Пребывать во Христе, помышляя о духе
Тексты Писания: Рим. 8:6, 10, 34; Ин. 15:4-5; Рим. 8:2, 8:11; 7:21, 7:25
Глава 8 Послания к Римлянам является ядром не только самого Послания, но и всей Библии. По этой причине переживания, описанные в этой части Слова, должны стать для нас повседневной жизнью.
Дух в главе 8 Послания к римлянам
Выражения «Дух жизни» и «Дух Христов», которыми обозначается в этой главе Дух Божий, ни разу не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Евангелиях, ни в Деяниях. До Послания к Римлянам многократно используется выражение «Дух Божий», но глава 8 раскрывает, что Дух Божий — это ещё и Дух жизни, и Дух Христа. В стихах 9 и 10 понятия «Дух Божий», «Дух Христов» и «Христос» используются взаимозаменяемо. Это показывает, что Дух Божий — это Дух Христа, а Дух Христа — это Сам Христос. Сегодня Христос как Дух жизни живёт в нашем духе. Мы переживаем это, поступая не по плоти, а по духу.
Стих 6 говорит: «Разум, направленный на плоть, есть смерть, а разум, направленный на дух, есть жизнь и мир». Отсюда видно, что результатом плотских помышлений является смерть, а результатом духовных помышлений — жизнь и мир. В самом начале Библии присутствуют дерево жизни как символ жизни, и дерево познания добра и зла как символ смерти. Эти два дерева представляют два различных источника, приводящих к двум противоположным результатам. Дерево жизни приводит нас в жизнь, а дерево познания — в смерть. Более того, Библия заканчивается двумя завершённостями: огненным озером, то есть второй смертью, и Новым Иерусалимом, то есть городом жизни. Итак, Библия заканчивается тем же, чем и начинается: смертью и жизнью.
Глава 8 Послания к Римлянам стоит между началом в Книге Бытия и завершённостью в Откровении. Между двумя источниками и двумя завершённостями есть две линии: линия жизни и линия смерти. Как мы указали в предыдущем сообщении, иногда мы можем стоять одной ногой на линии жизни, а другой — на линии смерти. Иногда мы бываем полностью на той или иной линии. Глава 8 Послания к Римлянам рассматривает эти две линии с точки зрения наших переживаний.
Три вопроса относительно пребывания во Христе
В главе 15 Евангелия от Иоанна Господь Иисус показывает, что Он — лоза, а мы — ветви. Он также говорит, что мы должны пребывать в Нем и тогда Он будет пребывать в нас. Что за чудесная жизнь — это взаимное пребывание! Глава 15 Евангелия от Иоанна говорит, что мы должны пребывать во Христе, однако там не показано, каким образом нужно делать это. Как мы увидим, способ пребывать во Христе описан в главе 8 Послания к Римлянам, которая является развитием главы 15 Евангелия от Иоанна.
Более пятидесяти лет я размышлял о том, как можно пребывать во Христе. Христос находится далеко, на третьем небе, а мы — на земле. Как же мы можем пребывать в Нем? Много лет назад те толкователи Библии, у которых я учился, не могли полностью ответить на этот вопрос. Они могли только сказать мне, что мы пребываем во Христе через Святого Духа. Но в главе 15 Евангелия от Иоанна Христос не говорит, чтобы мы пребывали в Нем через Духа. Будучи молодым человеком, который хотел изучать Библию на основе логики, а не в соответствии с суевериями или традицией, я счёл нелогичным ответ, что мы пребываем во Христе через Духа. Разве можно пребывать в ком-то одном через другого? Таким образом, что касается пребывания во Христе, нам, в первую очередь, нужно найти ответ на следующий вопрос: где находится Христос, в котором мы должны пребывать?
Второй вопрос таков: к кому относится слово «Я» в Евангелии от Иоанна 15:4-5? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно не только знать, кто такой Христос, но и что такое Христос. Если мы хотим пребывать во Христе как на лозе, мы должны найти ответ на этот вопрос. Как можно пребывать в чем-то, если мы не знаем, в чем мы должны пребывать? Как Христос может быть Тем, в ком мы пребываем? Мы можем понять, что значит «Идите за Мною», но понять слова «Пребудьте во Мне» нелегко. Идти за Господом значит, что Он идёт впереди нас и что мы идём вслед за Ним. Но что значит пребывать в Нем? Понять, что значит пребывать со Христом, легко, но понять, что значит пребывать в Нем, не так просто.
Третий вопрос: как мы можем пребывать в Нем? Даже если мы знаем, где находится Христос и что такое «Я», в котором мы должны пребывать, нам нужно знать ещё, как оставаться в Нем. «Пребудьте во Мне» — эти, безусловно, таинственные слова ставят нас в тупик. Как и многие другие высказывания в Евангелии от Иоанна, эти слова просты, но в них заложен глубокий смысл.
Для того чтобы ответить на все вопросы, которые мы поставили относительно пребывания во Христе, нам нужно ещё раз обратиться к главе 8 Послания к Римлянам. Божественное откровение святого Слова является последовательным, поэтому, чтобы разобраться в вопросе пребывания во Христе, нужно перейти от главы 15 Евангелия от Иоанна к главе 8 Послания к Римлянам. Предположим, ваш отец написал вам длинное письмо на многих страницах. Для того чтобы понять, что ваш отец хотел сказать в своём письме, вам придётся прочитать все письмо, а не только первые несколько страниц. Смысл написанного последовательно раскрывается на протяжении письма. Точно так же, переходя от главы 15 Евангелия от Иоанна к главе 8 Послания к Римлянам, мы видим развитие темы пребывания во Христе.
Во-первых, в главе 8 Послания к Римлянам мы находим ответ на вопрос относительно того, где сегодня Христос. Эта глава показывает, что Христос находится не только на небе, но также в нас. Стих 34 говорит, что Христос одесную Бога, тогда как стих 10 показывает, что Христос находится в нас. Тот самый Христос, который воссел на третьем небе, сейчас живёт в нас. Как это прекрасно! Таким образом, с помощью главы 8 Послания к Римлянам мы знаем, где сейчас Христос.
Переживать Христа как животворящего Духа
Теперь мы переходим к вопросу о том, что значит «Я» в Евангелии от Иоанна 15:5. Это подводит нас к вопросу о том, что такое Христос. Большинство христиан знают Христа только в соответствии с объективной доктриной Троицы. Мы, безусловно, верим в то, что Бог триедин. Как Отец, Сын и Дух Бог — это три в одном. Это небесная, божественная, духовная тайна, которой никто не может дать полного объяснения. Если мы не можем понять до конца даже самих себя, то как можем мы понять Триединого Бога? В Библии Бог триедин не для того, чтобы мы анализировали Его как доктрину, а для того, чтобы Он мог раздавать Себя в нас.
Евангелие от Иоанна показывает, что Бог-Отец воплощён в Боге-Сыне и явлен через Него. Евангелие от Иоанна 1:18 говорит: «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Когда Филипп попросил Господа Иисуса показать ученикам Отца, Господь был явно удивлён таким вопросом и ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Господь дал Филиппу таинственный ответ. Он сказал, что если Филипп видел Господа, то он видел и Отца. В Евангелии от Иоанна 14:10 Господь продолжает: «Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Отсюда видно, что Отец воплощён и виден в Сыне.
Глава 14 Евангелия от Иоанна раскрывает ещё кое-что о триединстве Бога. В стихах 16 и 17 Господь Иисус говорит о другом Утешителе, о Духе реальности. Если мы внимательно прочитаем стихи 17 и 18, мы увидим, что Дух реальности — это на самом деле Сам Господь Иисус. Дух реальности — это сама реализация Сына. Отец воплощён в Сыне, а Сын реализован как Дух. Поэтому в Первом послании к Коринфянам 15:45 Павел смог сказать: «Последний Адам стал Духом животворящим» (греч.). Последний Адам, Иисус во плоти, преобразился через смерть и воскресение и стал животворящим Духом. Поэтому Второе послание к Коринфянам 3:17 говорит: «Господь есть Дух». Переживая Триединого Бога, мы все должны знать, что Бог-Отец воплощён в Боге-Сыне, а Бог-Сын реализован как дающий жизнь Дух. По этой причине Послание к Римлянам 8:2 говорит о Духе жизни, то есть о Христе, Сыне Божьем, реализованном как Дух.
Поскольку Дух — это реализация Сына, мы получаем Духа всякий раз, когда мы призываем имя Господа Иисуса. Если я зову какого-нибудь брата по имени, он откликается, потому что он, его личность — это реальность его имени. Точно так же, когда мы призываем имя Господа Иисуса, мы получаем Духа, потому что Дух — это реальность имени «Иисус». Таков наш опыт. Вы можете сказать: «Господь Иисус, я верю в Тебя, я принимаю Тебя, я люблю Тебя». Всякий раз, когда вы молитесь таким образом, вы принимаете Духа. Мы призываем имя Иисуса, но переживаем Духа как реализацию Христа. Это показывает, что животворящий Дух — это реальность Христа.
Мы уже увидели, что Сын — это воплощение Отца, а Дух — это реальность Сына. Сегодня Дух находится в нашем духе. Поэтому весь чудесный Триединый Бог, Отец, Сын и Дух, полностью находится в нашем духе, чтобы мы переживали Его. Этот чудесный Бог — это все, что нам нужно: наша жизнь, наша пища, наша живая вода, наш свет, наша сила, наше утешение, наша святость, наша победа, наша мудрость, наш покой, наше смирение, наша покорность, наша любовь. Он — все для нас. Это не доктрина и не какой-то метод или система. Это наслаждение и переживание живого Триединого Бога, который живёт внутри нас. Совершив творение и пройдя через воплощение, распятие, воскресение и вознесение этот живой Бог достигает нас и даже вселяется в нас, в наш дух. Этот живой Христос как всеобъемлющий животворящий Дух и есть то «Я», в котором мы должны пребывать.
Как же мы можем пребывать в Нем? Послание к Римлянам 8:6 отвечает на этот вопрос: «Разум, направленный на плоть, есть смерть, а разум, направленный на дух, есть жизнь и мир». Поскольку божественный Дух слит с нашим духом, определить, что имеется в виду под духовными помышлениями — помышления о божественном Духе или же помышления о нашем духе, — не так просто. Здесь говорится о слитом духе. Как говорит стих 16: «Сей Самый Дух свидетельствует с духом нашим».
Этому чудесному слитому духу противостоит плоть, наше растленное тело. Тело в том виде, как его сотворил Бог, не имело в себе греховного элемента; напротив, человеческое тело было чистым и безгрешным. Однако в результате падения, Сатана, лукавый, ввёл себя как грех в тело человека. Это произошло, когда человек съел плод с дерева познания. После того как Сатана вошёл в тело человека, тело стало заражённым и загрязнённым, и поэтому оно стало плотью. Итак, наш дух слит с Триединым Богом, а наше тело, ставшее плотью, соединено с греховным элементом Сатаны.
Это делает христианина миниатюрным Едемским садом. Тогда в саду перед человеком стояло дерево жизни, с одной стороны, и дерево познания, с другой. Поскольку в главе 2 Книги Бытия Адам олицетворяет нас самих, сейчас дерево жизни находится в нашем духе, а дерево познания — в нашей плоти. Нам нужно решить: или мы будем направлять свой разум на плоть и испытывать смерть, или мы будем направлять свой разум на дух и наслаждаться жизнью и миром. Направляя свой разум на дух, мы пребываем во Христе, который как животворящий Дух живёт в нашем духе.
Никакая доктрина, никакой метод, никакая система не может справиться с сатанинским элементом в нашей плоти. Во всей вселенной только Бог сильнее Сатаны; никакая доктрина не может победить Сатану. Вы думаете, что вы можете победить Сатану здравыми учениями, правильными методами или знанием буквы Писания? Какой абсурд! Слава Господу, что Триединый Бог, который сейчас находится внутри нас, уже победил Сатану. Вместо того чтобы применять какие-то методы, нам следует просто постоянно зависеть от Господа. Здесь применимы слова Господа в Евангелии от Иоанна 15:5: «Без Меня не можете делать ничего». Нам нужно просто пребывать в Нем, направляя свой разум на дух.
Теперь у нас есть ответы на три поставленных нами вопроса относительно пребывания во Христе. Где Христос? Он в нашем духе. Что есть Христос? Он — животворящий Дух, который живёт в нас. Как мы можем пребывать во Христе? Мы пребываем в Нем, направляя свой разум на дух. Направлять свой разум на дух — на самом деле и значит пребывать. День за днем и даже мгновение за мгновением нам нужно направлять свой разум, который представляет все наше существо, на слитый дух. Результатом этого всегда является жизнь и мир.
Глава 8 Послания к Римлянам, несомненно, развивает тему пребывания во Христе, поднятую в главе 15 Евангелия от Иоанна. Если бы у нас не было главы 8 Послания к Римлянам, мы бы до сих пор пытались вслепую найти практический способ пребывать во Христе. Слава Господу, что мы уже не блуждаем во мраке в поисках пути! Нет, из главы 8 Послания к Римлянам мы узнали, что единственное, что нам нужно делать, — это обращать наше существо к живому Христу, который живёт в нашем духе, и постоянно пребывать в единстве с Ним. Когда мы обращаемся к Нему и направляем на Него свой разум, Мы обретаем жизнь, покой, свет, утешение, силу и все, что нам нужно. Тогда и наша жажда, и наш голод утолены.
Направлять разум на дух посредством молитвы
Для того чтобы направлять своё существо на слитый дух, нам нужно молиться. Как легко мы отвлекаемся от божественного Духа в нашем духе! Наш разум очень быстро устремляется к другим вещам. Поэтому нам нужно молиться, главным образом, не для того, чтобы попросить Господа сделать что-то для нас, а для того, чтобы разум оставался направленным на дух. Будьте уверены, Господь позаботится о вас и сделает для вас все, что нужно. Поэтому, когда вы молитесь, вам не надо думать о том, в чем вы нуждаетесь. Вместо этого молитесь, чтобы не потерять связь с живым Господом в вашем духе. Чем лучше вы сохраняете эту связь с Ним, тем больше вы наслаждаетесь Им. Не молитесь о том, что вам нужна любовь или терпение. Наш опыт доказывает, что чем больше мы молимся о подобных вещах, тем больше мы отвлекаемся от слитого духа и тем меньше мы пребываем во Христе. Нам следует просто славить Господа за то, что Он — наша любовь, наше терпение и все для нас. Если мы будем славить Его таким образом и возвещать, как благ Господь, любовь и терпение сами польются из нас, хотя мы можем даже не заметить этого. Люди удивятся происшедшей в нас перемене. Они увидят не временные результаты наших собственных усилий, а Христа как животворящего Духа, живущего через нас. Чем больше мы направляем свой разум на живого Господа в нашем духе, тем больше Он живёт через нас. Такова христианская жизнь. Таков путь, ведущий к жизни святости и победы. Забудем системы и методы, и обратимся вместо этого к живой Личности внутри нас и направим свой разум на Него! Он ждёт, когда мы это сделаем. Таков способ пребывать в Нем.
Сатана как грех живёт в нашей плоти
Для того чтобы глубоко проникнуться необходимостью пребывать во Христе, помышляя о духе, нам нужно увидеть ещё более ясно, что именно живёт в нашей плоти, а что живёт в нашем духе. Слово «жить» используется в 7:17, 18 и 20. В стихах 17 и 20 Павел говорит, что грех живёт в нем, а в стихе 18 он говорит, что в нем, то есть в его плоти, не живёт доброе. В главах 5—8 Послания к Римлянам грех показан как олицетворение Сатаны. В некотором смысле грех, живущий в нашей плоти, в падшем теле, отравленном природой лукавого, — это воплощение Сатаны. Сатана как грех находится в нашей плоти. В 7:21 Павел говорит: «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое». Слово «злое» в этом стихе обозначает злую природу Сатаны. Итак, глава 7 Послания к Римлянам показывает, что Сатана как грех живёт в нашей плоти.
Греческое слово, переведённое в этих стихах как «жить», — это не то слово, которое обычно переводится как «пребывать». Корень этого слова имеет значение «дом». Сходное слово используется в Послании к Эфесянам 3:17, где говорится, что Христос вселяется в наше сердце. Следовательно, здесь имеется в виду, что грех вселяется в нашу плоть. Мы, однако, можем не замечать этого факта. Исходя из опыта, Павел обнаружил, что в его плоти поселилось и жило нечто злое, а именно злая природа Сатаны. Если нам откроется тот факт, что в нас вселился грех, мы увидим, что такая ужасная вещь, само олицетворение Сатаны в виде греха, поселилось в нашей плоти. Как мы славим Господа за то, что Он раскрыл нам это!
В отличие от главы 7, где обличается грех, обитающий в нашей плоти, глава 8 показывает, что в нашем духе обитает нечто чудесное. Стихи 10 и 11 говорят: «А если Христос в вас, то тело мертво вследствие греха, но дух есть жизнь вследствие праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». Если Христос в нас, дух есть жизнь вследствие праведности, хотя падшее тело и остаётся мёртвым вследствие греха. Таким образом, в стихе 10 мы видим два факта: первый — наше тело пока ещё мертво, а второй — наш дух есть жизнь. Если только Христос в нас, наш дух — жизнь. Нет никаких других условий или требований. Тем не менее, наше тело остаётся мёртвым вследствие живущего в нем греха.
Населяющий Дух даёт жизнь нашему смертному телу
Слова «если же» в начале стиха 11 имеют большое значение: они указывают на то, что за ними последует что-то лучшее. Этот стих говорит о живущем в нас Духе Того, кто воскресил Иисуса из мёртвых. Сначала Христос просто находится в нас. Это начальная стадия, отправной пункт. Когда же Христос как Дух начинает жить в нас, то есть вселяться в нас, это уже продолжение. Вследствие того, что Христос в нас, наш дух есть жизнь, хотя наше тело и остаётся мёртвым. Но если тот Христос, который находится в нас, вселится в нас, то населяющий Дух даст жизнь нашему смертному телу.
Наше тело оживляется населяющим Духом. Оживляется наше смертное тело или нет, зависит от того, позволяем ли мы Духу вселиться в нас. Да, Христос как Дух находится в вас; это делает ваш дух жизнью. Но сможет ли Дух вселиться в вас, зависит от вашей позиции. Вы готовы к тому, чтобы Он устроил Себе дом в вас, или вы отведёте Ему только какой-то уголок своего существа? Предположим, меня пригласил в гости какой-то брат или сестра. Когда я вхожу к ним в дом, они выделяют мне только небольшую часть дома; они не разрешают мне свободно передвигаться и располагаться у них, как у себя дома. Это значит, что у меня нет права ничего делать в их доме. Точно так же и Христос может быть в нашем духе, но мы можем не разрешать Ему свободно передвигаться во всем нашем существе. В результате внутренний круг в нашем существе, наш дух, есть жизнь, а внешний круг, наше тело, по-прежнему мертво. Для того чтобы наше смертное тело было оживлено, населяющий Христос должен иметь возможность беспрепятственно распространиться во все наше существо. Он должен иметь возможность вселиться во все внутренние части нашего существа и тем самым устроить Свой дом внутри нас. Если мы позволим Ему сделать это, то жизнью будет наделён не только наш дух, но и наше тело.
Из глав 7 и 8 Послания к Римлянам видно, что в верующих живут два начала. В главе 7 мы видим живущий в нас грех, злую природу Сатаны, а в главе 8 — живущего в нас Духа, то есть Самого Христа. Грех — это олицетворение природы Сатаны, живущее в нашей плоти, а Дух — это Христос, обитающий в нашем духе. Между живущим в нас грехом и живущим в нас Духом находится наш разум, который представляет нас самих. Послание к Римлянам 7:25 говорит: «Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию». Пожалуйста, обратите особое внимание на слова «я умом моим...». Эти слова показывают, что мы представлены своим разумом; разум — это и есть само наше «я». Когда Павел сказал, что он умом служит Божьему закону, он имел в виду, что он старался сам соблюдать закон, пытаясь через исполнение закона угодить Богу. Пытаясь выполнить требования закона, разум делал что-то хорошее, но он действовал независимо.
Послание к Римлянам 8:6 показывает нам разум с другой стороны: «Разум, направленный на плоть, есть смерть, а разум, направленный на дух, есть жизнь и мир». Мы уже ясно увидели, что Сатана как грех живёт в нашей плоти, а Христос как животворящий Дух живёт в нашем духе. Если мы соберёмся делать добро, живущий в нашей плоти грех придёт в действие и победит нас. Закон греха начнёт бороться против закона нашего разума и сделает нас пленниками греховного закона в наших членах (7:23). Итак, нам нужно откровение относительно греха в нашей плоти и Христа в нашем духе. Затем нам нужно видеть, что, действуя сами по себе, мы не можем справиться с грехом в нашей плоти. Для того, чтобы справиться с ним, нам нужно призывать Господа Иисуса, который живёт в нашем духе, и держать наш разум направленным на дух. Здесь дело не в том, чтобы применять какой-то метод, а в том, чтобы соприкасаться с живой Личностью. Раз за разом нам нужно повторять: «Аминь, Господь Иисус, я люблю Тебя». Когда мы делаем это, живущий в нас грех побеждён, и Христос становится для нас всем. Тогда Господь Иисус внедряется в наше существо, пропитывая и пронизывая нас Собой. Вот что значит быть освящённым, преобразованным и сообразованным с образом Христа. Таково переживание пребывания во Христе посредством обращения разума к слитому духу, как это показано в главе 8 Послания к Римлянам.