(2)
Тексты Писания: Рим. 8:1-6
В этом сообщении мы продолжим рассматривать Послание к Римлянам 8:1-6. Как мы увидели, глава Рим. 8 составляет резкий контраст с главой Рим. 7. В главе 7 мы видим узы закона в нашей плоти, а в главе 8 — свободу Духа в нашем духе. Переходя к главе 8, мы обращаемся от уз в плоти к свободе в Духе.
А. Нет ныне никакого осуждения
В конце главы 7 Павел воскликнул: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (ст. 24). Главу 8 Павел начинает словами: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (ст. 1). В Послании к Римлянам присутствуют два вида осуждения: внешнее, объективное осуждение и внутреннее, субъективное осуждение. Внешнее осуждение исходит от Бога, а внутреннее — от нас самих. Мы видим объективное осуждение Бога в первых главах Послания к Римлянам, например в 3:19, где говорится: «Так-что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом». Таким образом, объективное осуждение является результатом того, что человек находится под праведным Божьим судом. Проблема этого осуждения была полностью решена благодаря искупающей крови Христа. Искупающая кровь Христа спасла нас от Божьего суда.
Внутреннее, субъективное осуждение показано в главе 7. Когда Павел сетовал: «Бедный я человек!», он переживал не Божье осуждение, а осуждение, исходившее от него самого, самоосуждение человека, пытающегося соблюдать закон. Это осуждение исходит от самого человека, а не от Бога. Чем больше вы стараетесь быть хорошими и исполнять закон, тем больше ваше внутреннее осуждение. Если вы беспечный человек и никогда не стараетесь быть хорошим, то вы не будете переживать внутреннего осуждения. Однако, если вы говорите: «Я должен быть правильным и совершенным», вы сами будете осуждать себя. Чем больше вы стараетесь улучшить себя, тем больше вы будете под самоосуждением. Осуждение в главе 7 — это осуждение человека вне Христа, хотя его переживают многие христиане, пытающиеся исполнить закон после своего спасения. Это осуждение исходит не от Бога. Бог сказал бы: «Глупое дитя, Я не хочу, чтобы ты испытывал такое осуждение. Ты сам создаёшь себе эту проблему». Многие христиане, решив проблему объективного осуждения, создали для себя проблему внутреннего осуждения. Некоторые так глубоко ощущали это осуждение, что не могли нормально ни есть, ни спать. Я даже знаю людей, у которых возникли душевные расстройства в результате внутреннего осуждения. Некоторые братья сурово осуждали себя за то, что они не любили своих жён, а отдельные сестры судили себя за то, что недостаточно хорошо обращались со своими мужьями. В конечном итоге чувство субъективного осуждения стало настолько острым, что у них возникли душевные расстройства. На таких людей давит огромная тяжесть самоосуждения.
2. Нет ныне никакого осуждения во Христе
Павел, после своей горькой жалобы в конце главы 7, победно объявил: «Итак нет ныне никакого осуждения во Христе Иисусе». Это значит, что то, что он переживал в главе 7, не было переживанием во Христе. Без Христа, или вне Христа, он старался соблюдать Божий закон в соответствии с законом в своём разуме, чтобы угодить Богу, но был полностью побеждён законом греха. Это происходило, когда он был без Христа. В результате Павел осуждал себя. Его глубоко угнетало это внутреннее, субъективное осуждение. Но «ныне» «во Христе Иисусе» нет больше такого осуждения. У Павла не было «никакого осуждения», потому что во Христе ему не нужно было соблюдать Божий закон самому, то есть прилагать старания, приводящие к самоосуждению; не было «никакого осуждения», потому что во Христе у него был закон Духа жизни, который сильнее закона греха и который освободил его от закона греха; «нет ныне никакого осуждения» не благодаря искупающей крови Христа, которая устранила объективное осуждение Бога, а благодаря закону Духа жизни, который принёс Павлу свободу Духа в его духе и прорвался через все его субъективное осуждение; нет «никакого осуждения», потому что он был освобождён и от Божьего закона, и от закона греха.
В главе 8 Павел не говорит: «Нет ныне никакого осуждения во Христе Иисусе, потому что меня очистила кровь Иисуса». От такого осуждения избавляются не посредством крови. Мы освобождаемся от субъективного осуждения не посредством очищающей нас крови, а благодаря освобождающему нас закону. Есть закон, освобождающий нас от внутреннего осуждения. Этот освобождающий нас закон по силе превосходит все остальные законы. Хотя вне нас есть требующий Божий закон, в нашем разуме есть закон добра, соглашающийся с Божьим законом, а в нашем теле есть закон греха, ведущий войну против закона добра и побеждающий его, мы должны, несмотря на это, славить Господа за то, что в нашем духе есть закон Духа жизни. Этот закон не может быть побеждён ни одним другим законом. Кто может победить Духа жизни? Духа жизни не может победить никто и ничто. Этот закон Духа жизни является самопроизвольно действующей силой Духа жизни. Это самый сильный закон во вселенной; он — в нас, и он освобождает нас.
Как же закон Духа жизни освобождает нас? Он освобождает нас, поднимая нас вверх. Если солдаты окружены войсками врага, согласно древним принципам ведения войны, им пришлось бы прорываться с боем. Однако в современной войне в этом нет необходимости. Если мы окружены врагом, нам не нужно прорываться с боем — у нас есть путь вверх. Мы можем подняться вверх. Так что мы можем сказать Сатане: «Сатана, по сравнению со мной ты силен. Но разве ты не знаешь, что у меня есть чудесный Бог, который находится и в моем духе, и на небесах? Возможно, мне трудно взойти на небеса, но Ему это легко. Он и во мне, и на небесах. Сатана, мне не нужно прорываться с боем. Я просто говорю: ,,Слава Господу!” и я на третьем небе. Сатана, ты со своей атакующей армией у меня под ногами, и я свободен».
Если вы думаете, что это всего-навсего хорошая теория, то разрешите мне применить её на примере и сделать её очень практической. Предположим, что какая-то сестра хочет повиноваться своему мужу в соответствии с главой 5 Послания к Эфесянам. Она говорит: «Я люблю эти слова. Они так сладостны и святы. Я хочу повиноваться своему мужу». Это просто попытка усилием ума исполнить заповедь, данную в главе 5 Послания к Эфесянам. Однако, когда она принимает такое решение, происходит нечто странное. Похоже, вся обстановка вокруг неё меняется, и происходит нечто, полностью противоположное повиновению. Её муж, который всегда был добр и ласков с ней, в то самое утро, когда она решает ему повиноваться, обходится с ней очень грубо. К её глубокому разочарованию, у неё не получается исполнить заповедь. Сатана наступает на неё, окружает её и атакует. Чем больше она старается подавить своё раздражение, вызванное поведением мужа, тем больше она сердится, пока наконец не выходит из себя. Её борьба, её усилия пропали впустую. Сестра потерпела поражение, потому что использовала неправильную стратегию. Когда мы окружены врагом, мы ни в коем случае не должны прорываться с боем. Нам нужно сказать: «Слава Господу! Аминь!» Мы тут же будем вознесены. Все враги, включая раздражающих нас людей, будут у нас под ногами. Если вы этому не верите, я попросил бы вас попробовать. Эта стратегия сработает; это самое «современное», самое действенное оружие против врага. Вместо осуждения — хвала. Почему хвала и освобождение заменяют собой осуждение? Потому что закон Духа жизни освобождает нас от закона греха и смерти.
Против двух видов осуждения у нас имеются два различных средства. Кровь распятого Христа служит средством против объективного осуждения, а Дух жизни — Христос, приготовленный и ставший животворящим Духом, — в нашем духе служит средством против субъективного осуждения. Когда мы переживаем субъективное осуждение, нам нужно просто славить Господа, и мы будем вознесены. Не молитесь в этом случае, потому что, чем больше вы будете молиться, тем больше вы будете испытывать осуждение. Вам также не следует говорить: «Господь, я применяю Твою кровь». Это средство применяется в другой ситуации. При этой болезни нужно другое лекарство. Когда мы находимся под субъективным осуждением, нам нужен Дух жизни. «Потому что закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».
Это переживание не вне Христа, а целиком и полностью во Христе. Во Христе, не в Адаме или в нас самих, а во Христе у нас есть Дух жизни, то есть сам Христос как животворящий Дух, в нашем духе. Во Христе наш дух был оживлён Христом как жизнью. Мы во Христе, и поэтому Дух жизни, который есть Сам Христос, живёт в нашем духе и сливает Себя с нашим духом в один дух. Во Христе у нас есть наш оживлённый дух, божественная жизнь и Дух жизни. Во Христе все они — наш дух, божественная жизнь и Дух жизни — слиты в единое целое. Во Христе это единое целое имеет самопроизвольно действующую силу, а именно закон Духа жизни, постоянно освобождающий нас от закона греха и смерти, когда мы поступаем по слитому духу.
Это переживание бывает не раз и навсегда, оно должно быть постоянным и ежедневным. День за днем, мгновение за мгновением, нам нужно жить в слитом духе, поступать по этому духу и направлять свой разум на этот чудесный дух, не пытаясь больше соблюдать Божий закон и делать добро, чтобы угодить Богу, потому что, как только нас относит назад, к нашему старому привычному пути, к попыткам делать добро, мы сразу же оказываемся изолированы от мощного закона Духа жизни. Мы должны уповать на Господа в том, чтобы мы могли всегда пребывать в своём духе для наслаждения свободой закона Духа жизни.
В Послании к Римлянам 8:3 говорится: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти». В этом стихе говорится о бессилии, присущем закону — не закону Духа жизни, для которого нет ничего невозможного, а Божьему закону вне нас. Божий закон бессилен, потому что он ослаблен плотью. Плоть служит ослабляющим фактором, приводя к бессилию, упомянутому в 8:3.
Подлежащим в 8:3 является «Бог». Бог послал Своего Сына в подобии греховной плоти за грех и осудил грех в плоти. Этот стих, наиболее глубокий в главе 8, очень труден для понимания.
Что такое «греховная плоть»? Греховная плоть — это наше тело. «Греховная плоть» в 8:3 соответствует выражению «греховное тело» в 6:6, где говорится, что наш ветхий человек был распят со Христом, чтобы «тело греховное» было упразднено. Почему наше тело названо «греховным телом» и «греховной плотью»? Потому что, как мы увидели в главе 7, грех живёт в нашем теле. Являясь жилищем греха, наше тело называется «греховным телом». Поскольку оно стало падшим телом, оно также называется «плотью», «плотью греховной».
Наша слабость в соблюдении Божьего закона заключается в нашем греховном теле. Наше тело крайне слабо в соблюдении Божьего закона. Наш разум хочет соблюдать Божий закон, но у нашего тела не хватает на это сил. Оно ослаблено и парализовано грехом. Грех подобен полиомиелиту, парализующему и калечащему тела детей. Так же и наши тела были парализованы грехом. Это тело греха является основным ослабляющим фактором при соблюдении Божьего закона. В 8:3 говорится, что Божий закон был ослаблен плотью. Почему Божий закон ослаб? Из-за плоти. Божий закон предъявляет свои требования, но тела грешников не могут их исполнить, потому что в теле как ослабляющий фактор находится грех.
Несмотря на то, что греховное тело, или греховная плоть, крайне слабо в соблюдении Божьего закона, оно сильно в совершении греха. Если у вас нет Господней милости и благодати, вам будет трудно высидеть на церковном собрании. Когда вы думаете о том, чтобы пойти на молитвенное собрание, вы, возможно, говорите: «Я сегодня не выспался, и у меня болит голова. Я слишком устал, чтобы идти на собрание». Но если кто-то приглашает вас в кино, греховное тело полно сил и энергии. Таким образом, наше тело слабо в отношении Божьего закона, но очень сильно в отношении совершения грехов. Следовательно, Божий закон ослаблен греховным телом.
Закон ослаблен греховным телом. Как же в этом случае поступил Бог? Что сделал Бог в такой ситуации? Божий закон предъявляет свои требования, но он ослаблен плотью. Проблема заключается не в законе как таковом, трудности вызывает грех и греховная плоть. Грех — это преступник, а греховная плоть — соучастник. Они работают сообща. Чтобы решить эту проблему, Богу нужно покончить и с грехом, и с плотью. Главную проблему представляет собой грех, а не плоть, но Бог должен покончить с обоими.
Как же Он это сделал? Бог сделал это чудесным образом, так что человеческий язык не может этого полностью передать. Бог решил эту проблему, послав Своего Сына «в подобии плоти греховной». Бог поступил мудро. Он знал, что Ему не следует посылать Своего Сына, чтобы Тот стал греховной плотью, потому что в таком случае Его Сын был бы причастен ко греху. Поэтому Он послал Своего Сына «в подобии плоти греховной», как показано в прообразе медного змея, поднятого Моисеем в пустыне (Числ. 21:9), о чем говорил и Сам Господь Иисус. В Евангелии от Иоанна 3:14 Иисус сказал: «И как Моисей вознёс змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому», показывая, что медный змей был прообразом того, как Ему предстояло заменить нас на кресте. Когда Иисус был на кресте, в глазах Бога Он имел форму змея. Глядя на пригвождённого ко кресту Иисуса, Бог видел Его в форме змея. Кто такой змей? Это Сатана. Что такое грех, введённый в человеческое тело и превративший его в греховное тело? Это природа Сатаны. Следовательно, греховная плоть — это на самом деле плоть, имеющая природу Сатаны. В Библии говорится, что Иисус, Сын Божий, стал плотью (Ин. 1:14). Однако это совершенно не означает, что Иисус стал плотью, имеющей природу Сатаны, потому что в 8:3 сказано, что Он был послан «в подобии плоти греховной», что указывает на то, что Иисус воспринял только «подобие плоти», а не греховную природу плоти. Кроме того, во Втором послании к Коринфянам 5:21 говорится: «Ибо не знавшего греха [Христа] Он сделал для нас» (букв.). Хотя в этом стихе ясно сказано, что Христос был сделан грехом, это не значит, что Он был греховным по природе. Он был послан только «в подобии плоти греховной». Медный змей имел только форму змея, но не имел змеиного яда. Он обладал змеиной формой, но не змеиной природой. Христос был сделан грехом по форме. Внутри Него не было греха (2 Кор. 5:21; Евр. 4:15), Он не имел ничего общего с греховной природой. Он был послан ради нас только в форме змея, только «в подобии плоти греховной».
В Евангелии от Иоанна 12:31 говорится: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон». Когда Господь Иисус произносил эти слова, Он говорил о Своей грядущей смерти на кресте. Господь говорил, что время Его распятия будет временем суда над Сатаной, потому что князь мира сего, суд над которым провозглашён в Евангелии от Иоанна 12:31, — это Сатана. На кресте висел Иисус, но в глазах Бога на кресте был судим Сатана. Поэтому в Послании к Евреям 2:14 говорится, что Христос Своей смертью уничтожил имеющего державу смерти, то есть Сатану, дьявола. Христос уничтожил Сатану Своей смертью во плоти на кресте. Христос на кресте «в подобии плоти греховной» не только заменил Собой грешников и забрал все их грехи, но Он был также распят в форме змея и полностью уничтожил Сатану, дьявола.
По причине греховной плоти Божий закон был слаб. Поэтому Богу было необходимо покончить и с плотью, и с грехом. Он послал Своего Сына «в подобии плоти греховной», то есть в форме змея. Христос отнёс Свою плоть на крест и распял её там. Все существа в духовном мире, ангелы и злые духи, знают, что это значит. Когда мы войдём в вечность, мы вспомним и скажем: «Теперь я понимаю, как Сатана был поражён посредством плоти Христа на кресте». Сатана был поражён, уничтожен посредством самой плоти, в которую Христос облёкся, потому что плоть имела форму змея. Когда эта плоть была распята на кресте, Сатана был поражён и уничтожен.
В Послании к Римлянам 8:3 говорится не только, что Бог послал Своего Сына «в подобии плоти греховной», но также, что Он послал Его по причине греха. Некоторые переводы передают слова «за грех» как «в жертву за грех», воспринимая слово «грех» здесь как обозначающее жертву за грех. Хотя подобное истолкование не является неправильным, оно не в полной мере передаёт мысль Павла. Его мысль состоит в том, что Бог послал Своего Сына не только «в подобии плоти греховной», но и по причине греха, то есть чтобы осудить грех и все, что связано с ним. Все, что связано с грехом, было осуждено на кресте в плоти Христа. Никогда не забывайте о том, что грех является природой Сатаны. Природа Сатаны, то есть грех, была в плоти, и Христос облёкся в эту плоть, в которой жил грех, природа Сатаны. Затем Христос отнёс эту плоть на крест и распял её. Благодаря этому и грех, и Сатана были осуждены.
Сатана с большой охотой и радостью вошёл в тело человека, которое после этого стало плотью. Он радовался, что у него появилось жилище. Но каким бы умным ни был Сатана, он не может превзойти Бога. Бог намного мудрее. Бог послал Своего Сына в подобии той плоти, в которой находился Сатана, и осудил её на кресте. Сатана как бы подумал: «Теперь-то я смогу войти в человеческое тело». Но Сатана не понимал, что это было ловушкой. Когда Сатана клюнул на эту удочку, он попался. Можно проиллюстрировать это на примере мышеловки. Мышь поймать трудно, потому что она всегда убегает. Однако можно воспользоваться мышеловкой с какой-нибудь приманкой. Мышь входит в мышеловку, будучи привлечена перспективой завладеть приманкой. Тогда мышеловка захлопывается, и человек может легко разделаться с ней. Точно так же, Сатана попался в ловушку и был поражён в плоти Христа на кресте. Сделав это, Бог решил сразу две проблемы: Он решил проблему греха и проблему греховной плоти. Бог решил проблему греха, природой и источником которого является Сатана, и проблему плоти. Слава Господу!
Д. Праведное требование закона исполнено
В Послании к Римлянам 8:4 говорится: «Чтобы оправдание [праведное требование — букв.] закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Слово «чтобы» говорит о том, что описанное в предыдущем стихе было средством для достижения цели, о которой говорится в 8:4. Бог осудил грех в плоти, чтобы праведное требование закона исполнилось в нас. Из-за плоти Божий закон бессилен. Поэтому Бог послал Своего Сына «в подобии плоти греховной» и осудил грех, решив двойную проблему греха и плоти, чтобы праведное требование закона исполнилось в нас. «В нас» значит в «живущих не по плоти, но по духу». Павел находит поразительные слова. В 8:2 он упоминает Святого Духа, а в 8:4 он говорит уже не просто о Святом Духе, а о человеческом духе. Святой Дух — это Дух жизни, а человеческий дух, в котором обитает и с которым сливается Святой Дух, — это тот дух, по которому мы живём. Святой Дух жизни находится в нашем человеческом духе. Если мы будем поступать по этому слитому духу, все праведные требования закона будут исполнены сами собой. Нам не нужно соблюдать закон. Требования закона автоматически исполняются законом Духа жизни.
В следующем стихе даётся дальнейшее объяснение. «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном». Упомянув Духа жизни и человеческий дух, слитый со Святым Духом, Павел переходит к разуму. До этого Павел упоминал разум в 7:25, где говорится: «Я умом моим служу закону Божию». Слова «я умом моим» показывают, что разум в 7:25 был независимым. Разум в главе 8 отличается от него, это разум, направленный на духовное. В главе 7 разум отделяется и действует независимо, а в главе 8 разум возвращается и полагается на дух, не действуя уже сам по себе.
Разум занимает положение жены. Для жены самый мудрый путь — не поступать независимо, а всегда обращаться к своему мужу. Если у жены возникают трудности, она не должна справляться с ними сама. Она должна прийти с ними к своему мужу. Описанный в главе 7 независимый разум похож на одну из тех жён, которые ведут себя, как если бы они были мужем. В главе 8 разум остаётся в положении жены, которая не действует больше сама по себе, а всегда обращается к своему мужу. Разум в главе 8 говорит духу: «Дорогой муж, что мне делать?» Муж дух отвечает: «Дорогая жена, тебе не нужно ничего делать. Я позабочусь об этом». В главах 7 и 8 нам показано, что один и тот же разум имеет два принципа, согласно которым он может действовать. В главе 7 разум действует независимо, присваивая себе неподобающее ему положение мужа. В главе 8 разум становится хорошей женой, сохраняющей подобающее ей положение и снова полагающейся на своего мужа, на дух.
И, наконец, стих 6. «Разум, направленный на плоть, есть смерть, а разум, направленный на дух, есть жизнь и мир» (букв.). Из этого стиха мы видим, что даже разум может быть жизнью. Независимый разум не может соблюдать Божий закон, но разум, направленный на дух, — это жизнь и мир. Такой разум полон наслаждения и покоя. Мир связан с покоем, а жизнь — с наслаждением. Когда разум направлен на дух, нет ни поражения, ни осуждения, ни отрицательных чувств, есть только жизнь и мир, наслаждение и покой. Тот самый разум, который сам по себе не способен соблюдать Божий закон, может стать разумом жизни и мира, будучи направлен на дух.
Это — не теория, это работает на практике. Если вы попробуете, вы сами это увидите. Павел писал главу 8 не согласно теории, а согласно своему опыту. Закон легко исполнять, когда это происходит спонтанно. На самом деле нам даже не нужно делать это самим, потому что закон исполнится в нас сам собой, на подсознательном уровне. Даже если мы не собираемся исполнять закон, мы обнаружим, что он исполнен. Скажем, вы и не собираетесь любить свою жену, но все же подсознательно вы её любите. Вы, возможно, не повинуетесь нарочно своему мужу, но, сами того не замечая, вы во всем послушны ему. Это — спонтанное, автоматическое исполнение требования закона посредством того, что разум направлен на дух.
И в 7:25, и в 8:6 разум, зависит он от духа или нет, представляет саму личность. Поэтому, когда разум независим от духа, это значит, что человек действует сам по себе, не полагаясь на дух. Но когда разум зависим от духа, человек не действует сам по себе, он полагается на дух. Следовательно, когда разум направлен на дух, это значит, что на дух направлено все наше существо и что мы поступаем по духу. Поскольку Христос теперь — животворящий Дух, обитающий в нашем духе как наша жизнь и все для нас, мы не должны больше действовать сами по себе в соответствии со своим независимым разумом. Мы должны сохранять свой разум в единстве с духом; мы должны действовать, поступать и существовать по духу, чтобы освободиться от закона греха, от плоти и автоматически исполнять праведное требование Божьего закона. Это и значит — освободиться от закона греха и смерти законом Духа жизни во Христе. Это также значит наслаждаться населяющим Христом как своей жизнью и жизненным снабжением.