Набожные излияния псалмистов, исходившие из их сложных эмоций во время их наслаждения Богом в Его доме Псалмы
Псалмы 52—67
(3)
Тексты Писания: Пс. 63; Пс. 64; Пс. 65; Пс. 66; Пс. 67
Наше восприятие Библии и, в частности, Псалмов зависит от того, какова наша проницательность. Так же как проницательность и восприятие зрелого человека — это не то же самое, что проницательность и восприятие ребёнка, так и наше восприятие Библии отличается в зависимости от степени нашего духовного переживания, понимания и зрелости. Существует огромная разница между тем, что ценит и воспринимает престарелый дедушка, и тем, что ценит и воспринимает двухлетний ребёнок. Предположим, перед ними разложены какие-то предметы. Из этих предметов ребёнку понравится маленькая, красивая, пустая, круглая коробочка, но для дедушки эта коробочка и все остальные предметы, которые он видит перед собой, не имеют никакой ценности. Ему нравится большой бриллиант, и именно его он выберет. Отсюда следует, что мы воспринимаем определённые вещи в зависимости от своей зрелости и своей проницательности, подсказывающей нам, что по-настоящему ценно. Одни люди ценят 3-ю главу Послания к эфесянам, главу о Божьем вечном домостроительстве и о благовествовании неисследимого богатства Христова язычникам согласно Божьему плану для произведения церкви, а другие люди ценят такой отрывок, как Пс. 65:11-13, где говорится, что Бог венчает год Своей благостью, Его пути переполняются тучностью, холмы опоясываются ликованием и долины восклицают от радости и поют.
В этом сообщении мы рассмотрим Псалмы 63—67. При чтении этих псалмов нам нужна надлежащая проницательность, чтобы сравнить псалмы со стандартом новозаветного учения.
XII. Псалмист сравнивает своё наслаждение Богом в Его доме с наказанием своих врагов
В 63-м Псалме псалмист сравнивает своё наслаждение Богом в Его доме с наказанием своих врагов. С одной стороны, псалмист ценит наслаждение Богом; с другой стороны, он также радуется тому, что Бог наказывает его врагов.
В стихах с 1 по 4 псалмист говорит: «Боже, Ты — мой Бог; я усердно ищу Тебя. Моя душа жаждет Тебя, моя плоть изнемогает, томясь по Тебе, в сухой и истощённой земле без воды. Так я взирал на Тебя в святилище, видя Твою силу и Твою славу. Так как Твоя любовная забота лучше жизни, мои губы хвалят Тебя. Так я благословляю Тебя, пока я жив; Твоим именем я поднимаю мои руки». Очень хорошо искать Бога и жаждать Его. Но нам нужно задать такие вопросы: «Ради чего мы ищем Бога? Ради чего мы жаждем Бога? В своём поиске и жажде ожидаем ли мы чего-то, что имеет огромную духовную ценность? Ради чего псалмист искал Бога? Ради Христа? Ради Божественной Троицы или животворящего Духа?» Складывается впечатление, что псалмист в основном искал Божьей любовной заботы (ст. 3). Поэтический стиль здесь чудесный, но содержание очень ограниченное. Однако некоторые читатели высоко ценят эти стихи.
Б. Псалмист наслаждается Богом
Стихи с 5 по 8 описывают, как псалмист наслаждается Богом. Он заявляет, что его душа насыщается обильной тучностью и что, когда он вспоминает Бога на своей постели и размышляет о Нём в ночные стражи, его уста хвалят Бога губами радостного восклицания (ст. 5-6). В стихах 7 и 8 псалмист говорит: «Ибо Ты был мне помощью и в тени Твоих крыльев я буду восклицать от радости. Моя душа устремляется за Тобой; Твоя правая рука поддерживает меня». Самое драгоценное здесь — это тень Божьих крыльев.
В заключение, в стихах с 9 по 11, псалмист говорит о том, как Бог наказывает его врагов.
Что ценного вы находите в этом псалме? Вы, возможно, отметите искание Бога. Да, у нас должно быть сердце, ищущее Бога, но достаточно ли вам этого? Я считаю этот псалом скудным по содержанию.
XIII. Псалмист жалуется на злой план его врага, и Бог судит злодеев
В 64-м Псалме мы видим, как псалмист жалуется на злой план его врага и как Бог судит злодеев.
A. Псалмист жалуется на злой план его врага
В стихах 1 и 2 псалмист просит Бога услышать голос его жалобы, сохранить его жизнь от ужаса перед врагом и спрятать его от толпы злодеев. Злодеи заострили свой язык, как меч, и нацелили свою стрелу, своё горькое слово, чтобы стрелять в тайных местах в совершенного (ст. 3-4). Использование псалмистом слова «совершенный» подразумевает, что он считал себя совершенным — человеком, которого никто не должен был ненавидеть. Далее псалмист говорит о своих врагах: «Они утверждают для себя злое дело; разговаривают о том, чтобы тайно поставить ловушки; говорят: Кто их увидит? Они изыскивают несправедливые действия, говоря: „Мы завершили тщательно изысканный замысел“. Ведь внутренние помышления человека и сердце глубоки» (ст. 5-6).
В следующих двух стихах псалмист провозглашает Божий суд над злодеями. «Но Бог выстрелит в них стрелой; внезапно они оказываются ранены. Их заставляет спотыкаться друг о друга их собственный язык; все видящие их качают головами». Псалмист, несомненно, радовался этому.
В. Праведный будет радоваться Иегове и найдёт в Нём убежище
«И испугаются все люди, и возвестят совершённое Богом, и задумаются над Его делом. Праведный будет радоваться Иегове и найдёт в Нём убежище, и все правые сердцем будут хвалиться» (ст. 9-10). Отсюда следует, что псалмист считал себя не только совершенным, но и праведным и правым сердцем. Подобно предыдущему псалму, этот псалом скуден по содержанию. В нём трудно найти что-либо имеющее большую духовную ценность.
XIV. Псалмист хвалит Бога за своё наслаждение Богом в Его доме и за Божью благость к земле для человека
В 65-м Псалме мы сначала видим, как псалмист хвалит Бога за своё наслаждение Богом в Его доме (ст. 1-4), а затем — как он хвалит Бога за Его благость к земле для человека (ст. 5-13).
A. Псалмист хвалит Бога за своё наслаждение Богом в Его доме
В своей хвале Богу псалмист говорит: «Беззакония превозмогают меня; наши преступления — Ты совершаешь умилостивление за них. Блажен тот, кого Ты избрал и приближаешь, чтобы он обитал в Твоих дворах. Мы насытимся благостью Твоего дома, Твоего святого храма» (ст. 3-4). Еврейское слово, переведённое как «беззакония», буквально означает «случаи беззакония» или «дела беззакония». Здесь Давид говорит, что Бог должен помнить беззакония врагов Давида, но совершить умилостивление за его преступления. Слова о том, что мы должны обитать в Божьих дворах и насытиться благостью Его дома, — это хорошие слова, но нам нужно опять задать вопрос: «Ради чего мы обитаем в Божьих дворах?»
Б. Псалмист хвалит Бога за Божью благость к земле для человека
В своей хвале Богу за Его благость к земле для человека псалмист говорит: «Ты посещаешь землю и орошаешь её; Ты обильно обогащаешь её: река Божья полна воды. Ты обеспечиваешь людей зерном, ибо так Ты приготовил землю. Напаивая её борозды, уравнивая её гребни, Ты размягчаешь её ливнями; Ты благословляешь её произращение» (ст. 9-10). Что подразумевается под поэтическим выражением «река Божья»? Оно может указывать на воду в воздухе, на источник дождя, который сходит на землю, чтобы она производила зерно на благо человека.
Что вы усвоили из 65-го Псалма? Некоторые ценят красивые поэтические выражения, но что вы усвоили из слов псалмиста о зерне, гребнях и бороздах? Нельзя сравнить содержание этого псалма с 4-й главой Послания к эфесянам, в которой говорится о сохранении единства Духа и в которой раскрывается, что Тело — это единое целое, слитое с Триединым Богом.
XV. Псалмист советует всей земле славить Бога, благодарит Бога за прошлое и рассказывает о Божьих благодатных делах, сделанных ему
Псалом 66 раскрывает три вопроса: псалмист советует всей земле славить Бога (ст. 1-4); псалмист благодарит Бога за прошлое (ст. 5-15); и псалмист рассказывает о Божьих благодатных делах, сделанных ему (ст. 16-20).
A. Псалмист советует всей земле славить Бога
Псалмист начинает с того, что советует земле восклицать радостно Богу, воспевать славу Его имени, сделать славной Его хвалу и сказать Богу: «Как страшны Твои дела!» (ст. 1-3). Затем псалмист говорит Богу, что вся земля поклонится Ему и будет петь псалмы Ему и Его имени (ст. 4).
Б. Псалмист благодарит Бога за прошлое
Выражая свою благодарность Богу за прошлое, псалмист говорит, что Он превратил море в сушу (ст. 6), что Он правит Своим могуществом вечно (ст. 7), что Он сохранил их душу в жизни (ст. 9) и что Он вывел их к изобилию (ст. 12). Затем псалмист говорит: «Я войду в Твой дом со всесожжениями; я воздам Тебе мои обеты, которые произнесли мои губы и изрекли мои уста в моём бедствии. Я вознесу Тебе всесожжения откормленных животных с дымом баранов; я принесу в жертву скот с козлами» (ст. 13-15). Из этих стихов следует, что псалмист заключает коммерческую сделку. Его приношения — это его плата Богу за Его благость. Сначала псалмист получает Божью благость, а затем он воздаёт за неё своими приношениями.
В. Псалмист рассказывает о Божьих благодатных делах, сделанных ему
«Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я расскажу, что Он сделал для моей души» (ст. 16). В заключение этого псалма псалмист рассказывает о Божьих благодатных делах, сделанных ему. Делая это, он вновь говорит о Божьей любовной заботе (ст. 20).
XVI. Псалмист умоляет Бога о большем благоволении и благословении и советует всем племенам хвалить Бога
В 67-м Псалме псалмист умоляет Бога о большем благоволении и благословении (ст. 1-2, 6-7) и советует всем племенам хвалить Бога (ст. 3-5).
A. Псалмист умоляет Бога о большем благоволении и благословении
В стихах 1 и 2 псалмист просит Бога благоволить к ним, благословить их и осветить их Своим лицом, чтобы знали на земле Его путь и среди всех племён — Его спасение. В стихах 6 и 7 он провозглашает: «Земля дала свой урожай; благословляет нас Бог, наш Бог. Благословляет нас Бог; и будут бояться Его все концы земли».
Б. Псалмист советует племенам хвалить Бога за Его беспристрастный суд и доброе водительство
В стихах с 3 по 5 псалмист советует племенам хвалить Бога за Его беспристрастный суд и доброе водительство. В стихе 4 он говорит: «Пусть радуются и восклицают от радости племена, ибо Ты будешь судить народы беспристрастно и будешь направлять племена на земле».
Поскольку в Библии шестьдесят шесть книг, всем нам нужно проявлять проницательность при чтении Библии. Чтобы понять Псалмы, нам нужны все другие книги. Это означает, что, для того чтобы правильно оценить Псалмы, нам нужно рассмотреть такие книги, как Бытие, Левит, Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна и четырнадцать Посланий Павла. Если мы будем читать Псалмы в свете того, что раскрыто в Посланиях Павла, то поймём, что содержание Псалмов находится ниже стандарта новозаветного учения.
Сейчас я хотел бы подчеркнуть то, о чём часто говорил — божественное откровение в Библии является поэтапным. Псалмы находятся посредине этого развития, и поэтому они ниже стандарта Нового Завета. Однако без предыдущих книг мы не можем понять ценность последующих книг. Предположим, вы прочитали весь Ветхий Завет, а затем начинаете изучать Послания Павла. В этом случае вы понимаете, что Послания Павла — это глубокая шахта, полная золота и драгоценных камней. Если после длительного изучения писаний Павла вы обратитесь к Псалмам, то поймёте, что по сравнению с ними в Псалмах содержится немного сокровищ.
Но это не значит, что в Псалмах нет ничего, чем можно было бы дорожить. В некоторых псалмах содержится чудесное откровение о Христе как центральности и универсальности Божьего домостроительства. Хотя откровение о Христе в Новом Завете превосходит откровение в Псалмах, некоторые аспекты этого откровения раскрыты в Псалмах особым образом. Например, в Пс. 2:7 раскрывается, что Христос был рождён в Своём воскресении, став Сыном Божьим, и этот стих цитируется в Деян. 13:33. Отсюда следует, что без 13-й главы Деяний мы не поняли бы 2-й Псалом и что без 2-го Псалма у нас не было бы оснований провозгласить вслед за Новым Заветом, что Христос как единородный Сын Божий был рождён в Своём воскресении, став первородным Сыном Божьим. Отсюда следует, что нам нужен и Ветхий Завет, и Новый Завет.
Для того чтобы чему-то научиться, нам нужна способность учиться и надлежащее руководство, которое поможет нам учиться. Студенты в университете изучают один и тот же учебник, но то, сколько они усвоят, различается в зависимости от их способности и наставлений преподавателей. Студенты с меньшими способностями усвоят меньше, чем студенты с бол́ьшими способностями. Из 5-й главы Послания к евреям мы видим, что наша способность усваивать духовные вещи возрастает с упражнением. Благодаря упражнению наша способность понимать Библию будет расти и развиваться. В частности, увеличится наша способность понимать Библию согласно её определяющим линиям и управляющим принципам. Я уверен, что если мы будем всем сердцем держаться Господнего служения в Его восстановлении сегодня, то в конечном итоге наши взгляды, наши способности, наше понимание Слова и наша проницательность духовных вещей изменятся.
Для того чтобы надлежащим образом оценить Псалмы 63—67, нам нужно увидеть откровение о Божьем домостроительстве. Божье вечное домостроительство направлено на то, чтобы вложить Бога в человека и раздать Его Богатство во внутреннее существо человека (Эф. 3:8-9), чтобы Он был жизнью и жизненным снабжением для человека. Посредством Его жизни и обильного снабжения Его животворящего Духа (Флп. 1:19Б) человек может жить Его и возвеличивать Его (Флп. 1:20-21А) для Его явления (1 Тим. 3:16А). Так все Его избранные люди могут совокупно стать Его выражением, то есть Его полнотой, Его организмом, церковью (Эф. 3:1921).
Однако в пяти псалмах, рассмотренных в этом сообщении, мы не видим ничего напоминающего такую духовность. В этих псалмах раскрывается только хвала псалмиста Богу за Божью благость к нему, его обеспокоенность собственной безопасностью и благополучием своих дел, Божья забота о псалмисте и то, что псалмист полагается на Бога. Всё это хорошо. Но хорошие вещи часто становятся заменой лучшего, противостоят лучшему и даже становятся врагом лучшему. Подобные хорошие вещи удерживают многих ищущих Господа, так что они перестают искать Господа и того лучшего, что у Него есть, — возможности участвовать в обильном снабжении животворящего Духа, чтобы жить и возвеличивать Христа для созидания Тела Христова (Эф. 4:12, 16) и для осуществления Божьего вечного замысла.
Следовательно, при изучении Псалмов нам нужно, с одной стороны, получить все чудесные откровения о Христе как центральности и универсальности Божьего домостроительства, а с другой стороны, нам нужно с проницательностью отдавать себе отчёт в том, что Псалмы являются набожными излияниями псалмистов, исходившими из их природных представлений, и некоторые из них основаны на принципе добра и зла, а не на принципе божественной жизни. Все эти излияния намного ниже стандарта требований Божьего нового творения (Гал. 6:15).
В результате изучения Псалмов наша оценка Посланий Павла должна возрасти. Стандарт божественного откровения в Посланиях Павла является высоким не только по сравнению с Псалмами, но и по сравнению с четырьмя Евангелиями и Деяниями. Например, выражение «Тело Христово», которое использует Павел, не найти в Евангелиях или в Деяниях. Тело Христово — это не просто сумма Его верующих, а, по сути, организм, произведённый раздаянием Самого Триединого Бога в верующих, чтобы сделать их Его парой. В результате этого раздаяния Христос является не только Главой Тела, но и всем Телом (1 Кор. 12:12), новым человеком. В связи с церковью как новым человеком в Кол. 3:10-11 раскрывается, что Христос — это «всё и во всём». В новом человеке есть место только для Христа. Он — все члены нового человека, и Он — во всех членах. Он — всё в новом человеке, и, по сути, Он является новым человеком. Если мы не верим, что Христос — это мы и что Он — в нас, то мы ещё не увидели откровения о новом человеке в Новом Завете. Нам нужно знать Христа до такой степени, чтобы мы осознали, что Он — это мы и что Он — в нас. Он находится внутри нас, чтобы сделать нас едиными с Собой.
Мы славим Господа за то, что у нас есть и Ветхий Завет, и Новый Завет. У нас есть Псалмы, и у нас есть остальные шестьдесят пять книг Библии, с которыми мы можем сравнивать Псалмы. Чем больше мы будем сравнивать, тем больше мы будем понимать, что божественное откровение в Библии является поэтапным, и тем выше мы будем оценивать стандарт духовности, раскрытый в Новом Завете.