Тексты Писания: Кол. 4:2-6; Евр. 4:14-16
В предшествующих сообщениях мы рассмотрели четыре важных аспекта христианской жизни, раскрытых в третьей и четвёртой главах Послания к Колоссянам: то, что мы должны обращать разум к тому, что наверху, то, что новый человек должен обновляться, то, что мир Христов должен быть судьёй в нашем сердце, и то, что слово Христово должно обитать в нас. Если у нас будут эти четыре вещи, у нас будет надлежащая христианская жизнь. Мужья будут любить своих жён, жены будут подчиняться своим мужьям, дети будут послушны своим родителям, родители будут должным образом заботиться о своих детях и даже отношения между господами и рабами будут правильными. Всё в христианской жизни будет нормальным, и слава Божья будет среди нас.
Рассмотрев всё это, в 4:2 Павел говорит нам: «В молитве будьте постоянны». Быть постоянным в молитве — значит пребывать в ней упорно, неизменно и твёрдо.
Мы, люди, часто проявляем постоянство в каких-то вещах, зачастую в отрицательных. В семейной жизни муж и жена могут проявлять постоянство в том, чтобы постоянно ругаться друг с другом. Стоит начаться спору, и ни муж, ни жена не хотят сдаваться. За долгие годы церковной жизни я видел много случаев, когда святые проявляли постоянство в том, чтобы выражать свои соображения, представления и мнения. Что бы ни случилось, они ни за что не хотели менять своего мнения. Эти отрицательные примеры показывают, что на самом деле мы знаем, что это такое — быть постоянным.
Согласно словам Павла в 4:2, постоянство требуется от нас в молитве. Нам нужно быть постоянными в молитве, потому что молитва связана с битвой, с борьбой. Есть две враждующие стороны: Бог и Сатана. Имя «Сатана» в переводе значит «противник». Внешне Сатана является врагом, внутренне он — противник. С одной стороны, он — враг, который пытается победить Бога; с другой стороны, он находится в Божьей сфере и является противником, который ищет возможности навредить. Будучи противником, Сатана противится Богу изнутри Божьей сферы, Божьего царства. Именно поэтому Библия ясно показывает, что даже сегодня Сатана имеет доступ туда, где находится Божий престол. Из Книги Иова мы видим, что Сатана может стоять перед Божьим престолом и обвинять перед Богом людей (Иов. 1:6-12). Нам сложно понять, почему Бог предоставляет Своему врагу такую свободу. Согласно Отк. 12:10, Сатана обвиняет нас день и ночь.
Хотя битва во вселенной происходит между Богом и Сатаной, в ней участвует ещё одна сторона. Этой третьей стороной являются Божьи избранные и искупленные люди, от которых на самом деле и зависит исход этой битвы. Если мы встанем на сторону Сатаны, Бог, хотя Он и всемогущ, потерпит поражение. Как бесконечный всесильный Творец, Бог не опустится до того, чтобы сражаться с одним из Своих созданий. Поэтому необходимо, чтобы с Сатаной сразилось другое Божье создание, человек. Можно без преувеличения сказать, что мы нужны Богу. Без нас Он не смог бы воевать с Сатаной. Он должен поддерживать Свой статус Творца. Поэтому для ведения непосредственно боевых действий Ему нужны мы.
Чтобы сражаться на стороне Бога против Сатаны, нам нужно быть постоянными в молитве. Это постоянство необходимо из-за того, что течение всего мира направлено против Бога. Молиться — значит идти против течения, наперекор падшей вселенной. Быть постоянным в молитве — это то же самое, что грести против течения. Если не проявлять постоянства, течение сносит вас вниз по реке. Для того чтобы быть постоянным — и в гребле, и в молитве, — нужно много сил. Вся вселенная находится под влиянием Сатаны и противится Божьей воле. Поэтому в мире существует сильное течение, направленное против Божьей воли. Мы, вставшие на сторону Бога, видим, что вся вселенная против нас и, в особенности, против нашей молитвы.
Многое из того, что мы переживаем день за днём в связи с молитвой, подтверждает, что Сатана всячески противится нашей молитве. Например, именно когда вы подходите в своей молитве к очень важному моменту, может зазвонить телефон. С помощью молитвы вы привели себя в Духа, и вот вы касаетесь небес. И в этот самый момент раздаётся телефонный звонок. Вы поднимаете трубку, и выясняется, что кто-то просто ошибся номером. Это вызывает у вас раздражение, от которого может серьёзно пострадать ваш молящийся дух. Когда мы пытаемся молиться, нам иногда мешают наши дети, звонки в дверь или домашние животные. Наша молитва сталкивается с активным сопротивлением, и поэтому нам, определённо, необходимо быть постоянными в молитве.
Некоторые сёстры утверждают, что у них слишком мало времени, чтобы молиться. Они пытаются придумать себе оправдание и начинают перечислять всё, чем им приходится каждый день заниматься. Но тем же самым сёстрам хватает времени на то, чтобы посплетничать по телефону. Говорить по телефону им очень просто, зато молиться — очень тяжело. Для них молиться — всё равно что взбираться на гору. Это утомительно и отнимает очень много сил. Зато сплетничать они не устают. Эта иллюстрация показывает, что сопротивление молитве идёт не только снаружи, но и изнутри нас. Вот почему нам всем тяжело молиться.
Обет в отношении нашей молитвенной жизни
В свете того факта, что молитва сталкивается с огромным сопротивлением, давайте рассмотрим на очень практическом уровне, каким образом можно быть постоянным в молитве. Прежде чем вы начнёте стараться быть постоянными в молитве, вам нужно заключить сделку с Господом в отношении вашей молитвенной жизни. Помолитесь Ему конкретно и скажите: «Господь, я серьёзно настроен в том, что касается молитвы. Я призываю небо и землю в свидетели, что отныне я буду жить жизнью молитвы. Я не буду человеком, живущим без молитвы. Я буду человеком молящимся». Если вы не помолитесь Господу таким образом, вы не сможете быть постоянными в молитве. Нам нужно сказать Ему: «Господь, я готов на всё ради этого. Я приношу себя Тебе, чтобы я жил молитвенной жизнью. Господь, храни меня в духе молитвы. Если я забуду это или пренебрегу этим, Ты, я знаю, не забудешь. Напоминай мне о молитве снова и снова». Подобную молитву можно считать обетом, данным Господу. Нам всем нужно дать Ему обет в отношении нашей молитвенной жизни. Нам нужно сказать Господу: «Господь, я знаю, что, если я забуду этот обет, Ты его не забудешь. С самого начала, Господь, я хочу чётко передать ответственность Тебе. Господь, не отпускай меня. Напоминай мне, чтобы я молился».
После того как мы заключили подобную сделку с Господом в отношении молитвы, нам нужно выбрать определённое время для молитвы. Например, можно отвести для этого десять минут каждое утро. В это время молитва должна быть для вас важнее всего. Нам нужно рассматривать молитву как наше самое важное дело и не позволять ничему мешать ей. Если у нас не будет такого отношения, мы не сможем добиться успеха в молитвенной жизни. Как бы мы ни были заняты каждый день, мы всегда можем то здесь, то там найти по крайней мере несколько минут для молитвы. Можно немного помолиться утром, потом в полдень, потом после работы; кроме того, можно ещё помолиться вечером. Выбрав определённое время в течение дня, можно отвести для молитвы полчаса времени.
Когда вы соблюдаете выбранное время для молитвы у себя дома, отключите телефон. Это поможет устранить отвлекающие факторы. Время молитвы — это не время для телефонных звонков. Более того, если в дверь стучат, не обращайте внимания. Время, которое вы посвятили Господу для молитвы, должно использоваться только для молитвы и ни для чего другого. В этом вопросе нужны решительность и постоянство.
Чтобы у нас оставалось больше времени на молитву, нужно стараться сэкономить время в течение дня. Например, можно сократить время, которое мы тратим на прихорашивание и разговоры. Ненужные разговоры ослабляют наш молящийся дух, нарушают атмосферу молитвы и поглощают время, которое можно было бы отдать молитве. Битва за молитву идёт постоянно. Наверное, она будет идти до наступления вечности.
То, чем я поделился по поводу молитвы, — это не просто доктрина. Это основано на многолетнем опыте. В том, что касается молитвы, я должен признать, что я часто терпел поражение. Я не хвастаюсь особыми успехами в своей молитвенной жизни. Напротив, я много раз терпел поражение из-за сопротивления врага, из-за отвлекающей обстановки и даже из-за внутренних препятствий. Я твёрдо усвоил, что молитва — это битва, сражение, а раз это битва, мы должны быть в ней постоянными.
Постоянство в молитве приносит много пользы. Молитва заставляет нас обращать разум к тому, что наверху. На самом деле, молитва — это единственный способ заставить наш разум обратиться к тому, что наверху. Когда мы с помощью молитвы заставим свой разум обратиться к тому, что наверху, мы уже не будем молиться о пустяках. Нет, наша молитва будет посвящена небесному ходатайству Христа, Его небесному служению и управлению. Христос ходатайствует за церкви всего мира, и поэтому мы тоже молимся за церкви. Пусть Господь позаботится обо всех наших жизненных мелочах. Мы обязаны прежде всего искать царства Божьего и Божьей праведности. Отец знает, что нам нужно, и Он позаботится о нас и даст нам то, что необходимо.
Когда мы в отведённое для молитвы время обращаем разум к тому, что наверху, мы становимся отражением того служения, которое Христос осуществляет на небесах. Через нашу молитву Христос, Глава, обретает возможность осуществлять Своё управление через Своё Тело. Когда мы молимся, мы — небесные посланники на земле и расширяем Божье царство. Однако когда мы сплетничаем, мы отнюдь не небесные посланники. Только когда мы молимся, мы на деле становимся посланниками небесного царства на земле.
Когда мы молимся, мы входим в святое святых и приближаемся к престолу благодати. В Евр. 4:16 сказано: «Итак, будем приступать смело к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для своевременной помощи». Молитва — это возможность приблизиться к престолу благодати. Приближаясь к престолу благодати, мы получаем милость и благодать для удовлетворения наших текущих потребностей. Когда мы молимся, приближаясь к престолу благодати, милость и благодать становятся рекой, которая течёт в нас и снабжает нас всем необходимым. Какая это награда для нас! Получать поток благодати в молитве на самом деле важнее, чем получать ответ на свои молитвы. Получим мы ответ на свою молитву или нет — это уже второй вопрос. Главное — это то, что благодать рекой течёт от престола и наполняет наше существо.
Когда мы получаем эту реку благодати, наш духовный аккумулятор заряжается небесным электричеством. Небесный ток, божественное электричество — это Триединый Бог как благодать, текущий от престола и перетекающий в нас. То снабжение и наслаждение, которое мы при этом получаем, невыразимы.
Сегодняшние христиане слабы, потому что их духовные аккумуляторы не заряжены. Они слишком мало молятся, и поэтому им не хватает притока от небесной «линии передачи». В течение дня нам нужно снова и снова заряжаться от божественного электротока. Это, несомненно, вознаграждает нас за постоянство в молитве.
Ещё одно полезное свойство молитвы связано с общением с Господом. Все мы любим Господне присутствие и помазание, все мы любим общаться с Ним. Но каким образом можем мы наслаждаться присутствием Господа и общаться с Ним? Единственный способ — это молитва. Когда мы молимся, мы вступаем в общение с Господом и осознаём, что мы действительно один дух с Ним, а Он на самом деле один дух с нами. Чем больше мы молимся, тем больше мы переживаем единение с Господом и тем больше мы можем наслаждаться присутствием Господа и общаться с Ним. Какая прекрасная награда!
Поначалу жить надлежащей молитвенной жизнью всегда нелегко. Но если вы будете заниматься этим достаточно долгое время, вам будет всё легче и легче, потому что вы начнёте осознавать пользу молитвы.
Мы увидели, что для нормальной христианской жизни нужно, чтобы мы обращали разум к тому, что наверху, чтобы новый человек обновлялся, чтобы мир Христов был судьёй внутри нас и чтобы слово Христово обитало в нас. Однако все эти четыре вещи требуют молитвы. Чтобы практически осуществлять и переживать их, нам нужно молиться. Молитва приводит нас в реальность этих четырёх вещей и держит нас в этой реальности.
Призывая нас быть постоянными в молитве, Павел говорит, чтобы мы бодрствовали в ней с благодарением (4:2). Отсюда видно, что, если мы не благодарим Бога за всё, нам недостаёт молитвы. Весь день нам нужно благодарить Бога. Нам нужно быть людьми, которые постоянно благодарят Его. Неужели вы думаете, что, если мы будем постоянно благодарить Господа, братья смогут спорить со своими жёнами? Конечно, нет! Споры между мужем и женой — это признак отсутствия молитвы. Они спорят потому, что им недостаёт молитвы. Отличительный признак молящегося человека — постоянное благодарение. Если вы постоянны в молитве, вы будете всегда благодарить Господа. Это благодарение будет хранить вас в вашей молитвенной жизни.
В 4:2 Павел не говорит, чтобы мы были постоянны в молитве и бодрствовали. Он говорит: «В молитве будьте постоянны, бодрствуя в ней с благодарением». Мы бодрствуем в молитве посредством того, что благодарим. Если мы будем постоянно благодарить Господа, враг не сможет заставить нас отказаться от нашей молитвенной жизни. Мы поддерживаем молитву тем, что бодрствуем в ней с благодарением.
В 4:6 Павел говорит: «Слово ваше пусть будет всегда с благодатью, приправлено солью, чтобы вы знали, как должно вам отвечать каждому». Если мы люди молящиеся, то, с одной стороны, мы будем благодарить Господа, а с другой — наши слова будут с благодатью. Из наших уст будет исходить благодарение Богу и благодать людям. По этому признаку мы узнаём, что мы — молящиеся люди. Если же нашим словам недостаёт благодати, значит, нам не хватает молитвы. Когда мы замечаем недостаток благодати, нам нужно снова помолиться и зарядиться божественным электричеством. Тогда наши уста наполнятся благодатью.
В 4:5 Павел говорит: «Поступайте мудро с внешними, выкупая время». Это одно из следствий постоянства в молитве. Если мы будем молиться не переставая, благодарить Бога и изрекать слова, полные благодати, у нас сами собой появятся мудрость и благоразумие и мы научимся выкупать время. В нашей повседневной жизни время не будет тратиться впустую. Если мы будем полны благодарением Богу и благодатью людям, у нас будет мудрость, которая позволит нам поступать так, чтобы прославлять Бога и назидать других. Тогда наше время будет выкуплено.
По поводу постоянства в молитве я хотел бы ещё раз сказать, что мы должны быть готовы заключить сделку с Господом и даже дать Ему обет в том, что мы будем молящимися людьми. Если все святые во всех церквях заключат такую сделку с Господом, это очень обогатит и возвысит восстановление. Кроме того, святые будут наслаждаться Господом, Его присутствием и Его помазанием — как мгновенным, так и постоянным. Целый день они будут наслаждаться улыбкой на лице Господа. Когда мы с постоянством пребываем в молитве, живая личность Христа становится нашим переживанием и наслаждением.