Тексты Писания: Рим. 8:1-11
В этом сообщении мы рассмотрим Послание к Римлянам 8:1-11. В 8:1 Павел говорит: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». Этот стих может быть легко воспринят, как нечто само собой разумеющееся и уже известное нам, если считать, что здесь идёт речь о том же осуждении, что и в главе 3. Но проблема осуждения, описанного в главах 2 и 3, уже решена, когда мы читаем 8:1. Следовательно, в этом стихе говорится о каком-то ином осуждении, об осуждении, которое находится внутри нас. В главах 2 и 3 говорится об осуждении, которое происходит перед Богом и не связано с нашими внутренними чувствами или нашей совестью. Это объективное осуждение, осуждение согласно Божьему закону. До спасения мы, вероятно, не имели никакого представления о том, что, с точки зрения Бога, мы были осуждены согласно Его праведному закону. Когда мы уверовали в Господа Иисуса, проблема этого осуждения была решена искупительной кровью Христа. Аллилуйя, это осуждение было смыто кровью Христа! Итак, это осуждение уже не грозит нам.
Не следует путать осуждение в главах 2 и 3 с осуждением в 8:1. В этом стихе говорится о субъективном осуждении, о внутреннем осуждении согласно нашему внутреннему чувству, согласно нашей христианской совести. Это становится ясным, если учесть, что 8:1 следует непосредственно за главой 7. Если внимательно прочесть главу 7, станет видно, что она описывает войну между различными частями нашего существа. Как известно, мы, люди, состоим из нескольких основных частей. В результате падения различные части нашего существа утратили существовавшую между ними гармонию.
В главе 7 Павел, автор Послания к Римлянам, рассказывает, что между различными частями его внутреннего существа идёт война. Одна часть хочет неукоснительно соблюдать Божий закон. Эта часть хочет наслаждаться Богом, угождать Ему и приносить Ему удовлетворение. Поэтому в 7:22 Павел говорит: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием». Однако когда эта часть нашего существа собирается делать добро и соблюдать закон, на борьбу с ней поднимается другая часть. Эта часть всегда побеждает ту, которая находит удовольствие в Божьем законе. Поэтому 7:23 говорит: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Хорошая часть каждый раз терпит поражение. Мы можем встать на сторону этой хорошей части и бороться вместе с ней против плохой части, но всякий раз нас будут ждать неудача и поражение.
В 7:23 мы увидели, что Павел называет себя пленником закона греха, находящегося в его членах. Разве не жалок человек, оказавшийся в таком плену? Однако следует понимать, что мы, христиане, каждый день можем быть пленниками этого закона греха. Нас берут в плен не какие-то великаны снаружи, а маленькие враги внутри нас, например, наше раздражение. Часто мы говорим, что мы не в состоянии сдерживать своё раздражение. На самом деле было бы правильнее сказать, что мы — пленники закона греха. Дело не в том, сдерживаем мы своё раздражение или нет; дело в том, что мы в плену у закона греха в наших членах.
В Послании к Римлянам 7:24 говорится: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Этот возглас связан с осуждением в 8:1. Это не объективное осуждение перед Богом; это субъективное осуждение внутри нас. Более того, это осуждение не составляет проблемы для Бога; оно становится проблемой только для нас.
Среди неверующих этот вид осуждения переживают немногие. Однако почти все ищущие христиане сталкиваются с этой проблемой. Когда вы любили мир и не искали Господа, для вас не существовало этой проблемы. Но когда вы начали любить Господа и искать Его, вы тут же приняли решение стать лучше или даже стать совершенным, а также любить Господа изо всех сил. Это решение дало толчок к войне, описанной в главе 7. Когда человек решает делать добро или заниматься самосовершенствованием, это пробуждает в его членах закон греха. Это заставляет всех маленьких врагов внутри подняться на борьбу против него. Внутри нас много врагов. Если христианин не очень любит Господа или если он не собирается что-то делать для Господа, эти враги не будут его тревожить. Но как только он принимает решение делать добро, все враги начинают осаждать его.
В стихе 25 Павел продолжает: «Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха». Этими словами заканчивается глава 7. В этой главе не показано, как можно избавиться от субъективного осуждения. Поэтому необходима глава 8.
Павел начинает главу 8 с разговора об осуждении: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе». Я напоминаю, что речь здесь идёт о внутреннем осуждении. Когда Павел писал эти слова, он мог славить Господа и говорить, что тем, кто во Христе Иисусе, нет никакого осуждения. Кто-то, прочитав этот стих, может сказать: «Я во Христе Иисусе. Почему же тогда я не провозглашаю свою победу? Вместо этого я по-прежнему вздыхаю и стенаю». Причина в том, что в действительности и на практике мы, может быть, находимся не в 8:1, а в 7:24. Когда мы наслаждаемся Господом на церковном собрании, мы чувствуем себя победителями. Тогда мы находимся в 8:1. Но после собрания мы иногда снова терпим поражение и опять оказываемся в 7:24.
Обратите внимание на время в 8:1. Этот стих говорит о настоящем, а не о будущем. Павел не говорит, что не будет никакого осуждения; он говорит, что никакого осуждения нет сейчас. Когда у нас возникает какая-нибудь проблема, нам следует вспомнить это и сказать: «Ныне нет никакого осуждения». Например, когда вы приходите домой после собрания и ваш муж или жена собирается начать неприятный разговор, вспомните, что прямо сейчас нет никакого осуждения. Если мы будем провозглашать стих 8:1 во всех своих жизненных ситуациях, мы увидим, как действенно Божье слово.
Божье слово нужно провозглашать врагу и бесам. Куда бы мы ни шли, везде нужно провозглашать Божье слово. Особенно необходимо провозглашать, что нет никакого осуждения тем, кто во Христе. Сатана будет лгать нам и говорить, что мы побеждены, даже будучи во Христе. Не принимайте эту ложь, не верьте ей. Вместо этого провозглашайте Божье слово. Провозглашайте, что тем, кто во Христе, ныне нет никакого осуждения.
Победный клич в 8:1 не случаен. У Павла есть серьёзные основания для подобного заявления. В стихе 2 он говорит: «Потому что закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». В следующем стихе он продолжает: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной за грех и осудил грех во плоти». Согласно этому стиху Бог не просто послал Своего Сына в подобии греховной плоти, Он также послал Его «за грех», то есть по причине греха.
В 8:3 слово «грех» относится не к таким греховным поступкам, как воровство. Красть — это, конечно, грех, но это не тот грех, о котором говорится в этом стихе. Для того чтобы понять, что значит слово «грех» в этом стихе, нужно вернуться к главе 7. Из главы 7 становится ясно, что грех — это живая личность, поскольку он может противоборствовать нам, обольщать нас, убивать нас и делать нас своим пленником. Стих 11 говорит: «Грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею». То, что грех может обольщать и убивать, показывает, что грех — это не просто чьё-то воплощение, а живая личность. Из глав 5, 6, 7 и 8 видно, что грех — это не просто нечто неодушевлённое; это сильная, живая личность, которая может взять нас в плен и даже убить нас. Само собой разумеется, этот грех гораздо сильнее нас. Кто же эта личность, которую называют грехом? Кто этот живой грех, который может обольщать нас, брать в плен и убивать нас?
По причине этого греха Бог послал Своего Сына в подобии, в форме, греховной плоти. Это показывает, что грех живёт в определённой среде и этой средой является человеческая плоть. Наша плоть является жилищем греха. Грех обитает в нашей плоти. Более того, грех на самом деле стал един с нашей плотью, фактически сделал нашу плоть воплощением греха.
Большинство христиан знают, что значит слово «воплощение». Воплощение — это когда что-то одно было сначала вне чего-то другого, но затем вошло в него и стало едино с ним. Господь Иисус есть Бог. Но однажды Он воплотился, Он пришёл как человек. Таким образом, человек стал воплощением Христа. Точно так же грех стал един с нашей плотью, сделав её самим воплощением греха. Когда произошло это воплощение, точно неизвестно, но мы знаем, что это факт. Наша плоть названа здесь греховной, поскольку грех стал един с плотью.
Теперь нам нужно увидеть, что, когда Бог Отец послал Бога Сына по причине греха, чтобы покончить с грехом и даже упразднить грех, Он послал Сына не в реальности греховной плоти, а в её подобии, в её виде. Это значит, что Он послал Сына в подобии плоти, ставшей воплощением греха. Бог послал Своего Сына в подобии греховной плоти по причине греха, чтобы покончить с грехом, осудить его.
Для того чтобы понять стих 3, нужно определить подлежащее и сказуемое. Подлежащее — «Бог», а сказуемое — «осудил». В этом стихе говорится, что Бог осудил грех. Он осудил врага, который обольщает нас, противоборствует нам, побеждает нас, берет нас в плен и убивает нас. Где Бог осудил этот грех? Он осудил его в плоти. Теперь следует задать другой вопрос: в чьей плоти Бог осудил грех? Бог осудил грех в плоти Иисуса Христа, Который был послан в подобии греховной плоти. В этой плоти Бог осудил грех. Согласно Евангелию от Иоанна 1:1 и 14 Слово, которое есть Бог, стало плотью. В этой плоти, в воплощении вечного Слова, Бог осудил грех через распятие. Когда человек по имени Иисус был распят во плоти, Бог осудил грех в плоти. Следовательно, Бог осудил грех в плоти Иисуса Христа и через Его всеобъемлющую смерть.
Стих 3 заканчивается не точкой, а запятой. Это показывает, что стих 4 является продолжением стиха 3. Согласно этим стихам Бог осудил грех в плоти, чтобы праведное требование закона «исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу».
Послание к Римлянам посвящено одновременно и христианской жизни, и церковной жизни. И для христианской, и для церковной жизни глава 8 имеет большое значение. Если мы не переживаем то, что показано в этой главе, мы не можем жить надлежащей христианской жизнью и надлежащей церковной жизнью. Сегодня среди миллионов христиан только немногие живут надлежащей христианской и церковной жизнью, потому что очень немногие знают один важный секрет, который содержится в главе 8.
Во вселенной существуют два мира, две сферы: духовный мир и физический мир. В духовном мире есть бесы, злые духи и много других плохих вещей, которые доставляют нам неприятности. У Павла было откровение о духовном мире. В Послании к Колоссянам 2:14-15 он указывает, что, когда Господь Иисус был распят, Он, отняв силы у начальств и властей, подверг их позору, восторжествовав над ними. Распявшие Господа Иисуса люди не знали, что происходило в духовном мире, когда Господь был на кресте. Но бесы и злые ангелы понимали, что смерть Господа Иисуса на кресте означала для них поражение. Согласно Посланию к Колоссянам 2:15 Бог Отец вмешался и подготовил все так, чтобы ничто не мешало распятию Христа. Через смерть Христа на кресте начальства и власти были побеждены. Это показывает, что во время Своего распятия Христос сражался со злыми силами. Злые силы не смогли устоять против распятого Христа.
После смерти Господь Иисус был погребён. В некотором смысле злые ангелы были рады, что Христос похоронен. Во время Его воскресения из мёртвых, Божьи враги ещё раз попытались помешать Ему. Злые силы делали все возможное, чтобы удержать Его в смерти. Но как сказано в Деяниях 2:24, смерти было невозможно удержать Христа. Он восстал из мёртвых и вознёсся на небо. Когда Он вознёсся, Он лишил силы злых духов и взял их в плен. Я говорю об этом сейчас потому, что хочу показать, что христианская жизнь связана не только с физическим миром — она имеет отношение и к духовному миру.
Наши проблемы в христианской жизни связаны, главным образом, не с физическим, а с духовным миром. Даже грех в действительности не является чем-то физическим. Напротив, грех — это нечто духовное, нечто существующее в духовной сфере. Поэтому, чтобы победить грех, нужна духовная сила. Сила ума относится к физическому миру и не может освободить нас от силы греха. Грех относится к сфере духовного, и его можно победить только посредством духовной силы. Для понимания этой духовной силы исключительную важность имеет глава 8 Послания к Римлянам.
В 8:4 Павел затрагивает как физический, так и духовный мир. Он говорит, что мы поступаем «не по плоти, но по духу». Выражение «по плоти» указывает на сферу физического, а выражение «по духу» — на сферу духовного. Христианская жизнь — это запутанная вещь. С одной стороны, у нас есть физическая часть, которая относится к физическому миру; с другой стороны, у нас есть духовная часть — наш дух, которая относится к духовному миру. Необходимо видеть, что христианская жизнь связана с обоими мирами и что оба эти мира существуют внутри нас. У нас есть плоть, и у нас также есть дух. Следует задуматься, живём ли мы в плоти, то есть в физическом мире, или же мы живём в духе, в духовном мире. Как мы поступаем: по плоти или по духу?
В 8:3 мы видим, что по причине греха Бог сделал нечто великое: через воплощение Сына Божьего Бог покончил с проблемой греха, осудив грех во плоти. Стих 3 включает в себя как воплощение, так и распятие. Бог послал Своего Сына в подобии греховной плоти — это указывает на воплощение Христа. Затем Бог осудил грех в плоти — это уже говорит о распятии Христа.
Бог осудил грех в плоти для того, чтобы праведное требование закона исполнилось в нас. Заметьте, что в стихе 4 Павел говорит «исполнилось», а не «было соблюдено». Если бы он сказал «было соблюдено» вместо «исполнилось», этот стих означал бы, что мы должны соблюдать закон. Однако здесь Павел говорит не о соблюдении закона, а об исполнении праведных требований закона в тех, кто поступает по духу. Это значит, что требования закона исполняются не в тех, кто соблюдает закон, а в тех, кто поступает по духу.
Глава 8 Послания к Римлянам глубока, значительна и неразрывно связана с духовным опытом. Не имея достаточно духовного опыта, мы не сможем понять эту главу. Согласно стихам 3 и 4 Бог послал Своего воплощённого Сына по причине греха. Смертью Своего Сына на кресте Бог осудил грех в плоти. Он осудил грех для того, чтобы праведное требование Божьего закона исполнилось в нас не посредством наших усилий соблюдать закон, а посредством того, что мы поступаем по духу. Поэтому мы — не законники, мы — люди, которые поступают по духу.