» и «ласточек»
Псалом 84 раскрывает Христа как дом Божий с двумя жертвенниками для «воробьёв» и «ласточек», то есть для слабых людей. Возможно, мы слабые «воробьи» и «ласточки», но мы наслаждаемся воплощённым Триединым Богом с двумя жертвенниками, которые являются Его двумя великими завершённостями.
Г. Псалом 87 раскрывает Сион с Христом, которых Бог любит
Псалом 87 раскрывает Сион с Христом, которых Бог любит. Это указание на церковь с Христом и со многими святыми, которых Бог любит, потому что Сион будет Божьим домом, а также Божьим городом как царством, для того чтобы Бог завладел всей землёй.
Д. Псалом 89 раскрывает Сион с Христом, которых Бог, который овладеет всей землёй
Псалом 89 раскрывает Сион с Христом, которых Бог, который овладеет всей землёй; Его территория расширится от моря на все реки.
Из семнадцати псалмов в Книге третьей в Псалмах эти пять являются выдающимися; они показывают, что Бог является нашей уникальной долей, и затем они показывают нам Христа, святых, дом и город, поместную и вселенскую церковь, которая полна ворот, общения, благодаря чему Бог может двигаться вперёд для осуществления Своего вечного домостроительства. В этом заключается глубинное значение Книги третьей.
Е. Указывают на приготовленного и завершённого Триединого Бога, который становится всеобъемлющим наслаждением Своего избранного народа в воплощённом, распятом, воскрешённом и вознесённом Христе
В конечном итоге эти пять выдающихся псалмов в Книге третьей указывают на приготовленного и завершённого Триединого Бога, который становится всеобъемлющим наслаждением Его избранных людей в воплощённом, распятом, воскрешённом и возвышенном Христе. Псалмы раскрывают и приготовленного и завершённого Триединого Бога, и наслаждение Божьих избранных людей. Их наслаждение — это наслаждение воплощённым, распятым, воскрешённым и вознесённым Христом. Эти четыре положения, связанные с Христом: Его воплощение, Его распятие, Его воскресение и Его вознесение, — снова и снова раскрываются в Псалмах. Такой Христос предназначен для исполнения Божьего домостроительства, чтобы мы в полноте наслаждались Триединым Богом как приготовленной и завершённой Личностью.