Жизнь Триединого Бога раздаётся в трёхчастного человека
Тексты Писания: Рим. 8:2, 6, 10, 11; Ин. 3:36
Прежде чем рассматривать, как жизнь Триединого Бога раздаётся в трёхчастного человека, следует сказать ещё несколько слов о раздаянии Триединого Бога согласно Его праведности, через Его святость и к Его славе. Мы уже увидели, что праведность определяет действия Бога, святость описывает Божью природу, а слава является выражением Бога. Божье раздаяние, таким образом, происходит согласно Его праведному образу действий, через Его святую природу и к Его выражению. Бог выражает Себя главным образом в церкви. Таким образом, цель раздаяния Триединого Бога заключается в том, чтобы Бог был выражен в церкви.
В предыдущем сообщении мы указали, что Божья праведность связана со смертью Христа, которая положила конец всему отрицательному. В результате падения человека все творение стало неправедным. Например, то, что комары изводят нас, — неправедно. Более того, среди людей повсюду присутствует неправедность. Адам был главой ветхого творения. Когда он пал, все, находившееся под его главенством, стало неправедным в глазах Бога. Смерть Христа положила конец всему отрицательному и исполнила требования Божьей праведности. Таким образом, смерть Христа является наивысшей праведностью.
Когда Христос умер на кресте, мы тоже умерли, так как мы умерли в Нем. Мы отождествились со Христом в Его смерти. Это значит, что праведна не только смерть Самого Христа, но и наша смерть во Христе праведна в Божьих глазах.
Однако смерть Христа не была концом, так как она привела к воскресению, в котором мы были зарождены и порождены. Более того, воскресению Христа присуща функция освящения, которая включает в себя преобразование и сообразование. В конечном итоге посредством этого процесса освящения мы сообразуемся с образом Сына Божьего. Таково субъективное переживание освящения. Освящение — это субъективное действие святости, это святость в действии. На самом деле, освящение — это когда воскресший Христос внедряет Божью святую природу в наше существо. Это нечто совершенно отличное от учения так называемого движения святости.
Прославление — результат освящения
Результатом освящения является прославление, выражение Бога. Поэтому раздаяние Триединого Бога происходит к Его славе. Результатом освящения является прославление.
Прославление началось в день Пятидесятницы. Церковь же родилась не в Пятидесятницу, а в день воскресения Христа. Первое послание Петра 1:3 говорит, что мы были возрождены одновременно с воскресением Христа. Когда Христос воскрес, одно пшеничное зерно стало многими зёрнами, образующими единый хлеб, церковь (Ин. 12:24; 1 Кор. 10:17). Следовательно, церковь родилась в день воскресения. Что же тогда произошло в день Пятидесятницы? В этот день церковь была прославлена. Если бы мы присутствовали на собрании церкви в день Пятидесятницы, мы бы воскликнули: «Какая слава!» Мы бы не говорили о праведности или освящении, так как нас переполняло бы чувство славы.
Господь Иисус начал Свою молитву в главе 17 Евангелия от Иоанна словами: «Отче! пришёл час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (ст. 1). Как Сын прославляет Отца? Он прославляет Отца в единстве. Единством в главе 17 Евангелия от Иоанна является церковь. Единство святых — это надлежащая церковная жизнь. Когда единство осуществлено до конца, Сын прославляет Отца в церкви. Это показывает, что везде, где есть надлежащая церковная жизнь, происходит прославление Отца, так как церковная жизнь выражает Отца. Поэтому, если мы собираемся как церковь подобающим образом, мы должны ощущать присутствие славы на наших собраниях. Церковная жизнь — это всецело вопрос прославления. Церковь — это Божья цель; для Бога церковь — это не метод и не способ. Божье намерение состоит в том, чтобы прославить Себя в церкви.
Чем больше освящения, тем больше славы
Прославление церкви началось в день Пятидесятницы, но ещё не достигло стадии завершённости. Процесс прославления продолжается до сих пор. В зависимости от состояния церкви славы может быть больше или меньше. Насколько слава проявлена в церкви, зависит от степени нашей освящённости. Болельщики на баскетбольном матче могут быть полны восторга, но у них нет славы; есть только возбуждение, потому что отсутствует освящение. Чем больше мы будем освящены, чем больше Христос пропитает наше существо Своей святой природой, тем больше мы будем выражать Бога, собираясь как церковь.
Освящение — это, в первую очередь, личное дело каждого, тогда как прославление — это главным образом общее дело всех. Предположим, я сегодня вспылю в разговоре с женой. Это повредит моему личному освящению. Несмотря на то что я исповедую это Господу и Он очистит меня, вечером на собрании я не буду ощущать славу, хотя все остальные и будут её ощущать. Поскольку мне не хватает освящения, я не могу чувствовать славу, которую чувствуют другие. У меня нет в моей личной жизни освящения, которое дало бы мне чувство славы на собрании. С другой стороны, допустим, я пребываю в общении с Господом весь день, даже когда у меня возникают трудности в отношениях с женой. Все, что происходит в течение дня, только помогает процессу освящения. Тогда на собрании я смогу почувствовать славу. Это показывает, что чем больше мы будем переживать освящение, тем больше мы будем участвовать в прославлении.
Слава, выражение Бога в церкви, — это цель Божьего раздаяния. Освящение — это процесс, а праведность — это основание. Следовательно, раздаяние Триединого Бога происходит согласно Его праведности, через Его святость и к Его славе.
Жизнь Триединого Бога раздаётся во все наше существо
Теперь мы переходим к одной очень драгоценной теме — к раздаянию жизни Триединого Бога в трёхчастного человека. Как чудесно, что Бог триедин, а мы — трёхчастны!
Послание к Римлянам 8:2 говорит о жизни Триединого Бога. Стих 10 раскрывает, что эта жизнь была роздана в наш дух и сделала наш дух жизнью. Кроме того, согласно стиху 6, эта жизнь может быть роздана в наш разум, тогда он тоже станет жизнью. В конечном итоге, как раскрывает стих 11, божественная жизнь может быть вложена даже в наши смертные тела. В этих стихах мы видим три части человека: дух, душу (представленную разумом) и тело. Дух — это центр, тело — периферия, а между ними находится разум. Начиная с центра и переходя через промежуточный слой к периферии, жизнь Триединого Бога раздаётся во все наше существо.
Жизнь, которая раздаётся в три части человека, — это жизнь Триединого Бога. В 8:2 Павел говорит о Духе жизни во Христе Иисусе. Это выражение косвенно указывает на Триединого Бога. Дух и Христос, Сын, упоминаются непосредственно, тогда как на Бога Отца косвенно указывает Дух как Дух Божий. Таким образом, здесь мы видим Бога, Христа и Духа. Однако главный момент — это не Триединый Бог, а жизнь. Когда говорят «Дух жизни», то имеют в виду, что Дух и есть жизнь. В данном случае жизнь — это жизнь Самого Триединого Бога.
Когда мы были возрождены, мы получили ещё одну жизнь в дополнение к нашей природной жизни. Существуют различные виды жизни: растительная жизнь, животная жизнь, человеческая жизнь, божественная жизнь. Мы, люди, имеем физическую жизнь и психологическую жизнь. Физическая и психологическая жизни обозначаются в греческом языке словами «биос» и «псюхе» соответственно. Но когда Павел говорит о жизни в главе 8 Послания к Римлянам, он использует другое греческое слово — «зоэ». В Библии «зоэ» обозначает Божью жизнь, божественную, бесконечную, несотворённую, вечную жизнь. Это жизнь, которую мы получаем, уверовав в Господа Иисуса. Как говорит Евангелие от Иоанна 3:36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную». В стихах 2, 6, 10 и 11 главы 8 Послания к Римлянам Павел использует в отношении жизни это греческое слово, чтобы показать, что раздаяние Бога — это раздаяние «зоэ» в наше существо. Другими словами, Бог хочет раздать Себя как «зоэ» во все три части человеческого существа.
Раздаяние божественной «зоэ» в нас началось, когда мы были возрождены. Согласно 8:2, эта жизнь является Духом и находится во Христе Иисусе. Но сейчас благодаря Божьему раздаянию она имеет определённое отношение и к нам. Без этой жизни мы обречены на погибель. Слава Господу, что, когда мы были возрождены, «зоэ» была роздана в наш дух!
Для того чтобы божественная жизнь могла быть роздана в нас, ей сначала необходимо пройти через длительный процесс, включающий в себя воплощение, человеческое житие, распятие, погребение, воскресение, вознесение и сошествие. Раздаваемая в нас жизнь на самом деле является приготовленным Триединым Богом. В Книге Бытия 1:1 эта жизнь не могла быть роздана в человека, так как она ещё не прошла через все необходимые стадии. Но сейчас эта чудесная жизнь полностью готова к тому, чтобы быть розданной в нас. Эта жизнь присутствует, она доступна, и мы можем получить её, просто призвав имя Господа Иисуса.
Послание к Римлянам 8:10 говорит: «Если Христос в вас, то тело мертво вследствие греха, но дух есть жизнь вследствие праведности» (букв.). Слово «дух» в этом стихе относится не к Святому Духу — это видно из противопоставления тела и духа. Павел говорит, что тело мертво, но дух есть жизнь. С нашей точки зрения было бы логично сказать, что дух жив. Но Павел говорит, что дух есть жизнь, или «зоэ». Когда мы призываем имя Господа Иисуса, это «зоэ» оказывается в нашем духе и делает наш дух «зоэ». Теперь жизнь — это не только Триединый Бог. Теперь наш дух тоже есть жизнь.
Если мы увидим это, у нас будет смелость заявить всей вселенной и особенно Сатане, что наш дух есть жизнь. Мы провозгласим, что, по крайней мере, одна часть нашего существа, наш дух, есть «зоэ». О, как все мы нуждаемся в этом откровении! Да увидим мы, что мы не только спасены и возрождены, но и что глубочайшая часть нашего существа стала жизнью!
Знание того, что наш дух есть «зоэ», значительно поможет нам в нашей повседневной жизни. Когда у вас возникает искушение выйти из себя, не подавляйте своего раздражения. Вместо этого просто скажите: «Мой дух есть „зоэ“!». Если у вас возникают трудности в отношениях с женой или мужем, не спорьте, а скажите ей или ему, что ваш дух есть «зоэ». Это поможет вам устоять против искушений Сатаны. Слава Господу, наш дух есть «зоэ»! Я — такой живой и энергичный человек потому, что мой дух есть «зоэ». Однако я провёл годы в организованном христианстве, и никто не говорил мне, что мой дух — «зоэ». Меня учили различным религиозным практикам, но мне не говорили, что мой дух есть жизнь. Но сейчас я знаю, что божественная «зоэ» была роздана в мой дух, в центр моего существа. Теперь я знаю, что мой дух стал «зоэ»!
Не «яркая добродетель», а Триединый Бог как жизнь
Конфуций был великим философом-этиком, который учил своих учеников развивать то, что он называл внутренней «яркой добродетелью». На самом деле то, что он называл «яркой добродетелью», — это совесть. Ученики Конфуция, возможно, обладают яркой добродетелью, но мы обладаем божественной жизнью. В действительности Само божественное Существо вошло в нас, чтобы быть нашей жизнью. Нет никакого сравнения между «яркой добродетелью» и Триединым Богом как божественной жизнью.
Осознав, что наш дух есть жизнь, мы смогли убедить ряд философски настроенных преподавателей в Китае уверовать в Господа Иисуса. Они хвастались тем, что умеют развивать внутри «яркую добродетель». Послушав их некоторое время, мы обычно говорили им, что у нас есть что-то намного лучше. Некоторые из них очень удивлялись и всерьёз спрашивали, что же это. Мы объясняли, что, как христиане, мы имеем в себе Триединого Бога как нашу жизнь. Мы говорили им, что у них, возможно, есть «яркая добродетель», нечто сотворённое Богом, но у нас есть Сам Творец этой «яркой добродетели». Мы помогали им увидеть, что этот Творец прошёл через воплощение, человеческое житие, распятие и воскресение. Сейчас Он находится в вознесении, но вместе с тем Он готов войти в каждого, кто призовёт Его имя. В результате такого свидетельства многие из этих философски настроенных преподавателей открылись Господу, призвали Его имя и приняли Его в себя как свою жизнь. Затем они сами свидетельствовали о разнице между «яркой добродетелью» и божественной жизнью. Проповедуя таким образом высокое евангелие, мы привели к Господу много профессоров, врачей, медсестер и юристов.
Мы отметили, что, когда Христос живёт в нас, наш дух становится жизнью. А что можно сказать о нашей душе и теле? Рассмотрим стих 6: «Разум, направленный на плоть, есть смерть, а разум, направленный на дух, есть жизнь и мир» (букв.). Здесь мы видим, что наш разум тоже может быть «зоэ». Когда мы направляем свой разум на дух, наш разум, который представляет нашу душу, становится «зоэ». Нам не нужно следовать Конфуцию и развивать «яркую добродетель». Вместо этого мы просто направляем свой разум на дух, и наш разум становится «зоэ». Таково раздаяние божественной жизни в нашу душу.
В нашей повседневной жизни нам нужно практиковать обращение разума к духу. Вы собираетесь посплетничать? Обратите свой разум к духу. У вас возникает искушение вспылить? Обратите свой разум к духу. Отбросьте этические и религиозные учения и вернитесь к живому Слову Бога, которое раскрывает, что жизнь Триединого Бога роздана в наш дух, чтобы сделать наш дух жизнью, и что разум, направленный на дух, есть жизнь. У нас есть нечто более высокое, чем «яркая добродетель», этика и мораль, — у нас есть Триединый Бог, розданный в нас. Что может сравниться с этим? Это не философия и не религиозное учение. Это жизнь «зоэ», раздаваемая в наш дух и в наш разум.
Жизнь вкладывается в наши смертные тела
Стих 11 раскрывает ещё кое-что о Божьем раздаянии. Здесь Павел говорит: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Мне очень нравится косвенность этого стиха. Этот стих раскрывает, что через Духа «зоэ» может быть вложена в наши смертные тела. Таким образом, «зоэ» становится не только наш дух и наш разум, но даже наше тело может быть полно «зоэ».
Нам всем нужно иметь видение раздаяния жизни Триединого Бога в три части нашего существа. Если мы увидим это божественное видение, наше природное представление об этике и морали будет поколеблено. Нам нужно сказать Господу: «Господь, я благодарю Тебя. С тех пор как ты вошёл в меня, мой дух стал жизнью. Теперь, если я буду направлять разум на дух, мой разум тоже станет жизнью. О Господь, как я славлю Тебя! Через Твой живущий во мне Дух Твоя жизнь, «зоэ», может быть роздана даже в моё смертное тело. Господь, я поклоняюсь Тебе за это, я наслаждаюсь этим и я един с Тобой в этом раздаянии». Таково раздаяние жизни Триединого Бога в трёхчастного человека. Через такое раздаяние Триединый Бог становится един с трёхчастным человеком, а трёхчастный человек становится един с Триединым Богом. Именно через это раздаяние божественной жизни мы становимся сыновьями Божьими. Кроме того, посредством этого раздаяния мы преобразовываемся и сообразовываемся с образом Христа. Таковы христианская жизнь и церковная жизнь.
Давайте отойдём от религиозных, этических и философских учений и вернёмся к простому, но глубокому откровению в святом Слове относительно Божьего домостроительства. Наш Бог — это Триединый Бог, который прошёл через воплощение, распятие, воскресение и вознесение. Теперь Он стал всеобъемлющим Духом, чтобы мы разделяли Его, переживали Его и наслаждались Им как божественной «зоэ». Сначала Он раздаёт Себя в наш дух, в центр нашего существа. От центра Он распространяется в наш разум и пропитывает его жизнью — «зоэ». Затем он распространяется в наше смертное тело и делает, таким образом, все наше существо жизнью — «зоэ». В результате мы становимся людьми «зоэ». Аллилуйя, мы люди не религии, не морали и не этики — мы люди жизни!