Раздаяние Триединого Бога согласно Его праведности, через Его святость и к Его славе
Тексты Писания: Быт. 3:24; Рим. 6:19; 8:11, 18, 21
Очень важно проникнуть в глубины Послания к Римлянам, а не читать его поверхностно. В этом сообщении мы рассмотрим раздаяние Триединого Бога согласно Его праведности, через Его святость и к Его славе. Здесь мы видим четыре важных слова: раздаяние, праведность, святость и слава. Как уже было сказано в предыдущем сообщении, Павел не использует слово «раздаяние» в Послании к Римлянам. Тем не менее факт Божьего раздаяния подразумевается на протяжении всего Послания. Праведность, святость и слава, напротив, упоминаются Павлом непосредственно. Божье раздаяние происходит согласно Его праведности, то есть оно основывается на Его праведности. Кроме того, оно происходит через Его святость. Это значит, что Его раздаяние приготавливается через святость. Наконец, это раздаяние происходит к Божьей славе. Его результатом является Божья слава.
Праведность — основа Божьего раздаяния
Многие стихи в Послании к Римлянам говорят о Божьей праведности. В 1:17 Павел говорит, что Божья праведность открывается в евангелии. В 3:21 он говорит, что Божья праведность была явлена, а в 3:25-26 — что Божья праведность была показана. В 5:17 Павел упоминает дар праведности, а в 5:21 — царствование благодати через праведность. В 8:10 он говорит, что наш дух есть жизнь вследствие праведности.
Эти стихи показывают, что в Послании к Римлянам праведность является опорой, фундаментом, основой для Божьего раздаяния. Раздаяние Триединого Бога в нас происходит согласно Божьей праведности. Оно не происходит согласно закону или согласно добродетели. Оно происходит исключительно согласно Божьей праведности. В Псалме 88:15 сказано, что правосудие и праведность являются основанием Божьего престола. Престол Бога стоит на основании Его праведности. Если бы не было праведности, даже Божий престол не имел бы опоры. Поэтому праведность имеет такое значение.
Вся вселенная покоится на Божьей праведности. Если праведность исчезнет, вся вселенная развалится. Кроме того, Библия раскрывает, что Божье царство строится на праведности (Евр. 1:8). Человеческое правление также основывается на праведности, по крайней мере, в некоторой степени. Например, если бы в Америке не было праведности, правительство не смогло бы удержать власть в своих руках. Точно так же, если бы не было праведности в общественной и личной жизни, и общество, и наша личная жизнь превратились бы в хаос. Праведность является поддерживающей основой, на которой покоится все. Небеса, земля и все во вселенной основывается на Божьей праведности.
В Своём домостроительстве Триединый Бог желает раздать Себя в три части человека: в дух, душу и тело. Однако если Бог не исполнит требования Своей праведности, Он не сможет раздать Себя в нас. Его раздаяние должно происходить согласно Его праведности.
Библия раскрывает, что между Богом и человеком существует взаимная связь. При этом Бог и человек совершают в отношении друг друга определённые действия. Эти действия всегда должны основываться на праведности. Итак, для Божьего раздаяния первым основным требованием является Божья праведность.
Требования Божьей праведности, святости и славы
Три божественных качества — праведность, святость и слава — возлагают на нас определённые требования. Праведность противостоит греху. Я думаю, что все мы осознаем требования Божьей праведности. Но мы можем быть в неведении относительно требований Божьей святости и славы; мы можем не осознавать, что слава является одним из Божьих требований. В 3:23 Павел указывает, что мы все согрешили и лишились Божьей славы. Это значит, что мы не исполнили требование Божьей славы.
Книга Бытия 3:24 показывает, что, как только человек пал, он сразу перестал удовлетворять требованиям Божьей праведности, святости и славы. Этот стих говорит, что Бог «поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». Меч обозначает Божью праведность, пламя — Божью святость, а херувим — Божью славу. Меч убивает, огонь поглощает, а херувим наблюдает. Поскольку человек пал и стал грешен, Божья праведность, святость и слава преградили ему путь к дереву жизни. Слава Господу, что через искупление Христа требования Божьей праведности, святости и славы были исполнены и путь к дереву жизни был вновь открыт. Чтобы человек имел надлежащие взаимоотношения с Богом, должны были быть исполнены эти три требования.
Божья праведность, святость и слава образуют основную структуру Послания к Римлянам. В Послании к Римлянам можно выделить несколько разделов. После введения (1:1-7) и раздела об осуждении (1:18—3:20) следуют разделы об оправдании (3:21—5:11), освящении (5:12—8:13) и прославлении (8:14-39). Эти разделы соответственно указывают на Божью праведность, святость и славу. Следовательно, эти три божественных качества связаны с самой структурой Послания к Римлянам.
В каком из этих трёх разделов находимся мы сегодня? Правильный ответ таков: мы находимся в разделе об освящении. Мы прошли оправдание, но ещё не достигли прославления. Наша общая участь — провести всю свою христианскую жизнь на земле в разделе об освящении. Я нахожусь в этом разделе уже более пятидесяти лет. Не расстраивайтесь, что вам придётся провести в этом разделе столько времени. Время может показаться долгим для вас, но не для Господа, у которого тысяча лет — как один день (2 Пет. 3:8).
Несмотря на то, что мы ещё не достигли раздела о прославлении, мы можем наслаждаться отдельными моментами прославления, ещё находясь в разделе об освящении. Мы можем наслаждаться предвкушением, или начатком, прославления. Иногда наедине с Господом я переживаю предвкушение грядущего прославления. Каждому христианину надлежит иметь подобные переживания.
Божье раздаяние должно происходить согласно Его праведности. Если бы Христос не стал человеком из плоти и крови и если бы Он не умер на кресте, приняв на Себя наши грехи, Бог был бы не в состоянии раздавать Себя в нас. Некоторые, когда слышат это, возражают: «Вы подходите к этому вопросу чересчур строго. Разве вы не знаете, что Бог есть любовь? Он смотрит на вещи не так строго, как вы. Бог Отец любит меня и поэтому Он может просто прийти ко мне и дать Себя мне, каким бы грешным я ни был». Такой взгляд не учитывает того факта, что Бог есть Бог праведности. Будучи праведен, Он превосходит всех нас по части строгости.
Да, Бог — это Отец, и Он действительно любит нас. Однако, как показывают притчи в главе 15 Евангелия от Луки, мы не можем сразу прийти к Отцу. Блудному сыну нужно, чтобы пастух (Сын) нашёл его, а женщина (Дух) осветила его, с тем чтобы он проснулся, покаялся и решил пойти домой к Отцу. Только благодаря поискам Сына и свету Духа грешники могут вернуться к Отцу. Без искупления Сына, без просвещения Духа мы не можем прийти к Нему. Более того, если бы Сын не умер за нас, у Отца не было бы права принять нас. Но благодаря искупительной смерти Своего Сына Отец получил право принять всех, кто приходит к Нему через Христа. Это показывает, что принятие нас Отцом должно происходить в соответствии с Его праведностью. Не будь воплощения и распятия Христа, праведный Бог не смог бы принять нас и вложить Себя в нас. Если бы Бог раздавал Себя в нас, не исполнив требований Своей праведности, Он показал бы Себя неправедным. Следовательно, раздаяние Триединого Бога должно происходить согласно Его праведности.
Божья праведность требовала, чтобы мы умерли за свой грех. Но если бы мы умерли, мы бы безвозвратно погибли. Бог не хочет, чтобы мы погибли, и поэтому Он предоставил Христа в качестве нашей замены. Христос умер на кресте за нас согласно Божьей праведности, чтобы исполнить Божьи требования. Христос умер на кресте не затем, чтобы дать нам возможность отправиться на небеса после смерти; Его целью было исполнить Божьи праведные требования, чтобы Бог мог раздавать Себя в нас.
Предположим, вы раздаёте сок. Вы хотите налить сок в стакан, но замечаете, что стакан грязный. Если вы нальёте сок в грязный стакан, его нельзя будет пить. Поэтому прежде чем раздавать сок, нужно вымыть стаканы. Точно так же, прежде чем Бог смог войти в нас, Его Сын стал человеком и умер на кресте за нас, пролив Свою кровь, чтобы смыть с нас наши грехи. Это дало нам возможность стать очищенными сосудами, готовыми наполниться Триединым Богом. Прежде чем Бог смог раздать Себя в нас, мы должны были омыться в крови Христа. Это соответствует Божьей праведности.
Как уже было сказано, Христос умер на кресте, чтобы исполнить Божьи праведные требования. Теперь мы должны увидеть, что Бог желает, чтобы и мы умерли на кресте. Если мы не распяты на кресте, Божьи праведные требования не могут быть исполнены в нас практически. В глазах праведного Отца нет ничего праведнее, чем наша смерть на кресте. Если мы умираем, мы праведны во всем. Но если мы отказываемся умереть, у нас нет праведности ни в том, как мы обращаемся с людьми, ни даже в том, как мы обращаемся с вещами. Мы можем обходиться с людьми несправедливо и мы можем оказаться неспособны обращаться надлежащим образом со своей собственностью. Поэтому, чтобы быть праведными перед Богом, нам нужно не только омыться, но и умереть. Когда мы умираем, мы автоматически становимся оправданы. Надлежащий христианин — это тот, кто умер со Христом и ежедневно ведёт себя в соответствии с этим фактом. Если верующий будет жить по-природному, он будет неправеден. Но если он будет переживать смерть на кресте, он будет праведен во всем, со всеми и во всех отношениях.
Бог раздаёт Себя только в тех, кто умер
Мы подчеркнули тот факт, что Божья праведность требует смерти как Христа, так и нас самих. Мы причастны к смерти Христа. Когда Он умер, мы тоже умерли, так как мы умерли в Нем. Эта всеобъемлющая смерть была предназначена для исполнения Божьих праведных требований. Поскольку Божья праведность была удовлетворена, Бог может законно раздавать Себя в Своих искупленных и распятых людей.
Бог не может раздавать Себя в тех, кто ещё живёт в своей природной жизни, Он может раздавать Себя только в тех, кто умер. Если вы по-природному все ещё живы, если вы до сих пор живёте в грехе и в миру, Бог не в состоянии раздать Себя в вас. Только смерть Христа и ваша смерть со Христом исполняет требование Божьей праведности и даёт Богу праведное основание, чтобы вложить Себя в вас. Это относится не только ко времени нашего спасения, но и к нашей повседневной жизни с Господом. Если мы хотим переживать раздаяние Триединого Бога, мы должны предстать перед Ним распятыми. Мы должны верить в факт нашей смерти со Христом на кресте и провозглашать этот факт. Тогда, поскольку мы будем мертвы со Христом практически, Бог будет иметь законное основание, чтобы раздавать Себя в нас со всеми Своими богатствами. Таково Божье раздаяние согласно Его праведности.
В 6:19 Павел говорит о «праведности к освящению» (букв.). Это показывает, что праведность подводит нас к святости, к освящению. Раздаяние Триединого Бога происходит через Его святость. Божья святость связана с процессом Его раздаяния. Как смерть Христа необходима для праведности, так воскресение Христа необходимо для святости. На самом деле воскресший Христос и есть сам элемент святости внутри нас. Эта святость зарождает, порождает и освящает нас. Это целиком и полностью вопрос жизни.
Послание к Римлянам 8:11 говорит: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Заметьте, что в этом стихе Павел сначала говорит об Иисусе, а затем о Христе. Имя «Иисус» связано с Его смертью, а титул «Христос» — с воскресением и передачей жизни. Таким образом, смерть соответствует имени «Иисус», а передача жизни — титулу «Христос».
Смерть Иисуса была необходима для исполнения Божьей праведности. Воскресение же Христа необходимо для Божьей святости. Праведность определяет действия Бога, тогда как святость описывает Его природу. Праведность Божьих действий обеспечивается смертью Христа, а передача Божьей природы в нас осуществляется через воскресение Христа. Поскольку Божья праведность обеспечена смертью Христа, Бог получает возможность вложить Себя в нас через воскресение Христа. Когда воскресший Христос входит в нас, Он вкладывает в нас Божью природу. Тогда эта святая природа зарождает, порождает и освящает нас. Воскресший Христос внутри нас Сам является тем элементом святости, который оживляет нас. Этот элемент зарождает, оживляет и затем освящает нас. Таково освящение. Освящение — это длительный процесс, который начинается с нашего спасения и продолжается всю нашу христианскую жизнь. В ходе этого процесса мы преобразовываемся и даже сообразовываемся с образом первородного Сына Божьего.
Освящение происходит через процесс воскресения. Я уверен, что в каждом из нас есть воскресший Христос и что мы сейчас проходим этот процесс освящения через воскресение. На самом деле этим процессом является личность, Сам воскресший Христос. Христос в воскресении есть и наша святость, и наше освящение. Разница между святостью и освящением состоит в том, что святость обозначает сам элемент Христа, тогда как освящение обозначат действие этого элемента. Итак, мы находимся не только в процессе святости, но и в процессе освящения. Святой элемент движется и действует внутри нас, освящая нас.
Послание к Римлянам затрагивает не только такие качества, как праведность и святость, но также и славу. Прославление началось с вознесения Христа и обретёт своё завершение при Его возвращении. Вознесение Христа необходимо для славы. Таким образом, смерть Христа нужна для Божьей праведности, Его воскресение — для Божьей святости, а Его вознесение — для Божьей славы. Когда Христос вернётся, прославление Его святых достигнет завершения.
Эта мысль содержится в главе 8 Послания к Римлянам. В стихе 17 Павел говорит, что, если мы страдаем со Христом, мы прославимся с Ним. В стихе 18 он продолжает: «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас». Все творение с надеждою ждёт, когда оно будет освобождено «от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (ст. 21). В стихе 30 Павел говорит, что кого Бог предопределил, призвал и оправдал, тех Он и прославил. Освящаясь, мы одновременно прославляемся. Наряду с освящением мы наслаждаемся и предвкушением прославления.
Мы указали, что прославление началось с вознесения Христа. Как верующие во Христа, мы вознесены со Христом и посажены с Ним на небесах (Эф. 2:6). Христос находится в нас субъективно и в то же время объективно Он — на небесах. Благодаря Христу мы оказались на небесах, а небеса оказались в нас. Когда мы осознаем тот факт, что мы участвуем в вознесении Христа, мы переживаем не только освящение, но и прославление. Быть в вознесении — значит быть в славе.
Субъективное переживание праведности, святости и славы
Нам нужно субъективное переживание Божьей праведности, святости и славы. Быть сораспятым Христу — значит переживать праведность, а содержать в себе живого Христа — значит переживать святость. Согласно Своей праведности и через Свою святость Триединый Бог раздаёт Себя в нас во всей полноте к Своей славе. Это значит, что результатом Божьего раздаяния является слава. Когда мы с кем-то знакомимся, когда кто-то приходит к нам в гости, эти люди должны чувствовать, что мы умерли со Христом и что Христос живёт в нас. Тогда мы будем являть Божью праведность, святость и даже Его славу.
Как мы славим Господа, что Он открыл нам глубины этого Послания! В главах 3 и 4 мы видим, что Христос умер за нас, а в главе 6, — что мы умерли во Христе. Эта смерть совершилась согласно Божьей праведности и для Божьей праведности. В главах 6—8 мы видим, что мы освящаемся через жизнь, действие, движение и работу воскресшего Христа внутри нас. После того как воскресший Христос зарождает и порождает нас, Он начинает освящать нас. Освящение включает в себя преобразование и сообразование. По мере того как внутри нас происходит процесс освящения, мы начинаем переживать Божье прославление. Результатом раздаяния Триединого Бога в нас является слава. Если мы ежедневно будем стоять на том, что мы умерли со Христом, у нас будет субъективное переживание праведности. Затем, если мы позволим Христу жить в нас, у нас будет субъективное переживание святости. В результате от нас будет исходить слава, выражение Бога.
Конечная цель Триединого Бога в Его раздаянии
Как праведность определяет действия Бога, а святость — Его природу, так слава является выражением Бога. Конечная цель раздаяния Триединого Бога заключается в том, чтобы Бог был выражен через Тело Христово. Когда Тело Христово станет выражением Божьей славы, тогда наступит полное прославление. Как раскрывает глава 8 Послания к Римлянам, вселенная с нетерпением ждёт этого часа, ждёт, когда она сможет войти в свободу славы детей Божьих. В этой славе Бог будет выражен во всей полноте. Таков конечный результат раздаяния Триединого Бога.
Каждая поместная церковь сегодня должна быть миниатюрой этого славного выражения Триединого Бога. Мы у себя в церквях должны быть в состоянии сказать: «Сатана, посмотри на церковь. Здесь ты можешь увидеть Божью праведность, святость и славу». Когда Сатана увидит это, он будет вынужден признать, что это результат раздаяния Триединого Бога. Поскольку мы все умерли во Христе и поэтому праведны в глазах Бога, Сатане не за что обвинять или осуждать нас. Сейчас Христос живёт в нас и освящает, преобразовывает и сообразовывает нас с образом Христа. Результатом этого процесса является слава. Такое свидетельство должна поддерживать каждая церковь в Господнем восстановлении. В каждой церкви должны быть основа Божьей праведности, процесс Божьей святости и цель Божьей славы. Таково раздаяние Триединого Бога согласно Его праведности, через Его святость и к Его славе, как оно показано в Послании к Римлянам.