Приведение святых различных возрастов к упорядоченной жизни
Тексты Писания: Тит. 2:1-8
В 2:1-8 слово «здоровый» употреблено трижды. В стихе 1 Павел говорит: «Но ты говори то, что подобает здоровому учению». В стихе 2 он увещевает быть здоровыми в вере, в любви и в терпении. В стихе 8 Павел упоминает «речь здоровую, не предосудительную». Титу следовало говорить то, что подобает здоровому учению, и представлять себя как образец здоровых слов, а пожилым мужчинам следовало быть здоровыми в вере, в любви и в терпении. Примечательно, что в этих стихах, отрывке Послания к Титу, в котором святым даётся повеление жить упорядоченной жизнью, Павел использует слово «здоровый» трижды. Если мы изучим стихи, в которых употребляется это слово, и особенно если мы молитвенно прочитаем их, мы будем обильно напитаны. Я призываю вас молиться над словом Павла о здоровом учении, о необходимости быть здоровыми в вере, в любви и в терпении и о здоровой речи. Тем самым вы насладитесь превосходной духовной пищей.
I. Говорить то, что подобает здоровому учению
В Тит. 2:1 сказано: «Но ты говори то, что подобает здоровому учению». Этот стих начинается со слова «но», из чего следует, что он противопоставляется 1:16. В отличие от тех, кто утверждает, что знает Бога, но своими делами отрекается от Него, Тит должен был говорить то, что подобает здоровому учению.
Здоровое учение всегда находится в согласии с истиной (Тит. 1:14) веры (Тит. 1:13). Оно является содержанием учения апостолов, содержанием Божьего новозаветного домостроительства. Оно не только преподносит жизненное снабжение верующим и исцеляет духовные болезни, но и приводит при этом церковь в здоровое состояние, наводя в ней порядок. Поэтому ему придаётся такое большое значение в этих трёх книгах: в Первом и Втором посланиях к Тимофею и в Послании к Титу, — в книгах, направленных против беспорядка и упадка в церкви. В 2:1 Павел велит Титу не уклоняться от здорового учения, от учения апостолов. Он не должен уподобляться пустословам, суесловам, которые учили иному и подвергали церковь влиянию иудаизма и гностицизма.
Нам тоже необходимо напоминать, что мы должны говорить то, что подобает здоровому учению. Слово «здоровый» подразумевает нечто гигиеничное, что способно сделать людям прививку против духовного яда, а также снабдить их жизнью. Наши учения должны не просто передавать людям знания, они должны снабжать их жизнью. Часто, когда у меня возникало искушение высказаться на определённую тему, меня что-то останавливало. У меня возникало ощущение, что в том, что я собираюсь сказать, мало гигиеничного элемента. Нам нужно напоминать самим себе, и нам необходимо напоминание Духа о том, что мы должны изрекать здоровое учение.
Здоровое учение не вызывает споров и дискуссий. Если мы будем уделять должное внимание питанию Господом, мы забудем о спорах. Обеденный стол — не место для споров и дискуссий; это место пира и питания. В церковной жизни нам не следует делать из обеденного стола парту. Нам всем надо научиться ставить на стол здоровые «блюда», чтобы кормить святых.
В предыдущем сообщении мы указывали, что, сражаясь за истину, мы должны поддерживать хорошие отношения с другими людьми. Наше поведение должно соответствовать высочайшему стандарту и также быть очень человечным. В каждой области своей повседневной жизни мы должны вести себя подобающе.
В этих трёх Посланиях — Первом и Втором посланиях к Тимофею и в Послании к Титу — Павел подчёркивает важность надлежащего человечества. В 2:2 он говорит о пожилых мужчинах: «Пожилых мужчин увещевай быть умеренными, степенными, здравомыслящими, здоровыми в вере, в любви, в терпении».
Согласно этому стиху, пожилые мужчины должны быть умеренными. Быть умеренным — значит быть способным держать себя в руках, сдержанным. Пожилому человеку легче обидеться или рассердиться, чем молодому. Будучи пожилым человеком, я могу засвидетельствовать, что в семье раздражение и нетерпение проявляют чаще всего пожилые. Сегодня меня беспокоят и раздражают вещи, которые пятьдесят лет назад меня совсем не волновали. Отсюда следует, что, как пожилой человек, я должен прислушаться к повелению Павла и быть умеренным. Разумеется, умеренность — это добродетель, которая необходима каждому в церковной жизни.
Пожилые люди должны быть степенными. Степенность — это качество человеческого характера, заслуживающее уважения; оно подразумевает достоинство и внушает и вызывает почтение. Степенность — это добродетель, вызывающая у человека уважение.
В стихе 2 Павел увещевает пожилых мужчин быть здравомыслящими. То же самое он говорит о молодых женщинах (ст. 5) и о молодых мужчинах (ст. 6). В 1 Тим. 3:2 Павел приводит здравомыслие в числе качеств блюстителя. Быть здравомыслящим — значит быть не только проницательным, но и осмотрительным в своём понимании вещей. Какого бы возраста мы ни были, нам необходимо здравомыслие. Если мы здравомыслящие, мы избежим крайностей и не будем слишком горячими или слишком холодными. С одной стороны, мы должны гореть в духе; с другой стороны, мы должны быть здравомыслящими. Чтобы быть надлежащими людьми, мы должны обладать таким качеством.
Если мы хотим быть здоровыми в вере, нам нужно ежедневно испытывать переливание, которое происходит благодаря органическому союзу между нами и Триединым Богом. Слово «вера» в стихе 2 относится не к объективной вере, то есть к тому, во что мы верим, а к вере как нашему действию. В своей повседневной жизни нам нужна вера, которая сохраняет нас в этом органическом союзе. Чтобы быть здоровыми в вере, мы должны приходить к Слову и соприкасаться с Господом, молясь живым образом своим духом. Тогда у нас будет вера, вливание живого Бога, через соприкосновение со Словом в духе. Таким образом, вера — это вливание в нас живой Личности. Чем больше мы пребываем в органическом союзе с этой Личностью, тем более здоровыми в вере мы будем.
Если мы здоровые в вере, мы автоматически будем здоровыми в любви. Может оказаться, что мы любим других чрезмерно или недостаточно. И в том и в другом случае наша любовь не здоровая. В чем-то мы больны в своей любви.
Почему одного брата мы любим очень сильно, а другого не любим вообще? Дело в том, что наша любовь соответствует нашему вкусу. В Флп. 2:2 Павел сказал, что у нас должна быть одна и та же любовь. Это значит, что наша любовь ко всем святым должна быть одинаковой. Испытывать разную любовь к разным святым — значит быть нездоровым в любви. Но испытывать одинаковую любовь ко всем — значит быть здоровым в любви.
Согласно Тит. 2:2, пожилые мужчины должны быть также здоровыми в терпении. Обладая соответствующим терпением, мы сможем сносить обстоятельства, которые беспокоят или тревожат нас. Как мы отмечали, пожилые люди легко поддаются беспокойству. Как человек, у которого много детей и внуков и который связан со многими церквями и соработниками, я могу засвидетельствовать, что нам необходимо терпение. Мне, например, требуется терпение, чтобы просматривать ежедневную почту. Я получаю столько писем, что мне пришлось разработать картотеку, позволяющую сортировать их и разбивать их на категории. Даже для этого необходимо терпение. Если бы мне не хватало терпения, я бы не знал, что делать со всей этой почтой.
Терпение особенно необходимо тем из нас, кто находится в преклонном возрасте. Чем старше мы становимся, тем больше мы нуждаемся в терпении. В особенности терпение требуется старейшинам в церкви. Например, иногда им звонят поздно ночью. Для того чтобы провести этот разговор как следует, нужно терпение.
Я ещё раз подчёркиваю: в церковной жизни мы стремимся жить надлежащей человеческой жизнью со всеми человеческими добродетелями. Мы не хотим уподобляться ангелам. Наше желание — быть подлинно человечными.
В стихах 3 и 4 Павел говорит о пожилых женщинах: «Пожилых женщин точно так же увещевай быть в поведении, какими подобает быть участвующим в священном, не клеветницами и не порабощенными вином в большом количестве, учащими доброму, чтобы они приучали молодых женщин любить мужей, любить детей». Павел использует словосочетание «точно так же», из чего следует, что поведение пожилых женщин должно быть похожим на поведение пожилых мужчин. В поведении они должны быть такими, какими подобает быть участвующим в священном. Под поведением здесь понимаются манеры; оно включает в себя жестикуляцию и привычки. «Участие в священном» — особый термин, обозначающий нашу службу в церкви. Любая служба в церкви является священной, и наше поведение должно соответствовать этой священной службе. Поведение — это то, как мы держимся, это наш внешний вид и наши манеры. Все это должно соответствовать той части церковной службы, в которой мы участвуем.
Также Павел говорит, что пожилые женщины не должны быть клеветницами. Дьявол — клеветник (Отк. 12:10). Клеветать — значит являть своей жизнью природу злого клеветника. Пожилая сестра должна убегать от клеветы, злого занятия дьявола.
Кроме того, в стихе 3 Павел замечает, что пожилые сестры не должны быть «порабощёнными вином в большом количестве». Слово «порабощённые» можно сравнить со словом «пристрастные» в 1 Тим. 3:8. Быть порабощённым — это, видимо, нечто худшее, чем быть пристрастным. Разумеется, пожилые сестры не должны быть рабами вина.
Павел также говорит, что пожилые женщины должны быть «учащими доброму» и они должны обучать молодых женщин. Учить доброму — значит давать хорошие наставления.
В стихах 4 и 5 мы видим, что молодые женщины должны «любить мужей, любить детей, быть здравомыслящими, чистыми, работницами по дому, добрыми, подчиняющимися собственным мужьям, чтобы слово Божье не хулилось». Пожилые женщины должны приучать молодых любить своих мужей и детей. Мы в церковной жизни большое внимание уделяем надлежащей супружеской и семейной жизни. В соответствии со словом Павла, мы желаем, чтобы сестры преданно любили своих мужей и детей. Более того, молодые женщины должны быть здравомыслящими, чистыми, работницами по дому, добрыми, подчиняющимися собственным мужьям, чтобы слово Божье не хулилось. Слово Божье, которому правильным и надлежащим образом учат в поместных церквях, сестры должны подкреплять повиновением собственным мужьям. В противном случае его будут хулить, злословить, подвергать поношению.
В стихе 6 сказано: «Мужчин моложе точно так же увещевай быть здравомыслящими». Павел использует здесь словосочетание «точно так же», из чего следует, что мужчинам моложе он даёт такое же повеление, как и всем остальным. В особенности Павел просит Тита увещевать мужчин моложе быть здравомыслящими. Как мы отмечали, в Первом и Втором посланиях к Тимофею и в Послании к Титу Павел подчёркивает, что всем святым: молодым и старым, мужчинам и женщинам — необходимо быть здравомыслящими. Каждому в церковной жизни нужно здравомыслие. Особенно оно необходимо во время упадка церкви. Чтобы уберечься от любого упадка, всем нам в поместных церквях нужно здравомыслие.
В стихах 7 и 8 Павел даёт повеление собственно Титу: «Относительно всего показывая себя образцом добрых дел: в учительстве являя неиспорченность, степенность, речь здоровую, не предосудительную, чтобы тот, кто противится, был устыжён, не имея сказать о нас ничего плохого». Сначала апостол велел Титу говорить то, что подобает здоровому учению (ст. 1). Теперь он дал ему ещё одно повеление — показывать себя образцом добрых дел. В своём учительстве, которое должно было быть здоровым, он должен был являть три качества: неиспорченность — отсутствие чего-либо испорченного или портящего и полную чистоту, подлинность и искренность в содержании, преподнесении и побуждении; степенность — достоинство, заслуживающее почтения; и здоровую речь — речь, использующую здоровые слова (1 Тим. 6:3), чтобы преподносить здоровые вещи, — речь безукоризненную, безупречную (ст. 8). Такая речь устыдит тех, кто противится. Греческое слово, переданное в стихе 8 как «те, кто противится», означает «тот, кто с другой (противоположной) стороны», то есть противник из числа язычников или иудеев. Здоровое учение с помощью здоровой речи, состоящей из здоровых слов, — это самое действенное противоядие против клеветнических высказываний противника. Такое проливающее свет и вкладывающее жизнь наставление в слове истины всегда заставляет умолкнуть догматические мнения, разжигаемые старым змеем.