Приготовленный Бог как закон Духа жизни
Тексты Писания: Рим. 8:1-11
В 8:1 Павел говорит: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». Далее, в стихе 2 Павел объясняет, почему нет осуждения: «Потому что закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Здесь Павел говорит о законе Духа жизни. Важно, чтобы мы усвоили, как работает этот закон, как он освобождает нас от закона греха.
Все, что Павел рассматривает далее в главе 8, так или иначе связано с работой закона Духа жизни. Если внимательно прочитать эту главу, станет ясно, что на самом деле она посвящена не Духу, а закону Духа жизни.
Многие христианские проповедники учат, что темой главы 8 Послания к Римлянам является Дух. Такое понимание слишком поверхностно. На самом деле глава 8 говорит о законе Духа жизни. Это станет ясным, если внимательно прочитать главу 8, исходя из того, что Павел говорит о законе в главах 5, 6 и 7. Было бы также полезно проследить мысль Павла в отношении этого в обратном направлении — от главы 8 к главе 5. Содержащееся в этих главах откровение удивительно. Для нас крайне важно увидеть, что темой, предметом главы 8 Послания к Римлянам является не просто Дух, а закон Духа жизни.
Триединый Бог приготовлен, чтобы стать законом Духа жизни внутри нас
Теперь нам нужно спросить себя, что такое закон Духа жизни. Мы должны даже поставить этот чрезвычайно важный вопрос иначе: кто является этим законом? Если внимательно прочитать главу 8 и сравнить её с главами 5, 6 и 7, станет ясно, что закон Духа жизни — это приготовленный Триединый Бог, который становится животворящим Духом, чтобы жить в нас. Это значит, что приготовленный Триединый Бог Сам является законом Духа жизни. Как грех является живой личностью, Сатаной, так и этот закон является живой Личностью, Триединым Богом.
Глава 8 говорит о процессе, даже о процессах, через которые прошёл Триединый Бог, чтобы стать животворящим Духом, живущим в нашем духе. В стихе 3 Павел говорит о воплощении и распятии: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти». Слова «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной» указывают на воплощение. То, что Бог послал Своего Сына за грех и осудил грех во плоти, указывает на распятие Христа. Кроме того, на распятие косвенно указывает и стих 11, так как здесь говорится о воскрешении Господа Иисуса из мёртвых. Непосредственно же этот стих показывает процесс воскресения: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». В стихе 34 содержится указание на вознесение, так как там говорится, что Христос находится по правую руку Бога, ходатайствуя за нас. Таким образом, в этой главе мы видим четыре процесса, через которые прошёл Триединый Бог: воплощение, распятие, воскресение и вознесение.
Глава 8 также показывает триединство Бога. В стихе 2 говорится о Духе жизни. В стихе 3 говорится, что Бог Отец послал Своего Сына. Таким образом, в стихах 2 и 3 присутствуют Дух, Отец и Сын. В стихах 9 и 10 упоминается Дух Божий, Дух Христов и Христос. Стих 11 упоминает всех трёх Триединого Бога: Духа, Воскресившего Христа из мёртвых (Отца) и Христа, Сына. Глава 8 говорит о приготовленном Триедином Боге.
Оживление каждой части нашего существа
В 8:1-11 мы видим, что, пройдя через различные процессы, Триединый Бог стал животворящим Духом, Духом, дающим жизнь. В стихе 11 Павел ясно говорит, что Воскресивший Христа из мёртвых делает наши смертные тела живыми Своим живущим в нас Духом. Этот Дух сейчас живёт в нашем духе.
Как животворящий Дух приготовленный Триединый Бог живёт в нас, делая нас живыми в трёх отношениях. Первый аспект этого оживления показан в стихе 10. Этот стих говорит: «А если Христос в вас, то тело мертво вследствие греха, но дух есть жизнь вследствие праведности». Христос здесь — это сам Триединый Бог, который стал населяющим Духом. Поскольку Христос в нас, наш дух есть жизнь, потому что Христос как животворящий Дух обитает в нашем духе, и это делает наш дух жизнью. Это первый аспект того оживления, которое показано в главе 8.
Второй аспект содержится в стихе 6: «Разум, направленный на плоть, есть смерть, а рузум, направленный на дух, есть жизнь и мир» (букв.). Разум является ведущей частью нашей души, и поэтому он представляет всю нашу душу. Это значит, что, когда разум становится жизнью, жизнью становится вся наша душа. Сначала жизнью становится наш дух, затем жизнью становится и наша душа.
Наконец, живыми делаются наши смертные тела. Согласно стиху 11 Воскресивший Христа из мёртвых оживляет наши смертные тела Своим населяющим Духом. Итак, мы становимся живыми в трёх отношениях: жизнью становится наш дух, жизнью становится наш разум и живыми становятся наши смертные тела. Поэтому можно сказать, что согласно главе 8 Послания к Римлянам Триединый Бог раздаётся в трёхчастного человека и даёт жизнь духу, душе и телу человека.
Научное использование слова «закон»
Триединый Бог, приготовленный и раздавший Себя в нас, трёхчастных людей, Сам является законом Духа жизни. Когда Павел говорит о законе в главе 8, он использует этот термин по-научному, хотя в те времена, когда писалось Послание к Римлянам, наука ещё не была развита. Словом «закон» в 8:2 Павел обозначает некий работающий принцип, который действует самопроизвольно.
В этом же смысле слово «закон» используется на протяжении всей главы 7. Например, в 7:21 Павел говорит: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое». Здесь слово «закон» обозначает принцип, который действует автоматически и естественно. Таково научное определение слова «закон».
В главах 7 и 8 Послания к Римлянам присутствуют два научных закона: один — плохой закон, который называется законом греха и смерти, а второй — хороший, удивительный закон, который называется законом Духа жизни. Эти два закона упоминаются в одном и том же стихе, в 8:2, где Павел говорит: «Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Эти два закона на самом деле являются двумя живыми личностями. Закон греха и смерти — это Сатана, живая личность, и закон Духа жизни — это тоже живая Личность, Триединый Бог.
Чтобы стать законом Духа жизни, действующим в нас, Триединому Богу нужно было пройти через процесс, раздать Себя в нас и затем вселиться в нас, поселиться в нас как дома. На языке оригинала, когда в главе 8 в стихах 9 и 11 о Духе говорится, что Он живёт в нас, то используется глагол, образованный от существительного «дом». Триединый Бог приготовлен и роздан в нас, и сейчас Он проживает в нашем трехчастном существе как в Своём доме. Сейчас Он является чудесным, положительным законом, законом Духа жизни. Отрицательный закон, закон греха и смерти, это тоже живая личность, это Сатана, дьявол, имеющий державу смерти. Он и есть этот плохой закон. Итак, эти два закона являются двумя живыми личностями.
Для того чтобы Сатана и Триединый Бог стали, соответственно, отрицательным и положительным законами, действующими в нас, им обоим было необходимо войти в наше существо. Если бы Сатана не вошёл в человека, он не смог бы быть законом греха и смерти внутри него. Точно так же и Триединый Бог, если бы Он остался вне нас, не смог бы быть для нас законом Духа жизни. Слава Ему за то, что Он был приготовлен и роздан в нас; Он поселился в нас, чтобы стать для нас законом Духа жизни! Аллилуйя, у нас внутри есть этот прекрасный закон!
Будучи живыми существами, мы все живём по определённым законам. Например, дыхание — это закон. Как происходит дыхание: посредством осознанных действий или посредством работы закона дыхания? Разве вы думаете про себя: «Я осознаю, что мне нужен воздух; поэтому я должен заставлять себя дышать»? В таком случае вы дышали бы посредством осознанных действий. Однако мы дышим посредством закона дыхания, а не посредством каких-то действий. Это значит, что мы дышим, даже не замечая того, что делаем. Мы дышим непрерывно целыми сутками, где бы мы ни были. Мы не думаем перед тем, как сделать очередной вдох, и не следим за тем, дышим мы или нет. Родители не говорят своим детям: «Дышите!» Нет, дыхание — это автоматически действующий принцип, который самостоятельно работает в нашем физическом теле. Пока мы живы, мы продолжаем дышать. Дыхание — это закон.
Пищеварение — это тоже закон. Разве вы, поев, принимаете решение переварить съеденное? Разве вы прикладываете какие-то усилия, чтобы переварить пищу? Нет, пищеварение — это не что-то такое, что вам нужно делать; это закон. Как и дыхание, это естественный, спонтанный, автоматический принцип, который работает в нашем физическом теле. Эти примеры с дыханием и пищеварением должны помочь нам понять, что мы имеем в виду под словом «закон».
Когда мы грешим, это тоже закон. Это значит, что мы совершаем грех вследствие автоматической работы закона греха. Никто никогда не учился в школе под названием «школа греха». Никого не нужно учить воровать или лгать. Родители знают, что, когда дети подрастают, они начинают лгать, хотя их этому никто не учил. Ложь исходит от автоматического функционирования закона греха и смерти. Такие грехи как ненависть и ревность также являются результатом работы этого закона.
Мы славим Господа за то, что в нас был помещён ещё один закон — Триединый Бог как закон жизни! Как чудесно, что Триединый Бог, будучи приготовлен, был помещён в нас, и теперь Он работает внутри нас не посредством каких-то действий, а посредством закона! Сейчас Он является законом, действующим внутри нас. Он работает в нас не просто как могущественный Бог, а как автоматически действующий закон.
Закон Духа жизни работает в нас
Эту работу Триединого Бога в качестве закона внутри нас можно проиллюстрировать на примере электричества, которое проведено в наших домах. Поскольку наши дома подключены к системе электроснабжения, нам не нужно звонить на электростанцию каждый раз, когда нам понадобится электричество. Разве не глупо было бы звонить на электростанцию и умолять, чтобы вам зажгли лампочку или включили что-то из бытовой техники? На электростанции сказали бы, что не нужно звонить им. Вместо этого нужно просто включить электричество, которое уже подключено к нашему дому. Ни один человек, мало-мальски разбирающийся в электричестве, никогда не стал бы звонить на электростанцию и просить послать ему электричество. Когда человек знает, что электричество уже подключено, он просто щёлкает выключателем и использует электричество там, где ему нужно.
Мы, христиане, часто оказываемся в положении человека, который звонит на электростанцию и просит прислать ему электричество, когда единственное, что нужно сделать, — это щёлкнуть выключателем. Мы подключены к Триединому Богу. Но когда у нас возникают проблемы из-за нашей раздражительности, мы начинаем взывать: «О Боже, Отче милостивый, смилуйся надо мной, помоги мне не выходить из себя. Я не хочу опять выходить из себя. Пожалуйста, избавь меня от этого». Подобные молитвы всегда остаются без ответа. Напротив, чем больше вы будете так молиться, тем больше у вас будет неприятностей с вашим раздражением. Если мы будем и дальше молиться такими молитвами, Господь нам ответит: «Глупое дитя, разве ты не знаешь, что ты подключён ко Мне и Я работаю в тебе как закон? Тебе не нужно взывать ко Мне и даже не нужно молиться об этом».
Сегодня наш Бог — это не только могущественный Бог, Искупитель и Спаситель. Он даже больше, чем просто наша жизнь и наше жизненное снабжение; Он — закон, который действует в нас. Ныне нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе, потому что закон Духа жизни освободил нас от закона греха и смерти. Как замечательно, что внутри нас работает такой закон! Поэтому вместо того чтобы взывать к Господу и просить Его о чем-то, нужно просто «щёлкнуть выключателем» и успокоиться.
Воспользуемся ещё раз примером с электричеством и бытовой техникой. Предположим, вы ложитесь спать, в комнате очень жарко, и вы хотите охладить воздух с помощью кондиционера. Вы же не молитесь, чтобы воздух стал прохладным. Вы просто включаете кондиционер и ложитесь спать, наслаждаясь прохладным воздухом, которым он вас снабжает. Примерно так же можно наслаждаться и чудесным законом Духа жизни, законом, которым является Сам Триединый Бог, приготовленный, розданный в нас и живущий в нас как в Своём доме. Будучи таким законом, Он стремится работать для нас. Проблема состоит в том, что мы ничего не знаем об этом законе. Мы не знаем, что в нас есть такой закон, и не знаем, как нам содействовать ему и согласовывать свои действия с ним. Далее мы увидим, что содействовать этому закону — значит ходить в духе и просто находиться в духе.
В следующем сообщении мы покажем, что, поскольку мы уже находимся в духе, нам не нужно входить в дух. Нам нужно просто оставаться в духе. Поэтому вместо того чтобы обращаться к духу, нам нужно не уходить из духа. Мы часто поем: «К духу обращусь». Нам стоит изменить слова в этом гимне и петь: «Из духа не уйду». Аллилуйя, внутри нас находится приготовленный Триединый Бог в виде закона, и у нас есть возрождённый дух! Когда мы остаёмся в духе, этот закон автоматически работает в нас.
Когда человек находится в духе, божественное электричество включено. Оставаясь в духе, мы держим его включённым; мы никогда не выключаем его. Именно так и нужно содействовать приготовленному Триединому Богу, который как закон действует в нас. Как животворящий Дух Он был роздан в нас, и теперь Он живёт в нас. Вселившись в нас, Он сделал наш дух жизнью, Он делает жизнью нашу душу и оживляет наше смертное тело. Сейчас мы наслаждаемся жизнью трояким образом благодаря работе этого чудесного закона, закона Духа жизни.