Спасение в жизни от греха и привязанности к миру
Тексты Писания: Рим. 5:10, 5:18; 1:16-17; 8:2; 7:23; 6:22
Этим сообщением мы начинаем серию, посвящённую спасительной жизни Христа. Послание к Римлянам 5:10 говорит: «Ибо, если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его, то тем более, примирившись, спасёмся жизнию [или: в жизни] Его». Христиане уделяют огромное значение смерти Христа, оставляя при этом без особого внимания Его жизнь. Мы можем быть знакомы с выражением «жизнь Христа», мы можем знать стихи в Евангелии от Иоанна, где Господь говорит, что Он есть жизнь и что Он пришёл для того, чтобы мы могли иметь жизнь с избытком (Ин. 11:25; 10:10). Тем не менее, следует признать, что нам не хватает подлинного переживания жизни.
Последовательное откровение о жизни
Божественное откровение в святом Слове последовательно возрастает от книги к книге. Поэтому, как бы ни было прекрасно Евангелие от Иоанна, оно не содержит в себе окончательного откровения. После Евангелия от Иоанна и Деяний идут Послания, которые являются последовательным развитием Евангелий. Семена, посеянные в Ветхом Завете, пускают ростки в Евангелиях, но они растут и получают дальнейшее развитие в Посланиях. Урожай, выросший из всех этих семян, разумеется, находится в Откровении. Семя жизни посеяно в главе 2 Книги Бытия, где говорится о дереве жизни. Под жизнью в данном случае имеется в виду не физическая жизнь («биос») и не душевная, то есть психологическая жизнь («псюхе»), а божественная жизнь, жизнь Бога («зоэ»). Если бы у нас была только глава 2 Книги Бытия, нам было бы трудно понять, что такое жизнь. Псалом 35:10 открывает ещё кое-что в отношении жизни: «Ибо у Тебя источник жизни». Это показывает, что Бог, Триединый Бог, является источником жизни. Глава 1 Евангелия от Иоанна показывает, что жизнь находится в Слове, то есть во Христе (Ин. 1:1, 4). Когда Господь Иисус начал Своё служение, Он ясно говорил, что Он есть жизнь (Ин. 11:25; 14:6). В соответствии с откровением Евангелия от Иоанна жизнь — это живая личность, Христос, который есть само воплощение Бога. Таким образом, Евангелие от Иоанна — это книга жизни. В этом Евангелии жизнь пускает ростки.
То, как эти ростки развиваются дальше, мы видим в Послании к Римлянам. В главе 15 Евангелия от Иоанна Господь Иисус говорит, что мы должны пребывать в Нем. Однако, как мы уже указали в предыдущем сообщении, способ пребывать во Христе показан не в главе 15 Евангелия от Иоанна, а в главе 8 Послания к Римлянам. Послание к Римлянам показывает, что сегодня Христос — это Дух жизни. Как Дух жизни Он находится в нашем духе. Поэтому под духом в этой главе подразумевается слитый дух: божественный Дух, слитый с человеческим духом. Для того чтобы пребывать в Нем, нам нужно направлять свой разум, который представляет все наше существо, на этот слитый дух. Результатом этого является жизнь и мир. Таким образом, для практического осуществления главы 15 Евангелия от Иоанна необходима глава 8 Послания к Римлянам. Иметь первую, не имея второй, — это все равно, что иметь побеги, которые не выросли.
По такому же принципу многие другие замечательные связанные с жизнью моменты в Евангелии от Иоанна развиваются в Послании к Римлянам. В Евангелии от Иоанна нам даётся видение жизни, однако это Евангелие не говорит нам определённо, как можно переживать эту жизнь. Для этого нам нужно Послание к Римлянам. В Послании к Римлянам жизнь раскрывается таким образом, что мы можем не только знать её, но и переживать.
В 1:16 Павел говорит, что евангелие — это Божья сила ко спасению всякому верующему. Затем, в следующем стихе он говорит: «В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: „праведный верою жив будет“». Божье спасение происходит оправданием «от веры». Все христиане слышали это раньше, но большинство из них упустили конечную цель всего сказанного в этой главе. Здесь целью является не спасение, не оправдание и не вера, а жизнь. Заметьте, что в 1:17 говорится, что праведный будет жив верой. Этот стих может быть также переведён так: «Праведный будет иметь жизнь верой». Поэтому, чтобы передать полное значение, лучше всего перевести так: «Праведный верою будет иметь жизнь и жить».
Бог спас и оправдал нас для того, чтобы мы имели жизнь. Оправдание приводит к жизни. Поэтому в 5:18 Павел говорит об «оправдании к жизни». Когда Бог оправдывает нас во Христе, это оправдание к жизни. Оправдание приводит к жизни. Бог оправдывает нас затем, чтобы мы могли наслаждаться Его жизнью. Адам в главе 2 Книги Бытия не нуждался в оправдании, потому что в то время грех ещё не возник. Человек жил в невинности перед Богом. Вследствие падения Адама и его вовлечения в грех, путь к дереву жизни был закрыт (Быт. 3:24) до тех пор, пока Господь Иисус не умер на кресте, чтобы выполнить праведные требования Бога. Христос — это наша праведность. Когда мы веруем в Него, Он становится праведностью для нас, и Бог оправдывает нас. Через это оправдание мы возвращаемся к дереву жизни. Итак, оправдание — это оправдание жизни, оправдание для жизни. Результат оправдания — это жизнь.
Многие христиане сосредоточиваются на оправдании, но упускают из виду жизнь. Поэтому следует особо обратить внимание на это выражение в 5:18 — оправдание к жизни. Ключевое слово здесь — «жизнь». Оправдание не является самоцелью, оно предназначено для жизни. Были ли вы оправданы верой во Христа? Если да, то вы должны решительно сказать, что цель вашего оправдания — это жизнь. Праведный будет иметь жизнь и жить верой.
В 5:10 Павел говорит, что «будучи врагами, мы примирились с Богом смертию Сына Его». Смерть Христа предназначена для искупления, оправдания и примирения. Но цель всего этого — жизнь. Как говорит Павел дальше в этом стихе: «Тем более, примирившись, спасёмся жизнию Его». Мы насладились всеми благами, которые принесла нам смерть Христа; теперь нам нужно наслаждаться Его жизнью. Умерший на кресте за наши грехи сейчас живёт внутри нас и для нас как наша жизнь. Точно так же, как мы приобщились к смерти Христа, мы должны переживать и Его жизнь. Жизнь Христа — это когда Сам Христос живёт внутри нас.
Эта жизнь спасает нас от всевозможных отрицательных вещей. Правда, от ада и от Божьего осуждения нас спасает не жизнь Христа, потому что мы уже были спасены от них Его смертью на кресте за наши грехи. Хотя мы были грешниками, обречёнными на Божье вечное осуждение, смерть Христа решила эту проблему. Поэтому смертью Христа мы были спасены от ада и от Божьего вечного суда. Это спасение было совершено раз и навсегда. Тем не менее, Павел говорит, что мы спасёмся в Его жизни. Это показывает, что нам нужно ещё переживать и спасительную жизнь Христа.
От чего же мы спасаемся? Чтобы дать полный и подробный ответ на этот вопрос, нам пришлось бы перечислить сотни вещей, таких, как раздражение, предрасположенность, самодовольство и зависть. Каждый человек имеет проблемы с раздражением или с природной предрасположенностью или с самодовольством или с завистью. Вы можете почувствовать зависть, даже когда кто-то хорошо свидетельствует на собрании. Как же нам нужно спасение в жизни Христа! Нам нужно спастись от сотен различных вещей, но в Послании к Римлянам апостол Павел рассматривает только несколько основных отрицательных моментов, спасение от которых нам необходимо, к которым относятся грех, привязанность к миру, природность, индивидуализм и склонность к разделениям.
Спасение в жизни от закона греха
Рассмотрим сначала спасение в жизни от закона греха. Послание к Римлянам 8:2 говорит: «Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». Это стих говорит не просто о грехе, а о законе греха. Все отрицательные вещи, такие, как раздражение и самодовольство, связаны с этим законом. Вы не можете победить своё раздражение потому, что оно связано с законом греха. Существует определённый закон, который заставляет вас проявлять своё раздражение, гордиться своими успехами и завидовать успеху других. Например, если я подбрасываю мяч в воздух, мне не нужно молиться, чтобы он упал на землю. Закон тяготения автоматически заставит мяч упасть. Подобным же образом, нам не нужно заставлять себя раздражаться, потому что раздражение само проявляется в нас в соответствии с работой закона греха внутри нас. Кроме того, нам нет необходимости стараться быть гордыми или завистливыми, потому что закон греха сам производит в нас гордость и зависть. Ложь также является следствием закона греха. Христиане знают, что они не должны лгать, но тем или иным образом почти все христиане лгут, даже если это проявляется всего лишь в том, что они придают своему лицу притворное выражение. Нас не учат лгать, как нас не учат делать и все другие греховные вещи; ложь исходит от закона греха внутри нас.
Для того чтобы этот факт получше запечатлелся в вас, мне бы хотелось образовать от слова «закон» глагол. Закон греха «озаконивает» нас; мы все были «озаконены» этим законом. Мы просто не можем избежать «озаконивания» закона греха внутри нас. Согласно 8:2 этот закон греха является также законом смерти. Когда этот закон «озаконивает» нас, мы оказываемся вовлечены не только в грех, но и в смерть. Только в жизни Христа мы можем спастись от этого ужасного закона.
Многие великие философы, особенно китайские мыслители-этики, пытались победить этот закон. Некоторые китайские философы говорили о войне между принципом и похотью. Это именно то, о чем говорит Павел в Послании к Римлянам 7:23: «Но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». То, что китайские мыслители-этики называли принципом, и есть закон добра, а то, что они называли похотью, — закон греха, погружающий нас в смерть. Своими собственными усилиями мы не в состоянии победить закон греха. Единственная возможность освободиться от этого закона показана в 8:2: «Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».
Послание к Римлянам 8:2 говорит о законе Духа жизни. Бог — это не только Дух, но и жизнь. Бог, который есть Дух, является жизнью в нас. Поскольку эта жизнь есть Дух, Дух назван здесь Духом жизни. Каждая жизнь имеет свой закон, и у Духа жизни тоже есть закон. Закон птичьей жизни заключается в том, чтобы летать; закон собачьей жизни заключается в том, чтобы лаять; закон кошачьей жизни — в том, чтобы ловить мышей; закон куриной жизни — в том, чтобы откладывать яйца; закон яблоневой жизни — в том, чтобы приносить яблоки. Яблоню не нужно учить приносить яблоки, так как в жизни яблони присутствует закон, который «озаконивает» её приносить плод «по роду своему». Наша падшая жизнь также имеет закон, закон греха и смерти. Будучи верующими во Христа, мы имеем вечную жизнь, божественную жизнь, жизнь, которая в действительности является Самим Богом. Поскольку это наивысшая жизнь, её закон тоже наивысший. Закон Духа жизни — это самопроизвольное функционирование божественной жизни. Итак, у нас есть наивысшая жизнь с наивысшим законом и наивысшей функцией.
Евангелие от Иоанна говорит и о Духе, и о жизни, но ничего не говорит о законе Духа жизни. В этом отношении глава 8 Послания к Римлянам является дальнейшим развитием Евангелия от Иоанна. В главе 8 Послания к Римлянам к Духу и жизни добавляется идея закона, спонтанного функционирования жизни. Поскольку в Евангелии от Иоанна ничего не сказано о функционировании жизни, в нем не показано, как можно применять эту жизнь. Но зная из Послания к Римлянам 8:2 о законе Духа жизни, мы знаем, как применять божественную жизнь.
Закон Духа жизни освобождает нас от закона греха и смерти. Чтобы содействовать этому божественному закону, нам нужно направить свой разум на дух. Когда в вас поднимается раздражение или что-то ещё отрицательное, не пытайтесь подавить его. Вместо этого обратите ваш разум, ваше существо к слитому духу и призовите имя Господа Иисуса. Помышления духовные есть жизнь. Эта жизнь имеет закон, спонтанно действующую функцию, которая освобождает нас от закона греха и смерти. Направляя своё существо на дух, мы спонтанно применяем божественную жизнь внутри нас к нашей ситуации и обретаем свободу. Когда мы освобождаемся таким образом от закона греха, нам кажется, что мы находимся на небесах, а грех — у нас под ногами.
Однако мы по своей природе склонны пытаться справиться с отрицательными моментами самостоятельно. Иногда даже маленькие дети настолько упрямы, что отказываются от помощи матери и пытаются решить свои проблемы сами. Гораздо лучше, когда ребёнок просто наслаждается тем, что его мать может сделать для него. Точно так же спастись от закона греха можно, направив своё существо на дух и наслаждаясь спонтанной работой божественной жизни.
Философы, не жалея сил, искали способ справиться с грехом, но не смогли найти его. Как мы увидели, этот способ показан в главе 8 Послания к Римлянам. Слава Господу за божественную жизнь в нашем духе! Сегодня божественный Дух слит с нашим духом и живёт в нем, и мы можем направлять свой разум на этот слитый дух. С помощью этого мы можем освободиться от закона греха и смерти. Мы со своей стороны должны просто содействовать, направляя свой разум на дух. Всякий раз, когда мы направляем свой разум на дух, закон греха и смерти оказывается побеждённым.
Мы спасаемся в жизни Христа не только от греха, но и от привязанности к миру. Послание к Римлянам 6:22 говорит: «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная». В этом стихе говорится об освящении. Из тех книг об освящении, которые я читал, ни одна не связывает освящение с жизнью. Напротив, большинство из них просто говорит, что освящение — это изменение положения через кровь Христа. Однако 6:22 показывает, что освящение связано с жизнью и зависит от неё.
В этих главах Послания к Римлянам показано не внешнее освящение по положению, а внутреннее освящение по предрасположенности. Быть освящённым — значит спастись от того, чтобы быть обыденным или мирским. По своей природе мы все обыденные и мирские. От мира должны быть отделены не только наше внешнее поведение и поступки, но даже наша предрасположенность, само наше существо должно быть тоже отделено. Когда вы покупаете туфли, вы, может быть, следите, чтобы их фасон не был мирским. Однако, если вы, покупая туфли, принимаете во внимание только фасон, то, может быть, вы и освящены, но это не внутреннее освящение жизнью. Для того чтобы быть внутренне освящённым жизнью при покупке туфель, вам следует, направив свой разум на дух, молиться Господу и спрашивать Его, какие туфли нравятся Ему. Если вы будете соприкасаться с Господом таким образом, внутреннее помазание научит вас, какие туфли купить. Тогда вы купите туфли не в соответствии с религиозными указаниями или представлениями, а в соответствии с внутренней жизнью. Если ваша повседневная жизнь соответствует внутренней жизни, а не учениям и предписаниям, вы не будете обыденными или мирскими при покупке пары туфель. Но суть не в том, чтобы купить правильные туфли; суть в том, что даже покупая туфли, вы внутренне освящены жизнью. Тогда ни ваши туфли, ни вы сами не будете обыденными. Освящение — это не просто внешнее поведение; оно всецело зависит от нашего внутреннего существа, которое управляется законом Духа жизни.
Внутреннее помазание также повлияет на то, как мы причёсываемся. Относительно длины наших волос или типа нашей причёски мы должны молиться: «Господь Иисус, что мне делать с моими волосами? Господь, для меня важен Ты и закон Духа Твоей жизни. Господь, Ты живёшь внутри меня. В том, что касается моих волос, я хочу содействовать закону Духа жизни». Если вы будете молиться таким образом, вы будете освящены по предрасположенности и вы будете знать, как вам следует подстричь ваши волосы. Не заботьтесь о том, понравится это кому-то или нет. Вместо этого заботьтесь просто о законе Духа жизни внутри вас.
Освящение по предрасположенности не только зависит от жизни; оно, в свою очередь, приносит нам ещё больше жизни. Лучший способ расти в жизни — это быть освящённым жизнью по предрасположенности. Чем больше мы будем освящены внутри жизнью, тем больше жизни будет вложено в нас. Чем больше вы будете содействовать процессу внутреннего освящения, тем большим количеством жизни вы будете наслаждаться. По этой причине 6:22 говорит: «Плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная». Освящение исходит от жизни и само приносит жизнь. Оно происходит исключительно благодаря жизни и для жизни. Чем больше мы направляем своё существо на дух, тем больше мы становимся отделены от мира и от всего обыденного. Такое освящение увеличивает количество жизни в нас, и это побуждает нас расти в жизни.