Христос как центр движения Бога на земле
(1)
Тексты Писания: Пс. 68:1-18; Числ. 9:15А; Числ. 10:35; Эф. 4:8, 11-12; 6:12; 2:22
В этом сообщении мы начнём изучать 68-й Псалом. Мы должны относиться к этому псалму как к высочайшему среди ста пятидесяти псалмов.
Псалом 68 чрезвычайно сложен для понимания. Примеры такой сложности есть в стихах с 11Б по 13. «Женщин, несущих радостную весть, — великое воинство. Цари войск бегут. Они бегут! А сидящая дома делит добычу. Хотя вы лежите между овечьими дворами, здесь крылья голубя, покрытые серебром, и его перья, покрытые зеленовато-жёлтым золотом». Кто эти женщины, несущие радостную весть и которых великое воинство? Кто эта сидящая дома, которая делит добычу? К кому относится это описание? Кроме того, кто эти «вы», которые лежат между овечьими дворами? Нам также нужно постараться выяснить, что такое крылья голубя, покрытые серебром, и перья, покрытые зеленовато-жёлтым золотом. Нам приходится признать, что нам трудно разобраться, что означают эти понятия, и понять их.
Как мы увидим, голубь, серебро и золото указывают на Триединого Бога. Голубь символизирует Духа Божьего; в системе прообразов серебро обозначает Христа как Искупителя, который осуществил искупление для Божьего спасения; а золото обозначает Бога в Его природе. Здесь золото зеленовато-жёлтое; зелёный цвет обозначает божественную жизнь, а жёлтый — божественную славу. Таким образом, зеленовато-жёлтое золото обозначает Бога в Его природе, сверкающей Его жизнью и славой. Здесь показан Триединый Бог — Дух, Христос и Бог — со всеми Его свершениями для нашего наслаждения.
В стихе 12 говорится о разделе добычи. Что это за добыча? Это нечто пожатое в результате сражения в битве. В Своей смерти, воскресении и вознесении Христос сражался в битве, и добыча, пожатая Им, стала нашим наслаждением. Христос обретал некоторую добычу на каждом этапе Своего сражения; Он пожал добычу в Своей смерти, в Своём воскресении и в Своём вознесении, когда, согласно 2-й главе Послания к колоссянам, злые силы пытались помешать Ему. Добычей, захваченной, пожатой, Христом, по сути является Триединый Бог. Это означает, что добычей в стихе 12 является Дух как голубь, Христос-Сын как серебро и Бог Отец как золото.
Для того чтобы ещё нагляднее показать, насколько трудно понять 68-й Псалом, давайте рассмотрим стихи с 25 по 27. «Впереди идут поющие, позади играющие — посреди дев, бьющих в бубны. В собраниях благословите Бога, Иегову, вы, те, кто от источника Израиля. Там малый Вениамин, управляющий ими, и князья Иуды в их собрании, князья Завулона, князья Неффалима». Понимаете ли вы всё это? Почему здесь упоминаются имена четырёх колен: Вениамина, Иуды, Завулона и Неффалима, а имена других колен нет? Вновь мы должны признать, что это трудно понять.
И ещё труднее понять причину, по которой был написан 68-й Псалом. Почему был написан этот псалом и почему он был составлен именно таким образом? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно рассмотреть, каким образом начинается этот псалом. В стихе 1 говорится: «Пусть поднимется Бог; пусть рассеются Его враги; и пусть побегут ненавидящие Его перед Ним». Сказанное здесь представляет собой цитату из молитвы Моисея в Числ. 10:35, произнесённой им, когда Ковчег Завета отправился в путь от горы Синай.
После того как Моисей привёл детей Израиля к горе Синай, они оставались там достаточно долгое время. В то время Бог провозгласил им Свой закон через Моисея. Однако главным событием того времени было не провозглашение закона, а то, что Бог повелел Моисею построить скинию с Ковчегом, жертвенником всесожжений, светильником, столом хлеба Присутствия, умывальником, жертвенником и всеми принадлежностями.
С какой целью Бог провозгласил закон и повелел Моисею построить Ковчег и скинию со всеми предметами её обстановки? Закон был провозглашён с целью изобличить и усмирить Израиля. Бог намеревался использовать закон с целью изобличить слабость, неспособность, изъяны и недостатки народа, чтобы они поняли, что они грешные и неспособные ничего сделать для Него. Следовательно, закон был провозглашён, чтобы убедить их в этом и даже осудить их.
В 19-й главе Исхода говорится о переживаниях детей Израиля у горы Синай. С одной стороны, они были напуганы, так как слышали гром, видели молнию и густое облако и поняли, что у горы среди них присутствовал Бог. С другой стороны, они гордились всем связанным с Богом. Когда Моисей изложил перед ними все слова, которые заповедал ему Бог, народ сказал в ответ: «Всё, что сказал Иегова, исполним» (ст. 8). Моисей передал Господу слова народа, и тогда Он вмешался и провозгласил закон. Ещё до того как народу Израиля был провозглашён закон, они нарушили Десять Заповедей и совершили грех, поклонившись золотому тельцу. Когда Моисей узнал об этом, он разгневался и разбил две каменные скрижали. Суть в том, что закон был дан с целью изобличить народ Израиля, убедить, осудить и усмирить их и заставить их понять, что они ничего не могут сделать, чтобы угодить Богу. Такова была Божья цель в провозглашении закона.
Теперь нам нужно увидеть Божью цель относительно построения скинии. Бог хотел, чтобы дети Израиля построили Ему скинию, благодаря чему Он мог обитать среди них, а они могли соприкасаться с Ним и даже жить с Ним. Однако они были грешными, поэтому им был нужен жертвенник, который бы решил проблему их грехов. Кроме того, им нужен был стол хлеба Присутствия для получения духовной пищи, светильник для получения духовного света и жертвенник курения для молитв Господу.
Скиния, построенная и возведённая у горы Синай, была прообразом Христа как действительной скинии. Эта действительная скиния была воздвигнута посредством Христова воплощения. В Ин. 1:14 говорится, что Слово, которое есть Бог, стало плотью и поставило скинию среди нас, полное благодати и действительности. Скиния, которую Израиль построил под руководством Моисея, была прообразом, или тенью, а Иисус Христос, воплощённый Бог, является действительной скинией для Божьего обитания на земле и для того, чтобы Божьи люди соприкасались с Ним и жили с Ним.
В течение лет, проведённых в пустыне, дети Израиля имели дело только с законом и скинией с жертвенником, умывальником, столом хлеба Присутствия, светильником, жертвенником курения и Ковчегом. Когда приходило время продолжать своё путешествие, они складывали скинию с предметами её обстановки и принадлежностями и несли их вместе с собой в своём движении. В конечном итоге они останавливались и вновь воздвигали скинию и всё относящееся к ней.
Народ должен был также приносить Богу различные приношения. В противном случае закон осудил бы их за их грехи, за нарушение Божьих заповедей. Однако кровь жертвы за грех, которой кропили на крышку Ковчега, исполняла требования закона и позволяла народу оставаться в мире и соприкасаться с Богом.
До воплощения Христа Бог ничего не делал для осуществления Своего новозаветного домостроительства. В Ветхом Завете Бог призвал Авраама, избрав его и его потомков быть Его народом, Его призванным родом. Спустя столетия Бог привёл народ Израиля к горе Синай, чтобы обучить их и помочь им узнать свою греховность и тем самым убедить и усмирить их. Если закон, провозглашённый через Моисея, был действительностью, то скиния со всеми предметами её обстановки и принадлежностями была прообразом Христа. Тем не менее Бог мог обитать в той скинии, и у народа была возможность соприкасаться с Ним. В оставшейся части Ветхого Завета — во всех книгах истории и пророков — Бог продолжал обличать Израиля. Он обличал их в Книге Иисуса Навина и в Книге судей; Он обличал их в Книгах царств; и Он обличал их в Книгах пророков Исайи, Иеремии и всех других пророков — и больших, и малых. Складывается впечатление, что Бог не двигался, а делал только одно — обличал народ Израиля.
Движение Бога на земле для Его новозаветного домостроительства началось с воплощения Христа, с того момента, когда Бог пришёл как Сын в воплощении. Воплощение представляло собой воздвижение действительной и живой скинии. Следовательно, воплотившийся Христос был действительной скинией, в которой Бог обитал и через которую Он двигался на земле. Начиная с воплощения Бог начал двигаться, ходить, на земле для Своего новозаветного домостроительства. Он двигался на земле тридцать три с половиной года, а затем, после Своей смерти и воскресения, взошёл на небеса.
Это движение Бога в Христе изображено в Пс. 68:1-18. Мы увидели, что в первой части стиха 1 говорится: «Пусть поднимется Бог», и Бог действительно поднялся, чтобы двигаться. Благодаря чему двигался Бог? Он двигался благодаря скинии. Без скинии Бог не мог бы двигаться. Отсюда следует, что Бог движется в Христе и через Христа. Без Христа Бог не может двигаться на земле. В Христе Триединый Бог совершил длительное «путешествие», путешествие, которое продолжалось тридцать три с половиной года и закончилось вознесением Христа на третье небо.
Это путешествие, это движение, Бога для Его новозаветного домостроительства изображено с помощью прообразов в 68-м Псалме как путешествие Бога с Израилем от Синая до Сиона. Синай был местом провозглашения закона, а Сион был местом назначения путешествующего Бога и Его народа. Изучая это, мы должны понимать, что путешествий было два: путешествие в прообразе и путешествие в действительности. Путешествием в прообразе было путешествие Бога с Израилем, которое совершалось от Синая, продолжалось в пустыне и достигло Сиона. Путешествием в действительности, настоящим движением Бога на земле, было путешествие Бога в Христе как действительной скинии, которое началось с воплощения и закончилось вознесением на небесный Сион.
В 68-м Псалме мы видим прообраз путешествия Бога, а в Новом Завете мы видим факт и действительность. Божьим действительным путешествием на земле, Его действительным движением на земле, было Его движение в Христе, действительной скинии с действительным Ковчегом. Чтобы понять это действительное путешествие, нам нужно изучать 68-й Псалом — псалом, помогающий увидеть, что сама жизнь Христа от Его воплощения до Его вознесения была путешествием, движением, Триединого Бога. Если мы понимаем это, то мы готовы подробно рассмотреть первые восемнадцать стихов 68-го Псалма.
Псалом 68 — это вершина божественного откровения о Христе во всех Псалмах. Он написан поэтическим языком, содержит прообразы и знамения и изображает девять шагов движения Бога на земле в Христе, всеобъемлющем воплощении Триединого Бога.
I. Движение Бога в скинии как Его жилище с Ковчегом как центром
Псалом 68 посвящён движению Бога в скинии (прообраз Христа) как Его жилище с Ковчегом (прообраз Христа) в качестве центра. Скиния с Ковчегом путешествовала среди детей Израиля сорок лет, пока они не пришли к Сиону. Это путешествие было прообразом, тенью, действительного движения Бога на земле.
A. После провозглашения закона, который обличил, убедил и осудил Израиля
Это движение началось после провозглашения закона, который обличил, убедил и осудил Израиля. Это означает, что движение Бога в скинии началось после того, как Бог обрёл народ, который был приготовлен посредством закона и обучен под законом двигаться вместе с Ним.
Б. После возведения скинии с Ковчегом
Это движение Бога началось после возведения скинии с Ковчегом, обозначающих Христа воплощённого, чтобы быть Божьим жилищем на земле, в котором Он Сам является центром для движения Бога в Его домостроительстве (Ин. 1:14А; Числ. 9:15А). Это означает, что Бог смог двигаться на земле только после того, как Он предоставил путь, то есть скинию с Ковчегом, в которой Он мог быть со Своим народом и в которой они могли соприкасаться с Ним и быть с Ним. В Ветхом Завете мы видим прообраз, а в Новом Завете мы видим Христа как действительность скинии с Ковчегом.
В. Среди Израиля, Его избранного народа
Движение Бога в скинии совершалось среди Израиля, Его избранного народа.
Г. От Синая через пустыню до Сиона
Это движение совершалось от Синая, который обозначает закон (Пс. 68:8Б, 17Б), продолжалось в пустыне, которая обозначает землю (ст. 4Б, 7Б), и достигло горы Сион, Божьего жилища (ст. 16), которая обозначает Божье жилище на небесах (Эф. 4:8А).
Д. Израиль, Божий избранный народ, торжествует о Боге
В Пс. 68:4 сказано: «Пойте Богу; возносите псалмы Его имени; торжествуйте о Едущем по пустыням — ибо Ях Его имя — и ликуйте перед Ним». Это указывает на то, что Израиль, Божий избранный народ, торжествовал о Боге, который ехал по пустыням, и ликовал перед Ним. Сегодня мы тоже должны торжествовать и ликовать о движении Бога на земле, о Его движении от воплощения до вознесения.
II. Божья победа в Христе как центре, показанная в прообразе Ковчега
A. Молитва Моисея о том, чтобы Иегова поднялся
В стихе 1 содержится молитва Моисея, представителя Божьего избранного народа, о том, чтобы Иегова поднялся и чтобы Его враги рассеялись (ст. 14). Враги здесь являются прообразом Сатаны и его сил в небесных пределах (Эф. 6:12). Эта молитва, по сути, выражает стремление всех Божьих избранников.
1. Цари войск Его врагов бегут
«Цари войск бегут. Они бегут!» (Пс. 68:12А). Здесь побеждённые и рассеянные цари являются прообразом Сатаны и правителей (Эф. 6:12).
2. Великое воинство женщин Израиля несут радостную весть
«Женщин, несущих радостную весть, — великое воинство» (Пс. 68:11Б). Эти женщины Израиля обозначают слабых. Мы, сегодняшние верующие, слабые и не можем делать ничего, кроме как провозглашать, проповедовать, радостную весть.
«Cидящая дома делит добычу» (ст. 12Б). Слово «сидящая» собирательно указывает на женщин в стихе 11. То, что она сидит дома, означает, что она не на работе. Добыча обозначает всё полученное в результате Христовых свершения, завершённости, достижения и приобретения как жатву победы Его смерти, воскресения и вознесения. Эта добыча включает в себя крылья голубя, покрытые серебром, и перья, покрытые зеленовато-жёлтым золотом.
a. Хотя они лежат между овечьими дворами
Они разделят добычу, хотя и лежат между овечьими дворами (ст. 13А). Местоимение «вы» в стихе 13А относится к имеющему собирательное значение слову «сидящая» в стихе 12 и к женщинам в стихе 11. Лежать между овечьими дворами — значит покоиться в предоставляемом Богом обеспечении и Его заботе о Своих избранниках.
В стихе 13Б показаны четыре составляющие добычи.
Крылья голубя обозначают движущую силу Духа.
Крылья голубя покрыты белым серебром (букв.). Серебро обозначает Христа в Его искуплении для нашего оправдания, на что указывает белый цвет — цвет, символизирующий одобрение.
Под перьями понимаются маховые перья, то есть перья на конце крыльев птицы. Эти перья обеспечивают птице необходимую прочность для полёта и парения. Следовательно, выражение «его перья» в стихе 13Б обозначает парящую силу Духа.
4) Зеленовато-жёлтое, сверкающее золото
Зеленовато-жёлтое, сверкающее золото, которым покрыты перья, обозначает Божью природу, сверкающую божественной жизнью и славой.
5) Содержанием этих четырёх положений является, по сути, Триединый Бог со всеми аспектами Его всестороннего, полного и всеобъемлющего спасения
Содержанием четырёх перечисленных положений, то есть добычи Христа в Его победе для наслаждения Божьих избранников, является, по сути, Триединый Бог со всеми аспектами Его всестороннего, полного и всеобъемлющего спасения. Голубь обозначает Духа с Его движущей и парящей силой; белое серебро обозначает Христа в Его всеобъемлющем искуплении для оправдания Его верующих, которое является входом в Его полное спасение; а зеленовато-жёлтое золото обозначает Бога в Его природе, сверкающей Его жизнью и славой. Сила Духа приносит и Христа, и Бога: Христа приносит движущая сила Духа, а Бога — парящая сила Духа.
6) Божьи избранники наслаждаются этими положениями как своей долей в Христе и возвещают их другим людям как радостную весть
Из стиха 11 следует, что Божьи избранники наслаждаются всеми перечисленными положениями как своей долей в Христе и возвещают их другим как радостную весть. С одной стороны, мы — великое воинство женщин, которые провозглашают, проповедуют, радостную весть. С другой стороны, мы спокойно наслаждаемся своей долей в Христе, наслаждаемся Триединым Богом — Духом как голубем, Христом-Сыном как серебром и Богом Отцом как золотом. Дух как голубь движется с Христом как серебром и с Богом как золотом. Когда мы проповедуем радостную весть, мы наслаждаемся Триединым Богом как добычей, захваченной для нас Христом.
Б. Христос увёл в плен пленённых
В стихе 18Б говорится: «Ты увёл в плен пленённых». Под «пленёнными» здесь понимаются верующие Христа. До нашего спасения мы были грешниками и врагами Бога и мы были пленены Сатаной и подвергнуты заключению. Мы были пленёнными. Но Христос нанёс поражение Сатане и пленил его пленников, в том числе нас. Затем, подобно полководцу, ведущему своих пленников, Христос в Своём вознесении на небеса привёл нас к Отцу.
В 68-м Псалме говорится о вознесении Христа (ст. 18А; Эф. 4:8А).
В Пс. 68:18А сказано: «Ты взошёл на высоту». Здесь имеется в виду вершина вселенной (ср. Ис. 14:13Б).
Б. Увёл в плен пленённых, которые включены в вереницу поверженных врагов
Как мы уже отмечали, в Своём вознесении Христос увёл в плен пленённых. Теперь нам нужно увидеть, что эти пленённые, искупленные Христа, включены в вереницу поверженных врагов. «Развёрнутый перевод Нового Завета» передаёт слова «Он увёл в плен пленённых» (Эф. 4:8) как «Он повёл за Собой вереницу поверженных врагов». При вознесении Христа эти поверженные враги образовали вереницу, которую Христос в ознаменование Своей победы повёл, как ведут пленных, захваченных на войне. Хотя, как указано во 2-й главе Послания к колоссянам, злые духи пытались помешать Христу В Его вознесении, Он, тем не менее, взошёл к Отцу, ведя вереницу поверженных врагов. Он явился перед Отцом не с пустыми руками, а с огромным числом поверженных врагов, следовавших за Ним.
В Пс. 68:18 раскрывается также, что Христос принял дары.
A. Принял дары среди людей, и даже бунтующих
«Ты принял дары среди людей, и даже бунтующих» (ст. 18Б). Когда Христос взошёл к Отцу, Он преподнёс Отцу всех, кого Он пленил и привёл с Собой. Затем Отец вернул всех этих пленённых Христу, сделав каждого из них даром Христу.
Все мы были пленниками Сатаны в его тюрьме, но мы были пленены Христом, представлены Христом Отцу и затем даны Христу Отцом в качестве даров. Будучи дарами, мы можем различаться по величине и качеству, но все мы являемся дарами, которых Отец дал вознесённому Христу.
Б. Дары стали одарёнными верующими
Дары, принятые Христом, стали одарёнными верующими, такими как апостолы, пророки, благовестники и пастыри и учителя (Эф. 4:11). Мы не должны верить лжи о том, что мы не являемся даром или что мы неодарённые. Каждый спасённый человек является одарённым верующим.
В последней части Пс. 68:18 говорится: «Чтобы Иегова Бог обитал среди них». Отсюда следует, что Христос использует все дары, чтобы созидать жилище для Бога. Жилище здесь обозначает церковь как Божье жилище (Эф. 2:22). Как показано в 4-й главе Послания к эфесянам, все дары выполняют одну и ту же работу служения, чтобы созидать Тело Христово как Божье жилище на земле сегодня.
A. Дары, будучи одарёнными людьми, созидаются вместе, чтобы быть жилищем для Бога
Дары, будучи одарёнными людьми, верующими в Христа, созидаются вместе, чтобы быть жилищем для Бога. Это жилище обозначает церковь, Тело Христово (Эф. 4:11-12).
Б. Это жилище является также обителью верующих
«Отец сиротам и Судья вдовам Бог в Его святой обители. Бог поселяет одиноких среди домашних» (Пс. 68:5-6А). Здесь мы видим, что Божье жилище является также обителью верующих — нуждающихся, одиноких и связанных. Сегодня все мы нуждающиеся (сироты и вдовы), связанные (узники) и одинокие, а церковь — наше жилище. Церковь — это строение, включающее в себя таких людей.
В. Это жилище Божье построено на горе Сион
«О могучая гора, гора Васан, гора со многими вершинами, гора Васан! Почему вы завистливо смотрите, горы со многими вершинами, на гору, на которой Бог желает обитать? Да, Иегова будет обитать там вечно» (ст. 15-16). Гора, «на которой Бог желает обитать», — это гора Сион. жилище Божье построено на горе Сион, которая обозначает вершину вселенной, небеса.
Построенная церковь находится на небесах. Находимся мы на небесах или на земле, зависит от того, состроены ли мы. Если мы не состроены, мы земные. Если мы состроены, мы небесные. Когда святые в местности разделены и рассеяны, они на земле или, ещё хуже, ниже земли. Но когда святые в той или иной местности состроены, они на небесах. Это один из аспектов чудесных вещей в новозаветном домостроительстве Бога, в Его движении в Христе от воплощения до вознесения.