Христос как центр движения Бога на земле
(2)
Тексты Писания: Пс. 68:18-35
В 68-м Псалме есть два основных раздела. Первый раздел — это стихи с 1 по 18, а второй раздел — стихи с 19 по 35. Как мы увидим, в каждом разделе есть свой центр. Прежде чем мы поясним, что является центром первого раздела, давайте ещё раз рассмотрим вопрос движения Бога на земле.
Во всей вселенной у Бога есть только одно движение. В течение ветхозаветного времени Бог, по сути, не двигался на земле; это был период приготовления к Его движению. Вся деятельность Бога от Бытия и до Книги пророка Малахии была частью этого приготовления. Рассмотрим в качестве примера подготовку к открытию магазина. Магазин уже построен и оборудован, но ещё не открылся и не начал работать. Сделаны все приготовления, однако владелец магазина ещё не начал свой бизнес. Подобным образом ветхозаветный период был временем, когда Бог готовился к открытию Своего «бизнеса» — божественного домостроительства.
Домостроительство Бога состоит главным образом в том, чтобы внедрить Себя в Своих избранных и искупленных людей, делая Себя единым с ними и делая их едиными с Собой. Более того, в Своём домостроительстве Бог сливается со Своими людьми, чтобы стать одним целым с ними. Относительно этого в Библии говорится, что мы — те, кто соединяется с Господом, — есть один дух (1 Кор. 6:17). Он есть Дух; Он создал внутри нас дух; и теперь божественный Дух и возрождённый человеческий дух слиты вместе как один дух. Как замечательно! В Ветхом Завете такого слияния не было, потому что ветхозаветный период был для Бога временем приготовления. Он приготовил небеса для земли, землю — для человека, а человека с духом — для Бога (Зах. 12:1). Таким образом, человек был приготовлен Богом для осуществления этого «бизнеса», Божьего домостроительства.
Богу потребовалось около двух тысяч лет — период времени от Авраама до пришествия Христа, чтобы приготовить народ Израиля. Посмотрите на всю работу Бога над Израилем на протяжении всего Ветхого Завета. Начиная с Авраама в Бытии и до конца Книги пророка Малахии Бог делал многое, чтобы всё подготовить для осуществления Своего домостроительства.
Осуществление Божьего домостроительства началось, по сути, с воплощения Христа. В Ин. 1:14 говорится, что Слово стало плотью и поставило скинию среди нас. Отсюда следует, что благодаря воплощению появилась действительная и живая скиния, которой был Сам Христос как воплощение Триединого Бога. Физическая скиния, воздвигнутая Моисеем, была прообразом, тенью; она не была действительной скинией. И скиния, и Ковчег были прообразами Христа. Однако без этого прообраза у Бога не было бы среди детей Израиля прообраза Его движения на земле в Христе. Движение Бога в скинии с Ковчегом от горы Синай до горы Сион было прообразом Его движения в Христе от воплощения до вознесения.
У горы Синай Бог приготовил детей Израиля для Своего движения в скинии с Ковчегом. Бог послал Моисея в Египет вывести их оттуда и привести их к Синаю, и у Синая Бог провёл для них продолжительное обучение. Сначала Бог провозгласил закон, чтобы испытать их, изобличить их, убедить их, обличить их и усмирить их. В конечном итоге, будучи усмирены и обучены, они стали святым народом, людьми, освящёнными для Бога, что позволило Ему обитать среди них и двигаться вместе с ними.
К тому времени, когда была возведена скиния, люди были обучены и подготовлены, они стали войском для движения Бога. Поэтому Моисей, представитель Израиля, помолился, сказав: «Пусть поднимется Бог; пусть рассеются Его враги; и пусть побегут ненавидящие Его перед Ним» (Пс. 68:1; Числ. 10:35). Сразу же после этого Бог начал Своё движение со Своим народом по пустыне. В конечном итоге Ковчег поднялся на гору Сион и был поставлен в храме, построенном в качестве замены для скинии. Таким было движение Бога в Ветхом Завете; это был прообраз, показывающий, что однажды Бог будет двигаться на земле в Христе как действительной скинии.
Проведя на земле тридцать три с половиной года, Христос был распят, воскрешён и вознесён на небеса. Будучи вознесённым, Христос продолжает работать над нами, Божьими людьми, делая нас новым творением, то есть производя новое творение из старого. Это непростая работа, и её не выполнить за короткое время. Многие из нас могут засвидетельствовать, что, хотя мы в Господе уже много лет, мы не очень духовные и по-прежнему проходим процесс обновления, освящения и преобразования. Нам по-прежнему нужно, чтобы Христос работал над нами посредством Своего небесного служения. Даже Павлу пришлось ждать до конца своей жизни, прежде чем он смог сказать: «Добрым сражением я сражался, бег окончил, веру сохранил» (2 Тим. 4:7). Я надеюсь, что однажды все мы сможем сказать это. Сегодня Господь продолжает двигаться вперёд на небесах, делая нас новым творением во всей полноте и приводя нас с земли на небеса.
Теперь давайте попытаемся объяснить, что является центром первого раздела 68-го Псалма. Центром этого раздела являются крылья голубя, покрытые серебром, и перья голубя, покрытые зеленовато-жёлтым золотом (ст. 13). Крылья голубя обозначают движущую силу Духа, серебро обозначает Христа в Его искуплении для нашего оправдания, а зеленовато-жёлтое золото обозначает Бога в Его природе, сверкающей Его жизнью и славой. Здесь мы видим Триединого Бога со всеми Его свершениями для нашего наслаждения.
Крылья голубя, покрытые серебром, и перья, покрытые зеленовато-жёлтым золотом, — это добыча, упомянутая в стихе 12. У некоторых возникнет вопрос, каким образом Триединый Бог может быть такой добычей. Чтобы понять это, нам нужно осознать, что под «добычей» мы имеем в виду нечто полученное, или пожатое, в результате сражения и победы в битве. Христос вёл сражение в Своей смерти, воскресении и вознесении, и в результате Он, несомненно, обрёл какую-то добычу. Что Он пожал благодаря Своей победе? Он пожал для нас Богатство Триединого Бога. В тот момент, когда мы исповедали свои грехи и уверовали в Христа, мы получили Духа вместе с Богом, Христом и божественной жизнью — Богатство, добычу, обретённую Христом в результате Его победы.
Как те, кто уверовал в Господа Иисуса, мы обретаем то, что обрёл Он. Мы обретаем Бога, мы обретаем Духа, мы обретаем божественную жизнь, и мы обретаем всеобъемлющего Христа как воплощение Триединого Бога. Это означает, что в Христе мы обретаем приготовленного и завершённого Триединого Бога как добычу для нашего наслаждения. Теперь изо дня в день мы наслаждаемся голубем, серебром и золотом. Это является центром первого раздела 68-го Псалма.
Теперь давайте перейдём к рассмотрению второго раздела этого псалма.
VI. Наслаждение Богом в Его доме
В первом разделе рассматриваются пять вопросов: движение Бога на земле, Божья победа в Христе, Христово вознесение, получение Христом даров и созидание Христом дома Божьего. Это подводит нас к первому положению второго раздела — к наслаждению Богом в Его доме (ст. 19-23).
A. Вслед за созиданием Божьего жилища
Наслаждение Богом в Его доме следует за созиданием Его жилища, церкви (ст. 18Б).
Б. Наслаждение Богом, который нагружает нас благами
В стихе 19А сказано: «Благословен Господь, который день за днём нагружает нас благами». Что это за «блага», которыми Бог нагружает нас день за днём? Эти блага, как и «благо», о котором говорится в Рим. 8:28, обозначают не материальные вещи, как например уютный дом или новая машина; они обозначают Триединого Бога — крылья голубя, покрытые серебром, и перья, покрытые золотом. Это означает, что ежедневно Бог нагружает нас Самим Собой.
В. Наслаждение Богом как нашим спасением и избавлением
«Бог — наше спасение. Бог нам — Бог избавления, и у Иеговы Господа выходы даже из смерти» (ст. 19Б-20). Здесь открывается, что в Божьем доме мы наслаждаемся Богом как своим спасением и избавлением; у Него выходы даже из смерти, и у Него возможность даже избежать её. Только Бог даёт нам возможность убежать от смерти и избежать её, потому что только Бог есть жизнь. Когда мы наслаждаемся Им как своей жизнью, мы избегаем смерти. На самом деле возможностью выйти из смерти является Сам Бог.
Г. Наслаждение Божьей победой над врагами
В стихах с 21 по 23 открывается, что в Божьем доме мы также наслаждаемся Его победой над врагами. Например, в стихе 21 говорится: «Да, Бог разобьёт голову Своих врагов, волосатое темя разгуливающего в своей виновности».
В стихах с 24 по 28 открывается Хвала Богу.
A. Хвалить Бога за то, что Его враги видели Его шествия в святилище
«Они видели Твои шествия, Боже, шествия моего Бога, моего Царя, в святилище» (ст. 24). Здесь слово «они» относится к врагам, неверующим; слово «шествия» относится к Божьим действиям; а «святилище» обозначает церковь.
Для того чтобы оценить эту часть 68-го Псалма, нам нужно хорошо знать исторический фон. У горы Синай Бог провозгласил закон и повелел Моисею построить скинию с Ковчегом и всевозможными предметами обстановки. Возведение скинии представляло собой своего рода церемонию. Были собраны все дети Израиля, и после того как всё было подготовлено, был принесён Ковчег. Я уверен, что в соответствии со сказанным в стихе 25, когда Ковчег вносили в скинию, перед ним было шествие дев и поющих. Позади него, скорее всего, была другая группа, состоявшая не из дев, а из мужчин из колен Вениамина, Иуды, Завулона и Неффалима (ст. 27). Это движение Ковчега было действием Бога, потому что Бог был с Ковчегом. Следовательно, действие Ковчега было действием Бога. Кроме того, поскольку Израиль оставался у Синая продолжительное время, народы, жившие на прилегающих территориях, судя по всему, слышали, что там происходило нечто важное, и приходили посмотреть на происходящее. Таким образом, за этой церемонией наблюдали не только дети Израиля, но и многочисленные язычники, которые приходили посмотреть на происходящее.
Б. Посредством того что девы бьют в бубны
«Впереди идут поющие, позади играющие — посреди дев, бьющих в бубны» (ст. 25). Здесь хвалу воздают женщины, девы, которые идут впереди как поющие и позади как играющие. «Девы» в этом стихе обозначают верующих.
В. Мужчины, которые от источника Израиля, благословляют Бога в собраниях
«В собраниях благословите Бога, Иегову, вы, те, кто от источника Израиля. Там малый Вениамин, управляющий ими, и князья Иуды в их собрании, князья Завулона, князья Неффалима. Твой Бог повелел о твоей крепости; укрепи, Боже, то, что Ты сделал для нас» (ст. 26-28). Здесь Бога благословляют мужчины, обозначающие сильных людей.
Г. Изображает с помощью прообразов картину Божьего новозаветного домостроительства
В хвале, которую воздают Богу Его избранники, с помощью прообразов изображена картина Божьего новозаветного домостроительства в осуществлении Христом Божьего искупления для Божьего спасения и в распространении радостной вести о Христовом свершении благими словами благовестия.
В стихе 27А говорится о «малом Вениамине».
У Вениамина было два имени, первое из которых — Бен-Они. Это имя, данное ему его матерью Рахилью, когда она умирала при родах, означает «сын моей скорби» (Быт. 35:18А). Будучи сыном скорби, Бен-Они, Вениамин является прообразом Христа, который, как человек печали в Своём воплощении и человеческой жизни на земле, совершил Божье вечное искупление для Его полного спасения.
б. Как сын правой руки, Вениамин
Хотя Рахиль назвала своего сына Бен-Они, Иаков сразу же изменил имя ребёнка, назвав его Вениамином, что означает «сын правой руки» (ст. 18Б). Находиться по правую руку — значит занимать положение славы и чести. Будучи сыном правой руки, Вениамин является прообразом Христа, который, как Сын правой руки Бога в Своём воскресении, победе и вознесении, служит на небесах, осуществляя применение Божьего искупления для Его спасения. Христос воплотился, став Бен-Они, человеком печали, но в воскресении Он стал Вениамином, Сыном правой руки Бога в славе и чести.
В Пс. 68:27 также говорится о князьях Иуды. Иуда — это лев с силой и скипетром, и он — мир (Шилo) для Божьего народа (Отк. 5:5А; Быт. 49:8-10).
a. Является прообразом Христа как победы, одержанной за Божий народ, и мира, установленного для Божьего народа
В то время как Вениамин — прообраз Христа главным образом в Его человечестве, Иуда — прообраз Христа главным образом в Его божественности. В Своей божественности Христос — это не человек печали, а лев с силой и властью (которые обозначены скипетром). В частности, Иуда является прообразом Христа как победы, одержанной за Божий народ, и мира, установленного для Божьего народа. В применении искупления Христос — наш мир.
б. Иуду, царствующее колено, всегда сопровождал Вениамин, воюющее колено
Иуду, царствующее колено, всегда сопровождал Вениамин, воюющее колено (Быт. 49:27), для Божьего царства на земле. Как прообразы, Иуда и Вениамин, соединённые географически, образуют группу для осуществления и применения Христова искупления для Божьего спасения. В случае Вениамина акцент делается на осуществлении искупления; в случае Иуды акцент делается на применении искупления (в вознесении Христа).
Далее, в Пс. 68:27, упоминаются князья Завулона. Завулон, живущий у берега моря (Галилея) и являющийся берегом для кораблей (Быт. 49:13), — это прообраз Христа как «берега» благовестников для «перевозки» и распространения в проповеди Божьего благовестия. Благовестие было осуществлено, но необходимо распространение благовестия посредством «кораблей». В день Пятидесятницы по крайней мере сто двадцать благовестнических «кораблей», каждый из которых был галилеянином, отправились в путь распространять благовестие.
Наконец, в Пс. 68:27 говорится о князьях Неффалима. В Быт. 49:21 говорится, что Неффалим — это лань, выпущенная на свободу, и он даёт прекрасные слова.
a. Является прообразом Христа как Того, кто избавлен из смерти в воскресении и кто даёт прекрасные слова для проповеди Его благовестия
Неффалим является прообразом Христа как Того, кто избавлен из смерти в воскресении, что обозначает «лань, выпущенная на свободу» (Пс. 22, загл.; Песн. П. 2:8-9), и кто даёт прекрасные слова для проповеди Его благовестия (Мф. 28:18-20). В воскресении Христос пришёл к Своим ученикам и повелел им сделать учениками народы.
б. И народ Завулона, и народ Неффалима были галилеянами
И народ Завулона, и народ Неффалима были галилеянами (Мф. 4:12-17; Деян. 1:11), от которых распространялось, проповедовалось и продвигалось благовестие Христа.
в. Как прообразы, Завулон и Неффалим образуют группу
Как прообразы, Завулон и Неффалим образуют группу для распространения и продвижения радостной вести о Христовом искуплении, осуществлённом для Божьего спасения.
Возможно, у вас возник вопрос, почему в Пс. 68:27 упоминаются только четыре из двенадцати колен Израиля. Это объясняется тем, что здесь в качестве прообразов нужны только четыре колена и эти четыре — наиболее подходящие.
Как центром первого раздела этого Псалма является Триединый Бог, прообразом которого служат голубь, серебро и золото, так центром второго раздела являются четыре колена: Вениамин, Иуда, Завулон и Неффалим. Первые два колена — Вениамин и Иуда — образуют группу, связанную с осуществлением и применением искупления; другие два — Завулон и Неффалим — образуют группу, связанную с проповедью, распространением и продвижением благовестия. Рассматривая центры двух разделов 68-го Псалма, мы видим, что Триединый Бог как добыча Христа стал нашим наслаждением, и мы также видим, что Христово искупление совершено для Божьего спасения, что это совершённое искупление применяется к нам и что слово о Божьем спасении распространяется сейчас повсюду.
VIII. Распространяется в город Божий
Следующее положение в 68-м Псалме — это распространение из храма в город Божий.
A. После того как Бог укрепил то, что Он сделал для Своих избранников
«Укрепи, Боже, то, что Ты сделал для нас. Благодаря Твоему храму в Иерусалиме…» (ст. 28Б-29А). Сказанное здесь подразумевает, что, после того как Бог укрепил то, что Он сделал для Своих избранников, влияние наслаждения Богом в Его доме распространяется на весь город Иерусалим благодаря дому Божьему, который был в Иерусалиме.
Б. Дом Божий обозначает поместную церковь, а город Иерусалим обозначает царство
Дом Божий обозначает поместную церковь, а город Иерусалим обозначает царство — укрепление и защиту церкви.
В 68-м Псалме говорится в заключение о том, что Бог обретёт землю (ст. 29Б-35).
A. Благодаря влиянию наслаждения Богом Бог обретёт всю землю
Благодаря влиянию наслаждения Богом Бог обретёт всю землю.
1. Цари племён принесут Богу дар
Согласно стиху 29Б, цари племён принесут Богу дар.
2. Бог поработает над египтянами
Бог поработает над египтянами, которые уподобляются животным в тростнике Нила (ст. 30А).
3. Бог поработает над племенами
Бог поработает также над племенами, которые уподобляются стадам быков среди тельцов и которые вожделеют серебра и находят отраду в войне (ст. 30Б).
4. Вельможи выйдут из Египта, чтобы посетить Иерусалим, и Куш быстро прострёт свои руки к Богу
В стихе 31 сказано, что вельможи выйдут из Египта, чтобы посетить Иерусалим, город Божий, и что Куш (сегодняшняя Эфиопия) быстро прострёт свои руки к Богу.
5. Эта картина достигнет завершённости в грядущем веке воссоздания
Изображённая выше картина достигнет завершённости в грядущем веке воссоздания (Мф. 19:28), в котором вся земля будет приходить в Иерусалим поклоняться Богу и получать наставление и озарение (Ис. 2:2-3; Зах. 14:16-17).
Б. Царствам земли дано повеление хвалить Бога
В стихах с 32 по 34 царствам земли во время воссоздания дано повеление возносить псалмы Богу, едущему по небесам, древним небесам, и подающему Свой голос, могучий голос (гром). Им также дано повеление воздать силу Богу, чьё превосходство (слава) — над Израилем и чья сила — в небе.
В. Псалмист хвалит и благословляет Бога
«Ты внушаешь благоговейный страх, Боже, из Твоих святилищ. Бог Израиля — Он даёт силу и могущество народу. Благословен Бог!» (ст. 35). В этом заключительном стихе псалмист хвалит Бога и благословляет Его.